Реферат: Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе
Вывод: Степень совместимости супругов достаточно высокая.
№ 15. Родители Кати С. В браке 8 лет, трое детей.
Для данной супружеской пары приоритетной является эмоционально-терапевтическая
функция. Для мужа большую значимость имеет социальная активность, для жены –
личностная идентификация с супругом, хозяйственно-бытовая воспитательная и
функция внешней привлекательности.
Семейные ценности в целом согласованы, но возможны разногласия из-за
потребности жены в общности интересов, способов времяпрепровождения, общего
досуга с мужем, в то время как муж ориентирован на личностную автономию. Также
очень серьезные разногласия в семье могут быть из-за расхождения позиций на
выполнения бытовых нужд семьи.
Ролевая адекватность мужа несколько выше, чем у жены. Жену не устраивает
отношение мужа к хозяйственно-бытовым нуждам семьи, она ожидает большей
активности супруга в этой сфере, а также в вопросах воспитания детей,
эмоциональной поддержки. Муж ожидает от жены исполнения
эмоционально-психотерапевтической функции.
Вывод: Совместимость супругов довольно низкая.
№ 16. Родители Димы У. В браке 9 лет, двое детей.
В данной супружеской паре приоритетными являются хозяйственно-бытовая,
родительско-воспитательная и функция внешней привлекательности.
Согласованность семейных ценностей очень высока, что исключает
возможность разногласий в семье.
И муж, и жена вполне адекватно воспринимают свои семейные роли.
Единственное, что может стать причиной разногласий в семье, это ожидания женой
большей эмоциональной активности со стороны мужа.
Вывод: Можно констатировать высокую степень совместимости данной пары.
№ 17. Родители Олега Ф. В браке 11 лет, один ребенок.
Для данной семейной пары наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая
и родительско-воспитательная функции. Также очень важной для жены является
внешняя привлекательность.
Семейные ценности данной пары в основном согласованы, но возможны
разногласия из-за несхожести взглядов на социальную активность и внешнюю
привлекательность.
Что касается степени ролевой адекватности, то и муж, и жена адекватно
оценивают свои роли в семье.
Вывод: Уровень совместимости супругов достаточно высокий.
№ 18. Родители Ивана Ш. В браке 9 лет, двое детей.
В данной супружеской паре приоритетными являются
родительско-воспитательная и эмоционально-психотерапев-тическая функции. Для
мужа большое значение имеет также социальная активность, для жены –
хозяйственно-бытовая и функция внешней привлекательности.
Имеет место рассогласованность семейных ценностей: муж большое значение
придает сексуальным отношениям, в то время как жена недостаточно высоко
оценивает эту сферу взаимоотношений супругов. Также возможны разногласия в
семье из-за разных позиций мужа и жены на бытовую и воспитательную функции и
функцию социальной активности.
По большинству ценностных ориентаций супруги адекватно воспринимают свои
семейные роли. Но муж не оправдывает ожиданий жены в бытовой и эмоциональной
сферах, жена не оправдывает ожиданий мужа в вопросах воспитания детей и
оказания эмоциональной поддержки.
Вывод: Совместимость пары находится на среднем уровне.
№ 19. Родители Кости Ш. В браке 1 год, один ребенок, (семья
повторного брака).
Для данной пары приоритетной является воспитательная функция. Для жены
также большое значение имеет хозяйственно- бытовая функция.
Возможны проблемы во взаимоотношениях супругов в сферах:
хозяйственно-бытовой, социальной активности и внешней привлекательности.
Ролевая адекватность мужа и жены средняя. Установки жены предполагают
активную роль мужа в выполнении хозяйственно-бытовой, воспитательной,
социальной активности и внешней привлекательности. Муж предполагает большую
активность жены в вопросах воспитания детей.
Вывод: Супруги имеют средний уровень совместимости.
№ 20. Родители Миши С. В браке 10 лет, двое детей.
В данной супружеской паре для жены наиболее важной является
хозяйственно-бытовая функция, для мужа – интимно-сексуальная и
родительско-воспитательная. Оба супруга большое значение придают функции
эмоциональной поддержки.
Возможны проблемы во взаимоотношениях между супругами по поводу
сексуальных отношений, по вопросам воспитания детей, социальной активности и
касающихся хозяйственно-бытовой сферы.
Ролевая адекватность мужа и жены в целом средняя. Муж предполагает
большую активность жены в сферах: воспитательной и
эмоционально-психотерапевтической. Жена предполагает активную роль мужа в
выполнении функции эмоциональной поддержки.
Вывод: Совместимость супружеской пары находится на среднем уровне.
