Реферат: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
На сегодняшний день аккредитацию
представительств осу-
ществляет Торгово-промышленная Палата РФ или
Регистрационная
Палата при Министерстве Экономики России. Для
аккредитации
представительства иностранной фирмы необходимо
предоставить
следующие документы: устав компании, документ,
подтверждающий
факт регистрации компании, решение об открытии
представи-
тельства, доверенность, выданная компанией своему
представи-
телю (физическому или юридическому лицу), справка
из банка,
подтверждающая платёжеспособность компании и рекомендации
фирм-российских партнёров компании. Срок
рассмотрения доку-
ментов для принятия решения - не более двух месяцев.
В случае открытия филиала или
представительства иност-
ранного юридического лица задача государства заключается
в
том, чтобы обеспечить стабильность торгового
оборота путём
защиты интересов добросовестных его участников. С
этой целью
и должны быть приняты новые нормативные акты
регламентирующие
порядок открытия филиалов и представительств.
Существование процедуры аккредитации
представительств
наибольшим образом соответствует понятию допуска
иностранных
инвестиций в страну, она служит цели не допустить
открытие
филиала или представительства уже обанкротившейся
или несу-
ществующей фирмы. Государство с помощью процедуры
аккредита-
ции как бы фиксирует положение вещей на
определённый момент
времени, таким образом удостоверяя, что
иностранное юриди-
ческое лицо в действительности существует, и его
финансовое
- 24 -
положение заслуживает доверия. Органы государства
и после
процедуры аккредитации, как правило продолжают
осуществлять
контроль за деятельностью иностранного
юридического лица,
ведь для российских участников торгового оборота
могут пройти
незамеченными изменения финансового состояния
иностранного
контрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем
или иным
основаниям. Суммируя вышесказанное, ещё раз
необходимо отме-
тить, что процедуру аккредитации следует
рассматривать как
факт признания иностранной фирмы, заслуживающей
доверия и ре-
комендуемой государством в лице уполномоченных
органов
российским организациям в качестве надёжного делового
партнё-
ра.
ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ
ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТОРОВ.
Следствием недостатков российского национального
законо-
дательства об иностранных инвестициях стало то, что
иностран-
ные инвесторы, а также российские предприниматели,
заинте-
ресованные в привлечении иностранного капитала,
пытаются соз-
дать систему дополнительных гарантий, защищающих
инвесторов
от так называемых некоммерческих рисков. Под этим понимаются,
главным образом, риски политического характера,
вытекающие из
нестабильности политической обстановки, а также
связанные с
репрессивными мерами органов государства по
отношению к ли-
цам, осуществляющим иностранные инвестиции.
В качестве одного из элементов дополнительных
гарантий
прав иностранных инвесторов предлагается создать
систему
страхования некоммерческих рисков. Выступая с
предложениями
об учреждении этого института в России, отечественные
предп-
риниматели вполне справедливо мотивируют введение
системы
страхования инвестиций следующими соображениями:
высокой сте-
пенью такого рода рисков, удерживающих иностранных
инвесторов
от помещения капитала в экономику РФ; потребностями
России в
дополнительных источниках привлечения капитала.
Во многих зарубежных странах страхование
некоммерческих
рисков иностранных инвесторов осуществляют различные
органи-
- 25 -
зации. Организации, выступающие в роли
страховщиков можно
подразделить на следующие группы:
а) негосударственные организации (например,
английская
страховая компания "Lloyd's");
б) государственные организации, осуществляющие
страхова-
ние инвестиционных рисков национальных
предпринимателей,
выступающих в роли иностранных инвесторов за рубежом
(напри-
мер,Overseas Private Investment Corporation - OPIC
(ОПИК) в
США);
в) Межгосударственная организация, осуществляющая
стра-
хование инвестиционных рисков. (Multinational
Investment Gua-
rantee Agensy - MIGA (МИГА)).
Участие в договоре страхования в качестве
страховщика
организаций, относящихся к различным из
перечисленных выше
групп, имеет различные правовые последствия. Поэтому
следует
различать страхование, осуществляемое:
негосударственными
(частными) организациями, национальными
государственными ор-
ганизациями и международной организацией, т.е.
страхование в
системе MIGA. При этом следует учитывать, что все
три разно-
видности страхования, имея различия в правовых
последствиях,
могут осуществляться параллельно,
взаимодействовать друг с
другом и тем самым обеспечивать более высокую
степень защиты
интересов инвесторов.
Применительно к России три вида страхования
инвестицион-
ных рисков может подразумевать как создание
негосударственной
организации с обособленным имуществом,
принадлежащем ей на
праве собственности (или группы таких организаций),
так и уч-
реждение российской государственной организации по
страхова-
нию инвестиционных рисков. Наконец, при cоздании
системы
страхования некоммерческих рисков иностранных
инвесторов одну
из главных ролей будет играть возможное вступление
России в
MIGA и решение этой проблемы на международном уровне.
