рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальные представления о страховании (контент–анализ прессы) рефераты

Реферат: Социальные представления о страховании (контент–анализ прессы)

И.Ю. Морозова, Кафедра социологии, Российский университет дружбы народов

С 1 июля 2003 года вступил в силу Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В России почти 33 млн. транспортных средств, большая доля которых принадлежит частным лицам. Это означает, что вместе с членами семей автовладельцев в процесс страхования будет вовлечено порядка 70 млн. человек или практически все активное взрослое население страны. Ни один из принятых в 2003 году законов не подвергался столь ожесточенной критике и не становился предметом столь острых споров и затяжных боев как среди политиков, так и в обществе в целом, как закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. В исследовании «Россияне о наиболее значимых событиях года», проводимом ежегодно Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 14% респондентов на вопрос «Какие события прошедшего года в стране и в мире в наибольшей степени привлекли Ваше внимание?» назвали Закон об обязательном автостраховании. Это восьмая позиция в списке самых значимых событий 2003 года[9]. Все это делает несомненно актуальным исследование структуры и содержания социальных представлений о страховании, транслирующихся на уровне средств массовой информации.

Теоретико-методологической основой исследования послужила теория социальных представлений Сержа Московичи[1;2;3]. Для Московичи ключевой предпосылкой при определении представления является его отнесение к числу форм и способов обыденного познания действительности, которое в оппозиции к научному мышлению принято называть познанием здравого смысла. Социальные представления – способ интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп[7,с.360]. Социальный субъект активен в познавательной деятельности, посредством представлений он воссоздает и как бы заново созидает объекты, людей, события. Представление не является простым слепком окружающего мира, это – продукт и процесс активного социально-психологического воссоздания реальности.

Теория социальных представлений позволяет анализировать представления как динамический социальный процесс группового конструирования социального объекта. Основная функция социальных представлений – связывание мира и человека. Социальные представления – это своеобразная социальная призма, через которую воспринимается реальность. При этом социальное представление не является ни простой реакцией на раздражение (в бихевиористском понимании), ни отражением, фотографией мира (как в когнитивизме). Представление – это результат социального действия. Социальные представления выступают и как конституирующие блоки обыденного знания, и как строительные блоки реальности. Конструирующая сущность социальных представлений проявляется в том, что «представленное» превращается в «реальное»[4].

Социальное назначение представлений видится не только в освоении и конструировании мира. Они обусловливают поведение индивидов и предписывают мыслить и действовать определенным образом. На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в банальность. В итоге социальное представление создает ощущение упорядоченности, комфортности и защищенности мира.

Для использования социального представления в качестве средства эмпирического анализа С. Московичи предлагает структурную модель социального представления. Он выделяет в структуре представления три его важнейших структурных компонента: информацию, поле представления и установку. Под информацией понимается сумма знаний об объекте представления. Поле представления – это совокупность содержательных черт, образных и смысловых свойств объекта представления. Оно характеризует организацию представления с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено более или менее выраженное богатство содержания, имеются образные и смысловые свойства представлений. Установка в концепции Московичи выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления: готовность субъекта представления высказать то или иное суждение. В отличие от первых двух структурных компонентов, установка может существовать, и, как правило, существует при недостаточной информированности и нечеткости поля представления [8].

По мнению С. Московичи, социальные представления кристаллизуются в различных социальных институтах: в семье, образовательных структурах, общественных организациях и движениях, в религии и т.д. Однако, исходя из сложной и динамичной природы социальных репрезентаций, можно говорить о решающем значении в процессе их формирования массовой коммуникации. Именно средствам массовой информации принадлежит ведущая роль в трансформации существующих представлений и формировании новых – в этом Московичи видит регуляторную и организационную функцию социальных представлений. Кроме того, для более успешного воздействия на аудиторию, средства массовой коммуникации основывают свое воздействие на существующих социальных представлениях, то есть средства массовой информации, с одной стороны, отражают существующие социальные представления, а с другой стороны, формируют их[1].

