рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона рефераты

Ресурсная база. Принято выделять две группы ресурсов региона: наличие полезных ископаемых, доступность дешевой электроэнергии; и наличие и качество человеческого ресурса. Комплексная оценка может выставляться как общая, так и по группам ресурсов в отдельности. При оценке ресурсов, объединенных в группу «сырьевые ресурсы» необходимо учитывать как количественный, так и качественный состав, а так же доступность этих ресурсов (сложность добычи, удаленность и т.п.). При оценке человеческих ресурсов необходимо учитывать уровень образованности населения и  ситуацию на рынке труда (избыток или дефицит рабочей силы).

В силу неравномерности географического распределения сырьевых ресурсов, целесообразным представляется выделение оценки обеспеченности региона такими ресурсами в отдельную группу для более корректного сравнения потенциала региона с соответствующим потенциалом соседнего, т.к. комплексная оценка не будет полностью и точно отражать ресурсный потенциал региона.  Кроме того, такое выделение может преследовать и еще одну цель: оценка перспектив функционирования (или создания) предприятий отдельных отраслей, деятельность которых в значительной степени зависит от наличия конкретных сырьевых ресурсов.

Экологическая ситуация в регионе. В последнее время экология приобретает все большую важность при маркетинговом продвижении  региона. Эта составляющая имеет большое значение не только для жителей региона и приезжих, но так же становиться одним из определяющих параметров при решении строительства/поддержки отдельных предприятий региона. Экологически небезопасные предприятия негативно влияют на имидж региона и косвенно препятствуют развитию «чистого» производства. Комплексная взвешенная оценка экологической составляющей должна проводиться всеми заинтересованными группами с целью ее приближения к объективной картине.

Уровень развития инфраструктуры. Речь идет о наличии и степени развития автомобильных и железнодорожных дорог, уровне развития общественного транспорта, наличии и статуса аэропортов, гостиниц, кафе, работы правохранительных органов и социальных служб и т.д.  Уровень развития инфраструктуры очень важен для всех целевых групп покупателей услуг и продукции региона. Оценка этой составляющей так же должна быть взвешенной, т.е. с учетом важности каждого параметра, формирующего общую инфраструктуру региона.

Законодательная база. Отражает степень защищенности законами каждого из участников маркетинга региона, а так же легальные возможности реализации их целей. Развитая законодательная база должна регулировать все аспекты деятельности каждого из участников маркетинга региона, при этом не допуская многостороннего истолкования законодательных актов. С одной стороны, законодательная база должна гарантировать максимальную степень защиты деятельности всех участников, и с другой стороны предоставлять максимум возможностей для ведения и развития такой деятельности. Комплексная оценка должна учитывать как первое, так и второе.

Культурно-историческое наследие и менталитет граждан, населяющих регион. Является определяющим параметром при принятии решений первой группой целевых покупателей услуг территории – приезжих. Однако стоит заметить, что если для людей, приезжающих в качестве туристов, этот параметр является действительно определяющим, то для людей, приезжающих в качестве деловых посетителей, он служит, пожалуй, лишь дополнительным стимулом. Комплексную оценку этого параметра целесообразно выставлять на основании впечатлений уже приезжавших в регион туристов и деловых посетителей. Такая оценка может быть дана в результате анкетного опроса побывавших уже в регионе людей. Организовать такой анкетный опрос можно с помощью сети Интернет, разместив там соответствующую анкету.

Получив общую бальную оценку каждой из составляющих потенциала региона, становиться возможным графическое представление потенциала региона и его сравнение с аналогичной бальной оценкой любого другого региона. Такая графическая интерпретация потенциала региона облегчает понимание места региона среди других и формирует первоначальную базу для принятия решений относительно задач маркетинговой стратегии и ее основных путей реализации. Пример графической интерпретации потенциала региона приведен в приложении А.

