Реферат: Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе
У его родителей очень высокие требования к учебе, но сам он особой
активности не проявляет. Знания хорошие. Контактирует в классе практически со
всеми. Дома агрессивен («терроризирует» старшую сестру), признает только
авторитет отца.
№ 10. Илья М.: социальный статус в классе довольно низкий:
получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.
Очень сильно заикается, но не переживает из-за этого, только волнуется
при чтении. Не сдержанный, часто разговаривает во время урока.
Коммуникабельный: любит общаться и со взрослыми, и с детьми. В классе чаще сам
идет на контакт, а не дети. Дома послушный, исполнительный, проблем с
воспитанием нет. Авторитет – старшая сестра.
№ 11. Катя Н.: социальный статус в классе довольно высокий:
получено выборов – 4, взаимных – 2, КУ – 67%.
Ленива в учебе, может учиться лучше, активность и работоспособность
низкие. Часто болеет, занимается дома, небрежна, не старательна. В классе
контактирует со всеми, но больше – с девочками. Дома ей сейчас уделяют меньше
внимания, т. к. есть маленькая сестра. Капризна, больше тянется к отцу, но
редко общается с ним из-за его занятости.
№ 12. Люда О.: социальный статус в классе довольно низкий:
получено выборов – 1, взаимных – 0, КУ – 0%.
Учится плохо, много пропускает занятий, не воспринимает критику,
обманывает взрослых и детей. В семье 3-е детей, мама не работает, папа работает
вахтовым методом. Для девочки авторитет только папа, у него ищет защиты и
оправдания своим поступкам. Часто скандалит дома, не слушается.
№ 13. Саша П.: социальный статус в классе очень высокий: получено
выборов – 9, взаимных – 3, КУ – 100%.
Очень аккуратный, в меру активный, хорошо учится, имеет художественные
способности. Пользуется популярностью у детей. Особенно любят с ним общаться
девочки, так как он внимателен к ним, уважителен в общении. Дома послушный,
самостоятельный, есть старший брат. Оба мальчика всегда помогают родителям, для
обоих отец – пример для подражания.
№ 14. Оля С.: социальный статус в классе довольно высокий:
получено выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%.
Чрезмерно активная («черт в юбке») на перемене, но не на уроке.
Неряшлива, агрессивна. Общительна, пользуется популярностью среди мальчиков
(очень симпатичная). Единственный ребенок в семье. Папа работает вахтовым
методом. Дома непослушна, капризна.
№ 15. Катя С.: социальный статус в классе очень низкий: получено
выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%.
Очень неусидчива, учится средне, малоактивна, очень любит ябедничать,
никому не отдает предпочтений («со всеми, но ни с кем»). В семье 3-е детей,
Катя – вторая. Мама не работает – маленький ребенок. Девочке в последнее время
уделяется значительно меньше внимания. Дома послушная, но неохотно выполняет
поручения, ничем не интересуется.
№ 16. Дима У.: социальный статус в классе очень высокий: получено
выборов - 9, взаимных – 2, КУ – 67%.
Серьезный, реалистичный в оценках себя и других, общителен со всеми,
справедливый, пользуется высоким авторитетом в классе. Зачастую разнимает
дерущихся, примиряет ссорящихся, встает на защиту слабых. Дома самостоятельный,
аккуратный, заботливый (по отношению к младшему брату), ответственный, его в
шутку называют «младший глава семьи».
№ 17. Олег Ф.: социальный статус в классе довольно высокий:
получено выборов - 5, взаимных – 2, КУ – 67%.
Способный, старательный, может быть обидчив. Заикается. Ребята в классе к
нему относятся хорошо. Избалован (изнежен) родителями. Единственный ребенок в
семье. Родители для него – не авторитет. Капризный, своевольный.
№ 18. Иван Ш.: социальный статус в классе довольно высокий:
получено выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%.
Способный, активный, на уроках дает хорошие полные ответы, быстро
справляется с заданиями. Вспыльчив, не сдержан, задира. Дома - непоседа, быстро
делает домашнее задание, допоздна играет на улице с ребятами («домой не
загонишь»), слушается отца, старается брать с него пример. Есть младшая сестра.
№ 19. Костя Ш.: социальный статус в классе очень низкий: получено
выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%.
Способности средние , невнимателен, не сдержан. В классе его считают
выскочкой, игнорируют, но ему мнение класса безразлично, он себя чувствует
хорошо. Один в семье. У мамы повторный брак, отношения с отчимом у мальчика
непростые (иногда находят общий язык, чаще – нет). Мама для него не авторитет,
хотя он довольно близок с ней.
