рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалки по предмету социология рефераты

Ярким представителем новой науки являлся Герберт Спенсер, провозгласивший новую идею развития (эволюцию). Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная структура, социальный институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно — эволюции.

логии породило новую от­расль  науки — политическую  социологию. Связь  социологии  и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономер­ности  политической жизни можно, только учитывая  особенности общества  в целом как социальной системы, во-вторых, общество  нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают  на него политические структуры  и различные политические ре­ жимы.

Социология тесно связана с философией  философия  изучает сущность  человека, личности, то  социология — личность как социальный тип. Если же  философия  изучает социальные отношения  в их сущностной сути, то социо­логия—социальные    взаимодействие и социальные  взаимосвязи.  Конечно  же социология осуществляет задачу, непосильную общей  философии  — непосредственно перерабатывает конкретные данные  общественной  жизни.     Важнейшей   задачей в  разработке современной философской  мысли  выступает обоснование модели формирующейся информа­ционно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз­ действие на состояние окружающей природной и космической среды,  нахождение   путей решения  глобальных  проблем  человечества,  осмысление  глубоких интеграционных процессов  в мировом  со­ обществе,  понимание необходимости новых подходов   к решению  современных  этнических процессов. Принципиально новое решение   в современной  философии  и социологии  получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации  в  современном мире. Наполняется  новым  теоретическим содержанием  принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным  пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных усло­виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще  не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную  ситуацию  через современные  формы  философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современ­ном мире.

5. Структура  социологического знания

Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания.

1.   Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие — современные), характер изменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который по мнению его авторов заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам — в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже самое повторялось в другой части Земли.

2.   Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

3.   Микросоциология — третий уровень изучения общества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:

1.   уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

2.   уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

3.   социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний.

Социология развиваясь усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, т.к.

6.  СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Что касается специфических методов познания, то считается что они схожи с методами социальной психологии, статистики, истории, этнографии, кибернетики и др. наук.

Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Поэтому она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. Если философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе цепи логических размышлений, то теоретическая социология опирается на эмпирические исследования. По мнению социологов общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Научный (или позитивистский) метод означает опору теоретической социологии на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Специфика социологических методов познания обусловлена спецификой объекта исследований — общества. По вопросу специфики общества как объекта познания существует два основных теоретических направления: позитивистской ориентации и антипозитивистской ориентации с множественными разветвлениями в каждом направлении.

1.   Представители первого направления (от О. Конта до современных позитивистов) стремились подвести общество под общенаучный знаменатель, т.е. стремились представить его как часть объективной (природной) действительности, изучаемой на основе общенаучных методов. И социология представлялась им одной из научных дисциплин, которая должна как и все естественные науки раскрывать законы, объясняющие устройство и изменение общества.

2.   Представители второго направления (от Дильтея до современных антипозитивистов) стремились общество как бы вынести за рамки природной действительности, наделяя его сугубо специфическими признаками, требующими при изучении каких-то особых методов познания.

Материальное единство мира, диалектическая связь всех форм движения материи определяют принципи

7.Функции социологии

Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует  все присущие общественной  науке функции: теоретико-познавательную,  критическую,  описательную, прогностическую,  преобразовательную, информационную,  мировоззренческую. Вообще  функции гуманитарных  наук  принято делить на две группы:  гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.  Гносеологические функции  социологии проявляются  в наиболее  полном  и конкретном познании тех или иных  сторон социальной  жизни. Социальные  функции раскрывают пути  и способы их опти­мизации. Существуют  и действуют функции  только во взаимосвя­зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая.  Её суть состоит в том, что социология накапливает   знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную   картину социальных  отношений и процессов в современном мире.   К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные  знания  об  основных  социальных  проблемах  развития современного общества. Что же касается прикладной социологии,  то она призвана обеспечить надежную  информацию о различных  процессах, происходящих в разных социальных сферах общества,  а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений  и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о  процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей  или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень  системности и конкретности знаний  социологии определяет эффективность реализации ее социальной  функции.

