рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе рефераты

Непопулярные дети часто имеют какие-либо особенности, отличающие их от одноклассников; это может быть излишняя полнота, необычное имя и т. д. Эти особенности могут снижать уровень соответствия ребенка стандартам группы, а такое условие является чрезвычайно важным в период среднего детства.

Стремление соответствовать стандартам группы сверстников может быть нормальной, естественной и даже желательной формой поведения. Ежедневно детям приходится приспосабливаться к требованиям группы сверстников, равно как и к ожиданиям взрослых. Но иногда дети слишком уж стремятся соответствовать групповым нормам, даже когда требования группы нельзя считать полезными ни для конкретного ребенка, ни для самой группы в целом, ни для окружающих. Высококонформные дети обладают рядом характерных черт. Они страдают «комплексом неполноценности» и обладают недостаточной «силой Эго». Они более зависимы или тревожны, чем другие дети, и чувствительны к мнениям и намекам окружающих. Дети с такими чертами личности склонны постоянно контролировать свое поведение и речь. Они особенно озабочены тем, как они выглядят в глазах окружающих, и часто сравнивают себя со сверстниками. Постоянное наблюдение за тем, что делают и что говорят другие, а затем приспособление к определенным таким образом стандартам группы – как раз свойственно детям с высоким уровнем самоконтроля.

Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от развитости у него самоуважения. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Однако не всегда самоуважение может зависеть от уверенности в своих академических способностях: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе, тем не менее удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других.

Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают успеха в каком-либо деле если они уверены в своих силах и способностях, - а их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие, оно продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. Сами по себе эти ощущения еще не создают замкнутый круг, поэтому многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в конечном счете находят что-то, в чем они способны преуспеть.

Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и достижениями, многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у них уважение к себе. Однако слишком обильные похвалы, не связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А это может создавать осложнения и проблемы в отношении со сверстниками и учителями. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки учителям (и родителям) рекомендуется соотносить отпускаемые детям похвалы с действительными достижениями и поведением детей.

Группы сверстников формируются из детей, имеющих общие интересы и цели и следующих общим нормам поведения. Поэтому групповая конформность приобретает все большую важность.

Положение детей в группе сверстников зависит от их общей приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе и успехи в спорте также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-то особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на его самоуважении. Наиболее восприимчивые к давлению группы сверстников оказываются дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие свое поведение.

Вывод:

Проблема супружеской совместимости детально исследовалась отечественными и зарубежными психологами, изучавшими как структурные компоненты личности супругов (темперамент, характер), так и их функционально-ролевую согласованность (сходство представлений супругов о своих ролях и функциях в семье, ценностно-ориентационное единство членов семейного союза). Что позволило сформулировать так называемый закон совместимости, согласно которому врожденные качества в совместимых парах должны быть различны, тогда как приобретенные – сходны.

Наибольшую значимость для психологов, изучающих совместимость супружеских пар, представляет согласованность ролевых ожиданий супругов, т. к. их несовпадение является основной причиной неудачи в браке. Что касается структурной совместимости, то, согласно исследованиям Р. Винча, Т. Галкиной, Д. Ольшанского и др., партнеры должны дополнять друг друга по качеству личностных свойств. Однако, главное место в определении супружеской совместимости занимают представления супругов о целях брака и характере исполнения семейных ролей. Из психологических особенностей наиболее важными являются: направленность на другого и эмпатия, т. е. Те свойства личности супругов, которые характеризуют их способность понимать других людей, доброжелательно к ним относиться и предсказывать их поведение.

Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности ребенка в кругу сверстников.

Способствуют популярности ребенка среди сверстников наличие таких качеств личности, как общительность, жизнерадостность, отзывчивость и склонность к участию в общих делах, а также адекватная самооценка. На популярность младшего школьника (в частности) влияет его успеваемость в школе, спортивные достижения и т. д.

Не пользуются популярностью среди сверстников дети, обладающие какими-то особенностями, отличающими его от остальных. Вредят популярности в группе и чрезмерная агрессивность, и чрезмерная застенчивость. Именно робкие и застенчивые дети испытывают особые трудности в общении и больше страдают от непризнания со стороны сверстников. Слабая коммуникабельность особенно часто констатируется у единственных детей в семье, если такой ребенок часто остается один (из-за занятости родителей). Такие дети интровертированы – обращены в свой внутренний мир – и лишены чувства защищенности, необходимого для развития коммуникабельности.

