Шпаргалка: Вопросы и ответы к экзамену по дисциплине «Социология»
Наиболее
наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц.
реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное
социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в
признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования
другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило
его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как
вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты –
объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать
на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются
не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и
факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов. При этом один соц. факт
следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими
или биологическими явлениями.
Общество,
соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы,
подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого
рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная
ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими
особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над
индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Соц.
факты Д. подразделял на:
--
морфологические (плотность населения);
--
образующие материальный субстрат общественной жизни,
--
духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.
Рассматривая
общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил
исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей
соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное,
болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов
общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а
новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство,
выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам,
зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции
общества, группы.
Три
типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида:
--
эгоистическое,
--
альтруистическое и
--
аномическое.
Религию
Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не
как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и
формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу –
объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически
соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в
социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он
разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и
его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей
социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все
это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.
7. Герберт Спенсер – основоположник эволюционного
направления в социологии.
Английский
исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель контовской,
позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в
социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути
становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного
и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд
«Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их
автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20
столетия.
В
основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно связанных с
дарвинским учением:
1)Понимание
общества как соц. организма, подобного биологическому организму и
подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития.
2)Учение
о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического,
органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса
эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым
образом повсюду.
Проводя
постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, Спенсер выделяет
такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, дифференциация функций и
усиление их взаимодействия со структурой. Взаимоотношения между общественными
структурами подобны взаимодействию органов живого организма. Между тем общество
– сверхорганизм, т.к. в нем индивид меньше зависит от соц. целого и общество
как целое, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное
для Спенсера – непосредственное изучение не общества как целого, а личности и
других его структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические
взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению
общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его
эволюционизма в социологии.
Предмет
социологии – изучение роста, развития, строения и отправления общественного
агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления, в
основе – проявление и взаимодействие двух противоположных процессов: интеграции
и дезинтеграции, т.к. эволюция – интеграция вещества и рассеяние движения.
Соц.
эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный процесс
чередования развития и разложения определенных обществ. В соответствии с этим
Спенсер классифицировал общества по степени их сложности, а соц. прогресс видел
в последовательном подъеме на все более усложненные ступени организации
общества. В этой связи он подразделял общества на:
--
простые,
--
сложные,
--
вдвойне,
--
втройне сложные,
исходя
из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более
дифференцировано в структурном и функциональном отношениях.
Другая
классификация общества связана с разграничением их общественной организации в
зависимости от характера господствующей в ней деятельности. Спенсер различал:
--
воинственные и
--
индустриальные типы обществ.
В
первых общественная организация основана на жесткой иерархической структуре,
разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально лишен свободы,
растворен в обществе. Во вторых – преследуются преимущественно не внешние, а
внутренние мирные цели, главной задачей государства выступает воспитание членов
общества, а на смену насилию и принуждению приходят убеждение и право. Переход
от первого ко второму обществу происходит в результате нормальной соц.
эволюции. Спенсер выступил против революционных общественных перемен, был
сторонником общественного развития, сохранения существующей общественной
системы как естественного состояния общества, вытекающего из закона эволюции
природы и общества. Он был противником принципов социализма, считая ненужным
устранение конкуренции, неравенства.
Заслуга
Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось
развернуто и глубоко для своего времени разработать системный подход
применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый
использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц.
структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый план
изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы
структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее
широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон).
Историческая
ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его биологизме,
механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже
к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со стороны
естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.
8. Географическое направление в социологии (Ш. Монтескье,
Г. Бокль, Л. И. Мечников)
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ в социологии—множество натуралистических теорий, признающих ведущим
фактором социальных изменений или исходным пунктом социол. анализа обществ,
бытия, порядка, организации географическую среду. Хотя трактовка последней как
единственной детерминанты, однозначно направляющей эволюцию данного об-ва или
культуры, встречается редко, для Г. н. обычна недооценка масштабов исторической
деятельности человечества по преобразованию природной среды в культурную и
потенциала изменений, заложенного во внутр. взаимодействии социальных и
духовных факторов. Филос. опорой теорий Г. н., тяготевших к географическому детерминизму,
т. е. к методологической установке, что психологические и культурные процессы
однозначно определяются физическими факторами внешней среды, было
механистическое миропонимание, физический монизм. В философии истории 18—19 вв.
(Монтескье, К. Риттер, Бокль, Л. И. Мечников и др.) преимущественное внимание
обращалось на роль географической среды (напр., длины береговой линии,
особенностей речного половодья и т. д.) в формировании цивилизаций, в генезисе
первых исторических форм общественности. Однако признавалось, что на высших
ступенях цивилизации постепенно приобретают перевес умственные факторы.
