рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная работа с детьми алкоголиков рефераты

Обследования эластичности подтвердили важность мероприятий по обучению навыкам и бросили свет и на прочие важные навыки. Обследование эластичности рассматривает несколько защитных факторов, позволяющих частным лицам преодолеть препятствия и оправиться от неблагоприятной обстановки. Доктор Эмми Вернер провела продольное обследование и обнаружила многие аспекты, которые позволят детям углубить свои силы и гибкость. Примером служат:

-    Автономия и независимость

-    Прочная социальная ориентация и социальные навыки

-    Способность участвовать в действиях, требующих проявления услужливости

-    Методы, позволяющие справляться с эмоционально опасными жизненными ситуациями

-    Способность конструктивно воспринимать собственные жизненные ситуации

-    Способность заслужить положительное внимание со стороны других

-    Способность сохранять оптимистичный взгляд на жизнь

-    Установление близкой связи с другими людьми.

Даже если они вернутся в семьи с активной аддикцией, дети алкоголиков, получившие вышеописанную помощь, будут лучше готовы реагировать на всевозможные проблемы, с которыми им придётся сталкиваться.

Несмотря на то, что точная, подходящая для конкретного детского возраста информация и обучение навыкам безгранично помогают детям, самым важным даром являются те установленные связи и привязанность, которые они приобретают через здоровые отношения с другими людьми. Из-за нарушенных обещаний, грубых слов и угроз жестокого отношения к ним дети, растущие во многих семьях алкоголиков, слишком хорошо выучивают правило “Не верь”; молчание и изоляция могут стать их постоянными спутниками.

Создание доверия – это процесс, а не событие. Ключом к нему является время. При лечении у психолога этот процесс может стать критически важным событием в жизни ребёнка из семьи алкоголика. По мере развития терапевтического процесса слова психолога начинают приобретать дополнительное значение и важность, поскольку ребёнок начинает глубоко анализировать источник произносимых слов. Может оказаться, что ребёнок будет впервые слышать точную информацию об алкоголизме в совершенно новом свете. Более того, ребёнок может укрепить собственные сильные стороны и собственную гибкость в результате сознательного моделирования поведения заботливого взрослого.

Практические рекомендации для психологов

Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следует учитывать два важных аспекта: условия, позволяющие установить положительные отношения с другими, и способы снижения чувства беспомощности.

Особенно важной для психолога должна быть способность ребёнка развивать и поддерживать хорошие основные отношения с другими. Вполне вероятно, что у многих детей и подростков, лечащихся у психологов, отсутствуют желательные взаимоотношения с их сверстниками или с взрослыми. У многих детей алкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой “социальной отчуждённости”. Их отношения с другими людьми являются поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такой проблемой, психолог должен быть особенно чувствителен в вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей алкоголиков с другими людьми. Психологи должны опираться на уже существующие отношения, чтобы содействовать созданию более прочных, а также новых социальных связей для своих клиентов.

Психологи имеют много стратегий для оценки природы взаимоотношения человека с другими людьми. Например, один метод оценки уровня влияния других людей на детей алкоголиков - это социограмма. Социограмма - это ряд окружностей, в которых субъект - или клиент - представлен в центральной окружности, или “яблоке мишени”. Следующий крупный круг представляет “близких людей” клиента - людей, наиболее эмоциально близких и важных клиенту. В этот круг обычно входят члены семьи и близкие друзья. По мере добавления других кругов, каждый последующий круг будет оказывать на клиента всё меньшее влияние. Заполняя имёна людей в каждом круге с помощью клиента, психолог в состоянии получить информацию о том, в какой степени разные люди влияют на клиента.

Хотя психолог подчеркивает важность развития новых связей, обычно необходимо проанализировать текущие и прошлые отношения с родителями. Например, клиент может перейти от отношений, характеризовавшихся крайним волнением и любовью, к отношениям, характеризуемым отчаянием и горечью. Крайне важно помочь детям алкоголиков правильно относиться к родителям. Это - то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или от того, покинули ли они дом.

