Реферат: Налогообложение импортных операций
Таможенный тариф 1994
года предусматривал ставки импортных пошлин на товары, происходящие из
развивающихся стран - пользователей временной схемой преференций РФ,
уменьшенные в два раза по сравнению с базовыми. В последующих
тарифах эта ставка уменьшена только на 25% по сравнению с базовой.
В таможенном тарифе
1998 года произошло снижение ставок таможенных пошлин в отдельных
группах, логику которого понять довольно трудно. Пошлины на оружие и
боеприпасы, их части и принадлежности снижены со 100% до 30%. Кроме
того, снизились с 50% до 30% таможенные пошлины на жемчуг природный
или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные
металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из
них; бижутерия; монеты, что тоже достаточно сложно объяснить, принимая
во внимание экономическую ситуацию в России.
По уровню ставок и
динамике таможенных пошлин товары можно разделить на три группы:
1) 1-я группа
товаров, ввоз которых осуществляется, как обычно, без обложения
импортными таможенными пошлинами. К ним относятся такие товары, как
племенной скот, семенной картофель и семена растений, хлопковое волокно
и отходы хлопка, печатная продукция и свинец рафинированный,
инвалидные коляски, части и оборудование к ним, некоторые другие
товары;
2) 2-я группа -
товары производственного назначения с относительно низким (5-20%) и
постоянным уровнем таможенных пошлин;
3) 3-я группа -
товары народного потребления с высокими (15-30%) и постоянно увеличивающимися
таможенными пошлинами. Большая часть этих товаров облагается
комбинированными таможенными пошлинами с исчислением и в процентах от
таможенной стоимости, и в ЭКЮ за единицу товара или веса (объема),
при этом после исчисления взимается та сумма пошлин, которая будет
выше. В результате, сумма таможенной пошлины часто превышает 30% от
таможенной стоимости ввозимого товара.
Однако существуют
пределы, которые не позволят бесконечно использовать этот источник
поступления денег в бюджет. Самый главный предел - это низкий
платежеспособный спрос населения, которое просто перестанет покупать
импортные товары по высоким ценам (в частности, цены на кофе выросли
в два раза после введения десяти процентной пошлины). Существует
элементарная экономическая закономерность: увеличение таможенных пошлин
- рост цен на импортные товары - снижение поступлений от импортных
пошлин в бюджет, которые дают более 25% его доходной части вместе с
другими поступлениями от ГТК. И наоборот, снижение пошлин увеличивает
поступления в бюджет.
Другим пределом
являются низкие таможенные пошлины в рамках Всемирной торговой
организации (ВТО), переговоры о вступлении в которую ведет Российская
Федерация. Страны, входящие в ВТО, облагают низкими таможенными
пошлинами товары, ввозимые на их территорию другими странами -
участницами этой организации. Поэтому Правительству РФ следует сделать
выбор: либо снижать импортные таможенные пошлины, либо прекращать
переговоры о вступлении в ВТО.
Динамика таможенных
пошлин по отдельным товарам и товарным группам за 1995 - 1998 годы
показывает:
*
значительно
выросли пошлины на пищевые продукты, причем вне зависимости от того,
производятся ли в нашей стране данные продукты питания или не
производятся в силу особенностей природно-климатических условий;
*
резко
контрастируют высокие ставки таможенных пошлин на товары длительного
пользования для населения: 20% - на стиральные и посудомоечные машины,
25% - на швейные бытовые машины, 30% - на холодильники и морозильники;
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что на сегодняшний день таможенный тариф
преследует главным образом фискальные цели. Все товары личного или
семейного потребления облагаются высокими и все возрастающими
таможенными пошлинами, а все товары производственного назначения -
низкими.
