Реферат: Налогообложение импортных операций
Комиссия является
органом, осуществляющим подготовку предложений для Правительства РФ в
области тарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную
территорию РФ и вывоза товаров с этой территории, а также
предложений о введении в соответствии с действующим законодательством
на территории РФ мер по защите внутреннего рынка и ответных мер в
области внешнеторговой деятельности на дискриминационные меры других
государств. Кроме подготовки предложений о необходимости введения на
территории РФ защитных мер, в основные задачи Комиссии также входит
и анализ влияния введенных защитных мер на состояние соответствующих
товарных рынков, в том числе конкуренции на них.
Таким образом, таможенные пошлины являются
основным инструментом налогообложения импорта товаров на территории
Российской Федерации, призванным осуществлять регулирование ввоза с
целью защиты внутреннего рынка от иностранных производителей.
Спецификой российской
системы налогообложения импорта товаров является существование “внешних”
налогов, начисляемых и взимаемых при ввозе товаров. К таким налогам
относятся акцизы и налог на добавленную стоимость. Рассмотрим
проявление фискальной и регулирующей функций данных налогов.
В отношении акцизов,
êîòîðûå
ïðåäñòàâëÿþò
ñîáîé
êîñâåííûå
íàëîãè,
âêëþ÷àåìûå
â öåíó òîâàðà
(ïðîäóêöèè), намечается тенденция к
увеличению их фискального значения, а значит, и их доли в общем
объеме таможенных платежей. Причин этому можно назвать несколько.
Во-первых, это курс
на скорейшее вступление в ГАТТ/ВТО. Опыт западных государств
свидетельствует о значительном возрастании роли акцизов вследствие
присоединения к Генеральному соглашению, предусматривающему регулирование
ставок импортной таможенной пошлины на основе достигнутых
многосторонних договоренностей в рамках ГАТТ. В этих условиях,
государство, не имея возможности установить импортную таможенную
пошлину выше определенного уровня, для защиты национальной экономики вынуждено
искать другие инструменты регулирования импорта. Таким инструментом
зачастую становятся акцизы, которые в данном случае выполняют
регулирующую функцию. Доля акцизов в регулировании импорта
увеличивается, и, как следствие, увеличивается и их фискальное
значение.
Во-вторых, ожидаемое
изменение “фискального рейтинга” акцизов связано с целым комплексом
мер, направленных на повышение собираемости этого вида косвенных
налогов, на борьбу с контрабандой подакцизных товаров и их незаконным
перемещением через российскую таможенную границу.
К сожалению, на
сегодняшний день правоохранительная статистика свидетельствует об
устойчивой тенденции к росту стоимостных товаров, импортируемых в
Россию с нарушениями таможенных правил. Причиной этому являются не
только очень высокие ставки импортных акцизов. Таможенное
законодательство включает акциз наряду с ввозной пошлиной в состав
налогооблагаемой базы для расчета НДС с подакцизных товаров. В
результате этого происходит значительное увеличение общей суммы
подлежащих уплате таможенных платежей. С одной стороны, такой порядок
способствует выполнению и даже порой перевыполнению фискальных заданий,
стоящих перед таможенными органами, а с другой - делает внешнеторговую
операцию с подакцизным товаром невыгодной для коммерсанта, а сам
товар из-за высокой продажной цены - неконкурентоспособным. Как
следствие, увеличивается число правонарушений, беспрецедентных по
размерем уклонения от уплаты импортных налогов. В результате возрастает
и ущерб, наносимый государству отдельно взятыми правонарушителями.
Наряду с фискальной,
акциз как вид косвенного налога призван выполнять и протекционистские
задачи, то есть ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на
территорию РФ, должны устанавливаться с учетом обеспечения защиты
отечественных производителя и потребителя и сохранения
конкурентоспособности отечественных товаров. Пример использования акцизов
в протекционистских целях можно найти в Указе Президента РФ от 18
января 1996 года №64 “О взимании акцизов с подакцизных товаров,
происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию
Российской Федерации”. После отмены на Украине акцизов с подакцизных
товаров, происходящих с ее территории, при их ввозе в Россию
сложилась такая ситуация, когда украинский товар, поступая на
российский рынок, становится в ценовом отношении более
конкурентоспособным, чем его российский аналог, поскольку последний
облагается акцизом. Изменить ее можно было только через обложение
украинских товаров при их ввозе на российскую территорию акцизом по
действующим ставкам импортных акцизов. Здесь хотелось бы отметить, что
мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с
импортируемой продукции по ставкам превышающим те, которыми облагаются
аналогичные товары местного производства.
