рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная работа с детьми алкоголиков рефераты

Соотношение впервые привлеченных к уголовной ответственности увеличилось соответственно на 3,1% и на 15,1%, хотя уличные социальные работники уделяли внимание в основном детям и подросткам, состоящим на учетах в ОППН и КДН.

Немаловажную информацию содержит в себе статистический анализ по групповым преступлениям:

В 3-х экспериментальных районах удельный вес групповых преступлений за 1998 г. почти в 2 раза ниже значения, чем по округу. При этом надо заметить, что молодежными некриминальными группировками в районах на сегодняшний день никто кроме уличных работников не занимается.

Для координации деятельности всех структур Реабилитационного пространства, а также для формирования единой информационной базы данных был создан Информационно-координационный центр (ИКЦ), который выполняет следующие функции:

-   сбор и обработка информации, поступающая от всех участников деятельности РП;

-   создание социально-демографической и социо-культурной карты города (территории, обслуживаемые РП, зоны риска);

-   накопление базы данных по проблематике дезадаптированности несовершеннолетних;

-   организация банка данных по учреждениям и организациям – участникам деятельности РП;

На сегодняшний день сформирована база данных по несовершеннолетним группы риска ЮЗАО, в которой содержится информация на 1100 детей группы риска и 678 дисфункциональных семей, в первую очередь тех, в котором один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью. Составлена социально-демографическая карта округа с указанием мест регулярных сборов неформальных молодежных группировок, других "зон риска".

Важнейшей перспективой развития модели реабилитационного пространства является формирование общегородской базы данных по несовершеннолетним группы риска, собранных на основании различных критериев дисфункциональности. Первым шагом на пути реализации данного перспективного проекта явилось создание Городского регистра несовершеннолетних, состоящих на учете в наркологических диспансерах города.

Важнейшим направлением функционирования РП является распространение методологии и технологий работы, трансляция опыта организации и координации деятельности всех структур РП. В рамках развития правового аспекта РП были проведены методические семинары и тренинги по актуальным темам социальной работы и восстановительного правосудия.

Серьезное внимание в ходе реализации всех направлений деятельности уделяется работе со средствами массовой информации с целью освещения проблемы детско-подростковой наркомании в нашем обществе и пропаганды здорового образа жизни. Этой теме были посвящены циклы передач ТВ: "Национальный интерес", "До 16-ти и старше", "Зебра", окружного ТВ "Юго-Запад", радио "Максимум", серии статей в СМИ, в частности таких, как "Литературная газета", "Труд", "Известия", "Коммерсант", "Аргументы и факты".

Таким образом, на сегодняшний день эффективность модели Реабилитационного пространства как системы помощи несовершеннолетним группы риска подтверждена практическим опытом. Дальнейшая перспектива развития рассмотренной модели связана с внедрением ее технологий на общегородском, впоследствии – на общероссийском уровне.

3.2 Система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-реабилитационном центре г. Кемерово

Семейные проблемы, среди которых на первом месте сегодня стоят алкоголизм и наркомания – основные причины, приводящие детей в Социально-реабилитационный центр (с приютом) для несовершеннолетних г. Кемерово. Хотя СРЦ работает с самим ребенком, то есть следствием десоциализирующего влияния семьи, работники центра видят свою основную задачу в том, чтобы наладить внутрисемейные отношения и вернуть ребенка в семью. Однако такой благоприятный исход кризисной ситуации возможен не всегда. Поэтому реализовать право ребенка воспитываться в семье призвана замещающая семья, поиск которой вторая важнейшая задача СРЦ.

Базовым процессом деятельности Центра определен процесс социальной реабилитации несовершеннолетних, который имеет цель преодоление социальной дезадаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении созданы хорошие бытовые условия, обучение ведется по оптимальным программам, в том числе индивидуальным. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации (семья, школа …), поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности. Большинство воспитанников СРЦ – дети из неблагополучных семей. Общим критерием неблагополучия семей, где есть "трудные" дети, является деформация или полное разрушение их воспитательной функции. Среди таких семей устойчивое большинство составляют семьи, в которых есть родители-алкоголики.

