Реферат: Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
Обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций
относится к жителям данной территории, объединениям и союзам граждан, работе с
общественностью. Задача заключается в их доброжелательной мотивации по
отношению к иногородним, инорегиональным жителям, повышении уровня их
сплоченности, а также квалификации и образования, чтобы лучше удовлетворять
потребности целевых рынков.
Недружелюбие к приезжим или отрицательное представление о жителях
какой-либо территории может свести к нулю все усилия и достигнутые результаты
по другим направлениям маркетинга региона. Иными словами, настроение жителей -
это тоже важная часть региона как товарного продукта.
Реклама и коммуникации, являясь и одной из стратегий, и
конкретным инструментом маркетинга регионов, пересекается со всеми его
разделами. Ее роль заключается в распространении и поддержании регионального
имиджа среди представителей избранных целевых групп, причем усилия и затраты
идут по нарастающей от возможных, потенциальных к вероятным и действительным
клиентам.
В распоряжении регионального маркетолога находятся различные
инструменты для влияние на целевые группы: СМИ (телевидение, радио, внешняя
реклама, региональная пресса, общие и специальные журналы), прямая реклама,
региональные стимулы и скидки, спорт, музыка и т.д. Задача заключается в их
правильном выборе, смешивании и применении. Например, газеты по сравнению с
журналами гибки, актуальны, хорошо покрывают локальный рынок, но, с другой
стороны, краткосрочны, иногда имеют плохую печать.
Критериями выбора служат привычки целевых групп, свойства самого
канала коммуникации, содержание рекламы и затраты. Далее уже в рамках выбранного
инструмента принимается решение о широте и частоте рекламы в зависимости от
соотношения эффективность/затраты.
Пример акций: брошюры, проспекты, представления, праздники,
объявления, маркетинг во время событий - Eventmarketing
(таблица 2).
Общим принципом является созвучная реклама всеми важными
региональными действующими лицами, чтобы, например сообщения о городе N как привлекательном месте размещения тяжелой индустрии не
противоречили сообщениям об этом же городе как месте отдыха и туризма.
Т.е. мы стремимся к единой идентификации региона - Corporate Identity как следствию: а)
однозначного оформления регионального маркетинга (Corporate Design); б) ясного обращения и
коммуникации с целевыми группами (Corporate Сommunication); в) единого ориентированного на целевые группы
поведения (Corporate Behaviour).
Логический порядок следования стратегий заключается сначала в
создании инфраструктуры, затем расширении достопримечательностей, аттракционов,
обеспечении дружественности жителей и, наконец, в распространении уже
сложившегося на этой основе положительного имиджа.
Правда, если на первые стратегии не хватает средств, приходится
путем распространения хорошего имиджа и рекламы привлекать инвестиции для
инфраструктуры по принципу "спасение утопающего - дело рук самого
утопающего". Ясно, что это не всегда удается.
Что касается конкретных мероприятий маркетинга регионов, то описать
их даже частично не представляется возможным и необходимым. Ограничимся
примерами (таблица 2).
Объем финансирования по отдельным мероприятиям должен
корреспондировать с объемом целевого рынка, который в свою очередь тщательно
исследуется. Иначе недостатки в предшествующем анализе оборачиваются потерями.
Пример из туризма - недозагрузка рекреационных учреждений и полупустые отели.
Организация регионального
маркетинга. По аналогии с ориентированным на потребителя поведением в сфере
производства в региональном маркетинге нужно пройти путь от бюрократии до
сервиса гражданам. Как получает информацию о
регионе заинтересованное предприятие (физическое лицо)? Как обслуживают в
регионе приезжих? С каким чувством покидает город турист? Или: как обслуживают
жителей в паспортном столе, в службе занятости, на почте и т.д.?
Основная предпосылка - органы власти и управления делают все, чтобы
упростить решение повседневных задач жителей и приезжих, добиться как можно
более высокого уровня "внутреннего" и "внешнего" сервиса.
Организационно структура включает совет по управлению региональным маркетингом
(представительный орган), дирекцию по реализации регионального маркетинга
(исполнительный орган), консультативный совет (советников) и рабочие группы
(рисунок 3).