Однако психолог не должен стремиться к достижению родителями клиента трезвости и не должен сосредотачивать внимания на том, чтобы изменить родителей. Психолог, работающий только с клиентом, а не с семьёй клиента, должен заботиться о физическом и эмоциальном выживании клиента. Определённая работа психолога в такой ситуации должна сосредоточиться на том, чтобы обучить клиента, “как выжить, имея родителя-алкоголика”. В связи с этим, психолог должен способствовать тому, чтобы клиент обсуждал свои чувства о данной ситуации и о себе лично, а не сосредотачивал обсуждение на своих родителях-алкоголиках. Важным является стремление психолога помочь ребёнку обзавестись большим количеством полезных и здоровых взаимоотношений в семье со своими родителями, братьями и сёстрами, а также с другими людьми вне семьи. Другими словами, не достаточно выживания только в домашней среде.

Взаимоотношения с людьми вне семьи могут также создать структуру для выживания клиента и для роста клиента как личности. Дружба со сверстниками сыграет важную роль в здоровом личном развитии ребёнка. Поэтому психолог должен уделить значительное внимание тому, чтобы помочь детям алкоголиков развить отношения с их сверстниками.

При работе с клиентами, у которых мало здоровых отношений со сверстниками, психолог может сосредоточиться на развитии у них различных социальных навыков. Например, некоторые психологи могут поощрять посещение клиентом различных общественных мероприятий, где он или она может познакомиться с новыми людьми. Клиенты из семей алкоголиков, у которых плохо развито чувство собственного достоинства, явно видят себя как людей неинтересных и считают, что никому не нравится с ними разговаривать. Если психолог в состоянии помочь клиенту развить положительное представление о себе в своих отношениях с другими людьми, с которыми он или она входит в контакт, психолог сделает важный шаг, помогая клиенту делать надстройки на данном фундаменте для установления эффективных важнейших взаимоотношений, необходимых для его роста в семье и вне семьи.

Дети, растущие в семье алкоголика, часто убеждены, что они не обладают ресурсами или методами для уменьшения пьянок или драк своего родителя. Эта ощущаемая потеря чувства контроля может перейти в другие аспекты жизни, включая учёбу в школе. Более того, это чувство беспомощности может проникнуть во все аспекты их жизни.

Когда клиент испытывает чувство беспомощности во всех своих отношениях, психолог сталкивается с его отношением “я ничего не могу поделать”. Большинство подобных чувств возникает у клиента ввиду отсутствия у него или у неё ценной для него или её самобытности. Часто дети алкоголиков не в состоянии видеть собственных достижений отдельно от достижений своего родителя-алкоголика, и они недоумевают, не зная как помочь себе. Психологи должны убедиться, что их клиенты приобрели чувство собственного достоинства и способность оценивать свои достижения, вне зависимости от их личностей как детей алкоголиков. Для этого их разговоры с клиентами должны не касаться обстановки в семье, а больше сосредотачиваться на стремлениях и ожиданиях клиента вне ощущаемых семейных нужд.

Одна из стратегий при работе с детьми алкоголиков заключается в том, чтобы помочь им понять, что они не могут изменить чужое поведение, воздействие которого им может придётся переносить. Однако они могут научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства. Если психолог поможет клиенту развить чувство самообладания над собственной жизнью, он будет способствовать открытию клиентом того, что он или она - это личность с правильными и ценными чувствами, качествами и способностями. При работе над чувством беспомощности, развитие у клиента чувства ценной самобытности может привести к нахождению клиентом внутренних ресурсов. Эти ресурсы могут улучшить способности клиента определять результаты поведения своих родителей-алкоголиков, хотя они не могут сдерживать поведения своих родителей.

Другими словами, важно, чтобы дети алкоголиков, подобно другим, развили чувство личной ответственности за многое, что с ними произойдёт. К сожалению, довольно часто дети алкоголиков делают вывод, что их несчастье или счастье - это результат чужого поведения. Довольные или недовольные, они осознают неспособность распоряжаться собственной жизнью. Работая с такими клиентами, психолог не должен допускать того, чтобы клиент вместо того, чтобы по-прежнему возлагать всю ответственность за свои проблемы на родителей, теперь бы стал возлагать ответственность за своё счастье на психолога.