Как правило, большей популярностью пользуются дети тех родителей, которые напоминают своим детям о возможных последствиях их действий для других людей (ориентированная на другого индукция).


Глава II

2.1. Для практической проверки  заявленной выше гипотезы и выполнения поставленных задач были выбраны  и использованы следующие методы исследования:

1.      Наблюдение и констатирующий эксперимент.

2.      Беседы с учителем, родителями и детьми.

В ходе бесед с учителем (классным руководителем 1«а» класса) выяснялись: школьная успеваемость и особенности личности учащегося, его поведение и характер взаимоотношений с одноклассниками.

Из бесед с родителями были получены сведения о возрасте семьи, количестве детей в семье, о поведении ребенка (первоклассника) в домашней обстановке и характере его взаимоотношений с другими членами семьи, об увлечениях вне школы и т. п.

Индивидуальных бесед с детьми не проводилось, но при проведении социометрического исследования в инструкции испытуемым было указано, что выбирать одноклассников следует из числа друзей.

Инструкция: «Ребята! Вы проучились вместе, в одном классе, почти год. За это время вы хорошо узнали друг друга, некоторые стали друзьями. Представьте себе, что у вас скоро День рождения и мама разрешила вам пригласить домой только трех друзей из класса. Подумайте, кого бы вы пригласили и напишите фамилии этих ребят на листочке, под цифрами 1, 2, 3. Не забудьте указать на листочке и свою фамилию».

Таким образом исследование позволило выявить дружеские связи детей.

3.      Комплекс методик:

а) «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе» (Д. Морено);

б) «РОП» - «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре»  (А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой).

Методика «РОП» определяет: 1) представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров; 2) представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.

Методика «Социометрия» позволяет определить характер взаимоотношений в группе, «социометрический статус» индивида, структуру межличностных связей в группе, персональное положение каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), коэффициент удовлетворенности (КУ) индивида своим положением в группе.

В проводимом исследований, где лимит разрешенных выборов был 3, была принята следующая шкала социометрических статусов:

I группа – «звезды» - дети, получившие 6 и более выборов;

II группа – «предпочитаемые» - 3 – 5 выборов;

III группа – «игнорируемые» - 1 – 2 выбора;

IV группа – «изолированные» - 0 выборов.

Таким образом, I и II группы имеют благоприятный статус, III и IV группы – неблагоприятный статус.

Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является показателем или уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство членов группы оказываются в благоприятных статусных категориях (I и II), то УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в группе людей с низким статусом (III и IV) – как низкий.

В качестве диагностического параметра можно рассматривать и «индекс изолированности» - процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории.

Коэффициент удовлетворенности во взаимоотношениях объединяет статус и взаимность выборов. Коэффициент удовлетворенности (КУ) учитывает: сколько сверстников выбрал данный индивид, и сколько из них ответили ему взаимностью.

  

где n – число членов группы, выбранных данным испытуемым;

n1 – число членов группы из n, которые выбрали его.

Для группы коэффициент удовлетворенности:

где N – число сверстников, выбранных всеми членами группы;

N1 – число сверстников, ответивших на выбор взаимностью.

2.2. По методике «Социометрия» было продиагностировано 20 учащихся 1 «а» класса …..нской средней школы в возрасте 7 – 8 лет в количестве 20 человек. (Приложения 1, 2 ).

В ходе диагностики структуры взаимоотношений в классе были получены следующие результаты:

Из 20 испытуемых каждый сделал 3 выбора; взаимных выборов всего сделано 11; максимальное число выборов, полученных индивидом – 9, минимальное – 0. Коэффициент групповой удовлетворенности во взаимоотношениях (КУ) равен 23,3 %.

Что касается индивидуального коэффициента удовлетворенности во взаимоотношениях (КУ), объединяющего статус и взаимность выборов, то из 20 первоклассников двое имеют 100 % КУ (т. е. получили максимально возможное количество взаимных выборов – 3), 5 – 67 %, 7 – 33 % и 6 – 0 %, т. е.  не имеют взаимных выборов ( Рис.1).

КУ

 

 
 100%

     


                                              0%         0 %   

2           5                        7                         6                           Первоклассники            

Рис. 1. Соотношение статуса и взаимности выборов.

По количественному соотношению благоприятных и неблагоприятных социальных статусов в группе уровень благополучия взаимоотношений в классе характеризуется как средний. Что касается «индекса «изолированности» (процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории), то он равен 15 %.