Описательная  функция социологии — это систематизация, описание исследований в  виде аналитических записок, различного  рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки  воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие,  взаимосвязи т. п. При исследовании  социального объекта тре­буется высокая нравственная  чистота и  порядочность ученого,  потому что на  основе данных, фактов  и документов делаются  практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти  материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познает мир,  она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек  должен всегда помнить, что преобразование общества — не само­ цель. И преобразования нужны  лишь тогда, когда соответствуют  потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния  и общества и людей. Как бы ни была  хороша полученная социо­логами социальная информация, она автоматически не превращается  в решения,  рекомендации, прогнозы. Познавательная функция  социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.

Прогностическая функция  социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно  социологические  исследования завер­шаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза  изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскры­тую тенденцию развития социального явления, а также на зафикси­рованную закономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого факто­ра — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи­ ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.  В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социаль­ный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии  социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему  и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно


8.  ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕК,  ЛИЧНОСТЬ

Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.

Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность —термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии.

9. Статусно-Ролевая  концепция личности

    Основные  положения  этой  теории  были  сформулированы  американскими  социологами  Дж . Мидом  и  Р . Минтоном , а  также  активно  разрабатывались  Т. Парсонсом . Вот  основные  положения  этой  теории .

       Ролевая  теория  личности  описывает  её  социальное  поведение  2-мя  основными  понятиями: “ социальный  статус “ и  “ социальная  роль “ .

       Каждый человек  в  социальной  системе  занимает несколько  позиций . Каждая  из  этих  позиций  , предполагающая  определённые  права  и  обязанности , называется  статусом. Человек  может  иметь  несколько статусов. Но  чаще  всего  только  один  определяет  его  положение  в  обществе . Этот  статус  называется  главным  или  интегральным. Часто  бывает  так , что  главный  статус  обусловлен  его  должностью ( например , директор , профессор ) . Социальный  статус  отражается  как  во  внешнем  поведении  и  облике  (одежде , жаргоне ) , так и  во  внутренней позиции ( в  установках , ценностях , ориентациях ) .

      Социологи отличают  предписанные и  приобретённые  статусы . Предписанный - значит , навязанный  обществом  вне  зависимости  от  усилий и заслуг  личности . Он  обуславливается  этническим  происхождением , местом  рождения , семьёй . Приобретённый  ( достигнутый ) статус  определяется усилиями самого  человека ( например , писатель , ген . секретарь ). Выделятся  также  естественный  и  профессионально- должностной  статусы . Естественный  статус  личности предполагает  существенные  и  относительно  устойчивые  характеристики  человека ( мужчины  и  женщины , детство , юность ) . Профессионально - должностной  - это  базисный  статус  личности , для  взрослого  человека , чаще  всего , являющийся   основой  интегрального  статуса . В  нём  фиксируется  социальное , экономическое  и производственное  положение ( банкир , инженер , адвокат ) . 

        Социальный  статус  обозначает  конкретное  место , которое  занимает  индивид  в  данной социальной  системе . Совокупность  требований , предъявляемых  индивиду  обществом , образует  содержание  социальной  роли . Социальная  роль- это  совокупность  действий , которые  должен  выполнить  человек , занимающий  данный  статус  в  социальной  системе . Каждый  статус  обычно включает  ряд  ролей .

      Одна  из  первых  попыток  систематизации  ролей была  предпринята  Т .Парсонсом. Он  считал , что  каждая  роль  описывается  5  основными  харак

именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология — это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие их интерпретацию. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания. Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др. Но необходимо учитывать, что часть теорий и концепций не имеет подтверждение своей правоты в точные исследования или историей развития общества.

Теоретическую социологию трактуют как науку о человеке и обществе, но в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы, которые имеют предметом исследования различные сферы (семья, труд, социальные группы и т.д.). Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. Если философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе цепи логических размышлений, то теоретическая социология опирается на эмпирические исследования, т.е. характерной чертой социологии является единство теории и практики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7