Помощь детям алкоголиков в том, чтобы разобраться в своих чувствах и установить эффективные отношения с другими людьми, будет очень полезна для преодоления воздействия родителя-алкоголика. Более того, психолог сможет помочь, если он или она поможет таким детям развить чувство уверенности в самих себе. Клиенты должны верить в то, что они в состоянии контролировать чувства, вызываемые происходящими в их жизни событиями. Они должны знать, что они в состоянии повлиять на то, что должно произойти. Если психологу удастся развить у своих пациентов такую самоуверенность, то успех психолога превзойдёт просто помощь клиенту в том, как выжить в семье алкоголика. В таком случае, помощь психолога может означать, что клиент не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, кто сами стали алкоголиками.


Глава III. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с детьми алкоголиков

3.1 Работа с детьми алкоголиков на территории юго-западного административного округа г. Москвы. Реабилитационные программы

Сегодня накоплен значительный отечественный опыт организации помощи детям алкоголиков. Основная проблема – ведомственная разобщенность: органы здравоохранения, милиции, образования, социальная служба, судебные органы пытаются решать эту проблему в пределах своей компетенции, в то время как решение этой проблемы должно носить комплексный характер. Главной причиной дезадаптированности детей и подростков является, в первую очередь, всестороннее нарушение их прав, подтверждением чему служат многочисленные статистические данные.

Ниже рассмотрим опыт работы с детьми данной группы риска на территории Юго-Западного административного округа Москвы

Одновременно с созданием социальной службы на базе детско-подросткового наркологического центра, являющегося структурным подразделением наркологического диспансера N 12, здесь совместно с фондом НАН («Нет Алкоголизму и Наркомании»), были осуществлены социально-психологические реабилитационные программы.

Реабилитационные программы – структуры (они могут быть как длительно существующими, так и временными мероприятиями). Их задача - восстановление психологического (а так же социального, физиологического) здоровья несовершеннолетних, направляемых в них.

В период 1998-2000 гг. на территории округа функционировало несколько таких структур, выполнявших специализированные реабилитационные функции:

- Детский реабилитационный театр - программа для детей от 7 до 14 лет;

- "Перекресток" - профилактическая и реабилитационная программа для подростков от 14 до 18 лет, злоупотребляющих психоактивными веществами;

- "Вызов" - психологическая реабилитационная программа для детей и подростков, использующая методы командной работы в экстремальных условиях;

- Приют "Дорога к дому" - стационарное отделение медико-социальной помощи детям и подросткам, оказавшихся в кризисных жизненных ситуациях;

- Информационно-справочный телефон помощи детям в кризисной ситуации (128 – 47 – 69);

- Информационно-справочный телефон для детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами (421-55-55);

- "Низкопороговый клуб" - досуговое учреждение для детей и подростков. Основная задача клуба – взаимодействие с уличными группировками и вовлечение их в общественно-полезную деятельность.

За период с 1999 по 2000 год специалистами различных реабилитационных программ была проведена следующая работа: более 600 детей и подростков группы риска включены в длительные реабилитационные программы; в процедуре социальной реабилитации процессе приняли участие 79 семей; психологи провели более 140 консультаций для детей и их родителей; по информационно-справочному телефону помощи проведены беседы с более чем 1000 человек; были организованы 10 постоянно действующих групп личностного роста, в них было проведено более 200 занятий для детей и их родителей.

В ходе совместной работы специалистов социальной службы и ведущих реабилитационные программы путем "проб и ошибок" была сформулирована модель взаимодействия этих структур. Центральная организационная роль в такой модели отводится социальной службе, т.к. социальный работник имеет возможность в ходе доверительного общения с ребенком или подростком, при согласии ребенка направить его для участия в той или иной программе в зависимости от специфики проблемы.

