рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальные представления о страховании (контент–анализ прессы) рефераты

Большая часть информационных сигналов о «практике ОСАГО» носит негативный характер – 188 сигналов из 243, или 77,4%. А среди всех информационных сигналов категории «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств» негативные сигналы составляют 62,7%. При этом, из всех 86 единиц анализа, посвященных ОСАГО, отрицательная установка (общая эмоциональная направленность статьи) наблюдается лишь в 23, что составляет 26,7%.

Следующая категория анализа – «Технологии страхования». Данная категория состоит из 8 подкатегорий и учитывает информацию о различных видах страхования, за исключением ОСАГО. По сути, это информация о том, в чем заключается смысл того или иного вида страхования, как и где можно приобрести страховой полис, от чего зависит стоимость полиса, что является страховым случаем и т.д. По подкатегориям информация распределилась следующим образом:

– в чем заключается смысл данного вида страхования, как оно работает – 31 упоминание;

– как выбрать страховую компанию – 3 упоминания;

– как и где можно приобрести страховой полис – 19 упоминаний;

– что необходимо для приобретения полиса – 13 упоминаний;

– тарифы, от чего зависит стоимость полиса – 19 упоминаний;

– что является страховым случаем, в каких случаях можно получить возмещение – 25 упоминаний;

– что нужно сделать, чтобы получить страховое возмещение – 10 упоминаний;

– предложение конкретных продуктов страховыми компаниями – 9 упоминаний;

– слабая информированность населения об этом виде страхования – 4 упоминания.

Как видим, из 33 статей, в которых встречалась категория «Технологии страхования», в 31 статье рассказывалось о сути какого-либо вида страхования и в 25 статьях о том, что является страховым случаем, то есть от чего можно застраховаться и в каких случаях можно получить страховое возмещение. Присутствуют также: информация о том, где и каким образом можно приобрести страховой полис (19 упоминаний), что необходимо для приобретения страховки (13 упоминаний), разъяснения по поводу стоимости полиса (19 упоминаний), информация о том, каковы должны быть действия страхователя при наступлении страхового события (10 упоминаний). В 9 статьях была информация о конкретных страховых продуктах, предлагаемых страховыми компаниями, в трех статьях разъяснялось, как необходимо выбирать страховую компанию. Слабая информированность населения о данном виде страхования отмечалась в 4 статьях.

Что касается конкретных видов страхования, то из 33 статей, в которых присутствовала категория «Технологии страхования», в большей части речь шла о страховании юридических лиц – в 10 статьях (в двух из них совместно с другими видами страхования: добровольным страхованием транспортных средств (ОСАГО), обязательным медицинским страхованием (ОМС), страхованием путешественников и другими видами страхования физических лиц). Об автостраховании повествовалось в 5 статьях: в двух из них – только о страховании КАСКО, в одной - об обязательном и добровольном страховании ответственности автовладельцев, в одной – о страховании КАСКО, добровольном и обязательном страховании ответственности автовладельцев и страховании от несчастных случаев, и, наконец, в одной – о страховании КАСКО и ОСАГО. О медицинском страховании речь шла также в 5 статьях: в трех – об обязательном медицинском страховании, в одной – о добровольном медицинском страховании и еще в одной – об обязательном и добровольном медицинском страховании. Страхованию путешественников и страхованию жизни было посвящено по 3 статьи, страхованию имущества и страхованию от несчастных случаев - всего по 2 статьи. Еще в трех статьях речь шла о различных видах страхования физических лиц. Таким образом, мы можем констатировать низкую освещенность страхования физических лиц в анализируемых изданиях и недостаточную направленность изданий на повышение страховой культуры населения.

Что касается второго компонента социального представления – установки, то отрицательная установка наблюдалась в 3 статьях из тех 33, в которых присутствовала категория «Технологии страхования». Во всех 3 статьях речь шла о системе обязательного медицинского страхования в России, а отрицательные сигналы были зафиксированы в подкатегории «В чем заключается смысл данного вида страхования, как оно работает».