Таким образом, наряду
с фискальной, акцизы при ввозе товаров на территорию Российской
Федерации призваны выполнять и регулирующую функцию. К сожалению, на
сегодняшний день основное значение имеет все-таки фискальная функция
данного налога.
Налог на добавленную
стоимость (НДС)
является одним из самых распространенных косвенных налогов во многих
странах с рыночной экономикой. В нашей стране НДС по ввозимым
товарам, помимо фискальной функции, призван выполнять и регулирующую
функцию, которая состоит в том, чтобы создать равные условия для
отечественных и импортных товаров - условия “здоровой” конкуренции. Кроме
того, регулирующее значение налога на добавленную стоимость, взимаемого
при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, реализуется
посредством предоставления льгот по уплате НДС по тем или иным
категориям товаров. В качестве примера можно привести льготу по
ввозимому хлопку- волокну, которая была установлена Федеральным законом
от 22 мая 1996 года №45-ФЗ. Ни для кого не секрет, что
хлопок-волокно является одним из основных видов сырья для отечественной
легкой промышленности. Тяжелый экономический кризис, спад производства,
который особенно коснулся данной отрасли после распада Советского
Союза, большей частью обусловлен утратой источников сырья для
производства продукции. Поэтому для стабилизации ситуации налог на
добавленную стоимость по импортируемому хлопку-волокну не должен
уплачиваться независимо от того, является ли страна его происхождения
членом СНГ или нет.
Таким образом, подводя
итоги данной главы, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что на
сегодняшний день основным инструментом регулирования импорта товаров в
Российской Федерации остаются таможенные пошлины, хотя в последнее
время и роль других налоговых инструментов - акцизов и налога на
добавленную стоимость - возрастает.
Глава 2: НДС и другие налоги при осуществлении импортных операций.
Импортная таможенная
пошлина
представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами
Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию
Российской Федерации и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза.
Плательщиками таможенной пошлины являются либо
непосредственно декларанты (лица, перемещающие через таможенную границу
товары и (или) заявляющие, представляющие и предъявляющие товары для
целей таможенного оформления) либо иные лица, ответственные за уплату
таможенных пошлин. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить
таможенную пошлину, за исключением случаев, предусмотренных таможенным
законодательством. Лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин,
несет ответственность перед таможенными органами за правильное
исчисление и своевременную уплату таможенных пошлин. В случая неуплаты
таможенных платежей в установленные сроки и установленном порядке
суммы причитающихся пошлин взыскиваются таможенными органами с лиц,
ответственных за их уплату.
Îáúåêòîì
îáëîæåíèÿ äëÿ
èñ÷èñëåíèÿ
òàìîæåííîé
ïîøëèíû ïî
ââîçèìûì íà
òåððèòîðèþ
Ðîññèéñêîé
Ôåäåðàöèè
òîâàðàì,
ÿâëÿåòñÿ
òàìîæåííàÿ
ñòîèìîñòü
òîâàðà,
îïðåäåëÿåìàÿ
ïî ïðàâèëàì,
êîòîðûå óñòàíîâëåíû
â Çàêîíå ÐÔ “Î
òàìîæåííîì
òàðèôå”
(ðàçäåëû 3, 4). Ïðè
îòñóòñòâèè
äàííûõ,
ïîäòâåðæäàþùèõ
ïðàâèëüíîñòü
îïðåäåëåíèÿ
çàÿâëåííîé
äåêëàðàíòîì
òàìîæåííîé
ñòîèìîñòè,
ëèáî ïðè
íàëè÷èè
îñíîâàíèé
ïîëàãàòü,
÷òî
ïðåäñòàâëåííûå
äåêëàðàíòîì
ñâåäåíèÿ íå
ÿâëÿþòñÿ
äîñòîâåðíûìè
è (èëè)
äîñòàòî÷íûìè,
òàìîæåííûé
îðãàí âïðàâå
ñàìîñòîÿòåëüíî
îïðåäåëèòü
òàìîæåííóþ
ñòîèìîñòü
äåêëàðèðóåìîãî
òîâàðà (ðàçäåë
2, ñò 16). Êðîìå
òîãî, ïðè
óñòàíîâëåíèè
ñïåöèôè÷åñêèõ
ñòàâîê
òàìîæåííûõ
ïîøëèí îáúåêòîì
íàëîãîîáëîæåíèÿ
ÿâëÿåòñÿ
îáúåì
ââîçèìûõ
òîâàðîâ â
íàòóðàëüíîì
âûðàæåíèè.