Этапы реабилитации

Первичный контакт устанавливается уличным социальным работником, если ребенок впервые попадает в поле зрения служб реабилитационного пространства именно на улице, во время мониторинга социальными работниками данной территории. Если же неблагополучие в судьбе ребенка или подростка обнаруживается при других обстоятельствах (в КДН, в милиции, в школе, учреждениях здравоохранения, образования и т.д.), то началом его реабилитации также должно быть знакомство с социальным работником, задействованным в этих структурах или в социальной службе района. Правда, для этого необходимо, чтобы у всех структур, так или иначе имеющих отношение к несовершеннолетним группы риска, были налажены рабочие взаимосвязи с социальной службой, работающей на данной территории.

2. Взаимодействие социального работника и ребенка, результатом которого должна стать разработка программы реабилитации. Как правило, ребенок не сразу идет на такое сотрудничество. Поэтому социальный работник какое-то время просто поддерживает контакт с ребенком и в трудные для него моменты предлагает доверительный разговор на темы: хочет ли он меняться, как он хочет меняться, какую помощь социального работника он хотел бы получить в этом и т.д.

3. Дальнейшая коммуникация, в ходе которой происходит реализация составленной программы реабилитации.

В таком доверительном диалоге рождается понимание того, что может помочь этому ребенку, составляется некоторый план реабилитации. На этом этапе социальный работник может уже привлекать дополнительную помощь для подбора наиболее адекватных средств социальной и психологической помощи ребенку (консультации психолога социальной службы, сбор консилиумов).

4. Привлечение к реализации программы реабилитации ресурсных средств: территориальные органы власти (если это необходимо), досуговые организации, реабилитационные программы. На этом этапе происходит наполнение программы реабилитации набором конкретных мероприятий, программ, предназначенных выполнять реабилитационную функцию

5. Завершение программы реабилитации. Этап завершения иногда можно достаточно четко обозначить, иногда – вообще нереально. Процесс личностного развития и становления продолжается "пожизненно", а завершать или продолжать сотрудничество ребенка и социального работника в рамках Реабилитационного пространства – выбор, который в первую очередь делает сам ребенок.

Наряду с созданием новых структур, составляющих организационный аспект РП, для полноценного функционирования реализуемой модели было налажено взаимодействие с уже существующими на территории округа структурами и учреждениями, работающими с детьми и подростками.

В первую очередь активное сотрудничество было установлено с правоохранительными органами (отдел профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Управления внутренних дел ЮЗАО) и комиссией по делам несовершеннолетних (КДН).

В соответствии с законодательством КДН наделены достаточно большими полномочиями в решении судьбы несовершеннолетних, но весь их потенциал используется далеко не полностью. В процессе координации совместной деятельности всех этих ведомств и структур проводился поиск не репрессивных технологий воздействия на подростков–правонарушителей. Социальная служба, сотрудничая с КДН и ОППН, стала связующим звеном между данными структурами и реабилитационными программами.

В результате была реформирована КДН управы "Академическая". Здесь на завершающем этапе создавалась и апробировалась схема взаимосвязи социального работника и КДН. Важнейший результат новых технологий и принципов взаимодействия КДН и ОППН и социальной службы - общее увеличение эффективности работы КДН.

Это подтверждают данные за 1998 год, предоставленные окружным ППН УВД:

В пяти экспериментальных районах ("Академический", "Ломоносовский", "Гагаринский", "Обручевский", "Черемушкинский") среднее процентное соотношение роста и снижения общего количества преступлений снизилось на 7 %, в то время как в семи контрольных районах наблюдается его рост на 14,7%;

В экспериментальных районах наблюдалось снижение привлеченных к уголовной ответственности по статье 228 УК РФ (наркотики) в среднем на 4,6 %, в контрольных – рост в среднем на 2,5 %;

Рост числа уголовных дел по статье 166 (угон автотранспорта) в контрольных районах составил в среднем 5,4%, на территории же реабилитационного пространства он не достиг 2%;

За 1998 год на территории экспериментальных районов не наблюдался рост повторных правонарушений тогда как в контрольных районах он увеличился на 31%;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7