рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России рефераты

         - Государственная регистрационная палата,  которая зани-

    мается регистрацией предприятий с иностранным капиталом и ак-

    кредитацией представительств иностранных компаний;

         - Российский федеральный центр проектного финансирования

    и консультационно-технического содействия,  который выполняет

    следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложе-

    ний в области международного инвестиционного  сотрудничества,

    в том числе и по использованию кредитов,  предоставляемых под

    гарантии Правительства Российской Федерации;  выполняет  пре-

    дынвестиционные исследования;  разрабатывает схемы финансиро-

    вания и осуществляет экспертно-консультационное сопровождение

    инвестиционных проектов. Центр является представителем (аген-

    том) Правительства РФ по координации деятельности, направлен-

    ной на реализацию оказываемого России  консультационно-техни-

    ческого содействия;

         - Бюро по использованию консультационно-технического со-

    действия Европейского союза;

         - Российский центр содействия  иностранным  инвестициям.

    Центр  содержит  банк данных по законодательной и нормативной

    базе,  инвестиционным проектам, рынкам капиталов как в России

    в целом, так и в регионах.

         Координация работы этих организационных структур  возло-

    жена на Министерство экономики РФ и в его составе на Департа-

    мент международного инвестиционного сотрудничества.


                               - 31 -

         Несомненно, передача    вышеуказанных   полномочий   Ми-

    нистерству экономики РФ явилась шагом вперёд в ходе становле-

    ния структуры государственных органов,  представляющих Россию

    в отношениях с иностранными инвесторами,  но тем не менее,  в

    целях дальнейшей стабилизации этих отношений в будущем законе

    об иностранных инвестициях  статус  этих  организаций  должен

    быть закреплён окончательно.

           СПОРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В АРБИТ-

                        РАЖНОЙ ПРАКТИКЕ.

         На современном этапе развития и становления как правовой

    системы  новой  России  в целом,  так и отраслевого законода-

    тельства,  а в нашем случае это законодательство об иностран-

    ных  инвестициях,  огромное  значение имеет изучение практики

    арбитражных судов,  рассматривающих споры предприятий связан-

    ных с иностранными инвестициями.

         Лидирующую роль в России при разрешении  подобного  рода

    споров  играет  Международный  коммерческий  арбитражный  суд

    (МКАС) при Торгово-промышленной плате РФ,  который  по  коли-

    честву дел,  поступающих на его рассмотрение, прочно входит в

    ряд ведущих арбитражных центров в мире.

         Правовой основой  деятельности  МКАС  служит  Закон РФ о

    Международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года, а 8

    декабря 1994 года был утверждён новый Регламент МКАС, который

    вступил в силу с 1 мая 1995 года.

         Особенностями нового Регламента явились гибкость  арбит-

    ражной  процедуры  и  предоставление сторонам широких возмож-

    ностей по самостоятельному  выбору  арбитров  для  разрешения

    спора.  Стороны вправе избирать арбитрами любых лиц, обладаю-

    щих необходимой квалификацией,  в  том  числе  и  иностранных

    граждан.  Все усилия арбитражного суда должны сводиться к по-

    вышению эффективности арбитражного разбирательства, недопуще-

    нию  необоснованного  затягивания  дела и чёткости при защите

    прав сторон, участвующих в споре.

         Круг проблем,  возникающих в ходе рассмотрения арбитраж-

    ным судом того или иного дела,  чрезвычайно многообразен,  но


                               - 32 -

    попытаться  рассмотреть самые распространённые из них необхо-

    димо в целях дальнейшего совершенствования  правовой  базы  в

    сфере регулировния иностранных капиталовложений.

         Очень часто на рассмотрение  арбитража  попадают  споры,

    касающиеся объёма арбитражной оговорки.

         Показательным здесь можно считать дело N248/1991 г.  Уч-

    редитель,  вышедший  из совместного предприятия,  предъявил к

    последнему  требования  об  уп 6л 0ате  денежной  компенсации  за

    внесённый  вклад,  а  также  причитающейся  доли  прибыли.  В

    обоснование компетенции Арбитражного суда истец  ссылался  на

    положение  учредительного договора о праве каждого из учреди-

    телей обратиться в данный орган по  любым  спорным  вопросам,

    связанным с этим договором.