По данным семейной диагностики можно сделать следующий вывод:
Для пар с высоким уровнем совместимости характерна высокая значимость
интимно-сексуальных отношений, общности интересов супругов, внешней
привлекательности партнера. А также – хозяйственно-бытовая, родительско-воспитательная
функции брака. Отмечается также высокая степень согласованности семейных
ценностей у большинства данных семейных пар с высоким уровнем совместимости,
лишь у некоторых диагностируются разногласия согласованности семейных ценностей
в вопросах внешней привлекательности и в выполнении супругами
эмоционально-психотерапевтической, родительско-воспитательной и функции
социальной активности. Что касается степени ролевой адекватности у данной
категории супругов, то она также является достаточно высокой, но все же у
некоторых пар наблюдается некоторое несоответствие между ролевыми ожиданиями и
притязаниями партнеров в сферах эмоционально-терапевтической и внешней
привлекательности. Уровень совместимости данных пар есть основания считать
высоким, так как показатели, указывающие на наличие определенных разногласий в
согласованности семейных ценностей и ролевой адекватности, ниже средних. К тому
же, благополучие супружеских отношений характеризуется не отсутствием
конфликтов как таковых, а их непродолжительностью и малой глубиной.
Для пар со средним уровнем совместимости характерна высокая значимость
хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной функций брака, а также функций
социальной активности, эмоционально-психотерапевтической поддержки и внешней привлекательности.
Отмечается также средняя степень согласованности семейных ценностей. Согласно
полученных данных разногласия в данных семьях вызываются расхождением мнений по
вопросам выполнения хозяйственно-бытовой и сексуальной функции (средние показатели).
Степень ролевой адекватности у данных супружеских пар тоже не высока: есть
разногласия практически во всех сферах супружеских отношений.
Для пар с низким уровнем совместимости характерна высокая значимость
хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной функций и функции внешней
привлекательности. Характерна также рассогласованность семейных ценностей и
низкая степень ролевой адекватности супругов практически во всех сферах
супружеских отношений.
Таким образом, из 20 семейных пар 12 (60%) имеют высокую степень
согласованности семейных ценностей и ролевых установок, 6 (30%) супружеских пар
обнаружили средний уровень согласованности и две (10%) – низкий уровень
согласованности семейных ценностей и ролевых установок (Рис.3).
Семейные
пары
Уровень
Высокий Средний Низкий совместимости
Рис. 3. Соотношение уровней совместимости супругов.
2.4. На основании результатов, полученных в предыдущих
исследованиях, можно констатировать следующее:
Совместимость родителей тех детей, которые в классе имеют статус «звезды»
(I статусная категория) высокая или очень высокая, что
характеризуется как 100-процентная зависимость высокого социального статуса
ребенка от высокого уровня совместимости его родителей.
Совместимость родителей детей, имеющих в классе статус «предпочитаемые»
(II статусная категория), в 6 случаях высокая, в одном
случае – средняя ( статус ребенка зависит от уровня совместимости родителей на
86 % ).
Совместимость родителей детей, имеющих в классе статус «игнорируемые»
(III статусная категория), в 4 случаях – средняя, в 2
случаях – высокая и в одном случае – низкая ( статус ребенка
зависит от уровня совместимости родителей на 71 % ).
Совместимость родителей детей, имеющих в классе статус «изолированные»
(IV статусная категория), а таких в классе трое,
варьируется от высокой до низкой, т. е. статус ребенка зависит от уровня
совместимости родителей на 66 % ). (Рис. 4).
Уровень
совместимости
родителей
Социальный
I II III IV cтатус детей
Рис. 4. Соотношение уровня совместимости родителей и социального
статуса детей.
В целом же взаимосвязь: благоприятного социального статуса ребенка с
высоким уровнем совместимости его родителей можно проследить в 9 семьях из 20;
и неблагоприятного социального статуса ребенка с низким или средним уровнем
совместимости его родителей – в 7 семьях, что позволяет расценивать
подтверждение гипотезы на 80 %. В 4-х семьях из 20 подобная связь отсутствует
( Приложение 3 ).
Для математического
доказательства взаимосвязи социального статуса ребенка в коллективе и
совместимостью его родителей требуется вычислить коэффициент ранговой
корреляции. Он позволяет выяснить связь между вышеуказанными явлениями,
находящимися в разных системах измерений. Для расчета корреляции рангов
Спирмена:
6 S d2
r = 1 -
(n+1) n (n-1)
где d – разность между рангами коррелированных
перемен,
n – объем выборки (число
вариант).
Обозначим совместимость супругов как:
– высокий и близкий к высокому уровень,
– средний уровень,
– низкий и близкий к низкому уровень.
Тогда Х – количество выборов, полученных данным индивидом, У
– уровень совместимости супружеской пары.
Ранги X`:
9 – (1+2) : 2 = 1,5
7 – 3 : 1 = 3
5 – (4+5) : 2 = 4,5
4 – 6 : 1 = 6
3 – (7+8+9+10) : 4 = 8,5
2 – (11+12) : 2 = 11,5
1 –
(13+14+15+16+17) : 5 = 15
0
- (18+19+20)
: 3 = 19
Ранги У`:
- (1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12)
: 12 = 6,5
- (13+14+15+16+17+18) : 6 =
15,5
- (19+20) : 2 = 19,5
Расчет коэффициента корреляции ( см.