Выявление и оценка рисков для каждой из целевых групп рынков покупателей услуг и продукции региона. Целевые группы покупателей отличаются друг от друга по типу и преследуемым целям, что в свою очередь, приводит к дифференциации рисков и их значимости для каждой из групп. Тем не менее, выделяются несколько видов рисков, имеющих значение для всех целевых групп. К таким рискам относятся:

-         Экономический риск;

-         Политический риск;

-         Социальный риск;

-         Экологический риск;

-         Риск, связанный с законодательной базой региона.

Охарактеризуем кратко каждый из них и значимость этих рисков для каждой из целевых групп покупателей.

Экономический риск. Заключается в возможности ухудшения макроэкономической ситуации в регионе в силу каких-либо причин.  Наиболее значимым экономический риск является для третьей целевой группы покупателей – отрасли экономики и инвесторы, а так же для второй группы – жители и работающие по найму. Риск ухудшения экономической ситуации в регионе прямо повлияет на уровень доходов представителей этих групп. Основной задачей администрации региона в этом направлении является минимизация экономического риска – т.е. стабилизация экономических процессов, происходящих в регионе. Экспертная оценка риска отражает совокупный экономический риск, связанный с конкретным регионом. Такая оценка позволит сравнить экономические риски нескольких регионов и определить место рассматриваемого в общем наборе.

Политический риск связан с политической нестабильностью в регионе – конфликты властей (законодательной и исполнительной), конфликты региона с федеральным правительством, текучесть кадров высшего управленческого звена. Как и в случае экономического риска, оценка политического отражает совокупный риск, вызванный политической ситуацией в регионе.

Социальный риск. Напрямую связан с социальной стабильностью в регионе. Отражает наличие и/или возможность появления  в регионе новых негативных социальных явлений таких как: безработица, забастовки, преступность, рост смертности, ухудшение здоровья и продолжительности жизни граждан, снижение коэффициента общей образованности населения.

Экологический риск. Зависит от многих параметров, но определяющим является наличие на территории региона экологически-опасных предприятий. Оценивается не только риск возникновения какой-либо техногенной катастрофы, но и текущее состояние экологии региона: уровень загрязнения атмосферы, водных ресурсов и почвы, качественный состав веществ-загрязнителей и возможность минимизации их влияния на окружающую среду. Риск, связанный с экологией региона, является очень важным параметром при оценке региона первой целевой группой – приезжими.

Риск, связанный с законодательной базой региона заключается в несовершенстве законодательных актов, обязательных к исполнению на территории региона. Причинами риска могут являться ограничения на некоторые виды деятельности, накладываемые применимым региональным законодательством, отсутствие или недостаточный уровень гарантий, обеспечиваемый законами, а также неоднозначное толкование законодательных актов, вызванное нечеткими определениями.  Оценка общего риска, связанного с региональной законодательной базой, отражает с одной стороны уровень развития и качество законодательной базы региона и, с другой стороны, уровень негативного влияния на принятие решений целевыми группами. Чем больше экспертная оценка риска, тем такое влияние сильнее.

Комплексная оценка основных рисков должна представляться с учетом важности каждого из рисков для всех целевых групп рынков покупателей услуг и товаров региона, что позволит создать базу для разработки действий по минимизации перечисленных рисков для каждой из целевых групп. Сопоставление рисков двух регионов может оказать реальную поддержку при определении сильных и слабых сторон региона с точки зрения значимости рисков для целевых групп рынков маркетинговой стратегии. Пример графической интерпретации рисков приведен в приложении Б.

Аналогичный анализ потенциала и рисков регионов-конкурентов позволит более объективно определить место региона среди других, и,  исходя из этого, приступить к разработке адекватной маркетинговой стратегии региона.