Следующая категория анализа – «Информация о страховых компаниях». В данной категории было выделено 5 подкатегорий. Наиболее освещенными оказались подкатегории «О клиентах страховой компании» (7 информационных сигналов) и «Урегулированные страховые случаи, выплаты» (5 информационных сигналов). Остальные подкатегории оказались еще менее выраженными. Так, о подведении итогов какой-либо компании говорилось в 2 статьях, о сотрудничестве страховой компании с другими организациями – в 3 и в подкатегорию «Другое о страховой компании» попало 2 информационных сигнала.

Категория анализа «Информация о страховом рынке» представлена 4 подкатегориями:

– тенденции на рынке предложения новых услуг – 2 упоминания;

– о Российском союзе автостраховщиков – 2 упоминания;

– о развитии добровольного страхования в связи с введением ОСАГО – 2 упоминания;

– другое о страховом рынке – 3 упоминания.

В категорию анализа «Законодательство» вошла информация о Законе об организации страхового дела в РФ и Законе об обязательном медицинском страховании. Все сведения о Законе об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств вошли в категорию «ОСАГО», поэтому не было смысла дублировать их в категории «Законодательство». Итак, Закону об организации страхового дела в РФ было посвящено 4 статьи, все информационные сигналы либо положительны, либо нейтральны. О Законе об обязательном медицинском страховании упоминается также в 4 статьях, но 2 из них носят негативный характер.

Проанализировав распределение информационных сигналов по категориям и подкатегориям анализа, а также определив эмоциональную направленность (отрицательную, положительную либо нейтральную) информационных сигналов и статей в целом, мы исследовали два компонента социального представления о страховании – информацию и установку. Для фиксации основного компонента социального представления – поля представления – мы цитировали элементы текста, которые характеризовали страхование с качественной стороны, а затем обобщали собранные данные.

Анализ части всего массива статей, отобранных для исследования, показал, что страхование – сложный феномен, и выявить отношение к нему у каждого отдельного человека можно только разбив данное понятие на отдельные составляющие. Человек может в принципе хорошо относиться к самой идее страхования, но его могут раздражать навязчивые страховые агенты, недобросовестные страховые компании, несовершенство страхового законодательства и т.д. В то же время человек может быть доволен реализацией страхования в России, а также страховыми компаниями и страховыми агентами, но до тех пор, пока страхование не является обязательным и не навязывается государством, то есть он может быть против «обязательности» страхования. Данные примеры демонстрируют, что невозможно определить, чем для человека является страхование и каково отношение к нему, рассматривая этот феномен в одной плоскости. В итоге, было выделено 5 смысловых блоков, составляющих поле социального представления о страховании с целью определения структуры и содержания поля социальных представлений о страховании:

– «Страховые компании»;

– «Страховые агенты»;

– «Страхование: суть, смысл, идея, принципы»;

– «Реализация страхования в России»;

– «Законодательство».

Как было отмечено ранее, для изучения содержания и структуры поля социальных представлений о страховании, существующих на уровне общественного сознания в материалах прессы, все элементы текста, которые характеризовали страхование с качественной стороны, фиксировались без изменений. Другими словами, в ситуации присутствия в тексте образных, смысловых, содержательных свойств, характеристик какого-либо объекта страхования, эти фрагменты текста (предложения, словосочетания, отдельные слова и т.д.) цитировались в исходном виде.

На первом этапе анализа содержания поля представления о страховании все зафиксированные элементы (фрагменты) текста были разбиты на выделенные на предварительном этапе исследования смысловые блоки. При этом среди указанных 5 смысловых блоков центральным является блок «Страхование: суть, смысл, идея, принципы». Остальные как бы дополняют, конкретизируют и уточняют его. Таким образом, структуру рассматриваемых социальных представлений о страховании наглядно можно представить в форме цветка, «сердцевину» которого составляет суть страхования, а «лепестки» – остальные 4 блока, а именно: законодательство, страховые компании, страховые агенты, и реализация страхования в России.

Таким образом, на первом этапе анализа содержания поля представления о страховании в прессе вся собранная информация была разбита на 5 основных смысловых блоков. Для удобства анализа все выделенные элементы текста (слова, словосочетания, целые предложения) были зафиксированы на отдельных карточках. На следующем этапе содержание каждого из смысловых блоков было проанализировано на предмет наличия в высказываниях скрытой информации по другим смысловым блокам. Выявленная информация также была занесена на карточки и распределена по соответствующим смысловым блокам.