Рисунок 3 -
Организационная структура отдела Регионального Маркетинга
В администрации отвечают за эту работу подразделения по закрепленным
за ним функциям: экономики, транспорта, образования, туризма и т.д.
Для привлечения посетителей населенные пункты открывают бюро по
туризму и организации съездов, конгрессов. В крупных городах может быть даже
несколько таких организаций, конкурирующих за бюджетные средства.
Далее, создается ведомство (некоммерческая организация) по
стимулированию экономического развития, страховое общество по минимизации
предпринимательских рисков, общество стимулирования экспортно-импортных
операций по типу Торгово-промышленных палат.
Общим принципом работы всех этих учреждений является сотрудничество
региональных органов власти и граждан, бизнеса - так называемый принцип
партнерства государства и частного сектора - Public-Private-Partnership.
1.2
Информационный маркетинг региона
Определение информационного
маркетинга региона. При осуществлении маркетинга региона
необходимо рассматривать четыре составляющие:
-
Место или географическое положение региона;
-
Продукт или присущие данной территории преимущества и недостатки;
-
Цена или расходы покупателей услуг региона, связанные с пребыванием или
бизнесом на данной территории (например, расходы инвесторов, связанные с
размещением и эксплуатацией инвестиций, вложенных в экономику региона). Здесь,
в первую очередь, учитываются стоимость различных услуг, налоговые льготы,
предоставление гарантий, тарифная политика и т.п.;
-
Продвижение или информационный маркетинг региона.
В настоящей части мы рассмотрим последнюю составляющую:
информационный маркетинг региона. Основой информационного маркетинга региона
являются три из обозначенных в предыдущей части стратегических направлений
маркетинга региона: маркетинг имиджа; обеспечение поддержки со стороны граждан,
политиков, организаций; реклама и коммуникации.
Информационный маркетинг региона - совокупность действий, направленных
на продвижение положительной информации о регионе с целью создания, как во
внутренней, так и во внешней среде, благоприятного отношения к региону, а также
к продукции, выпускаемой на его территории и региональным условиям ведения
бизнеса.
В связи с ограниченностью ресурсов регионов, в настоящее время они
вынуждены обращаться к внешней среде с целью их приобретения. Это происходит
как в случае привлечения инвестиций, так и в случае реализации товаров и услуг,
предлагаемых данной территорией. Обращение к внешней среде происходит
посредством информации, управление которой и является одной главных целей
информационного маркетинга.
По оценкам специалистов, информационная прозрачность вместе с
разумной экономической политикой, представляют собой региональный ресурс,
который намного ценнее нефти, алмазов и прочего сырья. (EA-Ratings,
РЦБ, №5, 1999 год). Основная цель, на которую направлен информационный
маркетинг - использование этого важнейшего ресурса. Профессиональное раскрытие
и продвижение информации, в стандартах, понятных как для внешней, так и для
внутренней среды, является одним из важнейших стратегических резервов региона.
В России пока ещё крайне мало примеров, когда региональные и муниципальные
власти всерьёз занимаются проблемой продвижения информации и поддержания
благоприятного имиджа территории. Сегодняшняя ситуация такова, что без
информации не будет доверия. Без доверия не будет инвестиций и развития
производства. Без развития производства не будет экономического роста.
За последнее время, несмотря на экономический кризис, внимание к
регионам со стороны потенциальных партнёров не ослабевает. Однако теперь уже
невозможно налаживать внешние и внутренние связи простыми разговорами о
потенциале и желании работать. Гораздо лучшее впечатление на потенциальных
партнёров производит спокойный и честный разговор о проблемах (которые нет
смысла скрывать). Диалог с бизнесом - это не только встречи и переговоры.
Большой эффект дают разумные публикации в СМИ, имеющих "целевую"
аудиторию, разработка и рассылка по специальным базам данных профессионально
подготовленных презентационных материалов, правдиво рассказывающих о
возможностях и рисках региона, территории. Немаловажно, что в ситуации, когда
практически все СМИ, каждый день без устали дают негативную информацию о
стране, о кризисе в её экономике, любые действия местных властей, направленные
на рассказ о реальных мерах, предпринимаемых для решения экономических и
социальных проблем региона, способны дать положительный эффект, как в
инвестиционной, так и в политической областях. При этом важно, чтобы это были
не "разовые всплески", а хорошо продуманная и подготовленная
программа.