Эта тенденция вполне
бы соответствовала общемировой практике, когда для защиты национальной
экономики самыми высокими пошлинами облагаются готовые изделия, более
низкими - полуфабрикаты и комплектующие и самыми низкими - сырье и
топливо и те продовольственные товары, которые не производятся в
данной стране из-за природно-климатических условий, если бы не
общеэкономическая кризисная ситуация в стране. Сейчас, когда рынок
насыщен и перенасыщен во многом благодаря неуправляемому импорту
товаров, в том числе длительного пользования, а платежеспособный спрос
населения так низок, что не продается не только отечественная, но
импортная продукция и величина таможенных пошлин не имеет особенно
большого значения для большинства населения, если они не касаются
непосредственно импортных продуктов питания, введение повышенных
импортных таможенных пошлин было бы вполне оправдано, если бы за
годы реформирования отечественная промышленность перестроилась и стала
бы производить конкурентоспособную продукцию. Однако на сегодняшний
день этого не произошло. Практически ничем не ограниченный ввоз
иностранных бытовых товаров длительного пользования буквально загнал в
угол наши отечественные предприятия, производящие аналогичную продукцию
и без того более низкого качества, чем это требуется на мировом
рынке. Это произошло во многом благодаря фирменной марке известных
европейских, американских и японских фирм и относительно низким
издержкам производства ( сборка большей частью в странах Юго-Восточной
Азии и в Китае с дешевой рабочей силой).
От государства в
сложившихся условиях требуется принятие кардинальных мер: если оно
действительно хочет изменить ситуацию, в которой импорт грозит
подорвать отечественную промышленность, так как ее продукция не находит
сбыта, то следует использовать меры нетарифного вмешательства (
например, количественные ограничения на ввоз определенных товаров,
аналоги которых производятся в Российской Федерации ). Это необходимо,
так как увеличение ставок пошлин в этих условиях не даст ничего,
кроме роста цен. При этом импортные товары останутся
конкурентоспособными: повышение ставки пошлины будет компенсироваться
снижением издержек, может быть, и за счет более низкого качества
продукции. Кроме того, если в Ôåäåðàëüíîì
çàêîíå îò 13
îêòÿáðÿ 1995 ã. N
157-ÔÇ "Î
ãîñóäàðñòâåííîì
ðåãóëèðîâàíèè
âíåøíåòîðãîâîé
äåÿòåëüíîñòè”
ãîâîðèòñÿ î
òîì, ÷òî
èìïîðòíûå
òàìîæåííûå
ïîøëèíû
óñòàíàâëèâàþòñÿ
â öåëÿõ
ðåãóëèðîâàíèÿ
îïåðàöèé ïî
èìïîðòó, â
òîì ÷èñëå
äëÿ çàùèòû
âíóòðåííåãî
ðûíêà
Ðîññèéñêîé
Ôåäåðàöèè è
ñòèìóëèðîâàíèÿ
ïðîãðåññèâíûõ
ñòðóêòóðíûõ
èçìåíåíèé â
ýêîíîìèêå
Ðîññèéñêîé
Ôåäåðàöèè,
òî áûëî áû
öåëåñîîáðàçíûì
èñïîëüçîâàòü
ïîñòóïëåíèÿ
îò
òàìîæåííûõ
ïîøëèí
èìåííî íà
òó öåëü,
êîòîðàÿ
ïðîâîçãëàøàåòñÿ
â Çàêîíå: ñòèìóëèðîâàíèå
ïðîãðåññèâíûõ
ñòðóêòóðíûõ
èçìåíåíèé
â ýêîíîìèêå.
Ýòî âîçìîæíî
ñäåëàòü
ïóòåì
öåëåíàïðàâëåííîãî
ðàñõîäîâàíèÿ
ñðåäñòâ,
ïîñòóïàåìûõ
çà ñ÷åò ââîçà
òîâàðîâ è
àêêìóëèðóåìûõ
â ãîñóäàðñòâåííîì
áþäæåòå.
Òàêèì
îáðàçîì, â
çàêëþ÷åíèå
äàííîé
ãëàâû
õîòåëîñü áû
îòìåòèòü,
÷òî
ñèòóàöèÿ ñ
èìïîðòîì
òîâàðîâ,
ñëîæèâøàÿñÿ
íà
ñåãîäíÿøíèé
äåíü â
Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè,
òðåáóåò îò
ãîñóäàðñòâà
áåçîòëàãàòåëüíîãî
âìåøàòåëüñòâà.
Áîëüøóþ ðîëü
â ýòîì
äîëæíà
ñûãðàòü
ïðîäóìàííàÿ
íàëîãîâàÿ
ïîëèòèêà,
êîòîðàÿ áû
ñîçäàëà
áëàãîïðèÿòíûå
óñëîâèÿ äëÿ
ðàçâèòèÿ
îòå÷åñòâåííîãî
òîâàðîïðîèçâîäèòåëÿ.