В результате наибольшее количество информации наблюдалось в блоке «Законодательство» – 118 высказываний, далее следовали блоки «Суть страхования» – 55 высказываний и «Страховые компании» – 51 высказывание. На блоки «Реализация страхования в России» и «Страховые агенты» пришлось соответственно 37 и 11 высказываний.

Полученные подмассивы информации разбивались затем на более мелкие и т.д. Основания классификации определялись в каждом случае путем изучения содержания подмассива. На каждом уровне классификации элементов содержания строились частотные распределения элементов содержания.

Смысловой блок «Страхование: суть, смысл, идея, принципы», который в предложенной нами схеме социального представления занимает центральное место, на первом уровне классификации был разбит на 2 подмассива. Первый составляли высказывания, которые характеризовали положительное отношение к страхованию. Второй – высказывания, которые раскрывали различные отрицательные стороны страхования. Здесь нужно отметить, что «положительный» подмассив оказался значительно объемнее по количеству высказываний. В него вошло 45 высказываний, в то время как «отрицательных» высказываний оказалось всего 10. Кроме того, «положительные» высказывания оказались разнообразнее по содержанию, чем «отрицательные».

В подмассиве высказываний, характеризующих страхование с положительной стороны, было выделено 4 группы высказываний, которым мы дали следующие условные названия:

– «Страхование – это выгодно»;

– «Страховой полис дает уверенность и спокойствие»;

– «Страховой полис защищает от неприятностей, дает преимущества»;

– «ОСАГО – правильный и нужный закон».

В первую группу высказываний – «Страхование – это выгодно» – вошли высказывания, которые отмечали, что иметь страховой полис – это выгодно с материальной точки зрения. Во всех высказываниях подчеркивалась финансовая польза от приобретения полисов по различным видам страхования, которые избавляют от «необходимости выплачивать деньги из своего кармана». Подчеркивалось также, что «страхование требует определенных вложений», но тем не менее «эти деньги в любом случае окупятся». Страховой полис поможет «свести материальные потери к минимуму», «избежать потерь» и «крупных и серьезных перерывов в деятельности предприятий».

Вторая группа высказываний – «Страховой полис дает уверенность и спокойствие», – напротив, концентрируется на моральной стороне вопроса. Высказывания говорят о том, что страховой полис помогает «свести моральные потери к минимуму», «дает спокойствие». Кроме того, страховой полис «придает водителю уверенность, способствует более благородному и спокойному поведению на дороге».

В третьей группе, которую мы назвали «Страховой полис защищает от неприятностей, дает преимущества», оказались высказывания, в которых говорится о преимуществах наличия страхового полиса без указания на конкретные плюсы. Здесь также собраны высказывания о том, что страховой полис защищает его владельца, без уточнения от чего и каким образом. Другими словами, в этой группе оказались высказывания, которые не вошли в первые две и в которых нет указания на материальную либо моральную пользу от приобретения полиса. В качестве примера приведем фрагменты высказываний: «все неприятности можно свести к минимуму, застраховав машину», «полис … дает ряд преимуществ», «верный способ оградить себя от неприятностей – оформить договор страхования», «страхование для того и существует, чтобы подстраховывать человека в неопределенных или тяжелых жизненных ситуациях» и т.д.

Наконец, в третью группу - «ОСАГО – правильный и нужный закон» – вошли высказывания, характеризующие с положительной стороны обязательное страхование автогражданской ответственности. Поскольку большинство статей о страховании посвящено все же закону об обязательном страховании автогражданской ответственности, выделения высказываний об отношении к нему в отдельную группу избежать не удалось. При этом высказывания, в которых говорилось о материальной выгоде от полиса ОСАГО, были нами занесены в первую группу «Страхование – это выгодно» наряду с высказываниями о полисах по другим видам. Так же мы поступали и с высказываниями о моральном спокойствии при наличии полиса ОСАГО, относя эти высказывания ко второй группе – «Страховой полис дает уверенность и спокойствие».

Тем не менее, осталась довольно объемная часть высказываний, в которых говорилось только о том, что «ОСАГО необходимо», «страхование автогражданской ответственности нужно», «автогражданка – нужная вещь», «идея автогражданки – полезная и необходимая» или «без страховки не обойтись», «дело это хорошее» и т.д., которые и были отнесены в группу «ОСАГО – правильный и нужный закон». Высказывания об ОСАГО мы отнесли в смысловой блок «Страхование: суть, смысл, идея, принципы», поскольку считаем, что, например, «положительные» высказывания об этом виде страхования говорят о принятии идеи страхования в целом.