3.2    Проект информационной системы

Назначение информационной системы. Исходя из анализа предметной области, включающего в себя описание методов оценки и представления результатов такой оценки, становиться возможным сформулировать назначение информационной системы:

Основным назначением разрабатываемой информационной системы является предоставление среды для расчета взвешенных экспертных оценок, представление рассчитанных оценок в графическом и текстовом виде, что обеспечит поддержку принятия следующих основных групп управленческих решений, направленных на разработку и реализацию маркетинговой стратегии, а так же анализ результатов такой стратегии:

-         Решения о поддержки отдельных видов отраслей промышленности на основании рассчитанной комплексной оценки потенциала региона в отраслевом разрезе;

-         Решения о развитии отдельных отраслей промышленности, до этого неразвитых или слаборазвитых на территории региона на основании рассчитанных оценок ресурсного потенциала региона;

-         Решения относительно поддержки и развития перспективных экспортных направлений на основании сравнения рассчитанных экспертных оценок ресурсного и отраслевого потенциалов регионов;

-         Решения относительно оздоровления экологии региона на основании полученной оценки экологического потенциала  региона и аналогичного риска, который может послужить барьером получения желаемых результатов маркетинговой стратегии региона;

-         Решения, направленные на изменение ситуации в социальной сфере (например, дополнительное финансирование правохранительных органов) на основании рассчитанной оценки социальной ситуации в регионе с учетом веса каждой составляющей и на основании рассчитанной оценки социального риска с учетом его значимости для каждой из целевых групп;

-         Решения, направленные на укрепление и развитие законодательной базы региона на основании полученных результатов анализа существующей и оценки риска, связанного с несовершенством региональных законов;

-         Решения, направленные на развитие инфраструктуры региона на основании рассчитанных экспертных оценок существующей инфраструктуры с учетом ее важности для каждой из целевых групп;

-         Решения, направленные на развитие культуры региона и на поддержку культурного наследия региона. Примером таких решений может быть решение о проведении музейных выставок, поддержки этнических групп и другие. Решения принимаются на основании рассчитанной оценки культурного потенциала региона.

Кроме того, информационная система должна предоставлять удобный инструментарий для учета наиболее перспективных предприятий региона, являющихся потенциальными объектами инвестиций или уже находящихся на стадии разработки или реализации инвестиционного проекта.

Модель информационной системы должна быть основана на современных методах моделирования, а сама система – на передовых технологиях в сфере информационных технологий. Информационная система должна быть проста и удобна, предоставлять возможности дальнейшей ее доработки, т.е. иметь открытую архитектуру. Информационная система должна соответствовать современным методам защиты информации и разграничению прав пользователей, что означает необходимость создания соответствующей подсистемы.  Система должна предоставлять возможность формирования отчетов по всей информации, содержащейся в ней. Особенностью системы должно являться разнообразие источников информации и взаимосвязей, большое количество информационных и аналитических материалов, широкий состав требуемых показателей, необходимость обеспечения оперативности и достоверности информации.

Данные особенности определяют основные принципы построения:

-         Система строится на основе эффективной и надежной системы управления базой данных, позволяющей оперативно выполнять самые сложные запросы большого количества пользователей одновременно.

-         Система обеспечивает возможность доставки информации потребителю разнообразными способами и по самым разным физическим каналам, то есть имеется возможность работы в архитектурах Intranet, клиент-сервер и в трехуровневой архитектуре.

-         Система обладает информационной открытостью, т.е. возможностью расширения и углубления базы данных, добавления в процессе работы новых структур данных без нарушения функционирования работающих информационных подсистем.

-         Система функционально открыта к адаптации и модернизации, что гарантирует независимость базы данных от программного обеспечения, осуществляющего доступ к данным.

-         Защита информации и разграничение прав доступа к информации как на уровне данных, так и на уровне приложений.

В соответствии с назначением и требованиям к информационной системе, предлагается следующая  структура:

Подсистема формирования методов оценки потенциала региона и рисков с учетом веса каждой составляющей. Модуль должен предоставлять удобный инструментарий для разработки методов оценки потенциала региона, включая возможность отдельной разработки методов оценки потенциала региона в отраслевом разрезе, а так же среду для разработки методов оценки ресурсного потенциала. Подсистема  должна обеспечивать возможность разработки нескольких методов. Кроме того, подсистема обеспечивает удобную среду для заполнения главной базы данных информационной системы.

Подсистема оценки потенциала региона. Обеспечивает расчет бальной оценки потенциала региона по всем составляющим с учетом веса каждого из параметров по методу, разработанному с помощью подсистемы, описанной выше. Также, подсистема обеспечивает графическую интерпретацию полученных результатов. Кроме того, подсистема позволяет проводить сравнительный численный анализ полученных оценок с аналогичными оценками другого региона.