Очевидно также, что степень влияния различных социальных институтов на формирование социальных представлений зависит от самого объекта репрезентации. На представления, например, о дружбе оказывают влияние, главным образом, семья, школа, группа сверстников и т.п. В то время как на формирование социальных представлений о предмете нашего исследования – страховании – решающее воздействие оказывают именно средства массовой информации.

Таким образом, нам представляется теоретически обоснованным положение о том, что тексты прессы являются носителями социальных представлений о страховании, а социально-психологические феномены, выявленные при анализе таких текстов, являются социальными представлениями.

Целью предлагаемого исследования является содержательный анализ социальных представлений о страховании, транслирующихся на уровне коллективного сознания. Объектом исследования стали публикации о страховании следующих газет и журналов: «Аргументы и факты», «Коммерсантъ-Деньги», «За рулем», «Известия», «Комсомольская правда» за период с июля 2003 года по февраль 2004 года включительно. При отборе изданий мы руководствовались двумя критериями: «тираж издания» и «общенациональность распространения». Таким образом, для анализа нами были отобраны издания с наибольшими аудиториями по России в целом. Выбор автомобильного издания обусловлен введением с 1 июля 2003 года закона об ОСАГО, который коснулся каждого автовладельца, и, по нашему мнению, данная тема не мола не обсуждаться активно на страницах автомобильных изданий. Период публикаций – с июля 2003 года – был определен той же причиной.

В качестве основного метода эмпирического исследования выступил контент-анализ. При этом нами были использованы такие разновидности метода как частотная и нечастотная модели контент-анализа[5;6].

Контент-анализ опробован и дал хорошие результаты при эмпирическом исследовании концепции социальных представлений. В частности, в работе С. Московичи о представлениях французской публики о психоанализе, в которой контент-анализ выступил как один из основных методов исследования[8].

За основу изучения представлений о страховании была взята трехкомпонентная структура социального представления, разработанная Московичи. Для фиксации такого компонента, как информация, которая передается в статье, был составлен кодировочный лист, состоящий из перечисления категорий и составляющих их подкатегорий анализа. Кодировочный лист корректировался в ходе пилотажного исследования. В окончательном варианте кодировочного листа присутствует всего 10 категорий: «Наименование источника», «Объем публикации», «Общая тема статьи», «Виды страхования», «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Технологии страхования», «Информация о страховых компаниях», «Информация о страховом рынке», «Законодательство».

Для определения установки в отношении страхования нами использовался знак: в случае появления положительного или нейтрального мнения или информации о страховании данной подкатегории приписывался «плюс», в случае отрицательного, негативного мнения или информации – «минус».

Наконец, при изучении поля представления, то есть образных, смысловых, содержательных свойств, которыми снабжается объект представления, мы фиксировали без изменений элементы текста. Другими словами, в ситуации присутствия в тексте статьи качественных, содержательных характеристик какого-либо аспекта страхования, эти фрагменты текста (предложения, словосочетания, слова и т.д.) цитировались в исходном виде.

При анализе таких компонентов социального представления, как информация и установка, использовалась частотная модель контент-анализа, при исследовании поля представления – его нечастотная модель.

В результате контент-анализа пяти общенациональных изданий за период с 1 июля 2003 года по февраль 2004 года было выявлено 155 статей и фрагментов статей, посвященных страхованию. Из них 139 единиц анализа составляют статьи, целиком посвященные страхованию, и 16 единиц анализа – это фрагменты статей, в которых затрагивается тема страхования. Исследование установки проводилось параллельно с кодировкой текстов на всех этапах анализа – при определении как категорий, так и подкатегорий анализа. При анализе категории «Объем публикации» установка рассматривалась как общая эмоциональная направленность статьи в целом – положительная (нейтральная) либо отрицательная. Было выявлено, что в 126 единицах анализа (в 122 статьях и 14 фрагментах) о страховании говорится либо положительно, либо нейтрально, и лишь в 29 единицах анализа (в 27 статьях и 2 отрывках) присутствует отрицательное отношение к страхованию.

