рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе рефераты

Вывод: Степень совместимости супругов достаточно высокая.

№ 15. Родители Кати С. В браке 8 лет, трое детей.

Для данной супружеской пары приоритетной является эмоционально-терапевтическая функция. Для мужа большую значимость имеет социальная активность, для жены – личностная идентификация с супругом, хозяйственно-бытовая воспитательная и функция внешней привлекательности.

Семейные ценности в целом согласованы, но возможны разногласия из-за потребности жены в общности интересов, способов времяпрепровождения, общего досуга с мужем, в то время как муж ориентирован на личностную автономию. Также очень серьезные разногласия в семье могут быть из-за расхождения позиций на выполнения бытовых нужд семьи.

 Ролевая адекватность мужа несколько выше, чем у жены. Жену не устраивает отношение мужа к хозяйственно-бытовым нуждам семьи, она ожидает большей активности супруга  в этой сфере, а также в вопросах воспитания детей, эмоциональной поддержки. Муж ожидает от жены исполнения эмоционально-психотерапевтической функции.

Вывод: Совместимость супругов довольно низкая.

№ 16. Родители Димы У. В браке 9 лет, двое детей.

В данной супружеской паре приоритетными являются хозяйственно-бытовая, родительско-воспитательная и функция внешней привлекательности.

Согласованность семейных ценностей очень высока, что исключает возможность разногласий в семье.

И муж, и жена вполне адекватно воспринимают свои семейные роли. Единственное, что может стать причиной разногласий в семье, это ожидания женой большей эмоциональной активности со стороны мужа.

Вывод: Можно констатировать высокую степень совместимости данной пары.

№ 17. Родители Олега Ф. В браке 11 лет, один ребенок.

Для данной семейной пары наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая и родительско-воспитательная функции. Также очень важной для жены является внешняя привлекательность.

Семейные ценности данной пары в основном согласованы, но возможны разногласия из-за несхожести взглядов на социальную активность и внешнюю привлекательность.

Что касается степени ролевой адекватности, то и муж, и жена адекватно оценивают свои роли в семье.

Вывод: Уровень совместимости супругов достаточно высокий.

№ 18. Родители Ивана Ш. В браке 9 лет, двое детей.

В данной супружеской паре приоритетными являются родительско-воспитательная и эмоционально-психотерапев-тическая функции. Для мужа большое значение имеет также социальная активность, для жены – хозяйственно-бытовая и функция внешней привлекательности.

Имеет место рассогласованность семейных ценностей: муж большое значение придает сексуальным отношениям, в то время как жена недостаточно высоко оценивает эту сферу взаимоотношений супругов. Также возможны разногласия в семье из-за разных позиций мужа и жены на бытовую и воспитательную функции и функцию социальной активности.

По большинству ценностных ориентаций супруги адекватно воспринимают свои семейные роли. Но муж не оправдывает ожиданий жены в бытовой и эмоциональной сферах, жена не оправдывает ожиданий мужа в вопросах воспитания детей и оказания эмоциональной поддержки.

Вывод: Совместимость пары находится на среднем уровне.

№ 19. Родители Кости Ш. В браке 1 год, один ребенок, (семья повторного брака).

Для данной пары приоритетной является воспитательная функция. Для жены также большое значение имеет хозяйственно- бытовая функция.

Возможны проблемы во взаимоотношениях супругов в сферах: хозяйственно-бытовой, социальной активности и внешней привлекательности.

Ролевая адекватность мужа и жены средняя. Установки жены предполагают активную роль мужа в выполнении хозяйственно-бытовой, воспитательной, социальной активности и внешней привлекательности. Муж предполагает большую активность жены в вопросах воспитания детей.

Вывод: Супруги имеют средний уровень совместимости.

№ 20. Родители Миши С. В браке 10 лет, двое детей.

В данной супружеской паре для жены наиболее важной является хозяйственно-бытовая функция, для мужа – интимно-сексуальная и родительско-воспитательная. Оба супруга большое значение придают функции эмоциональной поддержки.

Возможны проблемы во взаимоотношениях между супругами по поводу сексуальных отношений, по вопросам воспитания детей, социальной активности и касающихся хозяйственно-бытовой сферы.

Ролевая адекватность мужа и жены в целом средняя. Муж предполагает большую активность жены в сферах: воспитательной и эмоционально-психотерапевтической. Жена предполагает активную роль мужа в выполнении функции эмоциональной поддержки.

Вывод: Совместимость супружеской пары находится на среднем уровне.