Подсистема оценки основных рисков обеспечивает расчет рисков по видам. Комплексная оценка основных рисков должна предоставляться с учетом важности каждого из рисков для всех целевых групп рынков.

Подсистема учета перспективных предприятий. Обеспечивает учет перспективных предприятий – потенциальных объектов инвестиций и предприятий, относительно которых уже разрабатываются или реализуются конкретные инвестиционные проекты. Использование такой подсистемы позволяет обеспечить более тщательный анализ перспективных предприятий и автоматизировать их учет. Подсистема обеспечивает хранение справочной информации о предприятиях – адреса, телефоны, реквизиты, информация об учредителях, достижения предприятия, а так же информации содержащейся в стандартных формах бухгалтерской отчетности за несколько отчетных периодов (желательно использование годовой отчетности с целью отслеживания динамики основных показателей). Подсистема обеспечивает расчет показателей ликвидности, характеризующих платежеспособность предприятия. Кроме того, подсистема должна обеспечивать выполнение следующих функций:

-         консолидации хозяйствующих субъектов в единый вариант анализа (для анализа групп субъектов или для анализа в отраслевом разрезе)

-         отслеживания показателей состояния предприятий и организаций, а также консолидированных вариантов анализа во временной ретроспективе;

-         сравнения между собой показателей состояния хозяйствующих субъектов и показателей инвестиционных проектов с целью выбора наиболее привлекательного в контексте заданного критерия;

-         сравнения хозяйствующих субъектов по показателям, датам, вариантам анализа;

-         изменения набора показателей и хозяйствующих субъектов, участвующих в сравнении;

-         выбора и корректировки периода сравнения;

Подсистема защиты и разграничения прав пользователей. Обеспечивает выполнение следующих функций:

-         определения групп пользователей с одинаковыми правами доступа к объектам системы и информации. Регистрации пользователей системы, назначения им групп доступа, определения первичных паролей;

-         регистрации объектов администрирования автоматизированной системы. К объектам администрирования относятся приложения и элементы пользовательского интерфейса (меню, диалоги, формы, поля ввода, т.д.);

-         распределения прав доступа пользователей к элементам функционального ядра системы, а также осуществления идентификации и проверки подлинности субъектов доступа при входе в систему по паролю;

-         регистрации входа/выхода субъектов доступа в систему/из системы и доступ субъектов к элементам функционального ядра автоматизированной системы.

Подробно архитектура информационной системы приведена в приложении В.

Использование такой информационной системы, безусловно, окажет реальную поддержку при принятии обоснованных решений, направленных на повышение имиджа региона и его инвестиционной привлекательности.

Предложенная концепция ИС для поддержки принятия управленческих решений основывается на последних достижениях в области информатики и моделирования сложных процессов. Безусловно, реальная ИС будет в значительной степени отличаться от описанной здесь концептуальной модели, однако основные принципы построения, требования и архитектура вряд ли претерпят значительные изменения. Концепция ИС отвечает современным требованиям, предъявляемых к программному обеспечению подобного класса.

3.3    Описание программного обеспечения

Практическим содержанием информационной части дипломной работы является приложение базы данных, выполненная с помощью СУБД MS SQL Server 7.0. Программное обеспечение представляет собой саму БД и интерфейсную (пользовательскую) часть, созданную с помощью средства разработки приложений Delphi 5.0. Основным назначением программного обеспечения (ПО) является учет предприятий регтона. БД содержит следующие группы информации:

-         общая информация (наименование предприятия, основной вид деятельности, дата основания предприятия – другими словами информация типа «резюме» предприятия);

-         адреса, телефоны и банковские реквизиты;

-         виды деятельности и лицензии;

-         учредители, руководители и сотрудники;

-         состав, динамика и структура прибыли;

-         показатели ликвидности, характеризующие платежеспособность предприятия;

-         состав, динамика и структура имущества предприятия;

-         сведения о персонале и заработной плате;

-         досье в свободном формате.