В большинстве своем именно из таких семей попадают в СРЦ так называемые "трудные" дети с девиантным поведением, которое проявляется в различных формах:

-   Непринятие социальных норм и правил

-   Сквернословие

-   Склонность к бродяжничеству

-   Употребление алкогольных и наркотических веществ, табакурение

-   Совершение правонарушений

-   и т. д.

В работе с "трудным" несовершеннолетним и его семьей сотрудниками Центра выделяются следующие этапы.

1.  Диагностический

2.  Коррекционно-реабилитационный

3.  Постреабилитационный

На каждом этапе осуществляется комплексный подход:

-   Социально-правовая помощь

-   Медицинская

-   Психолого-педагогическая

Особенно важен первый этап. На основе диагностики составляются программы реабилитации с ребенком, заполняется социальный паспорт семьи, в котором отражаются основные сведения о семье. Работа с семьями воспитанников на этом этапе начинается со сбора первоначальной информации о семье, розыск родителей, родственников несовершеннолетних. Специалистами по социальной работе делаются запросы в Областное адресное бюро с целью выяснения прописки родителей. В течении суток отправляются сообщения в ТОО согласно места жительства или прописки ребенка. Копия сообщения отправляется в Управление образования Администрации г. Кемерово. Если ребенок проживает в другом регионе или не знает места своего жительства, запросы делаются в Адресные бюро других регионов. Специалисты Центра тесно сотрудничают с КДН. При поступлении безнадзорного ребенка запрашивается следующая информация:

-   о семье, личности ребенка;

-   состоит ли на учете;

-   семейно-бытовые условия.

На основании полученных сведений принимается решение о возможности возвращения несовершеннолетнего в семью.

Одновременно осуществляется и психолого-педагогическая, медицинская диагностика. Как правило, у таких детей наблюдаются отклонения в психоэмоциональной сфере, внешняя агрессивность, тревожность. Психологическая диагностика позволяет понять причины возникновения проблем, трудностей воспитания, обучения, отклоняющихся форм поведения. Эти дети физически ослаблены, с различными хроническими заболеваниями. Среди которых отмечаются так называемые социальные болезни, которые составляют 33.4%. Среди них "лидирует" социальная и педагогическая запущенность.

Важная роль в системе работы СРЦ с трудными детьми и семьей принадлежит второму этапу – оказанию помощи семье и реабилитация детей и подростков. В период пребывания в СРЦ трудных детей и подростков, независимо от сроков пребывания, им оказывается психосоциальная, медицинская, коррекционно-реабилитационная помощь. Такие дети ставятся на особый контроль специалистами СРЦ. Поэтому с трудными детьми работают психологи, врач-психотерапевт, социальный педагог. При получении сведений специалисты разыскивают и связываются с родителями, родственниками, приглашают их на консультацию в СРЦ, выезжают на патронаж, проводят беседы; психологи и психотерапевт помогают родителям в установлении отношений с ребенком, проводят консультации и т.д. Трудновоспитуемость детей и подростков из неблагополучных семей проявляется не только в плохом поведении, агрессивности, побегах и мелких правонарушениях, но и социальных пороках, таких как наркомания, табакокурение, алкоголизм и т.д. Поэтому, с целью профилактики таких состояний среди воспитанников СРЦ, в учреждении ведется работа по следующим направлениям:

-   Наркомания. Выделена ставка социального педагога, имеющего специальное образование и курирующего вопросы профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения среди несовершеннолетних СРЦ

-   Совместная работа врачей-педиатров со специалистами подросткового наркодиспансера

-   Совместная работа специалистов СРЦ с КМПНП (врачом-наркологом, психологом) по выявлению зависимых детей и их дальнейшей госпитализации

Врачом-наркологом проводятся обследования несовершеннолетних, консультации специалистов СРЦ и воспитанников, профилактические беседы и лекции с несовершеннолетними. Психологом – групповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетними, с последующим лечением, семинары.