         Ответчик оспаривал  компетенцию  арбитража   по   мотиву

    отсутствия  в  учредительных  или иных документах совместного

    предприятия предписаний, оговаривающих передачу на рассмотре-

    ние  в Арбитражный суд споров между каким-либо из учредителей

    и совместным предприятием.

         Истец, в свою очередь,  полагал, что, поскольку его тре-

    бование возникло в связи с передачей его доли участия в  сов-

    местном  предприятии  третьему лицу,  оно непосредственно от-

    носится к вопросам,  связанным с учредительным  договором,  и

    попадает под компетенцию Арбитражного суда.

         В решении арбитраж,  сославшись на свой Регламент,  ука-

    зал, что наличие письменного соглашения о передаче споров на

    разрешение Арбитражного  суда может рассматриваться как осно-

    вание компетенции суда при том условии, что спор возник между

    сторонами,  заключившими  такое соглашение.  Прийдя к выводу,

    что сторонами в данном споре являются один из  учредителей  и

    само совместное предприятие,  арбитры отметили, что приведён-

    ная выше арбитражная оговорка охватывает лишь споры учредите-

    лей совместного предприятия между собой и не касается вопроса

    о разрешении споров между учредителями и совместным предприя-

    тием.  Таким  образом,  арбитраж пришёл к выводу,  что данный

    спор не попадает под его компетенцию.

         Решения арбитров по сходного рода делам показывают,  что

    на практике крайне важным является чёткое определение  в  ар-

    битражном соглашении круга лиц,  на которых оно распространя-

    ется,  а также наличие согласия этих лиц на передачу споров в


                               - 33 -

    коммерческий арбитраж, в частности согласия самого СП как са-

    мостоятельного субъекта права на рассмотрение  в  арбитражном

    порядке соответствующих споров между ним и его участниками.

         Вопрос о  компетенции  Арбитражного  суда,  хотя   и   в

    несколько ином ракурсе,  возникал в деле N177/1993 г.  Иност-

    ранная фирма, считая себя участником совместного предприятия,

    предъявила к последнему иск о возврате денежной суммы,  пере-

    ведённой в качестве взноса в его уставной фонд.

         В ходе разбирательства было выяснено,  что истец намере-

    вался войти в совместное предприятие вместо другой  иностран-

    ной фирмы.  Однако, предусмотренные законом действия, необхо-

    димые для оформления замены участника  совместного  предприя-

    тия, в том числе внесение изменений в учредительные документы

    и их последующая регистрация в установленном законом порядке,

    не осуществлялись.

         Поскольку было установлено, что истец не является сторо-

    ной учредительного договора, по мнению арбитров, содержащаяся

    в  этом  договоре  арбитражная  оговорка,   предусматривающая

    юрисдикцию  Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате

    СССР,  на истца не распространяется. В итоге арбитраж признал

    себя некомпетентным рассматривать данный спор.

         В деле N364/1993 г.  возник  вопрос  о  действительности

    сделки,  заключённой совместным предприятием до его регистра-

    ции. Арбитраж установил, что на момент заключения договора

    аренды, из-за которого возник  спор,  совместное  предприятие

    (арендатор)  зарегистрировано  не  было и правомочиями юриди-

    ческого лица не обладало.  Арбитражный суд счёл,  что  сделка

    была  совершена с нарушением требований закона и является не-

    действительной. Действующее законодательство не допускает де-

    ятельности предприятия до его регистрации, и данное дело слу-

    жит   наглядной   иллюстрацией   возможных    неблагоприятных

    последствий  при несоблюдении запрета на деятельность незаре-

    гистрированных предприятий.

         В практике МКАС при ТПП РФ возникал вопрос о том, вправе

    ли выбывший из предприятия с иностранными инвестициями участ-

    ник  претендовать  на возврат имущества,  внесённого им в ка-

    честве вклада в уставный фонд,  либо  ему  полагается  только

    соответствующая денежная компенсация за него.