Стратегические направления информационного маркетинга региона.
Осуществление информационного маркетинга региона, как правило,
предусматривает следующие направления: регулярные публикации о регионе,
освещающие вопросы функционирования региональной экономики, привлечения и
работы инвестиций.
В этих публикациях должны освещаться вопросы законодательного
регулирования экономической деятельности и инвестиционной активности на
региональном уровне, бюджетного планирования, новости эмитентов, лучшие
инвестиционные проекты, т.е. всё, что имеет отношение к экономическому развитию
региона. Формы публикаций могут варьироваться: от обзорных статей и
аналитических справок до регулярно выходящей (с периодичностью от 1 раза в
месяц до 1 раза в полугодие) вкладки в изданиях экономической направленности.
Подготовка специальных информационных и презентационных документов.
Здесь речь идёт об изготовлении специальных "стандартных" документов,
которые даже в настоящее время, несмотря на повсеместные разговоры об этом,
есть далеко не у всех. Это годовые отчёты ведущих предприятий региона,
информационные меморандумы региональной администрации, подготовленные по
международным стандартам. Подобные документы издаются как в печатном, так и в
электронном виде.
Распространение информации о регионе по официальным каналам:
представительского пакет региона распространяется по следующим направлениям:
а) потенциальным клиентам, посещающим область по линии администрации
области и/или органов местного самоуправления;
б) потенциальным клиентам, посещающим область по линии конкретных
предприятий и организаций;
в) через посещающие область официальные делегации;
г) через проводимые в России и за рубежом выставки, ярмарки,
конференции, другие информационные миссии, в которых область принимает участие;
д) через торговые представительства области и Российской Федерации
за рубежом;
е) через представительства зарубежных стран в России;
ж) через российские, зарубежные и международные организации
содействия бизнесу, туристические фирмы, СМИ и т.д.
А также прямая рассылка предложений о сотрудничестве и
инвестиционных проектов; прямые маркетинговые действия; проведение рекламных и PR-кампаний; предоставление услуг посетителям региона.
Стратегические направления информационного маркетинга региона можно
структурировать в виде ответов на вопросы потенциального партнёра:
-
Недостаток информации об инвестиционном климате региона, его потенциале
и ресурсной базе.
Это вопрос, на который получить ответ в настоящее время крайне
сложно. Широкому кругу потенциальных партнёров практически
ничего неизвестно о потенциале, ресурсах, инвестиционном климате большинства
российских регионов, что, в частности, отмечают и эксперты. По результатам
инвестиционного рейтинга российских регионов в журнале Эксперт №39 от 19
октября 1998 года отмечается, что существенным фактором недоинвестирования
является слабая информированность об инвестиционном климате того или иного
региона России.
-
Недостаток информации о социально-политическом и экономическом положении
региона.
Социально-политическая и экономическая ситуация в регионах зачастую
известна лишь по сообщениям об очередных акциях протеста и забастовках. Кузбасс
и Воркута - регионы с недовольным населением, которое может выйти на рельсы. Во
Владивостоке постоянные перебои с электроэнергией и теплоснабжением. В Москве
строятся новые дороги европейского уровня и высокий уровень жизни. В
Красноярске - богатейшие предприятия, руководимые не совсем чистыми на руку
менеджерами. Для ответа на этот и предыдущий вопрос необходимо предоставить
потенциальным клиентом доступ к объективной, структурированной информации о
социально-экономиеской ситуации, инвестиционном климате и т.д. данного региона.
Такой доступ может быть организован, например, через Интернет, посредством
проведения информационных миссий.
-
Недостаток информации о продукции, производимой регионом.