Чтобы яснее представлять себе перспективы
создания такой
системы в России, необходимо более подробно
рассмотреть раз-
личные варианты организации страхования рисков
инвесторов.
1) Страхование, осуществляемое
негосударственной (част-
ной) компанией.
На сегодняшний день возникла острая потребность
в учреж-
дении частной коммерческой страховой организации,
осуществля-
- 26 -
ющей страхование инвестиционных рисков при хорошей
поддержке
со стороны государства. Безусловным преимуществом
этой формы
организации страхования инвестиционных рисков
является её
гибкость и широкая возможность для манёвра,
присущая чисто
коммерческому страхованию. К недостаткам,
сдерживающим широ-
кое применение услуг частных страховых компаний при
страхова-
нии иностранных инвестиций, следует отнести тот
факт, что в
ряде случаев объём капиталовложений, осуществляемых
иностран-
ными инвесторами, может быть весьма значительным,
а сумма
страхового возмещения, выплачиваемого страхователю,
оказыва-
ется слишком большой даже для крупных страховых
компаний, что
мешает иностранному инвестору сохранить уверенность в
способ-
ности страховщика покрыть его убытки при наступлении
страхо-
вого случая.
Решением этой проблемы может стать объединение
капиталов
нескольких страховых компаний и создание на этой
основе стра-
хового пула. Страховой пул располагает более широкими
возмож-
ностями по страхованию рисков и сокращает сроки
выполнения
обязательств страховщиком. Так как государство
принимает
участие в частичном финансировании эффективных
инвестиционных
проектов, победивших на инвестиционных конкурсах,
оно могло
бы также участвовать в страховом пуле и взять на
себя обяза-
тельство по частичному возмещению ущерба. Помимо
возможного
участия государства в страховом пуле также нельзя
исключать
вариант с привлечением капитала крупнейших зарубежных
страхо-
вых компаний (таких, например, как
"Lloyd's","GERMES" и
т.д.).
В настоящее время право страхователя и
гаранта иност-
ранных инвестиций в РФ предоставлено Указом
Президента РФ
N184 от 2 февраля 1993 года Государственной
инвестиционной
корпорации (Госинкор). Однако имущество, переданное
Госинко-
ру для выполнения им функций страховой организации и
формиро-
вания уставного фонда, передано ему на праве
полного хо-
зяйственного ведения, и, согласно уставу, это
имущество нахо-
дится в федеральной собственности Российской
федерации. Сле-
довательно, Госинкор не является собственником и не
может ре-
ализовать права владения, пользования и распоряжения
без раз-
решения федеральных органов исполнительной власти РФ.
Поэтому
российские страховые компании могут принимать на
себя обяза-
- 27 -
тельства по страхованию иностранного капитала
только в том
случае, когда они наделены правомочиями
самостоятельного юри-
дического лица и обладают имуществом на праве
собственности.
Только тогда имущество может быть свободно отчуждено
в случае
уплаты страховой суммы.
Исходя из значительных объёмов страховых
обязательств по
страхованию инвестиционных проектов, реализуемых с
участием
государства, возникает необходимость
перестрахования части
обязательств страхового пула. Речь идёт об
организации нацио-
нальной перестраховочной компании, актуальность
создания ко-
торой предопределяется неразвитостью форм и видов
страхования
и страховой деятельности, отсутствием доверия у
иностранных
инвесторов к российским страховым компаниям. В связи
с этим,
поддержка частной российской страховой компании со
стороны
государства должна быть направлена не только на
преодоление
финансовых трудностей, но и на создание безупречной
репутации
компании в коммерческих кругах как внутри страны,
так и за
рубежом.
2) Участие иностранного государства в
страховании неком-
мерческих рисков иностранных инвесторов.
Стремясь защитить интересы национальных
предпринимате-
лей, инвестирующих капитал за рубеж, иностранные
государства
осуществляют страхование экспорта капитала, т.е.
участвуют
непосредственно в страховании зарубежных
капиталовложений на-
циональных компаний. Примером этому может служить
система
страхования иностранных инвестиций в США при участии
ОПИК.
Анализ перспектив и форм участия подобного рода
зарубеж-
ных государственных организаций в сфере страхования
иностран-
ных инвестиций в России должен осуществляться с
учётом осо-
бенностей законодательного регулирования страхования
в раз-
личных правовых системах и необходим не только для
целей изу-
чения возможности их взаимодействия, но и
создания своей
российской модели страхования иностранных капиталовложений
производимых отечественными компаниями.
3) Страхование некоммерческих инвестиционных
рисков при
участии международной организации - MIGA.
Подписание многосторонней международной
конвенции о соз-
дании MIGA (Межнациональное агенство по страхованию
инвести-
ций) явилось решением проблемы участия государства в
страхо-
- 28 -
вании политических рисков иностранных инвесторов.