О чем же идет речь в статьях, посвященных страхованию? Ответить на этот вопрос позволяет следующая категория анализа – «Общая тема статьи». Данная категория состояла из 6 подкатегорий:

– обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – 86 упоминаний;

– информация о каком-либо виде страхования (кроме ОСАГО) – 30 упоминаний;

– новость (кроме сообщений о законодательстве и ОСАГО) – 10 упоминаний;

– законодательство (кроме информации о Законе об ОСАГО) – 3 упоминания;

– страхование за рубежом – 11 упоминаний;

– другая тема – 15 упоминаний.

Подавляющая часть статей – 86, или 55,5% - посвящена обязательному страхованию автогражданской ответственности. Из всех статей, посвященных ОСАГО, положительная установка наблюдается в 63 статьях (73%), отрицательная – в 23 статьях (27%). Далее по частоте упоминаемости следует подкатегория «Информация о каком-либо виде страхования (кроме ОСАГО)» - 30 статей (19,4%). Из них 3 статьи носят отрицательный характер. Число новостных статей составляет 10 (6,5%), одна их них отрицательна. О законодательстве в сфере страхования говорится всего в трех статьях. Между тем, в период с июля 2003 года по февраль 2004 в законодательстве в сфере страхования происходили большие изменения. К ним относятся: введение 1 июля 2003 года Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступление в силу в январе 2004 года новой редакции Закона об организации страхового дела в Российской Федерации, активное обсуждение в Государственной Думе поправок к Закону об обязательном медицинском страховании. Без сомнения, все эти события не могли остаться без внимания прессы. Столь небольшое количество статей, посвященных законодательству, объясняется тем, что в данную подкатегорию не вошли статьи о законе об ОСАГО, отнесенные к подкатегории «Обязательное страхование автогражданской ответственности», и статьи о внесении поправок в закон об обязательном медицинском страховании, вошедшие в подкатегорию «Информация о каком-либо виде страхования (кроме ОСАГО)». То есть статьи, составившие подкатегорию «Законодательство», касаются рассмотрения Закона об организации страхового дела в РФ.

Следующая выделенная категория анализа – «Виды страхования». В эту категорию вошло 11 подкатегорий:

– ОСАГО – 92 упоминания;

– добровольное страхование автогражданской ответственности – 4 упоминания;

– автострахование (КАСКО) – 11 упоминаний;

– страхование имущества – 4 упоминания;

– обязательное медицинское страхование – 5 упоминаний;

– добровольное медицинское страхование – 4 упоминания;

– страхование от несчастных случаев – 6 упоминаний;

– страхование жизни – 5 упоминаний;

– страхование путешественников – 5 упоминаний;

– другие виды страхования физических лиц – 3 упоминания;

– страхование юридических лиц – 17 упоминаний.

В большинстве статей речь шла об ОСАГО – 92 упоминания. Среди видов страхования для физических лиц на втором месте по количеству упоминаний стоит автострахование – в 11 статьях речь шла о добровольном страховании автотранспорта. Остальные выделенные виды страхования встречались в публикациях 4-6 раз.

Поскольку обязательное страхование автогражданской ответственности – самая обсуждаемая тема статей о страховании, то ОСАГО было выделено в отдельную категорию анализа. Более того, данная категория оказалась самой насыщенной по количеству подкатегорий, их было выделено 22. Условно все подкатегории в данной теме можно разделить на две группы:

подкатегории, в которых объясняется суть ОСАГО, его нюансы – это первые 9 подкатегорий. Назовем эту группу подкатегорий «теорией ОСАГО»;

подкатегории, в которых речь идет о реализации данного закона – это следующие 14 подкатегорий. Эту группу условно можно назвать «практикой ОСАГО».

В первой группе («теория ОСАГО») присутствовало 9 подкатегорий:

– объяснение сути ОСАГО – 4 упоминания;

– информация о расчете стоимости полиса – 7 упоминаний;

– выбор компании по ОСАГО – 3 упоминания;

– описание полиса ОСАГО – 4 упоминания;

– описание документов, нужных для оформления страховки – 1 упоминание;

– информация о взимании штрафов за отсутствие полиса ОСАГО (размер штрафа, когда будут штрафовать) – 24 упоминания;

– о соотношении полисов добровольного и обязательного страхования – 6 упоминаний;

– нюансы ОСАГО – 5 упоминаний;

– действия страхователя при ДТП – 3 упоминания.