Все учащиеся 1 «а» класса получили следующие социальные статусы (Приложение 1):

I группа – «Звезды»: № 5 Ирина З.,

№ 13 Саша П.,

№ 16 Дима У.

II группа – «Предпочитаемые»:   № 1 Аня А.,

№ 2 Иван А.,

№ 6 Антон К.,

№ 11 Катя Н.,

№ 14 Оля С.,

№ 17 Олег Ф.,

№ 18 Иван Ш.

III группа – «Игнорируемые»: № 3 Света В.,

№ 7 Саша К.,

№ 8 Света К.,

№ 9 Костя К.,

№ 10 Илья М.,

№ 12 Люда О.,

№ 20 Миша С.

IV группа – «Изолированные»: № 4 Маша З.,

№ 15 Катя С.,

 № 19 Костя Ш.

                                                                             

Таким образом, благоприятный социальный статус («звезды» и «предпочитаемые») в классе имеют 10 человек, неблагоприятный («игнорируемые» и «изолированные») – тоже 10. Причем, в классе равное количество как «звезд»,  так и «изолированных» (3 и 3 соответственно), как «предпочитаемых», так и «игнорируемых» (7 и 7), что наглядно показывает рис.2.


                                                                                       Социальный

      I                     II                III                 IV                     статус

Рис.2. Распределение социальных статусов в группе.

В результате социометрического исследования, а также наблюдения и беседы, были получены данные, позволяющие составить краткую характеристику на каждого учащегося:

№ 1. Аня А.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 5, взаимных – 1, КУ – 33%.

Активная, непоседа, неусидчива, общительна, хорошо учится, хорошо ладит с детьми. Родители ее балуют. Единственный ребенок в семье, часто остается дома одна. Дома – послушная, самостоятельная, любит животных.

№ 2. Иван А.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 3, взаимных – 1, КУ – 33%. 

В классе - негласный лидер, в начале учебного года негативно относился к сверстникам, вспыльчив, обидчив. Самооценка и работоспособность высокие, хорошо учится, мотивирован на получение высоких оценок. Единственный ребенок в семье, слушается отца, помогает в делах по дому (отцу в основном).

№ 3. Света В.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень тихая, замкнутая девочка, молчаливая, сама на контакт не идет, на уроках отвечать стесняется, учится средне. В семье две девочки, Света – младшая. Дома – спокойная, послушная, очень привязана к маме и старшей сестре.

№ 4. Маша З.: социальный статус в классе очень низкий: получено выборов – 0, взаимных – 0, КУ – 0%. Причиной непопулярности может быть низкий уровень конформности (непохожа на остальных), особенности внешности (очень крупная, полная, не симпатичная).

Девочка очень непохожа на остальных детей, неуклюжая, рассеянная, не старательная. На уроках дает полные ответы, не боится высказывать свою точку зрения. В классе с ней никто не дружит, она ко всем относится хорошо. Часто болеет. Мама уделяет ей много внимания, очень тщательно занимается дома. Избалованная, в семье единственный ребенок. Повторный брак у мамы, с отчимом у девочки очень хорошие отношения.

№ 5. Ирина З.: социальный статус в классе очень высокий: получено выборов – 7, взаимных – 3, КУ – 100%.

У девочки очень высокий авторитет в классе, она - лидер, пример для всех. Спокойная уравновешенная, дружелюбная, умная, работоспособная, имеет адекватную самооценку, переживает за учебу, хорошо контактирует со всеми детьми. Дома – не спокойна, часто нервничает, помогает маме, любит заниматься с младшим братом.

№ 6. Антон К.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 3, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень спокойный, способный мальчик, старательный, иногда не собран, не уверен. В классе ребята относятся к нему хорошо, и он  - тоже. В семье двое детей, Антон – старший, заботится о братишке, послушный.

№ 7. Саша К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

 Очень способный мальчик, но учится ниже своих интеллектуальных возможностей, для него очень много значат оценки, остро переживает неудачи, бывает рассеян, может быть злобным, редко – агрессивным. Родители педагоги. Есть старшая сестра.

№  8. Света К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 2, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень хорошо учится, ее можно назвать лидером в учебе, поддерживает хорошие взаимоотношения со всеми, но обидчива. Любимица в семье, очень привязана к старшему брату. Послушная, иногда – капризная. Есть любимое занятие – цветоводство.

№ 9. Костя К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено выборов – 2, взаимных – 0, КУ – 0%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8