По данным семейной диагностики можно сделать следующий вывод:

Для пар с высоким уровнем совместимости характерна высокая значимость интимно-сексуальных отношений, общности интересов супругов, внешней привлекательности партнера. А также – хозяйственно-бытовая, родительско-воспитательная функции брака. Отмечается также высокая степень согласованности семейных ценностей у большинства данных семейных пар с высоким уровнем совместимости, лишь у некоторых диагностируются разногласия согласованности семейных ценностей в вопросах внешней привлекательности и в выполнении супругами эмоционально-психотерапевтической, родительско-воспитательной и функции социальной активности. Что касается степени ролевой адекватности у данной категории супругов, то она также является достаточно высокой, но все же у некоторых пар наблюдается некоторое несоответствие между ролевыми ожиданиями и притязаниями партнеров в сферах эмоционально-терапевтической и внешней привлекательности. Уровень совместимости данных пар есть основания считать высоким, так как показатели, указывающие на наличие определенных разногласий в согласованности семейных ценностей и ролевой адекватности, ниже средних. К тому же, благополучие супружеских отношений характеризуется не отсутствием конфликтов как таковых, а их непродолжительностью и малой глубиной.

Для пар со средним уровнем совместимости характерна высокая значимость хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной функций брака, а также функций социальной активности, эмоционально-психотерапевтической поддержки и внешней привлекательности. Отмечается также средняя степень согласованности семейных ценностей. Согласно полученных данных разногласия в данных семьях вызываются расхождением мнений по вопросам выполнения хозяйственно-бытовой и сексуальной функции (средние показатели). Степень ролевой адекватности у данных супружеских пар тоже не высока: есть разногласия практически во всех сферах супружеских отношений.

Для пар с низким уровнем совместимости характерна высокая значимость хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной функций и функции внешней привлекательности. Характерна также рассогласованность семейных ценностей и низкая степень ролевой адекватности супругов практически во всех сферах супружеских отношений.

 Таким образом, из 20 семейных пар 12 (60%) имеют высокую степень согласованности семейных ценностей и ролевых установок, 6 (30%) супружеских пар обнаружили средний уровень согласованности и две (10%) – низкий уровень согласованности семейных ценностей и ролевых установок (Рис.3).

Семейные

пары

 


 60 %

 
 

 

 



                                                                                                  Уровень

 Высокий        Средний         Низкий                       совместимости

Рис. 3. Соотношение уровней совместимости супругов.

2.4. На основании результатов, полученных в предыдущих исследованиях, можно констатировать следующее:

Совместимость родителей тех детей, которые в классе имеют статус «звезды» (I статусная категория) высокая или очень высокая, что характеризуется как 100-процентная зависимость высокого социального статуса ребенка от высокого уровня совместимости его родителей.

Совместимость родителей детей, имеющих в классе статус «предпочитаемые» (II статусная категория), в 6 случаях высокая, в одном случае – средняя ( статус ребенка зависит от уровня совместимости родителей на 86 % ).

Совместимость родителей детей, имеющих в классе статус  «игнорируемые» (III статусная категория), в 4 случаях – средняя, в 2 случаях – высокая и в одном случае – низкая             ( статус ребенка зависит от уровня совместимости родителей на 71 % ).

Совместимость родителей детей, имеющих в классе статус «изолированные» (IV статусная категория), а таких в классе трое, варьируется от высокой до низкой, т. е. статус ребенка зависит от уровня совместимости родителей на 66 % ). (Рис. 4).

 Уровень

 совместимости 

родителей

                                                                      

 


Социальный

           

    I                    II                         III                     IV                             cтатус детей

 

Рис. 4. Соотношение уровня совместимости родителей и социального статуса детей.

В целом же взаимосвязь: благоприятного социального статуса ребенка с высоким уровнем совместимости его родителей можно проследить в 9 семьях из 20; и неблагоприятного социального статуса ребенка с низким или средним уровнем совместимости его родителей – в 7 семьях, что позволяет расценивать подтверждение гипотезы на 80 %.  В 4-х семьях из 20 подобная связь отсутствует ( Приложение 3 ).

Для математического доказательства взаимосвязи социального статуса ребенка в коллективе и совместимостью его родителей требуется вычислить коэффициент ранговой корреляции. Он позволяет выяснить связь между вышеуказанными явлениями, находящимися в разных системах измерений. Для расчета корреляции рангов Спирмена:

                            6 S d2

                r = 1 -

                        (n+1) n (n-1)

где d – разность между рангами коррелированных перемен,

      n – объем выборки (число вариант).

Обозначим совместимость супругов как:   

        –  высокий и близкий к высокому уровень,

          средний уровень,

        – низкий и близкий к низкому уровень.

Тогда Х – количество выборов, полученных данным индивидом, У – уровень совместимости супружеской пары.

     

Ранги X`:                             

9  –  (1+2) : 2 = 1,5                           

7  –  3 : 1 = 3                                                            

5  –  (4+5) : 2 = 4,5                                                 

–  6 : 1 = 6                                         

3  –  (7+8+9+10) : 4 = 8,5

2  –  (11+12) : 2 = 11,5

1    –  (13+14+15+16+17) : 5 = 15

0     -  (18+19+20) : 3 = 19

Ранги У`:     

      - (1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12) : 12 = 6,5

               - (13+14+15+16+17+18) : 6 = 15,5

                 - (19+20) : 2 = 19,5

       Расчет коэффициента корреляции ( см. Приложение 4 ).