№ 20. Миша С.: социальный статус в классе довольно низкий:
получено выборов - 1, взаимных – 0, КУ – 0%.
Переведен из 1 «б» класса, спокойный, активный на уроке, но слабо развита
речь. Поведение развязное, серьезно увлекается музыкой (ходит в музыкальную
школу). Есть старший брат, Миша во всем копирует его. Часто спорит с
родителями.
Вывод:
Для более глубокого анализа данных «Социометрии» статус ребенка в классе
был сопоставлен с характеристиками, данными учителем и родителями в
индивидуальных беседах. Были получены следующие результаты:
Для «Звезд» характерны такие качества, как общительность, высокая
успеваемость, аккуратность, спокойствие, уравновешенность, дружелюбие,
активность, адекватная самооценка, самостоятельность, справедливость,
серьезность, ответственность.
У «Предпочитаемых» можно отметить следующие черты личности:
активность, общительность, самостоятельность, старательность, интеллектуальные
способности выше средних, привлекательная внешность, но и – обидчивость,
вспыльчивость, капризность, высокая самооценка.
Для «Игнорируемых» характерны следующие качества: средние
способности, замкнутость, неконтактность, застенчивость, рассеянность,
агрессивность, обидчивость, несдержанность, чрезмерная общительность,
капризность, склонность к лжи и нарушениям дисциплины (пропуски занятий).
Для «Изолированных» характерны такие качества, как непохожесть на
остальных, неуклюжесть, рассеянность, неаккуратность, успеваемость ниже
средней, неусидчивость, малоактивность, непривлекательная внешность,
невнимательность, несдержанность, агрессивность, неконтактность, ябедничество.
Таким образом, в данной выборке на популярность ребенка влияют его
индивидуально-личностные особенности, поведение, успехи в учебе,
коммуникабельность, особенности внешнего облика и т.п.
У популярных среди сверстников детей отмечаются следующие
качества: высокие интеллектуальные способности («хорошо учится»), активность,
общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость,
самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, специфические
способности («хорошо рисует»).
Для непопулярных детей характерны: неконтактность (застенчивость),
слабая успеваемость, несдержанность, агрессивность, слабый уровень
конформности, непривлекательная внешность, склонность к ябедничеству, обману и
нарушениям дисциплины.
2.3.
По методике «РОП» было продиагностировано 20 супружеских пар из
поселка …х…, из них 18 – с возрастом семьи от 8 до 12 лет и 2 семьи повторного
брака с возрастом семьи 1 и 2 года.
В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты:
№ 1. Родители Ани А. В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок.
Для данной супружеской пары наиболее ценностно-значимой являются
хозяйственно-бытовая функция и значимость внешнего облика. По функциям
родительско-воспитательной, социальной активности и
эмоционально-терапевтической получены средние результаты.
Разногласия в семье могут быть вызваны рассогласованностью семейных
ценностей также по этим шкалам (хозяйственно-бытовой и внешней
привлекательности). Возможны разногласия из-за установки мужа на личностную
идентификацию с супругой (ожидание общности интересов, потребностей, ценностных
ориентаций и т.д.).
Что касается степени ролевой адекватности у данной супружеской пары, то и
муж, и жена в целом адекватно оценивают и свои роли в семье, и то, как
относится к своим обязанностям партнер. Возможна разногласия из-за ожиданий
мужа, что жена будет больше времени уделять воспитанию детей, а также ожиданий
жены, что муж больше времени будет уделять хозяйственно-бытовым делам.
Вывод: Данную супружескую пару можно считать совместимой, уровень
совместимости близок к высокому.
№ 2. Родители Ивана А. В браке состоят 9 лет, в семье один
ребенок.
Для данной семьи характерна ориентация на выполнение супругами
хозяйственно-бытовой функции. Для жены также большую значимость имеет
привлекательность внешнего облика. Средние показатели по шкалам: воспитательной,
социальной активности и эмоционально-психотерапевтической.
Наблюдается четкая согласованность семейных ценностей. Единственной
причиной разногласий здесь может быть большая для мужа, чем для жены значимость
интимно-сексуальных отношений.
Муж и жена адекватно оценивают свои роли в семье. Причиной возможных
разногласий могут быть лишь установка жены на большую эмоциональную поддержку
со стороны мужа.
Вывод: Уровень совместимости супругов достаточно высокий.
№ 3. Родители Светы В. В браке состоят 10 лет, в семье двое детей.