Исходя из результатов диагностики, для каждого поступившего ребенка составляется индивидуальная программа социальной реабилитации, один из элементов которой - обязательная трудовая деятельность. Центр имеет достаточную материальную базу для организации трудовой деятельности детей и подростков: мастерские по обучению швейному делу, столярному мастерству и ремонтным работам; кабинет компьютерных игр и ЭВМ; мини-типографию с полным набором оборудования: компьютер, принтер, ризограф, резак, переплетная машина; телеви­деоаппаратуру; мини-пекарню; тренажерный зал с оборудованием фирмы КЕТЛЕР.

Программа трудовой адаптации строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. Группы формируются с учетом возраста и родственных связей несовершеннолетних.

В трудовую деятельность детей 3-7 лет включены элементы самообслуживания, обучение навыкам ухода за домашними животными, растениями, развивающий творческий труд (лепка, поделки из природного материала, ткани, картона, бумаги, тесьмы и т. д.). Включение в трудовую деятельность и знакомство с профессиями происходят в игровой форме. Все взаимоотношения «ребенок-взрослый» в данной возрастной группе строятся на принципах доброты.

Трудовая реабилитация детей 7-10-летнего возраста строится на канонах красоты. Кроме перечисленных видов деятельности для младших групп детей 7-10 лет привлекаем к выполнению некоторых ремонтных работ в мастерски (мелкий ремонт мебели, одежды), к участию в уборке спален, столовой, игровых площадок, к посильному общественно полезному труду: выращивание цветов летом, уборка снега зимой, дежурство в столовой, при входе в здание и т. д.

У многих подростков, поступивших в Центр, как и у детей младшего возраста, отсутствуют навыки личной гигиены, самообслуживания, культуры труда, но, по наблюдениям специалистов, структура норм их поведения очень пластична и поддается формированию.

Правильно подобранный вид деятельности, учет индивидуальных особенностей каждого подростка дает шанс компенсировать тот или иной недостаток, позволяет ему раскрыть свои способности, а главное, дает возможность реализовать потребность в самоутверждении.

Для стимулирования интереса к труду применяются как моральные (похвала, одобрение, участие в выставке работ), так и материальные стимулы. Начиная с июля 1995 г. введены «трудовые книжки», расчет производится по итогам за неделю, а с ноября с успехом действуют «чековые книжки». В «чековых книжках» отмечаются начисления заработанный средств за каждую неделю. Причем учитываются качество изделий, дисциплина, качество самообслуживания. В конце каждого месяца подросток может приобрести игрушки, книги, сладости и другие важные для него вещи. Имея честным трудом заработанные деньги, дети учатся распределять доходы, готовятся к жизни в семье и социуме.

Роль воспитателя в процессе социальной адаптации несовершеннолетнего воспитанника приюта определяется не только отслеживанием режимных моментов жизни ребенка, но и обязывает педагога находить оптимальные пути вовлечения ребенка в процесс социализации.

Из опыта работы с воспитанниками стало очевидным, что пробелы в знаниях культуры поведения и речевого этикета влекут за собой проблемы адаптации ребенка к новым для него условиям жизни. Ликвидации подобных пробелов посвящена специально разработанная программа центра.

Цель программы: создание запаса нравственно-этических и эстетических знаний и впечатлений для улучшения социальной адаптации девочек 7-10 лет к жизни.

Задачи программы:

1.  Помочь подростку в выработке жизненных ценностей, установок и целей;

2.  Создать определенный запас нравственно-этических и эстетических знаний и впечатлений;

3.  Помочь в формировании таких этических, эстетических и духовных качеств личности несовершеннолетнего, которые будут способствовать положительным эмоциональным контактам с окружающим миром и обществом.

