Реферат: Московское метро
Сейчас
Сокольническая линия насчитывает 18 действующих станций. Участки “Университет” - “Фрунзенская” за исключением Метромоста и “Охотный
ряд” - ”Красные ворота”
глубокого заложения. Остальные участки - мелкого заложения с выходом на мост
через реку Яузу на участке “Сокольники”
- “Черкизовская”. Предусмотрено строительство
продолжения линии от станции “Юго-Западная” вдоль проспекта Вернадского до Ленинского проспекта, а
также от станции “Черкизовская” до
станции “Щелковская” Арбатско-Покровской
линии.
Замоскворецкая
линия
Прежние названия: Сокол-Автозаводская,
Горьковско-Замоскворецкая линия.
Замоскворецкая
линия соединяет северный и южный районы столицы. Это самая длинная и одна из
самых загруженных линий Московского метрополитена. Участок “Сокол” - “Театральная” был
открыт в 1938 году. Позднее в 1943 году был сдан в эксплуатацию участок “Театральная” - “Автозаводская”. Он строился в военное время.
Станция “Речной вокзал” была
открыта в 1964 году. Выходы на обе стороны улицы Фестивальная вблизи Северного
речного вокзала сооружены из стекла и железобетонных элементов. Станция
сооружена по типовому проекту. Колонны станционного зала облицованы коричневым
мрамором, стены - светло-голубой и белой плиткой. Пол выложен серым гранитом.
Станция “Водный стадион” была
открыта в 1964 году. Вестибюли из стекла и желозобетонных элементов расположены
на Ленинградском шоссе, вблизи пересечения его с Головинским шоссе. Станция
сооружена по типовому проекту. В оформлении станционного зала использованы
серый мрамор, керамическая плитка. Пол выложен гранитными плитами.
Станция “Войковская” .
Открыта в 1964 году. Выходы из стекла и железобетонных конструкций расположены
по обе стороны Ленинградского шоссе: вблизи Чугунолитейного завода им. П. Л.
Войкова, к улице Зои и Александра Космо-демьянских и к платформе
"Ленинградская" Рижского направления Московоской железной дороги.
Станция сооружена по типовому проекту
Станция “Сокол” была открыта в 1938 году. Она отличается
от станций первой очереди своим неординарным дизайном. Своды посадочного зала опираются
на боковые стены и колонны, проходящие по центру зала. Кверху колонны
расширяются, образуя купола-своды с нишами. В карнизах куполов скрыты
светильники. Пол выложен плитами красного и серого гранита. В облицовке станции
применены мрамор и агамзалинский оникс из Армении. До Великой Отечественной
Войны около станции метро был рабочий поселок Сокол. Деревянные домишки были
единственными постройками. В послевоенные годы здесь развернулось большое
строительство. Вдоль улиц поднялись многоэтажные жилые дома и различные
административные здания.
На станции “Аэропорт” ведущим мотивом в архитектурном
оформлении является тема “авиация”.
Отличительная особенность посадочного
зала этой станции – отсутствие колонн и пилонов. Весь зал представляет собой
единый свод. Цветные полосы мраморных стен переходят на своде в рельефные
линии, перекрывающиеся среди ажурных светильников. В облицовке станции применен
уральский мрамор, пол выложен гранитными плитами. Станция имеет два выхода на
Ленинградский проспект – основную магистраль этого района. Недалеко от метро
расположен Московский автомобильно-дорожный институт. Рядом находится
аэровокзал, с которого автобусы-экспрессы доставляют пассажиров в аэропорты
Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково и др. Станция была открыта в 1938
году.
Станция “Динамо” находится рядом со стадионом “Динамо”,
открытым в августе 1928 года к первой Всесоюзной спартакиаде народов СССР. Все
важнейшие городские и международные встречи спортсменов происходили на этом
стадионе. Станцию открыли в 1938 году. Пилоны, на которых держится свод
станции, облицованы красным тогийским мрамором. Путевые стены украшены
узорчатыми панно из оникса, белого и серого мрамора. Пол выложен гранитными
плитами. Над пилонами размещаются 30 фарфоровых медальонов с изображениями
спортсменов. При облицовке вестибюлей станции применен светлый узбекский мрамор
“газган”.
Свод зала
станции “Белорусская” (1938 год) поддерживают мощные
пилоны, облицованные темно-розовым мрамором и украшенные в верхней части лепкой.
