Реферат: Шпаргалки по предмету социология
35 Социальные
институты.
Другой тип социальных систем
складывается на основе общностей , социальные связи которых обусловлены
объединениями организаций . Такие социальные связи называются
институциональными , а социальные системы - социальными институтами . Последние
действуют от имени общества как целого . Институциональные связи можно называть
еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом
в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах
общественной жизни .
Следовательно ,
социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и
социального контроля как одного из элементов управления . Социальный контроль
дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных
условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе . Основными
объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы , обычаи ,
административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с
одной стороны , к применению санкций в отношении поведения , нарушающего
социальные ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения .
Поведение индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть
удовлетворены различными способами , и выбор средств для их удовлетворения
зависит от системы ценностей , принятой данной социальной общностью или
обществом в целом . Принятие определенной системы ценностей способствует
идентичности поведения членов общности . Воспитание и социализация направлены
на то , чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы
поведения и способы деятельности .
Социальные институты
руководят поведением членов общности через систему санкций и наград . В
социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль . Их
задача сводится не только к принуждению . В каждом обществе существуют
институты , осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности -
свободу творчества и нововведений , свободу слова , права на получение определенной
формы и величины дохода , на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.
д. Например , литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества ,
поиска новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать
новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней
, формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней , содержательной
.
Внешне социальный
институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными
материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С
содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных
стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть
юстиция как социальный
институт внешне может быть
охарактеризована как совокупность лиц , учреждений и материальных средств
осуществляющих правосудие , то с содержательной точки зрения - это совокупность
стандартизированных образцов поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную
социальную функцию . Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных
ролях , характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката,
следователя и т. д. ) .
Социальный институт ,
таким образом , определяет ориентацию социальной деятельности и социальных
отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно
ориентированных стандартов поведения . Их возникновение и группировка в
систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач . Каждый
такой институт характеризуется наличием цели деятельности , конкретными
функциями , обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей ,
а также системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление
отклоняющегося поведения .
Важнейшими социальными
институтами являются политические. С их помощью устанавливается и
поддерживается политическая власть . Экономические институты обеспечивают
процесс производства и распределения благ и услуг . Семья также один из важных
социальных институтов . Ее деятельность ( отношения между родителями ,
родителями и детьми , методы воспитания и т. д. ) определяется системой
правовых и иных социальных норм . Наряду с этими институтами существенное
значение имеют и такие социально-культурные институты , как система образования
, здравоохранение , социальное обеспечение , культурно-воспитательные
учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт
религии .
Институциональные
связи , как и иные формы социальной связи , на основе которых складываются
социальные общности , представляют собой упорядоченную систему , определенную
социальную организацию . Это система принятых видов деятельности социальных
общностей , норм и ценностей , которые гарантируют сходное поведение их членов
, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей ,
устанавливают способы удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты ,
возникающие в процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия
между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и
общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться , говорят
о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении нежелательных явлений (
например , таких , как преступления , алкоголизм , агрессивные
действия и т. п. ).
36 .ИНСТИТУТ СЕМЬИ
Семья — самый
древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования
общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и
мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми
традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных
представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений
приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные
обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их
союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны
общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т.
зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:
·
малая группа людей,
·
объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство
(родители, дети, братья, сестры),
·
семья, как соц. институт выполняет определенные общественные
функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и
общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции.
Такое средство, например, — институт брака, возникший позже и институт развода.
Структуру семьи составляет
совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства,
структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.
С точки зрения
функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:
·
несоответствие функционирования семьи общественным потребностям
(низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и
т.д.);
·
противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями
семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;
·
падение престижа традиционного брака.
Сейчас соц. исследования идут в
направлениях:
·
изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак,
прекращение брака;
·
изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на
основании этих исследований создание несколько типологий семей;
·
отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и
между поколениями;
·
качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих
факторов на семейные отношения;
·
функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих
изменений на размеры семьи, деторождение.
Для понимания семьи как
социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.
Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные
роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и
подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские
(сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка,
старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться
ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается
процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных
функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации
досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и
воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества,
экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала
играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования
семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны
это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны
усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость
37.ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Институт
образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от
родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов.
Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное,
школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды
подготовки и переподготовки кадров).
Главная
функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний,
практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система
образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно
высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди
повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц.
контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Чем больше
усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем
знаний, тем более усложнялся процесс образования:
·
стали готовить учителей специально;
·
подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный
характер;
·
сама система образования становилась многоуровневой и
разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и
разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);
·
школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы,
колледжи).
Институт
образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц
уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на
основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы
отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч,
преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные
здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя
работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию,
общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления,
располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение,
учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.)
Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности
в подготовке специалистов высшей категории.
Для
современного общества проблемой является качество обучения. Институт
образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе
предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка
труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей
образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».
Образовательная
система России предусмотрена российским Законом «Об образовании»,
устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься
парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей
образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как
способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении
учебных задач в смежных образовательных областях.
Гармоничная и
сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных
потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития
общества.
38 ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ
Один из
важнейших социокультурных институтов. Церковь представляет собой организацию,
использующую разнообразные средства в том числе религиозную мораль, обряды и
ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать
соответствующим образом. У церкви имеются колоссальные материальные средства,
возможности влиять на сознание, поведение людей. Церковь нужна обществу, т.к.
является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущих справедливость,
различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и
ценностей. Величайшие достижение церкви — идея отпущения грехов после покаяния.
Церковь — один
из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего
это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической
системе. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее
определенной собственностью, которая составляет экон. основу ее существования.
Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и
детализированного культа.
Внутренняя
структура такого института представляет собой организационно оформленное
взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с
формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус
социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются
управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу
занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации,
координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за
поведением включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая,
управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими
подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически
выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной
деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так
называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в
различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они
определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими,
священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и
их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и
обязанности.
Христианская
церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление
христианской церкви как социального института следует рассматривать как
взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной
структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в
надстроечной системе общества. В функционировании церкви, выступающей в роли
социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное
сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Социология
религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые
выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель
социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры
с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он
считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о
ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает
утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой
жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы
жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.
Основатель
психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем
чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает
людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей,
так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни,
стремятся найти защиту у Бога.
Если
суммировать приведенные
40. ИНСТИТУТ
государства
Политические
институты — разновидность социальных институтов, к ним относятся: государство,
полит. партии, общественные организации имеющие свои полит. интересы
(профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации,
религиозные общности и т.д.). Каждый из полит. институтов осуществляет
определенный вид полит. деятельности и включает социальную общность, слой,
группу специализирующиеся на реализации полит. деятельности по управлению
обществом. Для этих институтов характерны:
·
политические нормы регулирующие отношения внутри полит. института
и между ними и между политическими и неполитическими институтами общества;
·
материальные средства необходимые для достижения поставленных
целей.
Полит. институты обеспечивают
воспроизводство, стабильность и регулирование полит. деятельности, сохранение
идентичности полит. общности даже при смене состава, усиливают социальные связи
и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за полит. поведением.
Крупнейший
соц.-полит. институт — институт государства. Функции государства являются
организация и управление жизнью общества. Для выполнения этих функций
государство обладает законами, которые само и создает, огромные материальные
средства, как за счет налогов, так и за счет др. поступлений (госсобственность
и др.). Однако современное государство представляет собой очень сложный
механизм, состоящий из целого ряда относительно самостоятельных структур. Оно
включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма,
местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти
государственные институты обладают такими свойствами, как легитимность или
законность. Форма государства и его органов определяются, как правило,
национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов
демократии. По форме современные государства делятся на монархию (традиционную
и конституционную) и республику (парламентскую или президентскую).
Универсальной структурой государственной власти является:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|