Приложение 4 ).
Коэффициент
корреляции равен 0,615. Что характеризует прямую зависимость между
совместимостью родителей и социальным статусом ребенка в группе сверстников.
Данный показатель является достоверным (выше обоих критических значений
коэффициентов корреляции рангов для данной
выборки).
Корреляцию принято считать:
·
Слабой - при коэффициенте от 0 до 0,3;
·
Умеренной - при коэффициенте от 0,3 до 0,5;
·
Заметной - при коэффициенте от 0,5 до 0,7;
·
Высокой - при коэффициенте от 0,7 и более.
Следовательно, полученную в результате расчетов корреляцию между
социальным статусом ребенка и совместимостью его родителей можно
интерпретировать как заметную. Таким образом, экспериментально доказано,
что между социальным статусом ребенка в группе сверстников и совместимостью его
родителей существует прямая взаимная связь: чем выше совместимость родителей,
тем выше и социальный статус ребенка.
Заключение
Данная работа имеет практическую значимость, так как результаты
проведенного исследования могут представлять интерес для психологов, работающих
с семьями, психологов детских учреждений, педагогов, родителей.
Повышению статуса ребенка способствует реалистичность его самооценки,
самоуважение, общительность, активное участие в общих делах, средний уровень
конформности (стремления соответствовать групповым нормам и правилам),
ориентированная на другого индукция (предвидение возможных последствий своих
действий для других людей).
Все вышеперечисленные качества личности растущего человека в первую
очередь предопределяются семьей и семейным воспитанием. Самооценку и
самоуважение у ребенка формируют родители (и другие члены семьи), усвоение
групповых норм и правил (процесс первичной социализации) также происходит в
кругу близких людей. О последствиях тех или иных действий для других людей
ребенку также сообщают родители. Наконец, поддержка и понимание со стороны
семьи (близких, родителей) тоже помогают детям пользоваться большей
популярностью в кругу сверстников.
Гармония во взаимоотношениях взрослых членов семьи (родителей) позволяет
детям сформировать правильное представление о себе и других - в самом начале
этого процесса роль «других» отводится родителям; образцы поведения дети
копируют тоже в первую очередь с родителей. А значит и их популярность среди
сверстников во многом определена обстановкой внутри семьи, т. е. чем
гармоничнее взаимоотношения родителей, тем выше популярность ребенка.
Для популярных среди сверстников детей характерны следующие качества:
высокие интеллектуальные способности, активность, общительность, внешняя
привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная
самооценка, уравновешенность, а также специфические способности и навыки.
Что касается не пользующихся популярностью сверстников детей, то для
непопулярных детей свойственны: необщительность, напрямую зависящая от низкой
самооценки; чрезмерная агрессивность; низкий или, наоборот, высокий уровень
конформности; вызывающее поведение.
Как отмечается в ряде отечественных исследований, при измерении сферы
общения наиболее устойчивыми оказываются статусы «лидеров» и «изолированных»,
т. е. положение «звезды» и положение «изолированного» имеет тенденцию к
закреплению и может сохраняться длительное время. Безусловно, для развития
личности ребенка неблагоприятно состояние длительной психологической изоляции в
малой группе (коллективе), это приводит к определенной деформации его личности.
Однако и постоянное пребывание в статусе «звезды» тоже представляет
определенную опасность для формирующейся личности.
Поэтому одной из задач психолога детского учреждения является коррекция
социального статуса ребенка в группе. Хотя и принято считать, что в любом
коллективе всегда будут «изолированные» - это своего рода естественный отбор, -
тем не менее, необходимо способствовать повышению социального статуса ребенка в
группе. Для чего рекомендуется:
·
Включать в совместную деятельность лиц с противоположными
социальными статусами («звезд» и «изолированных»);
·
Чаще давать «изолированным» общественные поручения;
·
В младшем школьном возрасте на установки детей влияет мнение
учителя, поэтому преподавателю нужно чаще хвалить непопулярных детей даже за
незначительные успехи, подчеркивать достоинства. «Звезд», наоборот, реже
обращать внимание класса на какие-то «рядовые» успехи и достижения,
критиковать, но справедливо (то же самое можно порекомендовать и родителям);
·
Хорошо влияет на общую групповую сплоченность совместная
внеклассная деятельность.
Способствовать улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками может
родительская поддержка, внимательное отношение к ребенку, чуткость и искреннее
сопереживание, ненавязчивость воспитательных мер и частое проявление родительской
любви (пристальное внимание, контакт глаз и тактильный контакт). Как известно,
все родители любят своих детей, но далеко не все умеют любить, т. е. проявлять
свою любовь. Теплота семейных взаимоотношений, в которой так нуждается ребенок,
способствует формированию у него ценных личностных качеств, а значит и
повышению его популярности среди сверстников.
Список литературы:
1.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование. – изд-е 2-е. – М., Класс, 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|