О «теории ОСАГО» было выявлено 57 информационных сигналов. Суть ОСАГО, смысл данного вида страхования раскрывались всего в 4 статьях из 155 проанализированных. Самой «освещенной» оказалась информация о взимании штрафов за отсутствие полиса ОСАГО (каков размер штрафа, когда начнут взимать штрафы и т.д.). Эта тема поднималась в 24 статьях. О том, каким образом рассчитывается стоимость полиса обязательного страхования, было рассказано в 7 статьях.

Исходя из полученных результатов, можем констатировать, что тема ОСАГО, его суть, информация о том, где можно приобрести полисы обязательного страхования, каким образом нужно грамотно воспользоваться полисом при ДТП, недостаточно широко освещены в прессе.

Тем не менее, именно тема ОСАГО оказалась самой обсуждаемой в статьях, посвященных страхованию, в период с 1 июля 2003 года по февраль 2004 года. Чему же была посвящена основная часть статей об ОСАГО? Как мы только что выяснили, это не была «теория ОСАГО». Вероятно, большая часть статей посвящена реализации данного закона, или, как мы назвали эту часть подкатегорий, «практике ОСАГО». В данную группу вошло 14 подкатегорий:

– информация о произошедших случаях получения страховых возмещений – 6 упоминаний;

– негативные моменты реализации закона – 14 упоминаний;

– информация о количестве автовладельцев, застраховавших обязательную автогражданскую ответственность – 15 упоминаний;

– подведение итогов кампании по ОСАГО – 8 упоминаний;

– наличие поддельных полисов – 6 упоминаний;

– нехватка бланков, наклеек – 6 упоминаний;

– мошенничество со стороны клиентов (подставы на дорогах т.д.) – 3 упоминания;

– мошенничество со стороны страховых агентов (компаний) – 5 упоминаний;

– информация о поправках в закон об ОСАГО – 132 упоминания;

информация о прошедшем или намеченном обсуждении закона в Государственной Думе – 22 упоминания;

– акции протеста против введения ОСАГО, недовольство законом – 9 упоминаний;

– информация об обращениях в суд по поводу закона об ОСАГО – 7 упоминаний;

– недостаточная информированность населения об ОСАГО – 7 упоминаний;

– другое об ОСАГО – 4 упоминания.

Информация о том, сколько автовладельцев приобрели полисы ОСАГО или сколько полисов продано страховыми компаниями за определенный период действия закона об ОСАГО, присутствует в 15 статьях. Подведение других итогов действия закона встречается еще в 8 статьях. Такие негативные моменты реализации закона как невыплаты страховыми компаниями возмещений по полисам ОСАГО, пробки на дорогах вследствие долгого ожидания ГАИ для правильного оформления страхового случая, очереди в ГАИ за справками, необходимыми для получения страхового возмещения, и т.п., встречаются в 14 статьях.

Абсолютное же большинство сигналов касается информации о необходимости внесения различных поправок в закон, либо об обсуждении закона об ОСАГО в Государственной Думе РФ. Из-за своей многочисленности, информацию о поправках в закон было решено разделить на следующие элементы:

– собственно заявления о необходимости изменить закон, без указания конкретных моментов, нуждающихся в корректировке (23 информационных сигнала);

– заявления о необходимости отмены закона (15 информационных сигналов);

– необходимость отсрочки закона (18 информационных сигналов);

– необходимость снижения тарифов (32 информационных сигнала);

– необходимость введения льгот для различных категорий граждан (27 информационных сигналов);

– другие поправки (17 информационных сигналов).

О прошедших либо предстоящих заседаниях Госдумы РФ, на которых обсуждался закон об ОСАГО, сообщалось в 22 статьях.

Остальная часть подкатегорий в группе «практика ОСАГО» носила негативный характер. Это информация о нехватке бланков полисов ОСАГО, наклеек, о наличии поддельных полисов, акциях протеста против введения закона, о недостаточной информированности населения о нюансах ОСАГО и т.д.

Страницы: 1, 2, 3