Для данной пары наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая функция
и ориентация на внешнюю привлекательность. По остальным шкалам средние
показатели.
Оба супруга показали высокую степень согласованности семейных ценностей. Единственной
причиной разногласий в данной семье может быть сфера интимно-сексуальных
отношений, т. к. муж оценивает эту функцию семейных отношений более высоко
нежели жена, для которой не так значима эта сторона супружества.
Адекватно оба супруга оценивают и свои роли в семье. Единственным
исключением здесь является функция эмоциональной поддержки: и муж, и жена
ожидают от партнера больше внимания, чем сами оказывают поддержки партнеру.
Вывод: Можно предположить достаточно высокий уровень совместимости данной
пары.
№ 4. Родители Маши З. В браке – 2 года, в семье один ребенок,
(семья повторного брака).
Для данной пары наиболее значимыми являются: хозяйственно-бытовая,
эмоционально-психотерапевтическая и функция социальной активности. Плюс
родительско-воспитательная – для жены.
Согласованность семейных ценностей находится на очень высоком уровне, что
исключает возникновение каких-либо разногласий.
Также оба супруга имеют высокую степень ролевой адекватности.
Единственной причиной разногласий является воспитательная функция, т. к.
притязания супруга на выполнение данной функции не соответствуют ожиданиям
жены.
Вывод: Степень совместимости супругов высокая.
№ 5. Родители Ирины З. В браке – 11 лет, двое детей.
Для данной семейной пары наиболее значимыми являются родительско-воспитательная,
эмоционально-психотерапевти-ческая функции. Плюс для мужа большое значение
имеет внешний облик, для жены – хозяйственно-бытовая сфера.
Семейные ценности согласованы. Единственной причиной возможных
разногласий могут быть разные точки зрения жены и мужа по поводу внешней
привлекательности.
Та же причина разногласий возможна и в структуре ролевой адекватности,
так как муж ожидает от жены большего внимания к своей внешности. Хотя в целом
оба супруга адекватно оценивают свои семейные роли.
Вывод: Совместимость супругов имеет довольно высокий уровень.
№ 6. Родители Антона К. В браке 10 лет, двое детей.
Для супругов наиболее значимы следующие функции: хозяйственно-бытовая,
воспитательная, социальной активности, внешней привлекательности.
Семейные ценности согласованы. Разногласия возможны в сфере сексуальных
отношений и внешней привлекательности (у жены – максимальный балл по этой
шкале).
Семейные роли в целом распределены и воспринимаются супругами адекватно.
Отмечается некоторая несогласованность по шкале
эмоционально-психотерапевтической поддержки: и муж, и жена не оправдывают
ожиданий друг друга в этой сфере. Также диагностируются незначительные
нарушения в распределении хозяйственно-бытовых ролей: ожидания жены выше
притязаний мужа.
Вывод: Степень совместимости данных супругов довольно высокая.
№ 7. Родители Саши К. В браке 12 лет, двое детей.
Для данной супружеской пары наиболее значимы функции:
хозяйственно-бытовая, воспитательная и социальной активности. Кроме того, жена
большое значение придает эмоционально-психотерапевтической функции и внешней
привлекательности.
Семейные ценности в основном согласованы, но вызывает тревогу то, что
могут быть разногласия из-за недостаточной эмоциональной поддержки мужа и
ориентации жены на внешнюю привлекательность.
По тем же шкалам наблюдается ролевая неадекватность: муж не оправдывает
ожиданий жены в эмоциональной сфере и внешней привлекательности. Хотя в целом
здесь сохраняется благополучие. Адекватно воспринимает свои роли в выполнении
семейных обязанностей муж.
Вывод: Совместимость в данной супружеской паре достаточно высокая.
№ 8. Родители Светы К. В браке 11лет, двое детей.
Для данной семьи наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая и
родительско-воспитательная функции. Плюс для жены очень важна внешняя
привлекательность.
Причиной разногласий является установка жены на собственную внешнюю
привлекательность. Также в данной семье могут возникнуть проблемы в
хозяйственно-бытовой и эмоционально-психотерапевтической сферах
взаимоотношений.
Супруги адекватно оценивают свои роли в семье в хозяйственно-бытовой,
воспитательной и функции социальной активности. Что касается двух других
функций (эмоцоонально-психотерапевтической и внешней привлекательности), то они
как раз являются основными причинами конфликтов (как показывают результаты
опроса), т. к. оба супруга ожидают от партнера большей эмоциональной активности
и жена, и жена стремится к тому, чтобы и самой быть привлекательной внешне, и
супруга желает видеть более привлекательным.
