Реферат: Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
Реферат: Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
ЗАДАНИЕ
по
дипломному проектированию студенту
1) Тема проекта: “Разработка концепции информационной системы для
поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона».
2) Утверждена приказом по университету № 150 от 5 февраля 2002г.
3) Срок сдачи студентом законченного проекта: 05.06.2002г.
4) Исходные
данные к проекту: материалы Красноярского краевого комитета государственной
статистики о социально-экономическом положении Красноярского края в 1999 – 2001
годах, материалы ВЦ СО РАН о методах создания информационных систем,
международный стандарт ISO/IEC
12207
5) Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих
разработки вопросов):
-
проанализировать и систематизировать
теоретические материалы по проблеме маркетинга региона;
-
рассмотреть основные методы создания
информационных систем;
-
разработать концепцию информационной системы для
поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона;
-
разработать информационно-программное обеспечение
для учета и анализа перспективных предприятий региона
6) Перечень графического материала (с точным указанием обязательных
чертежей): презентация, которая состоит из следующих слайдов:
-
Титульный лист;
-
Содержание доклада;
-
Маркетинг региона: понятие и сущность;
-
Основные стратегии маркетинга региона;
-
Информационный маркетинг региона;
-
Интеллектуальная поддержка принятия решений;
-
Методика создания информационных систем для поддержки принятия
управленческих;
-
Основные положения концепции информационной
системы;
-
Структура информационной системы;
-
Круг задач, решаемых с помощью информационной
системы;
-
Информационно-программное обеспечение;
-
Предложения дальнейших работ по созданию и
внедрению информационной системы.
Календарный
график
работы над проектом на весь
период проектирования
(с указанием сроков выполнения
и трудоемкости отдельных этапов)
15.12.2001 - 15.01.2001 |
Выбор темы дипломной работы; |
|
16.01.2002 - 05.02.2002 |
Согласование темы дипломной работы с
руководителем; |
|
06.02.2002 - 18.03.2002 |
Сбор, анализ и систематизация
информации по проблеме маркетинга региона. Консультации с руководителем; |
|
|
19.03.2002 – 04.04.2002 |
Изучение методов создания
информационных систем; |
|
05.04.2002 – 25.05.2002 |
Разработка модели информационной
системы, разработка программного обеспечения; |
|
25.05.2002 – 04.06.2002 |
Оформление пояснительной записки; |
|
05.06.2002 |
Сдача законченного варианта на
утверждение. |
|
Содержание
Введение........................................................................................................ 5
1 Глава. Маркетинга региона.......................................................... 7
1.1 Маркетинг региона.................................................................................. 7
1.2 Информационный маркетинг региона................................................ 22
1.3 Законодательство, регулирующее вопросы осуществления маркетинга региона 33
2 Глава. Понятие и виды информационных систем для поддержки
принятия решений и методы их создания 43
2.1 Интеллектуальная поддержка принятия решений............................. 43
2.2 Поддержка принятия решений в организационном управлении..... 48
2.3 Методология проектирования информационной системы.............. 51
3 Глава. Разработка концептуальной модели информационной системы
для поддержки принятия управленческих решений при формировании маркетинговой
стратегии региона 86
3.1 Анализ предметной области................................................................. 86
3.2 Проект информационной системы...................................................... 94
3.3 Описание программного обеспечения................................................ 98
Заключение............................................................................................. 100
Список используемых источников....................................... 102
Приложение А – Пример графической интерпретации оценки потенциала региона 104
Приложение Б – Пример графической интерпретации оценки рисков. 105
Приложение В – Структурная схема информационной системы........ 106
Приложение Г – Логическая модель базы данных................................ 107
Приложение Д – Физическая модель базы данных................................ 108
Приложение Ж – Примеры работы программного обеспечения........... 109
Введение
В условиях жесткой конкуренции среди регионов за приток инвестиций,
квалифицированной рабочей силы, экологически безопасного производства все более
актуальной проблемой становится повышение имиджа и инвестиционной
привлекательности региона. Принимаемые шаги в этом направлении носят
несистемный характер и, как правило, комплексно не решают проблему. Прежде
всего, это вызвано нехваткой теоретических наработок, на основании которых
можно было бы разработать комплексную маркетинговую стратегию региона, а так же
удобного и надежного инструментария, оказывающего поддержку при разработке и
реализации такой стратегии. В условиях быстроменяющейся экономической и
социальной ситуации, как в регионе, так и за его пределами, все более
актуальной задачей для успешной разработки и осуществления маркетинговой
стратегии региона становится принятие обоснованных и своевременных
управленческих решений, направленных на повышение привлекательности региона, укрепление
и развитие положительной инвестиционной динамики. Помочь решить задачу
поддержки принятия управленческих решений может специализированная
информационная система, разработанная с учетом особенностей предметной области.