Все в России знают, что вологодское масло производится в Вологде,
самовары делают в Туле, автомобили ВАЗ - в Тольятти. Что производится в
большинстве других российских регионов - пока тайна за семью печатями. Этой
продукции на рынке не видно, следовательно, не видно и региональных экономик,
стоящих за этим товаром. Вывод, который могут сделать потенциальные партнёры
или инвесторы: не видно экономик, значит их нет, либо они крайне неэффективно
работают. Здесь эффективно применение рекламы продукции, доля которой имеет
тенденцию к росту в общем объеме регионального производства.
-
Недостаток информации о путях и темпах развития региона, его экономики и
предприятий.
Небольшой объём статической информации, предоставляемой во внешнюю
среду, как правило, не даёт представления о том, что делалось или не делалось в
регионе для достижения тех или иных результатов, есть ли у территории
перспектива и может ли она развиваться. Когда распространяется информация о
пуске нового предприятия по производству автомобилей KIA
в Калининграде, никто не даёт информации о том, что было сделано для того,
чтобы предприятие заработало. Вообще непонятно, почему построен завод по
производству шоколада в Чудове, насколько успешно он работает, и почему его
построили именно там. На вопрос, что является основой экономики Курской области
ответ найти также непросто. Понятно, что в России много регионов, они различны
и в то же самое время поразительно похожи друг на друга: похожи своей
безликостью и инертностью. Поэтому в настоящее время идентификация региона не
представляет большой трудности.
-
Недостаток информации о репутации данного региона во внешней среде:
какая продукция, выпускаемая на его территории, пользуется спросом и известна
потребителям.
Репутация региона оказывает одно из решающих значений на
приобретение продукции, выпускаемой там. Вряд ли потребитель будет охотно
покупать жевательную резинку, сделанную неподалёку от Чернобыля или автомобили,
собранные в Дагестане. В результате спрос на услуги региона может быть самым
незначительным, либо вообще отсутствовать. Напротив, продукция хорошо
известного с положительной стороны региона намного легче находит своих
потребителей.
Вывод: партнёр должен знать о регионе всё или почти все ещё до того,
как получит предложение о сотрудничестве.
Этапы
осуществления информационного маркетинга региона. Выделяются следующие этапы информационной работы с
потенциальными партнёрами:
-
Безразличие (пассивное знание)
Известно, что регион существует, но ничего более.
-
Интерес
Известно, что сотрудничество с данным регионом при определённых
условиях может представлять интерес и принести прибыль.
-
Оценка
Сотрудничество с регионом может быть выгодным, однако необходимо
реально оценить шансы на успех начинаний и просчитать, окупятся ли затраты на
проект и будет ли проект прибыльным и безопасным.
-
Попытка налаживания совместной работы
Если сотрудничество имеет под собой реальный интерес и обоснованную
выгоду для потенциального партнёра, то он начинает налаживать связи в регионе
для начала работы по реализации задуманного проекта. На этом этапе важное
значение имеет первая встреча с потенциальным покупателем услуг территории.
-
Принятие
Необходимые контакты установлены, заключены устраивающие обе стороны
соглашения о совместной работе, начало практической деятельности.
-
Стабильное и продолжительное сотрудничество.
Важно, чтобы в ходе работы по реализации проекта партнёры не
встречали непреодолимых трудностей, препятствующих дальнейшей работе. Это
предопределит продолжение бизнеса, создаст соответствующую репутацию для
региона и будет способствовать организации и реализации новых, возможно ещё
более выгодных для региона проектов.
На каждом этапе проводится контроль результатов - качественный
(пример - обращения инвесторов и представителей других целевых групп) и
количественный (пример - количество сообщений в центральной прессе о регионе).
При этом, по утверждению Эдварда У. Хилла, на каждом этапе необходимо помнить,
что маркетинг региона базируется на правде и видении. Необходимо сказать правду
и реально оценить текущее положение, сильные и слабые стороны экономики; разработать
видение целей, возможностей и угроз.
При создании благоприятного имиджа региона необходимо учитывать опыт
построения имиджа частной компании, который создается с учетом двух
показателями: “известности” и “репутации”. В исследовании Косника по этим двух
показателям компании подразделяются на четыре группы (рисунок 4).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|