Вывод: Супружеская совместимость в данной паре находится на среднем
уровне.
№ 9. Родители Кости К. В браке 11 лет, двое детей.
Исследование семейных ценностей этой пары показало высокие установки на
выполнение бытовой и воспитательной функций в семье. Жена придает большее
значение функции эмоциональной поддержки и внешней привлекательности нежели
супруг.
Что касается согласованности семейных ценностей, то можно предполагать
наличие разногласий в этой семье, связанных с воспитанием детей, ориентацией
жены на собственную привлекательность, социальную активность, а также высокую
значимость для мужа интимно-сексуальных отношений.
Оба супруга неравномерно распределили свои роли в семье. Жена оставляет
за собой право больше уделять внимания воспитанию детей, собственной привлекательности
и проявлению социальной активности, чем муж, что может вызывать недовольство
последнего. Кроме того, жена ожидает от супруга большей эмоциональной
активности.
Вывод: Полученные данные исключают проявления разногласий в семье только
в хозяйственно-бытовой и идентификационной сферах. Остальные функции могут быть
причиной возникновения конфликтов. Степень совместимости близка к низкой.
№ 10. Родители Ильи М. В браке 12 лет, двое детей.
Исследование ценностей в данной семье показало, что наибольшее предпочтение
супруги отдают выполнению семьей функций хозяйственно-бытовой и
родительско-воспитательной. Также для жены высокую значимость имеет
эмоциональная поддержка со стороны мужа.
Семейные ценности в данной паре в целом согласованы. Серьезные разногласия
могут вызывать: более высокая значимость сексуальных отношений для мужа, чем
для жены и высокая значимость для жены эмоциональная поддержка со стороны
супруга. Можно предполагать также разногласия по поводу наибольшей значимости
внешнего облика для жены.
Муж в основном оценивает свои роли в семье адекватно, но ожидает от жены
более пристального внимания к собственному внешнему облику. Жена, в свою
очередь, ожидает от мужа большей активности в сферах: хозяйственно-бытовой,
эмоционально-психотерапевтической, социальной активности и внешней
привлекательности.
Вывод: супруги имеют среднюю степень совместимости.
№ 11. Родители Кати Н. В браке 8 лет, двое детей.
Для данной семьи характерна наибольшая значимость хозяйственно-бытовой и
воспитательной функций. Для жены, помимо этого, большее значение, чем для мужа,
имеют эмоционально-психотерапевтическая функция и функция внешней
привлекательности.
Семейные ценности обоих супругов в целом согласованы. Но могут быть
разногласия из-за высокой степени значимости для жены внешнего привлекательного
облика как своего, так и супруга. Так же возможны разногласия в сфере оказания
эмоционально-психотерапевтической поддержки друг другу.
Оба супруга адекватно оценивают свои роли в семье, единственной причиной
разногласий может быть, установка жены иметь более привлекательного партнера.
Вывод: Уровень совместимости данной пары близок к высокому.
№ 12. Родители Люды О. В браке12 лет, в семье трое детей.
В данной паре для жены наибольшую значимость имеют функции:
хозяйственно-бытовая и внешней привлекательности. Для мужа – социальная
активность и функция психотерапевтической поддержки.
Семейные ценности в основном согласованы, но вызывают тревогу низкая
значимость для мужа хозяйственно бытовой функции и социальной активности, а так
же занижен показатель личностной идентификации с супругой.
В то же время муж адекватно оценивает свою роль в семье, но ожидает от
жены большего участия в воспитании детей. Жена ожидает от мужа большей
активности в вопросах быта и меньшей в социальной сфере.
Вывод: степень совместимости пары средняя.
№ 13. Родители Саши П. В браке 10 лет, двое детей.
В данной супружеской паре приоритетными являются хозяйтвенно-бытовая,
родительско-воспитательная, эмоцио-нально-психотерапевтическая и функция
внешней привлекательности.
Согласованность семейных ценностей очень высока, что исключает какие бы
то ни было разногласия в семье.
И муж, и жена адекватно воспринимают свои семейные роли.
Вывод: Имеет место очень высокая степень совместимости супругов.
№ 14. Родители Оли С. В браке 8 лет, один ребенок.
Для данной супружеской пары приоритетными являются хозяйственно-бытовая,
родительско-воспитательная и функция внешней привлекательности.
Семейные ценности в основном согласованы. Возможны разногласия в сферах
воспитания детей и социальной активности.
И муж, и жена адекватно воспринимают свои роли в семье.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|