В соответствии с
Законом РФ “О таможенном тарифе” определение таможенной стоимости
товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем
применения следующих методов:
*
по цене сделки
с ввозимыми товарами;
*
по цене сделки
с идентичными товарами;
*
по цене сделки
с однородными товарами;
*
вычитания
стоимости;
*
сложения
стоимости;
*
резервного
метода.
При этом основным
методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки
с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может
быть использован, применяется последовательно каждый из
вышеперечисленных методов, причем каждый последующий метод применяется,
если таможенная стоимость не может быть определена путем использования
предыдущего метода. Исключение составляют только методы вычитания и
сложения стоимости, которые могут применяться в любой
последовательности.
Данные методы
разработаны на основе правил ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам
и торговле - международное соглашение, устанавливающее принципы
взаимоотношений стран-участниц соглашения в торговле и торговой
политике) и поэтому представляют собой единообразную оценку таможенной
стоимости товара, сложившуюся на мировом рынке.
В Российской Федерации
применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки импортных
таможенных пошлин.
В случае применения адвалорной
ставки, установленной в процентах от таможенной стоимости товара,
величина таможенной пошлины определяется путем умножения ставки
таможенной пошлины на таможенную стоимость товара.
Пример: пусть декларируется
искусственный мех на сумму 10 000$, ввезенный из Франции, с которой
Россия имеет режим наиболее благоприятствуемой нации. Ставка ввозной
таможенной пошлины составляет 5% от таможенной стоимости товара. В
этом случае величина пошлины будет равна: 5% * 10 000$ = 500$. При
курсе рубля и доллара 1$=25 рублей получим величину таможенной
пошлины в рублях: 500$*25 руб = 12 500 руб.
В случае применения специфических
ставок, установленных в ЭКЮ за единицу товара, величина
таможенной пошлины определяется путем умножения ставки таможенной пошлины
на количество ввезенного товара с учетом курса ЭКЮ.
Пример: пусть декларируются ввезенные
из ЮАР, с которой Россия не имеет режима наиболее благоприятствуемой
нации, 100 кг шоколада. Базовая ставка импортной таможенной пошлины -
0,6 ЭКЮ за 1 кг. Величина таможенной пошлины будет равна: 0,6 ЭКЮ * 2
* 100 кг = 120 ЭКЮ. При курсе рубля и ЭКЮ 1 ЭКЮ = 26 рублей получим
величину таможенной пошлины в рублях: 120 ЭКЮ * 26 руб = 3 120 рублей.
Наконец, в случае
применения комбинированных ставок, установленных в
процентах от таможенной стоимости товара и в ЭКЮ за единицу товара,
величина таможенной пошлины исчисляется в три этапа. Сначала
исчисляется размер ввозной таможенной пошлины по ставке в ЭКЮ за
единицу товара, затем исчисляется размер этой пошлины по ставке в
процентах к таможенной стоимости, затем полученные величины
сравниваются и оплате подлежит наибольшая величина полученной таможенной
пошлины.
Пример: пусть декларируются ввезенные
из Японии, с которой Россия имеет режим наиболее благоприятствуемой
нации, 100 цветных телевизоров с размером экрана более 72 см по
цене 500 $ за штуку. Ставка таможенной пошлины - 30%, но не менее
125 ЭКЮ за 1 штуку. Величина таможенной пошлины по ставке в ЭКЮ за
единицу товара будет равна: 125 ЭКЮ * 100 штук = 12 500 ЭКЮ; 12 500 ЭКЮ *
26 рублей = 325 000 рублей. Величина таможенной пошлины по ставке в процентах
к таможенной стоимости 100 телевизоров будет равна: 30% * 100 штук *
500$ = 15 000$; 15 000$ * 25 000 руб = 375 000 рублей. Сравнивая первую
величину таможенной пошлины со второй, можно увидеть, что вторая
величина больше, следовательно, в данном случае для расчета величины
таможенной пошлины необходимо использовать адвалорную составляющую
комбинированной ставки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|