Пол выложен плитами черного и серого гранита. Боковые части зала освещаются
круглыми люстрами, средняя – дополнительно бронзовыми торшерами, которые
помещены в ниши, облицованные офикальцитом. Путевые стены покрыты глазурованной
плиткой голубого цвета, внизу проходит полоса черного мрамора. Станция имеет
выход к Белорусскому вокзалу, построенному в 1870 году. Площадь Белорусского
вокзала памятна революционными событиями.
Конструкция подземного зала станции “Маяковская” (1938 год) уникальна.
Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими металлическими колоннами,
покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту
человеческого роста выложены пластинками уральского камня “орлец”. Для
отделки станции применены светло-серый мрамор “уфалей”,
садахлинский и шрошинский мрамор из Грузии. В Свод посадочного зала встроены
плафоны, в которых размещены мозаичные панно из смальты. Они выполнены по
эскизам художника А. Дейнеки. Пол устлан плитами белого мрамора, расчерченного
на прямоугольники полосками розового и серого гранита. Макет станции
экспонировался на международной выставке в Нью-Йорке в 1938 году и был удостоен
“Гран при”.
С 22 июня 1941 года
метрополитен и, в частности, станция “Маяковская” стали
работать в двух режимах: как транспортное предприятие и как убежище населения
во время воздушных тревог.
Станция “Тверская” была
открыта в 1979 году. Прежнее название: «Горьковская». Выход - по общему со
станцией "Пушкинская" вестибюлю в здании издетельства
"Известия" и по подземному переходу на Тверскую улицу. В центре зала
- две лестницы, ведущие в переходы на станции "Пушкинская" и
"Чеховская". В облицовке стен использован светлый мрамор. Пол выложен
красным гранитом. Художественное оформление станционного зала выполнено по мотивам
произведений М. Горького (автор В. М. Клыков). В торце зала расположена
скульптурная группа с Горьким в центре.
Станция “Театральная” была открыта в 1938 году. Прежнее
название "Площадь Свердлова". Оформление станции посвящено теме театрального искусства.
Свод держится на мощных пилонах, облицованных светлым мрамором. Круглые
мраморные столбы с каннелюрами на углах пилонов, хрустальные светильники в
бронзовой оправе придают центральной части зала торжественный вид. Свод
украшают барельефы из глазурованного фарфора (скульптор Н. Данько). Их тема –
искусство.
В архитектурном оформлении станции “Новокузнецкая” (1943 год) нашла
яркое воплощение тема творческой силы и мощи русского народа, его замечательных
побед на фронте и в тылу в дни Великой Отечественной войны. Периметр
эскалаторной рамки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н.
Томского. В центре ее – щит в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков. На
щите надпись: “Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны”. Потолочный
фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Семь
смальтовых панно рассказывают о труде русских людей в тылу. Панно были
изготовлены в Ленинграде в дни блокады художником В. Фроловым и после его
гибели вывезены из осажденного города моряками Ладожской флотилии. Свод зала
держат мощные пилоны, представляющие собой блоки из целых кусков мрамора.
Между ними установлены мраморные скамьи для пассажиров. Для освещения применены
бронзовые торшеры.
Станция “Павелецкая” (1943 год) находится в районе
Павелецкого вокзала. Свод посадочного зала держится на колоннах, которые
облицованы белым мрамором. Расширяясь кверху, они образуют арки,
предназначенные для прохода из боковых частей зала в центральную. Зал украшен
бронзовыми медальонами и лепным орнаментом. Светильники встроены в купола на
своде. Пол выложен серо-розовым гранитом. Тема оформления станции – славная
история вооруженных сил Российского государства.
Художественное оформление станции “Автозаводская” (1943 год) посвящено
теме защиты Родины и героического труда людей в годы Великой Отечественной
войны. Отделка посадочного зала выполнена в простых и строгих тонах. Путевые
стены украшают восемь мозаичных панно. Для облицовки применен алтайский,
уральский и узбекский мрамор. Потолок поддерживается высокими квадратными
колоннами, отделанными желто-розовым мрамором. Пол устлан плитами серого и
красного гранита.
Станция “Коломенская”.
Открыта в 1969 году. Павильоны расположены на Нагатинской улице, вблизи Пролетарского
проспекта, в местности Коломенское. Станция сооружена по типовому проекту. В
оформлении станционного зала использованы серый мрамор и белая керамическая
плитка, вставки из кованой меди на патриотические темы (скульптор Э. М.
Ладыгин). Пол выложен серым и красным гранитом.
