рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалки по предмету социология рефераты

            При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения социального контроля можно выявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной системы, а с другой - не сможет развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.

            Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не совершенные действия.

            В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них (правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются полномочными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права. Иные санкции (моральные) неформальны и применяются отдельными членами общности и в форме улыбки или нахмуривания бровей и т.п. и в форме высказанного одобрения или осуждения и т.п. Все виды социальных санкций обра

20.Общество как целостная динамическая система.

1. Признаки общества.

Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.

*      - это  исторический результат естественно складывающихся  отношений людей

*       - это самая большая из проживающих на данной  территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей

*     - обладает  качествами, которыми не обладают составляющие  его  элементы.

Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то  есть ориентированных на других действий.

К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся  совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

Т.  Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на  нормах  и ценностях, образующих  культуру.

Э. Шилз  выделил   следующие признаки общества:

1.   Оно не является  органической частью какой-либо более крупной системы

2.   Браки заключаются между представителями данной общности

3.   Оно пополняется за  счет детей тех людей, которые являются членами данной общности

4.   Оно имеет свою территорию

5.   У него есть самоназвание  и своя история

6.   Оно обладает  своей системой управления

7.   Оно существует дольше средней  продолжительности жизни  отдельного  индивида

8.   Его сплачивает  общая система ценностей, норм, законов, правил.

Признакам  Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и  воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство. 

Понятие “общество” следует отличать от понятий  “государство” (институт управления общественными процессами, возникший  исторически позже общества)   и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)

Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его  воспроизводства  функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один  от  другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит  в работах  Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский  (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).

социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, — что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например овладеть новой социальной ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений что существует только белое и черное.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

зуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система социального контроля перестает существовать. 

            Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до этого времени большинство средств социального контроля и профилактики вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим средством борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность средств и методов влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений. К таким механизмам можно отнести:

1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций;

2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и ценностей;

3)побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной “законопослушной группой”;

4)”контроль”, установленный на широкодоступных  разнообразных средствах достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

            Учитывая качество, направленность и распространение социальных отклонений на Украине, можно предложить такую стратегию социального контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв” (гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических, геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.

            Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути рационального контроля и распространения положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля. 

22. Развитие общества

Изменение о.с. - это переход общества из  одного состояния в  другое. Изменение в ходе которого происходит необратимое усложнение о.с.  называют социальным развитием.  Различают эволюционный и  революционный путь развития. 

1.   С понятием социальной эволюции связывают:

2.   постепенное накопление изменений

·    естественно обусловленный  характер этих изменений

·    органический характер  процессов, обуславливающий  развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей

3.   С понятием социальной революции связывают:

·    относительно быстрые изменения

·    субъективно направляемые изменения на основе знания

·    неорганический характер процессов

Существуют 2 точки зрения на процессы развития о.с.: 1. Развитие об-ва имеет линейно-восходящий характер 2. Оно есть, но носит циклически преходящий характер.

1. Теории линейно-восходящего развития.

Основным тезисом  является утверждение о  нгаличиии  процессов глобальных изменений присущих всем общественным системам, образующего мировую тенденцию развития. В этой тенденции  изменяются  способы накопления и  передачи социального опыта (“дописьменные”, “письменные”, < “электронные” технологии >), уровни коммуникации способы добычи средств  существования ( “охота и собирательство”,  “скотоводство и земледелие (огородничество)”, “индустриальное общество”, <“постиндустриальное общество”>), уровень сложности общества (простые и сложные общества). Перечисленные аспекты изменений выступают основаниями  для простейшей типологии общественных систем по уровню их развития. Нетрудно заметить, что различные типологические признаки образуют  ряд исторических ступеней, каждой из которых присущ определенный способ  накопления  и передачи  знаний, коммуникации, средств  жизнеобеспечения и сложности  общественных структур. На этом основаны попытки ввести обобщенные (сложные) типологии. Одной из  первых попыток построения такой  типологии является типология К. Маркса , который предложил выделить  ряд ступеней развития  (общественно-экономических формаций) в соответствии с уровнем  развития производительных сил и производственных отношений (“первобытная”, “рабовладельческая”, “феодальная”, “капиталистическая”,“коммунистическая” Современный социолог  Даниел Белл предложил трехступенчатую систему типологии (“традиционное общество”,  “индустриальное общество”, “постиндустриальное общество”). Созданная на этой основе теория постинтустриального развития  является сегодня  ведущей социологической доктриной на западе.

Ориентиры развития индустриального общества:

·    рост материального благосостояния на основе  приоритета в развитии технико-экономических структур и потребления,  как центра жизни

·    частное предпринимательство и рыночное хозяйство

·    правовое государство и плюралистическая демократия

·    “трипартизм” - социальное  партнерство

·    корпоративизм -  наднациональный характер развития

Постиндустриальное общество - это стратегическое приспособление к новой постмодернисткой культуре и  цивилизации, которые формируются в результате  глубокой трансформации социального мира.

Показателями нового исторического состояния  являются:

1.   Информационная цивилизация (электронная революция создает новый тип социальных связей, открывает безграничные возможности приобщения человека к знаниям, формирует “компьютерную демократию”,  основанную на власти общественного мнения.

Экоразумная цивилизация (переход к экологически чистым технологиям на основе микроэлектроники, биотехнологии и т.д., обеспечивающей   сосуществование человека  с природой путем  возврата к ремесленно-натуральному хозяйству -  мелкомасштабной технологии, 

23Проблема типизации обществ

Существует множество способов классификации обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество).

Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски).

Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). Основные различия между ними заключается в следующем:

·    в первом люди живут в соответствии с общинными обязанностями, во втором люди руководствуются личной выгодой;

·    первое основывается на традиционных обычаях, второе — на формальных законах;

·    первое предполагает ограниченную специализацию, второе — формирует специализированные профессиональные роли;

·    первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;

·    главные институты первого — семья и община, второго — крупные корпорации и ассоциативные формы объединения людей.

Типология обществ Дюрк

24 Социальная группа как объект социологического изучения.

В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.

Анализ внутренних связей в группе

1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.

2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях     

    индивида это не сказывается.

3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами группы.

4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива, т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.

5. Отношение с членами других конкурирующих или  сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов

индивида.

6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов всей группы, к которой принадлежит индивид.

7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед  представителями других конкурирующих групп.

(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера, а от всей общности).

27. Многообразие  общностей

. Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .    

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7