Необходимость в надежном и простом инструменте, способным предоставить
поддержку при принятии решений относительно маркетинговой стратегии региона,
обуславливает актуальность настоящего проекта. Основой любой информационной
системы является ее первоначальная концепция, т.е. назначение, состав и
архитектура. Адекватная концепция является определяющим параметром
функциональности и производительности информационной системы.
Целью дипломного проекта является создание концепции информационной
системы для поддержки принятия управленческих решений при разработке и
реализации маркетинговой стратегии региона. Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
-
проанализировать и систематизировать теоретические материалы по проблеме
маркетинга региона;
-
проанализировать основные факторы, влияющие на вид маркетинговой
стратегии региона;
-
рассмотреть понятия информационных систем, а также проанализировать опыт
эксплуатации информационных систем для поддержки принятия решений;
-
рассмотреть основные методы создания информационных систем;
Для решения перечисленных задач использовались следующие методы:
-
Факторный анализ потенциала региона;
-
Кабинетное исследование вопросов назначения, видов и путей создания
информационных систем;
-
Метод структурного проектирования информационных
систем;
-
Метод DATARUN проектирования информационных
систем.
Решение задач с помощью перечисленных методов позволило достигнуть
поставленной цели – созданию концепции информационной системы, включающую
анализ предметной области, описание методов поддержки и групп поддерживаемых
решений, модель информационной системы и требования, предъявляемые к такой
системе.
1
Глава. Маркетинга региона
1.1
Маркетинг региона
В настоящее время перед большинством субъектов РФ стоит проблема
повышения имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Несмотря на
увеличивающиеся расходы регионов на маркетинг регионов, исследований в этой
области явно недостаточно. Существующая литература по международному бизнесу,
экономике и международному маркетингу дает малое представление о продвижении
региона специалистам, непосредственно этим занимающимся.
Создание и осуществление программы маркетинга субъектов РФ является
сложной и актуальной проблемой экономического развития регионов:
-
во-первых, потому что далеко не всегда регионы понимают значимость и
необходимость системного продвижения положительной информации о регионе с целью
создания благоприятного отношения к региону, а также к продукции, выпускаемой
на его территории и региональным условиям ведения бизнеса, - того, что мы
называем “информационным маркетингом региона”;
-
во-вторых, потому что во многих субъектах РФ организации,
осуществляющие функции маркетинга региона, как правило, решают эти задачи
частично и бессистемно.
Теория вопроса маркетинга региона пока только формируется. В
основном в России речь идет в лучшем случае только о маркетинге на территории,
а в мире давно не новость маркетинг территорий, причем самых разных уровней
управления - сообщества государств, отдельной страны, региона. Если объектом
внимания маркетинга на (внутри) территории являются отношения по поводу
конкретных товаров, услуг и др., осуществляемые в пределах территории, то для
маркетинга территории это - сама территория в целом, и он осуществляется как
внутри, так и (часто - преимущественно) за ее пределами.
Актуальность и необходимость работы над маркетингом регионов
вызвана, прежде всего, обострившейся конкурентной борьбой между регионами
страны за квалифицированную рабочую силу, прибыльные предприятия, привлечение
инвестиций в регион и т.д.
В этой части подробно изложены теоретические наработки по проблеме
маркетинга регионов, отражена его роль и место в стратегии экономического
развития региона.
Маркетинг региона как составная
часть региональной экономической политики. В настоящее время
Россия представляет собой совокупность крайне различающихся между собой
регионов.
Особый интерес представляют условия, в силу которых отдельные
регионы добиваются лучшего положения, например:
1)
благоприятная специфика производственной специализации и лучшие
стартовые позиции в начале осуществления рыночных реформ (с точки зрения как
обеспеченности факторами производства, так и уровня развития);
2)
более свободный доступ к средствам федерального бюджета и больший
размер получаемых из него средств;
3)
способность создавать собственные местные бюджеты с наполняемой
доходной частью;
4)
проведение на местах структурного маневра, в том числе увеличение
доли затрат на расширение и реконструкцию действующих предприятий, а не
строительство новых;
5)
высокая активность в осуществлении рыночных реформ, позволяющая
подключить к финансированию инвестиций частный капитал и сбережения населения.