Станция “Каширская” .Открыта
в 1969 году. Наружные павильоны расположены по обе стороны Каширского шоссе. В
облицовке стен использован серый и коричневый мрамор. Стены украшены
художественными вставками на тему электрификации (скульптор З. М. Ветрова).
Станция “Кантемировская” была
открыта в 1984 году. Вестибюли расположены вдоль Пролетарского проспекта, на
пересечении с Кантемировской улицей. В оформлении станции использована
военно-историческая тематика (скульптурная группа - работы А. П. Кибальникова).
Станционный зал облицован светлым мрамором. Пол выложен серым гранитом
Станция “Царицыно” была открыта в 1984 году. Прежнее
название: "Ленино". Выходы - по подземным переходам на Солнечную и
Луганскую улицы. Станция колонного типа. В облицовке путевых стен использован
красный и желтый мрамор, колонны отделаны белым мрамором, пол выложен серым
гранитом. Стены украшены мозаичными вставками, изображениями знамен,
пронизанных прожекторными лучами. Над лестничными маршами, ведущими в
вестибюли, - панно из флорентийской мозаики, посвященные Москве (силуэты башен
Кремля, Шуховской башни, заводских цехов и труб; художник А. Н. Кузнецов).
Станция “Орехово” была
открыта в 1984 году. Выходы со станции - по подземным переходам на улицу
Баженова, к Шипиловскому проезду. Станция колонного типа. В облицовке стен и
колонн использован серый и белый мрамор. Пол выложен серым гранитом. Тема
архитектурно-художественного оформления - "Охрана природы" - раскрыта
в литых бронзовых скульптурах (автор Л. Л. Берлин).
Станция “Домодедовская” была
открыта в 1985 году. Выходы по подземным переходам на Каширское шоссе, улицу
Генерала Белова, Ореховый бульвар. Станция колонного типа. Путевые стены
облицованы серым полосатым мрамором, колонны из белого мрамора отделаны
коричневым и черным гранитом. Оформление станции посвящено истории
отечественной авиации. На путевых стенах - два панно из меди (3 х 5 м),
изображающие летящие самолеты.
Станция “Красногвардейская” была открыта в 1985 году. Выходы - по подземным переходам на улицы
Ясеневую, Мусы Джалиля, Ореховый бульвар. Станция односводчатая. В отделке
станционного зала использован красный мрамор. Тема оформления - революционные
события 1917. В торцах зала выполнены витражи (автор Л.Л. Берлин). Пол выложен
серым гранитом. Посередине зала расположен ряд светильников.
В настоящее время на Замоскворецкой линии действуют 20 станций. Участки “Речной
вокзал” – “Аэропорт”
и “Автозаводская” – “Красногвардейская” –
мелкого заложения. Часть перегона “Автозаводская” – “Коломенская” проходит
по мосту через Москва-реку. Участок “Динамо” – “Павелецкая” – глубокого
заложения. Следует отметить станции “Новокузнецкая”, “Павелецкая” и “Автозаводская”, открытые
в 1943 году. В самые трудные дни, когда враг находился на ближайших подступах к
Москве, ни на минуту не прекращалось строительство метрополитена. Станция “Тверская” сооружена
в 1979 году на действующем участке между “Театральная” и “Маяковская” без
прекращения движения поездов и строительства обходных тоннелей. Участок “Каширская” – “Орехово” был
открыт в 1983 году, но через две недели эксплуатации из-за нарушения
гидроизоляции тоннель был полузатоплен на участке “Царицыно” – “Орехово” водами
Царицынского пруда. Восстановительные работы длились почти год. В 1995 году
участок “Каширская” – “Каховская” был
преобразован в Каховскую линию. До ее образования, на станции “Каширская” Замоскворецкая
линия раздваивалась на два участка: “Каширская” – “Каховская” и “Каширская” – “Красногвардейская.
В часы пик интервал между поездами составляет менее 85 секунд. Строится
продление линии от станции “Красногвардейская” в новый жилой
район Братеево. Предполагается также продлить Замоскворецкую линию от станции “Речной
вокзал” в район Левобережной улицы.
Прежние названия: Киевская-Первомайская линия.
Арбатско-Покровская линия протянулась с востока на запад столицы,
связав жилые массивы Измайлова и Гольянова с промышленными районами и центром
города. Подземная трасса проходит от Киевского вокзала к площадям Смоленской,
Арбатской и площади Революции, далее к Курскому Вокзалу и через Измайловский
парк к Измайлову. Участок от станции “Курская” до станции “Измайловский
парк” вступил в строй в 1944 году, поэтому главной темой
оформления подземных залов и наземных вестибюлей явились патриотизм русских
людей, их героический труд в тылу, историческое прошлое нашей родины.
