рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона рефераты

Реферат: Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона

ЗАДАНИЕ

по дипломному проектированию студенту

1)    Тема проекта: “Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона».

2)    Утверждена приказом по университету № 150  от 5 февраля 2002г.

3)    Срок сдачи студентом законченного проекта: 05.06.2002г.

4)    Исходные данные к проекту: материалы Красноярского краевого комитета государственной статистики о социально-экономическом положении Красноярского края в 1999 – 2001 годах, материалы ВЦ СО РАН о методах создания информационных систем, международный стандарт ISO/IEC 12207

5)    Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработки вопросов):

-         проанализировать и систематизировать теоретические материалы по проблеме маркетинга региона;

-         рассмотреть основные  методы создания информационных систем;

-         разработать концепцию информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона;

-         разработать информационно-программное обеспечение для учета и анализа перспективных предприятий региона

6)    Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей): презентация, которая состоит из следующих слайдов:

-         Титульный лист;

-         Содержание доклада;

-         Маркетинг региона: понятие и сущность;

-         Основные стратегии маркетинга региона;

-         Информационный маркетинг региона;

-         Интеллектуальная поддержка принятия решений;

-         Методика создания информационных систем для поддержки принятия управленческих;

-         Основные положения концепции информационной системы;

-         Структура информационной системы;

-         Круг задач, решаемых с помощью информационной системы;

-         Информационно-программное обеспечение;

-         Предложения дальнейших работ по созданию и внедрению информационной системы.


Календарный график

работы над проектом на весь период проектирования

(с указанием сроков выполнения и трудоемкости отдельных этапов)

15.12.2001 -  15.01.2001 Выбор темы дипломной работы;

 

16.01.2002 -  05.02.2002 Согласование темы дипломной работы с руководителем;

 

06.02.2002 -  18.03.2002 Сбор, анализ и систематизация информации по проблеме маркетинга региона. Консультации с руководителем;
19.03.2002 – 04.04.2002 Изучение методов создания информационных систем;

 

05.04.2002 – 25.05.2002 Разработка модели информационной системы, разработка программного обеспечения;

 

25.05.2002 – 04.06.2002 Оформление пояснительной записки;

 

05.06.2002 Сдача законченного варианта на утверждение.

 

Содержание

Введение........................................................................................................ 5

1  Глава. Маркетинга региона.......................................................... 7

1.1 Маркетинг региона.................................................................................. 7

1.2 Информационный маркетинг региона................................................ 22

1.3 Законодательство, регулирующее вопросы осуществления маркетинга региона      33

2  Глава. Понятие и виды информационных систем для поддержки принятия решений и методы их создания 43

2.1 Интеллектуальная поддержка принятия решений............................. 43

2.2 Поддержка принятия решений в организационном управлении..... 48

2.3 Методология проектирования информационной системы.............. 51

3  Глава. Разработка концептуальной модели информационной системы для поддержки принятия управленческих решений при формировании маркетинговой стратегии региона 86

3.1 Анализ предметной области................................................................. 86

3.2 Проект информационной системы...................................................... 94

3.3 Описание программного обеспечения................................................ 98

Заключение............................................................................................. 100

Список используемых источников....................................... 102

Приложение А – Пример графической интерпретации оценки потенциала региона      104