Резко различаются их промышленные, ресурсные и инвестиционные
потенциалы. Вместе с тем, эти различия всё более углубляются. Основная причина
в том, что при отсутствии необходимой централизованной поддержки со стороны
федерального центра регионам приходится проводить самостоятельную
социально-экономическую политику.
В связи с этим, возникает проблема эффективной и адекватной
региональной политики, направленной на реконструкцию и реформирование экономики
и привлечение инвестиций.
Как показывает практика, усилия региональных властей в достижении
этих целей далеко не всегда в достаточной мере эффективны. Одна из основных
причин - отсутствие чётко разработанных и осуществляемых планов развития
территорий, опирающихся не на федеральные финансовые ресурсы, а на
использование местного потенциала.
Очевидно, что в настоящее время регионам требуется изучение и
оценка, с одной стороны, внутрирегиональных интересов и потребностей, а с другой
стороны, оценка собственных возможностей их удовлетворения. Это потребует,
безусловно, достаточно емких научно-практических исследований и прогностических
разработок. В последнее время, в первую очередь, за рубежом широкое
распространение получил комплексный метод разработки и реализации целевых
комплексных программ под названием “региональный маркетинг”.
Сегодня регионы интегрируются в мировую экономику и вынуждены все
более конкурировать между собой в борьбе за 1) инвестиции и квалифицированную
рабочую силу; 2) покрытие растущего уровня потребностей населения в качестве
коммунальных услуг и качестве жизни. Территория из простого места проведения
экономических акций становится продавцом товаров и услуг, т.е. равноправным
участником рынка. Регион продается как товар, имеющий свою стоимость и
полезность. Речь идет, таким образом, о маркетинге региона как составной части
региональной (экономической) политики.
Основные понятия, цели и задачи Маркетинга
Региона. Динамика внутреннего развития регионов может иметь как
положительный, так и отрицательный тренд. Первый характеризуется размещением в
регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест,
привлекательным уровнем жизни и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и
приезжих. Но переизбыток или несоразмерность этих положительных явлений может
привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке
инфраструктуры, социальному недовольству. Повышение налогов с целью преодолеть
недостатки ведет еще к большей потере привлекательности территории. Признаками
отрицательного развития выступают кризис или стагнация экономики, рост
безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной политики банков
и т.д.
С внешней стороны на территориальное развитие влияют (как положительно,
так и отрицательно) такие силы, как глобальная конкуренция, НТП, региональная
политика государства и другие факторы.
В результате регионы интегрируются в мировую экономику и вынуждены
все более конкурировать между собой в борьбе за 1) инвестиции и
квалифицированную рабочую силу; 2) покрытие растущего уровня потребностей
населения в качестве коммунальных услуг и качестве жизни. Территория из
простого места проведения экономических акций становится продавцом товаров и
услуг, т.е. равноправным участником рынка. Населенный пункт продается как
товар, имеющий свою стоимость и полезность. Речь идет, таким образом, о
маркетинге регионов (населённых пунктов) как составной части региональной
(экономической) политики. Как наука маркетинг регионов является пограничной
дисциплиной на стыке экономики региона и маркетинга.
Определение маркетинга региона:
Одни видят в маркетинге регионов применение маркетинговых
инструментов, особенно рекламы, продвижения и спонсорства для повышения
известности и улучшения имиджа территории;
Другие понимают региональный маркетинг как функцию. Для этого
назначают ответственного за него в администрации или даже образуют специальное
предприятие, которое проводит региональный маркетинг;
Правильнее было бы понимать под региональным маркетингом третье -
это передовая идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых
групп покупателей услуг территории. Не один отдел администрации или специальное
предприятие, а все отвечающие за судьбу региона должны ориентироваться на
потребности клиентов и целевые группы, а также на создание лучших по сравнению
с другими территориями конкурентных преимуществ для пользы клиентов. Затем уже
следует разработка маркетинговых стратегий и их трансляция во внутреннюю и
внешнюю среду региона (рисунок 1).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|