Станция “Киевская” была открыта в 1953 году. Зал и вестибюли отличаются
оригинальностью художественного оформления. Пилоны облицованы белым уральским
мрамором “коелга” и увенчаны
сложным керамическим карнизом, украшенным украинским народным орнаментом. На
своде в огромных лепных медальонах расположены фрески, посвященные трудящимся
Украины На торцевой стене станционного зала - панно, посвященное 300-летию
воссоединения Украины с Россией. В облицовке стен использован белый и черный
мрамор. Пол выложен серым гранитом. Станция расположена в районе Киевского
вокзала и имеет выходы на привокзальную площадь, а также к платформам
пригородных поездов Киевского направления.
Станция “Смоленская” была открыта в 1953 году. Она имеет
один выход в сторону Смоленской площади. В оформлении станции отражена тема
героической борьбы и побед русского народа над иноземными захватчиками. Свод зала
поддерживают два ряда массивных квадратных пилонов, облицованных белым мрамором
и украшенных по углам легкими полуколоннами и резными белокаменными карнизами.
Для освещения применены светильники, скрытые широкими карнизами, и бронзовые
канделябры. На торцевой стене выполнен барельеф на сюжет, посвященный
защитникам Родины (скульптор Г.И. Мотовилов). Путевые стены облицованы белой
глазурованной плиткой, цоколь - черным мрамором. Пол выложен черным гранитом.
Переход на "Смоленскую" Филевской линии отсутствует.
Станция “Арбатская”. Дата открытия: 5 апреля 1953
года. Станция расположена в главной развязке метро. Она имеет переход на три
другие станции: “Александровский сад”, “Библиотека
им. Ленина” и “Боровицкая”. Один из выходов находится на
Арбатской площади (название дали стоящие здесь в XIV – XVIII
веках Арбатские ворота Белого города). Два ряда расширяющихся кверху пилонов,
облицованных красным мрамором, поддерживают свод станции. Путевые стены
отделаны белой и черной глазурованной плиткой. Пол выложен серыми гранитными
плитами. Пилоны и потолок украшены букетами из керамики.
Станция “Площадь Революции”. Дата открытия
13 марта 1938 года. Станция расположена в районе Красной площади и ГУМа. Выход
на площадь Революции совмещен с выходом со станции “Театральная”. Своды
станции опираются на пилоны, образующие 40 арок-проходов на платформы. В нишах
зала установлено 76 скульптурных групп, выполненных в Ленинградской мастерской
художественного литья. Богата цветовая гамма облицовки подземной части станции: черный
армянский мрамор “давалу”
удачно сочетается с красным,
светло-золотистым, белым и серым мрамором других пород.
Станция “Курская”. Дата открытия 13 марта 1938
года. Находится в районе Курского вокзала, с которого уходят поезда Курского и
Горьковского направления. Она состоит из кассового зала, двух вестибюлей,
малого и большого эскалаторов, проходного коридора и посадочного зала. Свод
посадочного зала опирается на два ряда мощных пилонов. В облицовке пилонов использован
светло-серый мрамор в сочетании декоративными деталями из золоченого металла;
стены покрыты белой глазурованной плиткой и черным мрамором. Круглые
вентиляционные отверстия закрыты золочеными решетками с укрепленными на них
светильниками. Кроме того, зал освещается большими люстрами. В 1950 году в
центре зала открыты 2 лестницы, ведущие в подземный переход.
Станция “Бауманская”. Дата открытия 18 января 1944
года. Полностью посвящена теме единства фронта и тыла в годы Великой
Отечественной войны. Два ряда опорных пилонов посадочного зала облицованы белым
мрамором “газган”.
На каждом пилоне сделано по два выступа
из полированного красного порфира. В нишах на пьедесталах помещены скульптуры
воинов, партизан, тружеников тыла (скульптор В. А. Андреев). Зал освещается
светильниками, скрытыми широким карнизом. Они расположены двумя рядами
непосредственно над пилонами и на своде. Пол выложен серыми, черными и красными
гранитными плитами. Станция имеет один выход на Бауманскую улицу, названную в
честь революционера Н. Э. Баумана. Прежде улица называлась Немецкой, потому что
на ней с XVII века находилась Немецкая слобода, в которой проживали
иностранцы: купцы, заводчики, посланники, офицеры, ремесленники.
Позднее здесь было построено много дворцов русской знати, сооружены небольшие
фабрики и заводы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|