Приложение Б – Пример графической интерпретации оценки рисков. 105

Приложение В – Структурная схема информационной системы........ 106

Приложение Г – Логическая модель базы данных................................ 107

Приложение Д – Физическая модель базы данных................................ 108

Приложение Ж – Примеры работы программного обеспечения........... 109

Введение

В условиях жесткой конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей силы, экологически безопасного производства все более актуальной проблемой становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Принимаемые шаги в этом направлении носят несистемный характер и, как правило, комплексно не решают проблему. Прежде всего, это вызвано нехваткой теоретических наработок, на основании которых можно было бы разработать комплексную маркетинговую стратегию региона, а так же удобного и надежного инструментария, оказывающего поддержку при  разработке и реализации такой стратегии. В условиях быстроменяющейся экономической и социальной ситуации, как в регионе, так и за его пределами, все более актуальной задачей для успешной разработки и осуществления маркетинговой стратегии региона  становится принятие обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение привлекательности региона, укрепление и развитие положительной инвестиционной динамики. Помочь решить задачу поддержки принятия управленческих решений может специализированная информационная система, разработанная с учетом особенностей предметной области. Необходимость в надежном и простом инструменте, способным предоставить поддержку при принятии решений относительно маркетинговой стратегии региона, обуславливает актуальность настоящего проекта. Основой любой информационной системы является ее первоначальная концепция, т.е. назначение, состав и архитектура. Адекватная концепция является определяющим параметром функциональности и производительности информационной системы.

Целью дипломного проекта является создание концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений при разработке и реализации маркетинговой стратегии региона. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-         проанализировать и систематизировать теоретические материалы по проблеме маркетинга региона;

-         проанализировать основные факторы, влияющие на вид маркетинговой стратегии региона;

-         рассмотреть понятия информационных систем, а также проанализировать опыт эксплуатации информационных систем для поддержки принятия решений;

-         рассмотреть основные  методы создания информационных систем;

Для решения перечисленных задач использовались следующие методы:

-         Факторный анализ потенциала региона;

-         Кабинетное исследование вопросов назначения, видов и путей создания информационных систем;

-         Метод структурного проектирования информационных систем;

-         Метод DATARUN проектирования информационных систем.

Решение задач с помощью перечисленных методов позволило достигнуть поставленной цели – созданию концепции информационной системы, включающую анализ предметной области, описание методов поддержки и групп поддерживаемых решений, модель информационной системы и требования, предъявляемые к такой системе.

1     Глава. Маркетинга региона

1.1    Маркетинг региона

В настоящее время перед большинством субъектов РФ стоит проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Несмотря на увеличивающиеся расходы регионов на маркетинг регионов, исследований в этой области явно недостаточно. Существующая литература по международному бизнесу, экономике и международному маркетингу дает малое представление о продвижении региона специалистам, непосредственно этим занимающимся.

Создание и осуществление программы маркетинга субъектов РФ является сложной и актуальной проблемой экономического развития регионов:

-          во-первых, потому что далеко не всегда регионы понимают значимость и необходимость системного продвижения положительной информации о регионе с целью создания благоприятного отношения к региону, а также к продукции, выпускаемой на его территории и региональным условиям ведения бизнеса, - того, что мы называем “информационным маркетингом региона”;

-          во-вторых, потому что во многих субъектах РФ организации, осуществляющие функции маркетинга региона, как правило, решают эти задачи частично и бессистемно.

Теория вопроса маркетинга региона пока только формируется. В основном в России речь идет в лучшем случае только о маркетинге на территории, а в мире давно не новость маркетинг территорий, причем самых разных уровней управления - сообщества государств, отдельной страны, региона. Если объектом внимания маркетинга на (внутри) территории являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемые в пределах территории, то для маркетинга территории это - сама территория в целом, и он осуществляется как внутри, так и (часто - преимущественно) за ее пределами.

Актуальность и необходимость работы над маркетингом регионов вызвана, прежде всего, обострившейся конкурентной борьбой между регионами страны за квалифицированную рабочую силу, прибыльные предприятия, привлечение инвестиций в регион и т.д.

В этой части подробно изложены теоретические наработки по проблеме маркетинга регионов, отражена его роль и место  в стратегии экономического развития региона.

Маркетинг региона как составная часть региональной экономической политики. В настоящее время Россия представляет собой совокупность крайне различающихся между собой регионов.