Кроме того, предлагаемое ПО не просто является «обычным» хранилищем данных: предусмотрены некоторые аналитические функции, например расчет показателей ликвидности по данным бухгалтерской отчетности. По данным о прибыли предприятия, ПО строит графики динамики прибыли по отчетным периодам.

В качестве СУБД была выбрана СУБД корпорации Microsoft – MS SQL Server версии 7.0. На сегодняшний день MS SQL Server является одним из лидирующих пакетом для создания и работы с базами данных любых размеров и любой сложности. Производительность и надежность MS SQL Server сопоставима с производительностью и надежностью популярной СУБД корпорации Oracle. Использование MS SQL Server обеспечивает полную совместимость с ODBC и OLE DB. Кроме того, множество администраторов БД имеют сертификат корпорации Microsoft, подтверждающий профессиональные знания в области СУБД MS SQL Server, что решает в некоторой степени вопрос о поддержки и развитии предлагаемой БД. Распространенность, гибкость, надежность, быстродействие, совместимость с MS Office – вот те причины, послужившие выбором именно MS SQL Server в качестве СУБД.

При проектировке БД использовались современные CASE-средства: ERwin и Silverrun. В приложении Г приведена логическая схема БД. В приложении Д – физическая модель БД.

Рассмотрим алгоритм работы приложения БД. При формировании запроса пользователя, приложение вызывает ADO-компонент (ActiveX Data Object), являющийся «транслятором» между клиентской и серверной частью. Преобразовав данные запроса в необходимый формат, ADO-компонент передает управление OLE DB – библиотеке драйверов и процедур для работы с БД. Выполнив необходимое действие (в нашем примере запрос), OLE DB возвращает необходимую информацию ADO-компоненту, а тот, в свою очередь, преобразовав данные в формат приложения, передает результаты запроса клиенту. Клиент (приложение) совершает необходимые действия (например, арифметические операции) над полученными данными и представляет их в удобной для восприятия человеком форме. Примеры работы ПО приведены в приложении Ж.

Предлагаемое программное обеспечение является основой подсистемы учета перспективных предприятий согласно предложенной в настоящей работе концепции информационной системы. Приложение предоставляет удобную и мощную среду для учета таких предприятий, а также расчета некоторых показателей деятельности.

Заключение

Сегодня перед российскими регионами возникает проблема эффективной и адекватной региональной политики, направленной на реконструкцию и реформирование экономики и привлечение инвестиций, разработки и осуществления планов развития территорий, опирающихся в первую очередь на использование местного потенциала. Для этого необходима разработка и реализация долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы региона - региональный маркетинг территории, предусматривающий постепенное устранение негативных явлений и решение сложных социально-экономических проблем.

При осуществлении маркетинга региона необходимо рассматривать четыре составляющих: 1) место или географическое положение региона; 2) продукт или присущие данной территории преимущества и недостатки; 3) цена или расходы покупателей услуг региона, связанные с пребыванием или бизнесом на данной территории; 4) промоушн или информационный маркетинг региона.

В настоящее время многие российские регионы приходят к пониманию необходимости маркетинга территорий и информационного маркетинга. Однако, усилия регионов в этом направлении крайне незначительны, за небольшим исключением. Как показал анкетный опрос руководителей подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, функции информационного маркетинга региона практически выполнялись лишь частично, практически отсутствует какая-либо оценка эффективности информационного маркетинга.

Создание специализированной информационной системы способно помочь в решении задач мониторинга краевой экономики и создании комплексной маркетинговой стратегии региона.

Создание крупномасштабной информационной системы представляет собой сложный и продолжительный процесс. При этом концепция ИС является определяющим фактором функциональности и производительности создаваемой ИС. Именно поэтому концепция должна быть основана на современных методах и ориентирована на передовые решения ведущих  компаний мира, производящих системы подобного класса. Создание ИС включает следующие этапы: анализ, глобальное проектирование (проектирование архитектуры системы), детальное проектирование и реализация (программирование). Разработка концепции ИС ограничивается первыми двумя.