Дело в том,
что государство, принимая иностранные инвестиции,
не может
осуществлять страхование их от политических рисков,
так как
это, по существу, является страхованием от
собственных
действий. Когда речь идёт о политических рисках,
государство
может только гарантировать иностранным инвесторам,
что по от-
ношению к ним не будут приниматься такие меры
регулирования,
которые войдут в противоречие с имущественными
правами
последних. (Такого рода гарантии и были
провозглашены в
российском Законе "Об иностранных инвестициях в
РФ"). И, как
было указано выше, эта ситуация, довольно долго не
имевшая
своего правового разрешения, привела к тому, что
государства
- экспортёры капитала и государства, привлекающие
иностранный
капитал, испытывая одинаковую заинтересованность в
усилении
защиты инвестиций, нашли наиболее приемлемый выход в
учрежде-
нии международной независимой страховой организации.
Принимая
во внимание стремление России соответствовать
современным
требованиям международных экономических отношений и
выступать
в роли равноправного партнёра с другими
государствами, её
вступление в MIGA должно стать одним из ключевых
моментов
создания отечественной системы страхования
иностранных ин-
вестиций.
Таким образом, становится очевидно, что для
создания в
России системы организаций, способных осуществлять
страхова-
ние инвестиционных рисков как зарубежных, так и
отечественных
предпринимателей, скорее всего, следует пойти на
создание:
а) Частной коммерческой страховой компании -
страховщика
иностранных инвесторов.
б) Российской государственной структуры для
защиты инте-
ресов российских предпринимателей за рубежом. в)
Условий для
участия России в системе MIGA, а также
сотрудничества с государственными организациями
других стран,
осуществляющими страхование инвестиционных рисков в
том числе
и путём заключения международных двусторонних
соглашений о
взаимной защите капиталовложений.
Остаётся заметить, что эта огромная работа
должна прохо-
дить лишь при условии внесения существенных
изменений (если
не полного пересмотра) в отечественное
законодательство об
иностранных инвестициях.
- 29 -
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА
ГОСУДАРСТВА,
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ РФ В
ПРАВООТНОШЕНИЯХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ИНОСТРАННЫХ ИН-
ВЕСТИЦИЙ.
Особенностью правоотношений, возникающих в
связи с ин-
вестированием капитала, является то, что их
субъектом явля-
ется иностранный инвестор, как правило, субъект
частного пра-
ва, т.е. физическое или юридическое лицо, с одной
стороны, и
принимающее государство - с другой. Учитывая
специфику такого
рода правоотношений, представляется вполне очевидной
заинте-
ресованность иностранного инвестора в том, чтобы
абстрактное
принимающее государство было персонифицировано в лице
опреде-
лённого законом уполномоченного органа с
зафиксированным ста-
тусом, полномочиями и компетенцией.
В Законе "Об иностранных инвестициях в
РФ" содержится
лишь указание на то, что регистрацию совместных
предприятий
осуществляет Министерство Финансов России или иной
уполномо-
ченный орган. Потребность в такого рода учреждении
привела к
появлению Указа Президента РФ "О Российском
агенстве междуна-
родного сотрудничества и развития" от 14.08.92 (Собрание
ак-
тов Президента и Правительства. 1992 год). Позже,
в соот-
ветствие с Указом Президента "О структуре
федеральных органов
исполнительной власти" (Российская газета.
11.04.94.) РАМСИР
было передано в ведение Министерства Внешнеэкономических
свя-
зей РФ с преобразованием в государственное
учреждение при
этом министерстве.
Примечательно, что в течение последних
четырёх лет в
России предпринимаются попытки компенсировать
недостатки за-
конодательства об иностранных инвестициях
учреждением разно-
образных организаций, целью которых является
содействие прив-
лечению иностранного капитала. К числу такого рода
структур
можно было бы отнести Комиссию Правительства РФ по
междуна-
родному инвестиционному сотрудничеству, учреждённую
Постанов-
лением Правительства от 20.08.92., Государственную
инвестици-
онную корпорацию, Российскую финансовую корпорацию,
учреждён-
- 30 -
ные Указами Президента РФ от 02.02.93. и
15.03.93. соот-
ветственно и Международное агенство страхования
инвестиций от
некоммерческих рисков, учреждённое Указом
Президента РФ от
26.02.93.
Сам факт учреждения такого числа государственных
органов
свидетельствует об искреннем намерении
Правительства
способствовать привлечению иностранного капитала в
Россию, но
,к сожалению, статус и функции создаваемых структур
не опре-
делён достаточно чётко, что само по себе способно
ввести в
заблуждение не только иностранных инвесторов.
Всё-же, следует отметить, что на сегодняшний
день регу-
лирование процесса привлечения иностранных
инвестиций приоб-
ретает всё более упорядоченные формы, и с целью
усовер-
шенствования этого механизма при Министерстве
экономики
России создан ряд органов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|