Особый интерес представляют условия, в силу которых отдельные регионы добиваются лучшего положения, например:

1)    благоприятная специфика производственной специализации и лучшие стартовые позиции в начале осуществления рыночных реформ (с точки зрения как обеспеченности факторами производства, так и уровня развития);

2)    более свободный доступ к средствам федерального бюджета и больший размер получаемых из него средств;

3)    способность создавать собственные местные бюджеты с наполняемой доходной частью;

4)    проведение на местах структурного маневра, в том числе увеличение доли затрат на расширение и реконструкцию действующих предприятий, а не строительство новых;

5)    высокая активность в осуществлении рыночных реформ, позволяющая подключить к финансированию инвестиций частный капитал и сбережения населения.

Резко различаются их промышленные, ресурсные и инвестиционные потенциалы. Вместе с тем, эти различия всё более углубляются. Основная причина в том, что при отсутствии необходимой централизованной поддержки со стороны федерального центра регионам приходится проводить самостоятельную социально-экономическую политику.

В связи с этим, возникает проблема эффективной и адекватной региональной политики, направленной на реконструкцию и реформирование экономики и привлечение инвестиций.

Как показывает практика, усилия региональных властей в достижении этих целей далеко не всегда в достаточной мере эффективны. Одна из основных причин - отсутствие чётко разработанных и осуществляемых планов развития территорий, опирающихся не на федеральные финансовые ресурсы, а на использование местного потенциала.

Очевидно, что в настоящее время регионам требуется изучение и оценка, с одной стороны, внутрирегиональных интересов и потребностей, а с другой стороны, оценка собственных возможностей их удовлетворения. Это потребует, безусловно, достаточно емких научно-практических исследований и прогностических разработок. В последнее время, в первую очередь, за рубежом широкое распространение получил комплексный метод разработки и реализации целевых комплексных программ под названием “региональный маркетинг”.

Сегодня регионы интегрируются в мировую экономику и вынуждены все более конкурировать между собой в борьбе за 1) инвестиции и квалифицированную рабочую силу; 2) покрытие растущего уровня потребностей населения в качестве коммунальных услуг и качестве жизни. Территория из простого места проведения экономических акций становится продавцом товаров и услуг, т.е. равноправным участником рынка. Регион продается как товар, имеющий свою стоимость и полезность. Речь идет, таким образом, о маркетинге региона как составной части региональной (экономической) политики.

Основные понятия, цели и задачи Маркетинга Региона. Динамика внутреннего развития регионов может иметь как положительный, так и отрицательный тренд. Первый характеризуется размещением в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и приезжих. Но переизбыток или несоразмерность этих положительных явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному недовольству. Повышение налогов с целью преодолеть недостатки ведет еще к большей потере привлекательности территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной политики банков и т.д.

С внешней стороны на территориальное развитие влияют (как положительно, так и отрицательно) такие силы, как глобальная конкуренция, НТП, региональная политика государства и другие факторы.

В результате регионы интегрируются в мировую экономику и вынуждены все более конкурировать между собой в борьбе за 1) инвестиции и квалифицированную рабочую силу; 2) покрытие растущего уровня потребностей населения в качестве коммунальных услуг и качестве жизни. Территория из простого места проведения экономических акций становится продавцом товаров и услуг, т.е. равноправным участником рынка. Населенный пункт продается как товар, имеющий свою стоимость и полезность. Речь идет, таким образом, о маркетинге регионов (населённых пунктов) как составной части региональной (экономической) политики. Как наука маркетинг регионов является пограничной дисциплиной на стыке экономики региона и маркетинга.

Определение маркетинга региона:

Одни видят в маркетинге регионов применение маркетинговых инструментов, особенно рекламы, продвижения и спонсорства для повышения известности и улучшения имиджа территории;

Другие понимают региональный маркетинг как функцию. Для этого назначают ответственного за него в администрации или даже образуют специальное предприятие, которое проводит региональный маркетинг;

Правильнее было бы понимать под региональным маркетингом третье - это передовая идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Не один отдел администрации или специальное предприятие, а все отвечающие за судьбу региона должны ориентироваться на потребности клиентов и целевые группы, а также на создание лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ для пользы клиентов. Затем уже следует разработка маркетинговых стратегий и их трансляция во внутреннюю и внешнюю среду региона (рисунок 1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11