    

Коэффициент корреляции равен 0,615. Что характеризует прямую зависимость между совместимостью родителей и социальным статусом ребенка в группе сверстников.

Данный показатель является достоверным (выше обоих критических значений коэффициентов корреляции рангов для данной выборки).                                       

Корреляцию принято считать:

·     Слабой - при коэффициенте от 0 до 0,3;

·     Умеренной - при коэффициенте от 0,3 до 0,5;

·     Заметной - при коэффициенте от 0,5 до 0,7;

·     Высокой - при коэффициенте от 0,7 и более.

Следовательно, полученную в результате расчетов корреляцию между социальным статусом ребенка и совместимостью его родителей можно интерпретировать как заметную. Таким образом, экспериментально доказано, что между социальным статусом ребенка в группе сверстников и совместимостью его родителей существует прямая взаимная связь: чем выше совместимость родителей, тем выше и социальный статус ребенка.

Заключение

Данная работа имеет практическую значимость, так как результаты проведенного исследования могут представлять интерес для психологов, работающих с семьями, психологов детских учреждений, педагогов, родителей.

Повышению статуса ребенка способствует реалистичность его самооценки, самоуважение, общительность, активное участие в общих делах, средний уровень конформности (стремления соответствовать групповым нормам и правилам), ориентированная на другого индукция (предвидение возможных последствий своих действий для других людей).

Все вышеперечисленные качества личности растущего человека в первую очередь предопределяются семьей и семейным воспитанием. Самооценку и самоуважение у ребенка формируют родители (и другие члены семьи), усвоение групповых норм и правил (процесс первичной социализации) также происходит в кругу близких людей. О последствиях тех или иных действий для других людей ребенку также сообщают родители. Наконец, поддержка и понимание со стороны семьи (близких, родителей) тоже помогают детям пользоваться большей популярностью в кругу сверстников.

Гармония во взаимоотношениях взрослых членов семьи (родителей) позволяет детям сформировать правильное представление о себе и других - в самом начале этого процесса роль «других» отводится родителям; образцы поведения дети копируют тоже в первую очередь с родителей. А значит и их популярность среди сверстников во многом определена обстановкой внутри семьи, т. е. чем гармоничнее взаимоотношения родителей, тем выше популярность ребенка.

Для популярных среди сверстников детей характерны следующие качества: высокие интеллектуальные способности, активность, общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, а также специфические способности и навыки.

Что касается не пользующихся популярностью сверстников детей, то для непопулярных детей свойственны: необщительность, напрямую зависящая от низкой самооценки; чрезмерная агрессивность; низкий или, наоборот, высокий уровень конформности; вызывающее поведение.

Как отмечается в ряде отечественных исследований, при измерении сферы общения наиболее устойчивыми оказываются статусы «лидеров» и «изолированных», т. е. положение «звезды» и положение «изолированного» имеет тенденцию к закреплению и может сохраняться длительное время. Безусловно, для развития личности ребенка неблагоприятно состояние длительной психологической изоляции в малой группе (коллективе), это приводит к определенной деформации его личности. Однако и постоянное пребывание в статусе «звезды» тоже представляет определенную опасность для формирующейся личности.

Поэтому одной из задач психолога детского учреждения является коррекция социального статуса ребенка в группе. Хотя и принято считать, что в любом коллективе всегда будут «изолированные» - это своего рода естественный отбор, - тем не менее, необходимо способствовать повышению социального статуса ребенка в группе. Для чего рекомендуется:

·     Включать в совместную деятельность лиц с противоположными социальными статусами («звезд» и «изолированных»);

·     Чаще давать «изолированным» общественные поручения;

·     В младшем школьном возрасте на установки детей влияет мнение учителя, поэтому преподавателю нужно чаще хвалить непопулярных детей даже за незначительные успехи, подчеркивать достоинства. «Звезд», наоборот, реже обращать внимание класса на какие-то «рядовые» успехи и достижения, критиковать, но справедливо (то же самое можно порекомендовать и родителям);

·     Хорошо влияет на общую групповую сплоченность совместная внеклассная деятельность.

Способствовать улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками может родительская поддержка, внимательное отношение к ребенку, чуткость и искреннее сопереживание,   ненавязчивость воспитательных мер и частое проявление родительской любви (пристальное внимание, контакт глаз и тактильный контакт). Как известно, все родители любят своих детей, но далеко не все умеют любить, т. е. проявлять свою любовь. Теплота семейных взаимоотношений, в которой так нуждается ребенок, способствует формированию у него ценных личностных качеств, а значит и повышению его популярности среди сверстников.


     


Список литературы:

1.      Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – изд-е 2-е. – М., Класс, 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8