         В деле  #351/1993  г.  истец,  вышедший  из  совместного


                               - 34 -

    предприятия,  требовал  от  последнего как ответчика возврата

    здания, являвшегося взносом истца в уставный фонд. В возраже-

    ниях  ответчика указывалось,  что он стал собственником пере-

    данного имущества,  как это установлено российским  законода-

    тельством и уставом совместного предприятия.  Устав не содер-

    жал положений о возврате участнику  имущества,  внесённого  в

    качестве  его  доли в уставный фонд,  а оговаривалась обязан-

    ность выплатить выбывающему  участнику  балансовую  стоимость

    имущества  на момент выбытия.  В решении единоличного арбитра

    отмечалось,  что согласно действующему российскому  законода-

    тельству  юридические лица в соответствии с их уставами явля-

    ются собственниками внесённого их  участниками  имущества.  И

    так как возврат имущества в натуре не предусмотрен, истцу бы-

    ло отказано в иске.

         Также на рассмотрение арбитража довольно часто поступают

    дела,  связанные с деятельностью филиалов и  представительств

    иностранных  юридических  лиц.  Так,  в  делах  NN  185/1992,

    243/1992 г.г.  вставал вопрос об  ответственности  совместных

    предприятий (ответчиков) по сделкам, заключенным их филиалами

    и представительствами .  В обоих случаях арбитраж признал та-

    кую ответственность,  поскольку речь шла о действиях,  совер-

    шённых структурными подразделениями ответчиков.  Последним не

    удалось доказать, что руководитеи этих подразделений вышли за

    пределы предоставленных им полномочий, что самим предприятиям

    не было известно о факте подписания таких договоров и ходе их

    выполнения или что ими не совершались действия,  свидетельст-

    вцющие об одобрении указанных сделок.

         Разумеется в этом кратком  обзоре  арбитражной  практики

    можно  лишь  приблизительно  очертить  круг  возникающих  при

    рассмотрении того или иного дела правовых  проблем,  но  зна-

    комство  с  деятельнлстью арбитража в области,  затрагивающей

    деятельность предприятий, связанных с иностранными инвестици-

    ями,  является  одной  из важнейших составляющих при изучении

    данной темы.  (В тексте использованы материалы дел, опублико-

    ванных в статьях Кабатова В.А"Из практики Международного ком-

    мерческого арбитражного суда при ТПП  РФ  в  городе  Москве".

    Журнал  "Внешняя  торговля" 1992 г.  N9 и журнал "Хозяйство и

    право" 1994 г. N3)


                               - 35 -

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проб-

    лем,  связанных с ситуацией в сфере  правового  регулирования

    иностранных инвестиций в России, можно попытаться сделать не-

    которые выводы.

         Налицо очевидная  потребность  в  ускорении и завершении

    работы законодательных органов по подготовке новой  законода-

    тельной базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику

    России. Хочется отметить некоторые важные положения в проекте

    закона  "О  внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "Об

    иностранных инвестициях в РФ",  которые направлены на улучше-

    ние инвестиционного климата для зарубежных инвесторов. Помимо

    закрепления национального режима для осуществления капиталов-

    ложений за изъятиями, которые могут быть введены только феде-

    ральными законами;  вводится пятилетняя отсрочка для примене-

    ния  положений  новых  законодательных и правовых нормативных

    актов,  ухудшающих условия деятельности предприятий с  иност-

    ранными инвестициями, которые действуют в отраслях материаль-

    ного производства (со вкладом зарубежного партнера  не  менее

    100 тыс.  долл. США и не менее 30% уставного капитала). Опре-

    деляется  конкретный  федеральный орган исполнительной власти

    по координации государственной деятельности по привлечению  ,

    защите  и  эффективному использованию иностранных инвестиций,

    являющийся,  по сути,  единым органом в сфере  международного

    инвестиционного  сотрудничества.  Вводится применение поощри-

    тельной таможенной пошлины (50% от действующей ставки ввозной

    пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе товаров предприятиями с

    иностранными инвестициями в случае осуществления ими инвести-

    ционного проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100

    млн.  долл.  США и выше.  Проект  Закона  содержит  и  другие

    перспективные положения, но это всего лишь проект, тем более,

    что в процессе принятия закона возникает необходимость  комп-

    ромиссов, поиск которых неизбежно отражается на формулировках

    закона.