Â
çàêëþ÷åíèè
õîòåëîñü áû
åùå ðàç
ñôîðìóëèðîâàòü
îñíîâíûå
âûâîäû,
ñäåëàííûå â
ðàáîòå.
Èòàê,
íà
ñåãîäíÿøíèé
äåíü в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике страны,
происходят глубокие изменения. От государства в данной ситуации
требуется создание таких условий функционирования, которые бы
способствовали реализации целей внешнеэкономической политики страны.
Немаловажную роль здесь должна сыграть грамотно построенная система
налогообложения импорта товаров.
Основным инструментом
налогообложения импорта товаров в Российской Федерации является
таможенная пошлина, которая, по сути, представляет собой косвенный
налог, взимаемый государством с товаров, провозимых через национальную
таможенную границу. Основное значение, возложенное государством на
этот налог, - регулирование ввоза товаров, в том числе для защиты
внутреннего рынка Российской Федерации, и
ñòèìóëèðîâàíèå
ïðîãðåññèâíûõ
ñòðóêòóðíûõ
èçìåíåíèé â
ýêîíîìèêå. В Российской Федерации таможенные
пошлины уплачиваются в соответствии с установленными ставками,
тарифными льготами и преференциями, изменяемыми и отменяемыми в
соответствии с Законом “О таможенном тарифе”. В данном законе
сформулированы основные принципы таможенно-тарифного регулирования в
Российской Федерации. Закон прелполагает дифференциацию ставок импортных
таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров, степени
обработки изделий. Кроме того, разрешается введение специальных,
антидемпинговых и компенсационных пошлин для защиты национальных
экономических интересов.
Характерной чертой
российской системы налогообложения импорта товаров является
существование “внешних” налогов, начисляемых и взимаемых при ввозе
товаров. К таким налогам относятся акцизы и налог на добавленную
стоимость. Данные косвенные налоги, наряду с фискальной, призваны
выполнять и протекционистские задачи, например ставки акцизов по
подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, должны устанавливаться
с учетом обеспечения защиты отечественных производителя и потребителя
и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров. То же самое
можно сказать и о налоге на добавленную стоимость.
На сегодняшний день
перспективы налогообложения импорта товаров определяются главным
образом динамикой импортных таможенных пошлин, поскольку они являются
более гибким инструментом, нежели налог на добавленную стоимость и
акцизы, и по своему экономическому назначению призваны выполнять
роль регулятора внешней торговли.
Динамика уровня
таможенных пошлин свидетельствует о том, что их ставки не только не
уменьшились, но и значительно возросли. Можно сказать, на сегодняшний
день таможенный тариф преследует главным образом фискальные цели.
Однако существуют пределы, которые не позволят бесконечно использовать
этот источник поступления денег в бюджет. Самый главный предел - это
низкий платежеспособный спрос населения, которое просто перестанет
покупать импортные товары по высоким ценам. Кроме того, ситуация
сложилась таким образом, что практически ничем не ограниченный ввоз
иностранных товаров в течение нескольких лет буквально поставил на
колени наши отечественные предприятия. В этих условиях увеличение
ставок пошлин не даст ничего, кроме роста цен, так как из-за низких
издержек производства импортные товары все равно останутся более
конкурентоспособными, нежели отечественные.
От государства на
сегодняшний день требуется принятие кардинальных мер: если оно
действительно хочет изменить ситуацию, в которой импорт грозит
подорвать отечественную промышленность, то следует использовать меры
нетарифного вмешательства ( например, количественные ограничения на ввоз
определенных товаров, аналоги которых производятся в Российской
Федерации ).
Êðîìå òîãî,
âîçìîæíûì
âàðèàíòîì
áûëî áû öåëåíàïðàâëåííîå
ðàñõîäîâàíèÿ
ñðåäñòâ, ïîñòóïàåìûõ
çà ñ÷åò
ââîçà
òîâàðîâ, íà öåëè
ñòèìóëèðîâàíèÿ
ïðîãðåññèâíûõ
ñòðóêòóðíûõ
èçìåíåíèé
â ýêîíîìèêå.
1.
Таможенный
кодекс РФ;
2.