В ходе реализации программы ожидается получить следующие результаты:

1.  Развитие у несовершеннолетнего избирательного и осознанного отношения к носителям духовных ценностей в мире (природа, вещи, произведения искусства, внешний облик и поведение людей, свои собственные действия);

2.  Подкрепление убежденности подростка в том, что нравственные качества, как доброта, трудолюбие, терпимость, целеустремленность, справедливое отношение к себе и людям и составляют красоту и истинную ценность человеческой личности;

3.  Привитие нравственно-этической и эстетической культуры в поведении и деятельности подростка;

4.  Закрепление способности к созидательному общению и труду.

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми

В центре действует программа культурно-речевого воспитания, которая строится на гуманистической теории личности.

Учитывая целевую группу - девочки младшего школьного возраста, необходимо обратить особое внимание на обязательное включение в ход занятий элементов игровой терапии, релаксационных упражнений, а также различные развивающие игры и тесты.

Программа предусматривает проведение групповых занятий продолжительностью 40-50 минут. Занятие делится условно на три составных части:

1.  Организационный момент, включающий различные методы организации внимания детей (игры, считалки и т.д.);

2.  Основную часть, включающую объяснение и анализ изучаемого материала (в основном, это готовый текст по теме, который разбирается, обсуждается в группе); а также проведение различного рода игр: ролевая игра, где ребенок выполняет отведенную ему воспитателем роль; режиссерская игра, где ребенок использует в игре вспомогательные предметы; сюжетно-ролевая игра, где дети разыгрывают определенный сюжет.

3.  Заключительную часть, включающую закрепление пройденного материала и работу со снятием напряжения, усталости и т.д. Для закрепления пройденного материала используется метод повторения устойчивых этикетных фраз и выражений по изучаемой теме хором или по одному, а также обсуждение шутливых тестов по изучаемой теме.

Данная программа была апробирована на воспитанницах группы «Золушка» в июне-декабре 1999 года. По итогам реализации программы можно сделать следующие выводы: уровень знаний и умений девочек стал на порядок выше, отношения в группе стали уравновешеннее, дружнее, никто в группе не употреблял вредные для организма вещества (хотя почти все девочки до поступления в приют имели опыт курения, токсикомании, употребления алкоголя), четко соблюдались правила общения и поведения в зависимости от ситуации и т.д.

3.3 Американский опыт решения социальных проблем детей алкоголиков

 

Рассматривая особенности социальной работы с детьми из семей алкоголиков, следует особое внимание уделять накопленному опыту такой работы в зарубежных странах. В частности, богатый опыт решения социальных проблем детей алкоголиков накоплен в США.

Если ребенку – потенциальному клиенту американской социальной службы сложно найти удовлетворительный общественный источник, куда можно обратиться за помощью, или если в его районе нет подходящей службы, он может обратиться в национальные организации или организации штата за информацией.

В каждом штате имеется отдел услуг для алкоголиков – правительственная организация, ответственная за программы борьбы с алкоголизмом, за ресурсы и инициативы, имеющиеся в штате. В разных штатах отделы по борьбе с алкоголизмом называются по-разному и принадлежат к различным правительственным структурам штата. В некоторых случаях имеются единые отделы по борьбе с алкоголизмом и наркоманией.

Национальный Совет по алкоголизму и наркомании (NCADD)- это общественная добровольная организация здравоохранения, имеющая несколько сотен местных филиалов, которые хорошо знакомы с проблемами алкоголиков и привержены делу помощи им. В местных филиалах имеется информация об алкоголизме и о возможных методах его лечения. В некоторых случаях местные филиалы оказывают психологическую помощь алкоголикам и их семьям.

Анонимные Алкоголики (АА) – это добровольное братство, открытое для всех, кто хочет достичь трезвости. Оно является важным дополнением ко многим лечебным программам. Братство было основано в 1935 году двумя людьми, стремившимся помочь людям, страдавшим от болезни алкоголизма. АА- старейшая организация, цель которой позволить алкоголикам помочь друг другу. Подсчитано, что в местных группах АА во всём мире насчитывается более двух миллионов членов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7