         Как объект  инвестиций российская экономика потенциально


                               - 36 -

    обладает рядом привлекательных особенностей  для  иностранных

    компаний и предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые

    запасы природных ресурсов,  относительно квалифицированная  и

    дешёвая рабочая сила,  огромный багаж научно-технических зна-

    ний и наличие неиспользуемых производственных мощностей (нап-

    ример, бывший ВПК).

         Однако, в то же время, нестабильная экономическая ситуа-

    ция, своеобразная нервозность на политической арене; несмотря

    на все усилия правительства, всё же прогрессирующая инфляция,

    неотлаженный  внутренний механизм управления экономикой,  от-

    носительная неразвитось инфраструктуры связи, бытовых услуг и

    т.д. негативно отражаются на инвестиционном имидже России.

         По оценкам западных специалистов инвестиционный климат в

    России рассматривается сегодня как неблагоприятный и предсто-

    ит сделать очень многое,  чтобы эти оценки поменялись на про-

    тивоположные.  Ведь для нашей страны,  которая встала на путь

    интеграции в мировое хозяйство и стремиться создать  открытую

    экономическую систему,  участие в процессах движения капитала

    и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратеги-

    чески  важным.  Сегодня  же участие России в этих процессах с

    трудом можно назвать активным,  а с точки зрения  привлечения

    зарубежных  капиталовложений  ей  предстоит  конкурировать со

    странами,  рынки которых оказываются сейчас  более  привлека-

    тельными для инвесторов,  особенно со странами Латинской Аме-

    рики и азиатского региона.

         В соответствии с основными целями национальной стратегии

    экономического развития России,  определившимися в  последнее

    время,  органами  государственной власти на различных уровнях

    разрабатывается коммплексная программа привлечения  иностран-

    ных  инвестиций.  Оздоровление  экономики нашей страны прежде

    всего связывается со значительными вливаниями материальных  и

    финансовых ресурсов из-за рубежа.  Поэтому так актуален и не-

    обходим грамотный подход к регламентации, правовому регулиро-

    ванию процесса привлечения иностранных инвестиций.

         Обобщая практические предложения решений проблем в  этой

    области,  наряду с необходимостью совершенствования законода-

    тельства об иностранных инвестициях, отметим следующее:

         Те экономические  и правовые условия в которых действуют

    иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть  ради-


                               - 37 -

    кально улучшены, в первую очередь путем кардинального измене-

    ния налогообложения, когда собираемость налогов должна дости-

    гаться  не за счет непосильного для товаропроизводителя нало-

    гового бремени, а за счет ускорения экономического оборота.

         Необходимо создание   в   России   системы  организаций,

    способных осуществлять страхование инвестиционных рисков ( а)

    частной  коммерческой страховой компании - страховщика иност-

    ранных инвесторов;  б) российской  государственной  структуры

    для  защиты интересов российских предпринимателей за рубежом;

    в) Международной компании по страхованию иностранных инвести-

    ций в России.)

         Помимо таких маштабных проблем хочется отметить и  более

    узкие,  функциональные.  При подготовке данной работы опреде-

    ленные сложности возникли с подбором законодательных актов  ,

    регламентирующих рассматриваемые правоотнощения.  Представля-

    ется целесообразной систематизация законодательства  и  более

    широкое освещение этого вопроса в печати.

         Инвестиции, в том числе иностранные,  представляют собой

    значительную часть в предпринимательском праве.  Однако, изу-

    чение этой  области  предпринимательства  конкретно  в  нашем

    институте  весьма  ограничено.  Считаю необходимым устранение

    этого пробела в программе обучения. Ведь, в сущности, залогом

    решения  многих  проблем  является  профессиональный подход к

    ним.


                               - 38 -

                            ПРИЛОЖЕНИЕ

         Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций

         --------------------------------------------------

         В число международных двусторонних соглашений,  участни-

    цей которых является Россия, входят:

         1)Соглашение о содействии,  осуществлении и взаимной за-

    щите капиталовложений с Австрией от 17 мая 1990 года. Ратифи-

    цировано 27 мая 1991 года.