Закон РФ
“Об основах налоговой системы в Российской Федерации” №2128-1 от 27.
12.91 года;
3.
Ôåäåðàëüíûé
çàêîí ã. "Î
ãîñóäàðñòâåííîì
ðåãóëèðîâàíèè
âíåøíåòîðãîâîé
äåÿòåëüíîñòè”
¹ 157-ÔÇ îò 13
îêòÿáðÿ 1995;
4.
Закон РФ “О
таможенном тарифе”, №5003-1 от 21. 05. 93;
5. Закон РФ “О налоге на
добавленную стоимость” № 1992-1 от 06. 12. 91 года;
6. Федеральный закон “О внесении
изменений в Закон РФ “Об акцизах” №23-ФЗ от 7 марта 1996 года ñ
èçìåíåíèÿìè
îò 10 ÿíâàðÿ 1997 ã., 14
ôåâðàëÿ 1998 ã;
7. Инструкция ГНС “О порядке
исчисления и уплаты НДС” №39 от 11. 10. 95 года;
8.
Совместная Èíñòðóêöèÿ
ÃÒÊ ÐÔ è
Ãîñíàëîãñëóæáû
ÐÔ "Î ïîðÿäêå
ïðèìåíåíèÿ
íàëîãà íà
äîáàâëåííóþ
ñòîèìîñòü è
àêöèçîâ â
îòíîøåíèè
òîâàðîâ,
ââîçèìûõ íà
òåððèòîðèþ
Ðîññèéñêîé
Ôåäåðàöèè è
âûâîçèìûõ ñ
òåððèòîðèè
Ðîññèéñêîé
Ôåäåðàöèè" NN
01-20/741, 16, îò 30 ÿíâàðÿ 1993
ã;
9. Приказ ГТК РФ “О применении НДС при
ввозе товаров на территорию Российской Федерации” № 478 от 06. 08. 97
года;
10.Постановление Правительства РФ “О
введении на территории РФ марок акцизного сбора” №319 от 14. 04. 94 года
(с последующими изменениями и дополнениями);
11.Постановление Правительства РФ “Об
отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и
дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в Федеральный
бюджет”. №479 от 1 апреля 1996 года;
12.Указ Президента РФ “О взимании
акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при
ввозе на таможенную территорию Российской Федерации” №64 от 18 января
1996 года;
13. Постановление Верховного Совета
РФ “О введении в действие Закона РФ “О таможенном тарифе” № 5343-1от
7 июля 1993 года;
14.Постановление Правительства РФ “Об
утверждении Положения о Комиссии РФ по защитным мерам во внешней
торговле и таможенно-тарифной политике и ее состава” №890 от 17 июля
1997 года;
15.“Все пошлины, сборы, платежи и
налоги на таможне”, под ред. Карпова В., М: 1998;
16.Диденко Н. “Основы
внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации”, Спб, 1998;
17.Жуков В. “Ужесточение обложения
НДС импортных операций”, “Международный бизнес России”, №2-3, 1997;
18.Козырин А. “Акцизы в системе
таможенных платежей”, “Финансы”, №1, 1998;
19.Козырин А. “Правовое
регулирование таможенных платежей”, “Бухгалтерский учет”, №2, 3, 1998;
20.Никонов А. “НДС и акцизы во
внешнеэкономической деятельности”, “Налоги”, выпуск 1, 1996;
21.Никонов А. “Порядок исчисления и
уплаты акцизов во внешнеэкономической деятельности”, “Налоги”, выпуск
1, 1999;
22.Стрельник В. “Таможенно-тарифное
регулирование внешней торговли в Российской Федерации”,
“Внешнеэкономический бюллетень”, №12 1998, №1 1999;
Товар, производимый в странах,
не входящих в СНГ и ввозимый из них |
|
Товар, производимый в странах,
не входящих в СНГ, и ввозимый с территории стран-участниц СНГ |
|
Товар, производимый в странах,
не входящих в СНГ, и ввозимый с территории государств - участников
Таможенного союза |
маркируется марками акцизного
сбора |
Товар, производимый и ввозимый
из стран, входящих в СНГ |
|
Товар, производимый в странах,
входящих в СНГ, и ввозимый из других стран |
маркируется специальными марками |
|