Подмассив «отрицательных» высказываний в смысловом блоке «Суть страхования» мы разбили на две группы, которые получили следующие условные названия:

– «Обязательное страхование недопустимо»;

– «ОСАГО – плохая идея».

В группу «Обязательное страхование недопустимо» вошли высказывания о том, что «страхование было и должно быть добровольным», «принудительное страхование – это нарушение прав человека» и другие подобные высказывания о том, что недопустимо любое обязательное страхование. Все они были высказаны в связи с законом об ОСАГО, однако выделены в отдельную группу вследствие своей многочисленности.

Вторая же группа – «ОСАГО – плохая идея» – полностью посвящена обязательному страхованию автогражданской ответственности. Сюда были отнесены как абстрактные высказывания о том, что «обязательное автострахование – это плохая идея», «необходимости в этом нет» и «непонятно, что она (страховка) даст», до высказываний типа «наличие полиса ОСАГО делает автолюбителя менее осмотрительным на дороге».

В смысловом блоке «Страховые компании» первоначально было выделено 4 подмассива, которым были даны условные названия, отражающие их содержание. В первый подмассив вошли высказывания, сообщающие о том, что страховые компании выплачивают страховые возмещения, когда происходит страховое событие. Эта группа высказываний была названа «Страховые компании платят». Вторую группу составили, соответственно, высказывания о том, что страховые компании не выплачивают положенные деньги в случае аварии. Эта группа высказываний получила название «Страховые компании не платят». Два других подмассива высказываний были названы условно «Страховые компании профессиональны» и «Страховые компании непрофессиональны». При этом в первую группу были отнесены все высказывания, в которых отмечались положительные моменты работы страховых компаний, а во вторую – отрицательные, за исключением случаев выплаты/невыплаты страховых возмещений. Причины выделения первых двух подмассивов в самостоятельные блоки следующие:

1) Выплата/невыплата страхового возмещения является основным критерием работы страховых компаний. Грубо говоря, если страховая компания платит, то она «хорошая», если не платит – «плохая», поскольку собственно для получения денег в случае аварии клиенты и заключают договор со страховой компанией. Более того, в случае, если страховая компания возместила ущерб, нивелируются все сопутствующие процессу урегулирования убытка отрицательные моменты общения со страховой компанией (очереди в компании, грубость сотрудников страховой компании и т.д.). И наоборот, если деньги не были выплачены, клиент не будет продлевать договор со страховой компанией, каким бы приятным не было его пребывание в офисе компании и общение с ее сотрудниками.

2) Относительная распространенность высказываний подобного рода (что является также доказательством утверждений, приведенных в первом пункте).

По подмассивам высказывания распределились следующим образом:

– «Страховые компании платят» – 6 высказываний;

– «Страховые компании не платят» – 7 высказываний;

– «Страховые компании профессиональны» – 9 высказываний;

– «Страховые компании непрофессиональны» – 29 высказываний.

Остановимся подробнее на каждом из выделенных подмассивов. В первой группе – «Страховые компании платят» - присутствуют высказывания, которые сообщают о конкретных случаях выплаты страховых возмещений страховыми компаниями, а также обобщенные высказывания о том, что «водители уже начали получать компенсации за разбитые машины». Вторую группу – «Страховые компании не платят» – составляют, главным образом, высказывания не о конкретных случаях отказа страховщиков в выплате страхового возмещения, а высказывания типа: «получить причитающиеся по страховке деньги не всегда просто», «страховые компании под любым предлогом отказывают в выплатах», «автовладельцам не удается возместить ущерб после аварий», «страховщики находят любые лазейки, чтобы «кинуть» своих клиентов», «страховые компании делают все, чтобы не выплатить возмещение».

Другие две группы высказываний – «Страховые компании профессиональны» и «Страховые компании непрофессиональны» – было решено разбить на более мелкие группы с целью выявления конкретных положительных и отрицательных аспектов в работе страховых компаний. В подмассиве «Страховые компании профессиональны» было выделено 3 подгруппы со следующими условными названиями:

Страницы: 1, 2, 3