Разработанная в проекте концепция информационной системы является первым шагом к созданию специализированной информационной системы, являющуюся удобным, простым и мощным средством поддержки принятия управленческих решений.

Практическая значимость работы заключается в изложении довольно полной теории маркетинга региона, описании передовых методов создания ИС и разработки концепции ИС для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона.

Разработанное программное обеспечение представляет собой удобный инструмент для учета предприятий региона, а так же для отслеживания динамики основных показателей деятельности таких предприятий.   Приложение базы данных позволяет хранить, обрабатывать и отображать информацию по неограниченному числу предприятий. Программное обеспечение основано на передовых технологиях, использована архитектура клиент-сервер, что позволяет вести работу с приложением одновременно нескольким пользователям.

Список используемых источников

1)    Gorban A.N. Systems with inheritance and effects of selection // Global & Regional Ecological Problems: Transactions of International Conference. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Technical University Press, 1994. PP. 222-268.

2)    Gorban A.N., Waxman C. Neural networks for political forecast // Proceedings of the WCNN'95 (World Congress on Neural Networks'95, Washington DC, July 1995). PP. 176-178.

3)    Kotler P., Haider D., Rein I. Marketing Places. – New York: The free press, 1994

4)    Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М., Ростов н/Дону, 2000.

5)    Гапоненко А.Л., Алисов А.Н., Мельников С.Б., Николаев В.А., Гришин В.А.. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии. М.: "Международный дом сотрудничества", 1999. 137 с.

6)    Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 224 с.

7)    Горбань А.Н., Россиев Д.А. Нейронные сети на персональном компьютере. Новосибирск: Наука, 1996. 276 с.

8)    Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. – М.: Изд-во РАГС, 1998. – 227 с.

9)    Захаров Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 250 с.

10)       Колесникова Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М., 2000

11)       Корниенко В.И. Формирование управленческих команд нового поколения. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 262 с.

12)       Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2000. – 384 с.

13)       Лавров А.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты 4.2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. -Кемерово, Кузбассвузиздат, 1994.

14)       Ларина Н. И. , Кисельков А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М., 1998.

15)       Николаева М., Махотаева М. Выбор стратегии экономического развития региона.// Экономист. 2000. №3.

16)       Орлова Т.М. Маркетинговые коммуникации в России: основы и практика: Учеб. пос. для изучающих курс “Паблик рилейшнз”. - М.: ИМПЭ, 1999.- 84 с.

17)       Орлова Т. М. Управление развитием города: Методические рекомендации местным администрациям по продвижению городов – М.: Холдинговая компания ТИКОМ, 2001. – 40 с.

18)       Панкрухин А. П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности в различных сферах деятельности. М., 1997

19)       Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: мировая практика и российские перспективы / Россия на рубеже тысячелетий: Сб. трудов. – М.: ИМПЭ, 2000. С. 279-320.

20)       Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в Росии и за рубежом, 1997, ноябрь-декабрь.

21)       Шайдуров В.В. Проблемы информатизации Красноярского края: анализ ситуации и прогноз // Проблемы информатизации региона: Материалы Второй межрегиональной конференции / Отв. Ред. А.Н.Горбань. Красноярск: изд. КГТУ, 1996. С.6-23

22)       Закон Красноярского края об инвестиционной деятельности в Красноярском крае (в редакции Закона Красноярского края от 26 июня 2001 № 15-1385);

23)       Закон Красноярского края о краевой целевой программе «Активизация инновационной деятельности в Красноярском крае» (от  12 февраля 1999 № 5-503);

24)       Закон Красноярского края о краевой целевой программе «Новые технологии для управления и развития региона» (от 12 февраля 1999 № 5-302)

25)       Постановление администрации Красноярского края  от 27 июня 2001 г. N 468-П “Об утверждении концепции социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года”


Приложение А – Пример графической интерпретации оценки потенциала региона

Приложение Б – Пример графической интерпретации оценки рисков

Приложение В – Структурная схема информационной системы

Приложение Г – Логическая модель базы данных

Приложение Д – Физическая модель базы данных

Приложение Ж – Примеры работы программного обеспечения


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11