Шпаргалка: Вопросы и ответы к экзамену по дисциплине «Социология»
Понятие
человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств
и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически
развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).
Индивид
— это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех
социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей,
интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым
понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и
обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из
индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами
собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и
другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и
ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить
конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его
индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется
и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной
момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида.
Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке.
Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает
качества, присущие исключительно данному индивиду.
Теории
личности:
Ролевая
теория личности
Понятие
" социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э.
Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других.
В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко
используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные
ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных
стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Социальная роль - это
маска, в которую обличается человек, попадая в люди.
различают
2 типа ролей - конвенциальные и межличностные Конвенциальная роль - это
предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в
данной ситуации.
Межличностные
роли определяются взаимодействием людей друг с другом.
Конфликты
и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания ролей друг
друга.
Статусная
теория личности
Социальный
статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной
системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря
наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным
усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, «предписанный» и
«достигаемый» статусы.
Понятие
социального статуса характеризует место личности в системе общественных
отношений, ее деятельность в основных сферах жизни.
Поведенческая
теория личности (Скиннер, Хоманс, Опп)
Образ
личности- личность как система реакций на различные стимулы. Поведение каждого
человека обуславливается и контролируется социальной средой (язык, обычаи, СМИ)
22. Социализация личности.
Социализация
— это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и
ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То
есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие
социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре,
обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу
и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация
предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических
навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны —
передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм
поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом.
Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс:
процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего
воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в
процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки
человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения
человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации
(или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами
идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов
воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная
среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической,
культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными
агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы,
этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то, что
включает в себя и окружает человека.) Каждая сфера социальной жизни
(материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного
и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов
социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В
процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи,
сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и
любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью
протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации
(дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы),
обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы
социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие
различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом
социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным
объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный
коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные
социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за
другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может
существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря
взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный
опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря
его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.
Процесс
социализации достигает определенной степени завершенности при достижении
личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс
социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие
личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие
социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя
социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация
взрослых отличается тем, — что это главным образом изменение внешнего поведения
(социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны
оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей
целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например овладеть новой
социальной ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или социального
статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что
взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о
непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от
представлений что существует только белое и черное.
Но
социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться
между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает
сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди
рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества,
прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Итак,
сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две
цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной
роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами
сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.
23. Социальные статусы и социальные роли личности.
Широкой
проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является
вопрос о личности и ее взаимодействии с обществом. Личность занимает особое
место в соц. структуре общества как ее основной элемент, без которого нет соц.
действий, взаимодействий, ни соц. отношений, соц. институтов. Человек
одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
В
обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как
"человек", "индивид", "личность". Социологию
человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества,
для социологии важнейшее значение имеет категория "личность".
Личность
обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и
реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
Неотъемлемыми
характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации,
соц. отношения, ответственность за свои поступки. Т.е. человеком рождаются, а
личностью становятся.
Каждая
личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции,
обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный соц.
статус. Он охватывает разностороннюю и в то же время обобщающую характеристику
положения индивида: профессию, квалификацию, материальное положение,
национальность, возраст, семейное положение и т.д. Соц. статус в свою очередь подразделяется
на:
--
предписанный, полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса,
пол, возраст) и
--
достигнутый, приобретенный собственными усилиями индивида.
В
ряде случаев индивид может иметь и смешанный соц. статус.
Чем
шире в обществе распространены достигаемые статусы и чем более важную роль они
играют в общественной жизни, тем общество в целом более демократично и
цивилизованно. Одна и та же личность имеет несколько статусов (является
субъектом двух или более соц. групп). Один из них является основным, главным,
определяющим положение человека в обществе в целом (обычно такой статус связан
с должностью по основному месту работы). От соц. статуса следует отличать
личный статус. Они могут не совпадать. Соц. статус личности может находит свое
выражение в статусных символах (униформа).
Не
менее важное значение для характеристики личности имеет такая ее сторона, как
социальная роль – ожидаемое поведение человека, связанное с его соц. статусом и
типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Это находит свое
выражение в совокупности ожиданий (ролевые ожидания) и требований (ролевые
требования), выдвигаемых обществом или соц. группой перед личностью, занимающей
определенный статус. С одним и тем же статусом связано выполнение нескольких
соц. ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется
ролевой системой ("ролевой набор" по Мертону). Как и соц. статусы,
соц. роли могут закрепляться формально (в законе и ином правовом акте), а могут
носить и неформальный характер (моральные нормы поведения).
От
соц. роли отличается ролевое поведение, которое означает не соц.
запрограммированное ожидаемое, а фактическое поведение того, кто данную роль
выполняет. В процессе выполнения соц. ролей личности могут возникать определенные
трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты), связанные с
противоречиями между различными нормативными соц. ролями или между разными
элементами одной и той же соц. роли. Ролевое напряжение обычно возникает в
связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и
несоответствием внутренних установок личности требованиям роли. Ролевые
конфликты – проявление более острого противоречия между ролями или различными
сторонами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые,
исключающие друг друга.
24. Социальная связь, взаимодействие, социальные
отношения.
Общество
– совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их
взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей,
характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и
самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого
уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в
основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
Общество
представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и
взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие.
Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно
осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и
в свою очередь испытывает влияние поведения других людей.
Соц.
действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает
как соц. связь. Она включает такие основные элементы:
--
субъекты этой связи,
--
предмет связи, характеризующий содержание связей;
--
механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.
Поведение
человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его
физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей,
оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом
общества такая зависимость неуклонно возрастает.
Соц.
связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта –
поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.
Соц.
взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой
действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных
действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно
глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате
чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.
Соц.
отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается
длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их
самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.
Соц.взаимодействия
могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их:
1)по
количеству субъектов взаимодействия на:
--
взаимоотношения двух людей друг с другом;
--
одного и многих;
--
многих и многих;
2)по
характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на:
--
односторонние и
--
двусторонние,
--
а также на солидарные и
--
антагонистические;
3)по
своей длительности на:
--
кратковременные и
--
долговременные;
4)по
наличию или отсутствию организованности на:
--
организованные и
--
неорганизованные;
5)по
сознательности взаимодействия:
--
сознательные и
--
бессознательные;
6)по
материи обмена в процессе обмена на:
--
интеллектуальные,
--
чувственные и
--
волевые.
Важным
подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и
опосредованные взаимодействия.
25. Личность как социальный тип. Социализация, идентификация.
Личность
является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и
социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире
как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в
качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений:
темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же
выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической
теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее
общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личность
в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов —
идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все
теории признают человеческую личность специфическим образованием,
непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит
уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через
государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в
государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же
взглядов придерживались Гегель и Макиавелли. Существует, теория личности как
субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии.
Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Кули,
Дарендорфа, Мертона и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что
личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет
индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим
элементом механизма взаимодействия индивида и общества.
Личность
как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью,
определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить
себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой,
а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не
просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке,
самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию.
Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на
мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности,
готовности к действиям.
26. Социальное поведение. Девиантное поведение.
Даже
в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения,
когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам,
неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит
нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для
этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии
называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий
пример).
Девиантное
поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее
реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.
В
широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц.
норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще
всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от
утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает
подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить
полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных
пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело,
когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только
моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от
моральных норм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|