         2) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

    жений с Правительством Канады от 20 ноября 1989 года. Вступи-

    ло в силу 27 июня 1991 года.

         3) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

    жений с Правительством Французской республики от 4 июля  1989

    года. Вступило в силу 17 июля 1991 года.

         4) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

    жений  с Китайской Народной Республикой от 21 июля 1991 года.

    Вступило в силу 26 июля 1991 года.

         5) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

    жений с Королевством Нидерландов  от  5  октября  1989  года.

    Вступило в силу 20 июля 1991 года.

         6) Соглашение о содействии осуществлению и взаимной  за-

    щите  капиталовожений с правительством Финляндской Республики

    от 8 февраля 1989 года. Вступило в силу 15 августа 1991 года.

.

         7) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

    жений со Швейцарским Федеральным Советом от  1  декабря  1990

    года. Вступило в силу 26 августа 1991 года.

         8) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

    жений  с Правительством Соединённого королевства Великобрита-

    нии и Северной Ирландии от 6 апреля 1989 года. Вступило в си-

    лу 3 июля 1991 года.

         9) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

    жений  с  Правительством  Итальянской Республики от 30 ноября

    1989 года. Вступило в силу 8 июля 1991 года.

         10) Соглашение  о поощрении и взаимной защите капиталов-

    ложений с Правительством Республики Корея от 14 декабря  1990

    года. Вступило в силу 10 июля 1991 года.

.

                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

          1) отв.ред.   Астапович.   "Иностранные   инвестиции  в

     России:  тенденеции и перспективы. Второй аналитический док-

     лад независимых экспертов" Агенство "ИНФОМАРТ" 1995 год.

          2) Богатырёв  А.Д.   "Инвестиционное   право"   Москва.

     Российское право 1992 год.

          3) Богуславский М.М.  "Правовое  положение  иностранных

     инвестиций  в РФ" Москва.  1993 год.  "Международное частное

     право" Москва. " Международные отношения" 1994 год.

          4) Голубович А.Д. "Иностранные инвестиции в России. За-

     конодательное регулирование" Москва. "АРГО" 1993 год.

          5) Доронина Н.Г.  Семилютина Н.Г. "Правовое регулирова-

     ние иностранных инвестиций в России и  за  рубежом"  Москва.

     1993 год.  "Многосторонние международные конвенции в области

     защиты иностранных инвестиций и российское законодательство"

     Государство и право" 1992 год #10.

          6) Доронина Н.Г.  "Иностранные инвестиции и современное

     международное право. Проблемы регулирования инвести-

     ций в СССР" Москва. "Де-юре". 1991 год.

          7) Мартынов А.С.  "Россия:  стратегия инвестирования  в

     кризисный период." Москва. 1994 год.

          8) Моргунова А.И. Шакалов М.И. "Инвестиционное и валют-

     ное законодательство.  Теоретический курс" Москва. МЭГУ 1995

     год.

          9) Рубанов А.А.  "Основные проблемы законодательства об

     иностранных инвестициях в России и других государствах  быв-

     шего СССР" Москва. 1992 год.

          10) отв.ред.  Светланов. "Правовое регулирование иност-

     ранных  инвестиций  в  России" Институт государства и права.

     Москва. 1995 год.

          11) отв.ред.  Фоминский Н.П.  "Иностранные инвестиции в

     России.  Современное состояние и перспективы".  Москва. 1995

     год.

          12) Чжун Ми Кен "Инвестиционная  ситуация  в  России  и

     правительственные  мероприятия  по её улучшению" Университет

     СпБ. 1996 год.

          13) "Регулирование иностранных инвестиций. Сборник нор-

     мативных документов".  Журнал "Рынок ценных  бумаг"  Москва.

     1995 год.

          14) "Иностранные инвестиции.  Совместные предприятия  и

     представительства".  Тематический выпуск.  Москва.  "ТРИАДА"

     1994 год.

          15) Журнал "Иностранные инвестиции для  профессионалов"

     #11-12.1995 год.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5