9. Психологическое направление в социологии (Л.Ф. Уорд, Г.
Лебон, Г. Тард).
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ в социологии образовалось в конце 19 — начале 20 в. на фоне общей
тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с
психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории,
литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На
смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для
индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности
социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее
социальным механизмам породил несколько разновидностей П. н. в с. Объединяющим
моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего П.
н.,— стремление искать ключ к объяснению всех обществ. явлений и процессов в
психических процессах и явлениях индивида или об-ва. Разновидности П. н. в с.
выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или
принципов. Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало
психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс). Развитие об-ва рассматривалось
как часть космической эволюции, к-рая носит направленный характер, т. е.
развивается на основе разумного, сознательного управления социальными
процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида
(голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо “сознание рода”,
“коллективный телезис”, делающие возможным сознательное взаимодействие
индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу обществ. жизни в
биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями.
Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) осн.
исторической силой объявляли “народный дух”, выражающий психическое сходство
индивидов одной нации. В рамках П. н. разрабатывались также проблемы групповой
психологии (Лебон) — анонимности, внушаемости, психического заражения и
подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне
реакционные выводы о тождественности народных масс и “иррациональной толпы” и
др. Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный
обществ. факт в подражании одного индивида др. Сторонники раннего
интеракционизма (Кули) в кач-ве первичных фактов об-ва рассматривали
представления, к-рые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на
непосредственном взаимодействии индивидов в рамках “первичных групп”, Кули
отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность
отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей П. н. явл. то, что они
привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с
индивидуальным сознанием.
10. Социологическая теория марксизма.
Основоположники
марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического
понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о
развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его
восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы
объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию
материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой
лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет
первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в
историческом процессе.
Основные
труды:
--
«Капитал»,
--
«Немецкая идеология»,
--
«Манифест Коммунистической партии».
Маркс
и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли –
это нашло свое выражение в следующих аспектах:
1)Полное
и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. Системный
подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории
«общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно
способ производства является системообразующим компонентом соц. системы,
определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них.
Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и
взаимодействия этой подсистемы с другими.
2)Выдвинули
фундаментальное положение социологической науки о том, что соц. знание должно
опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и
представлений, которые ее отражают.
3)Обогатили
теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как естественно-исторического
процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных
формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной,
капиталистической, коммунистической - представляло собой крупный шаг в развитии
соц. философии и социологической мысли.
4)Являются
одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные
противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и
повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в
целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере –
борьба классов, в экономике – между производительными силами и
производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель
истории, должен постоянно поддерживаться.
5)Одна
из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом
характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях
коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре
общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду –
пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное
содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость
победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий
класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход
к обществу без классов.
6)Положение
Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных
отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного
общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия соц.
среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и
общества.
Ограниченность
социологии марксизма:
1)Материалистическое
понимание истории позволило марксизму четко выделить экономическую жизнь
общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось
недооценкой и игнорированием других, нематериалистических факторов социального
развития.
2)Марксистское
учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять одну из важных
сторон функционирования и развития общества, но одновременно оно привело к
сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию
места и роли рабочего класса и недооценки роли других классов.
3)Акцент
на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный
источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных
революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. единства, соц.
согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в
прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.
4)Ход
последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории марксизма,
особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических
возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной победы социализма в
обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в глубоком кризисе, за последние
годы его влияние серьезно сузилось. Свою роль сыграли чрезмерный радикализм,
заполитизированность и заидеологизированность, но еще больше повлияли
догматизация и вульгаризация марксизма, его извращения в теории и на практике.
11. Русская социология XIX – начала XX: основные течения.
Несмотря
на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание тогдашней России от
Запада, а также на то, что социология пришла к нам из Западной Европы, а
социологическая мысль в ней начала активно функционировать лишь в последней трети
19 века, социология в России к концу 19 века достигла высокого уровня, мало чем
утупающего тому, что имелось на Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся
разнообразные соц. проблемы пореформенного развития страны, как и достижения и
проблемы ряда конкретных соц. наук стимулировали обсуждение и научную
разработку социолог. теории.
Российская
социолог. мысль того времени имела возможность опираться на достижения
западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляда Конта,
Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее представителей, особенно
Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. существенно повлиял на развитие
западно-европейской социологии того времени. В целом же российская социолог.
мысль представляла собой сочетание общего и национально-особенного. Последнее
нашло вое выражение прежде всего в отражении в ней своеобразия русской культуры
и традиций российского освободительного движения.
Уже
на том этапе выявилось, как и в зарубежной социологии, многообразие различных
направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже противоположные
позиции. Основными из них были:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|