рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России рефераты

         На сегодняшний  день  аккредитацию представительств осу-

    ществляет Торгово-промышленная Палата РФ или  Регистрационная

    Палата  при  Министерстве Экономики России.  Для аккредитации

    представительства иностранной фирмы  необходимо  предоставить

    следующие документы: устав компании, документ, подтверждающий

    факт регистрации компании,  решение  об  открытии  представи-

    тельства,  доверенность, выданная компанией своему представи-

    телю (физическому или юридическому лицу),  справка из  банка,

    подтверждающая  платёжеспособность  компании  и  рекомендации

    фирм-российских партнёров компании.  Срок рассмотрения  доку-

    ментов для принятия решения - не более двух месяцев.

         В случае открытия филиала или  представительства  иност-

    ранного  юридического  лица  задача государства заключается в

    том,  чтобы обеспечить стабильность торгового  оборота  путём

    защиты интересов добросовестных его участников.  С этой целью

    и должны быть приняты новые нормативные акты регламентирующие

    порядок открытия филиалов и представительств.

         Существование процедуры  аккредитации   представительств

    наибольшим  образом соответствует понятию допуска иностранных

    инвестиций в страну, она служит цели не допустить открытие

    филиала или представительства уже обанкротившейся  или  несу-

    ществующей фирмы.  Государство с помощью процедуры аккредита-

    ции как бы фиксирует положение вещей на  определённый  момент

    времени,  таким  образом удостоверяя,  что иностранное юриди-

    ческое лицо в действительности существует,  и его  финансовое


                               - 24 -

    положение  заслуживает  доверия.  Органы  государства и после

    процедуры аккредитации,  как правило продолжают  осуществлять

    контроль  за  деятельностью  иностранного  юридического лица,

    ведь для российских участников торгового оборота могут пройти

    незамеченными  изменения  финансового  состояния иностранного

    контрагента,  и даже сам факт его ликвидации по тем или  иным

    основаниям.  Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отме-

    тить,  что процедуру аккредитации следует  рассматривать  как

    факт признания иностранной фирмы, заслуживающей доверия и ре-

    комендуемой  государством  в  лице   уполномоченных   органов

    российским организациям в качестве надёжного делового партнё-

    ра.

         ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ  НЕКОММЕРЧЕСКИХ  РИСКОВ ИНОСТРАННЫХ

                         ИНВЕСТОРОВ.

         Следствием недостатков российского национального законо-

    дательства об иностранных инвестициях стало то, что иностран-

    ные  инвесторы,  а также российские предприниматели,  заинте-

    ресованные в привлечении иностранного капитала, пытаются соз-

    дать  систему дополнительных гарантий,  защищающих инвесторов

    от так называемых некоммерческих рисков. Под этим понимаются,

    главным образом, риски политического характера, вытекающие из

    нестабильности политической обстановки,  а также связанные  с

    репрессивными  мерами  органов государства по отношению к ли-

    цам, осуществляющим иностранные инвестиции.

         В качестве  одного  из элементов дополнительных гарантий

    прав  иностранных  инвесторов  предлагается  создать  систему

    страхования  некоммерческих рисков.  Выступая с предложениями

    об учреждении этого института в России,  отечественные предп-

    риниматели вполне справедливо мотивируют введение системы

    страхования инвестиций следующими соображениями: высокой сте-

    пенью такого рода рисков, удерживающих иностранных инвесторов

    от помещения капитала в экономику РФ;  потребностями России в

    дополнительных источниках привлечения капитала.

         Во многих  зарубежных странах страхование некоммерческих

    рисков иностранных инвесторов осуществляют различные  органи-


                               - 25 -

    зации.  Организации,  выступающие  в  роли страховщиков можно

    подразделить на следующие группы:

         а) негосударственные  организации (например,  английская

    страховая компания "Lloyd's");

         б) государственные организации, осуществляющие страхова-

    ние  инвестиционных  рисков  национальных   предпринимателей,

    выступающих  в роли иностранных инвесторов за рубежом (напри-

    мер,Overseas Private Investment Corporation - OPIC  (ОПИК)  в

    США);

         в) Межгосударственная организация,  осуществляющая стра-

    хование инвестиционных рисков. (Multinational Investment Gua-

    rantee Agensy - MIGA (МИГА)).

         Участие в  договоре  страхования  в качестве страховщика

    организаций,  относящихся к различным из  перечисленных  выше

    групп,  имеет различные правовые последствия. Поэтому следует

    различать  страхование,  осуществляемое:   негосударственными

    (частными) организациями,  национальными государственными ор-

    ганизациями и международной организацией,  т.е. страхование в

    системе MIGA.  При этом следует учитывать, что все три разно-

    видности страхования,  имея различия в правовых последствиях,

    могут  осуществляться  параллельно,  взаимодействовать друг с

    другом и тем самым обеспечивать более высокую степень  защиты

    интересов инвесторов.

         Применительно к России три вида страхования инвестицион-

    ных рисков может подразумевать как создание негосударственной

    организации с обособленным имуществом,  принадлежащем  ей  на

    праве собственности (или группы таких организаций), так и уч-

    реждение российской государственной организации по  страхова-

    нию  инвестиционных  рисков.  Наконец,  при  cоздании системы

    страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов одну

    из  главных  ролей будет играть возможное вступление России в

    MIGA и решение этой проблемы на международном уровне.

         Чтобы яснее представлять себе перспективы создания такой

    системы в России,  необходимо более подробно рассмотреть раз-

    личные варианты организации страхования рисков инвесторов.

         1) Страхование,  осуществляемое негосударственной (част-

    ной) компанией.

         На сегодняшний день возникла острая потребность в учреж-

    дении частной коммерческой страховой организации, осуществля-


                               - 26 -

    ющей  страхование инвестиционных рисков при хорошей поддержке

    со стороны государства.  Безусловным преимуществом этой формы

    организации  страхования  инвестиционных  рисков  является её

    гибкость и широкая возможность для  манёвра,  присущая  чисто

    коммерческому страхованию.  К недостаткам, сдерживающим широ-

    кое применение услуг частных страховых компаний при страхова-

    нии иностранных инвестиций,  следует отнести тот факт,  что в

    ряде случаев объём капиталовложений, осуществляемых иностран-

    ными  инвесторами,  может  быть весьма значительным,  а сумма

    страхового возмещения,  выплачиваемого страхователю, оказыва-

    ется слишком большой даже для крупных страховых компаний, что

    мешает иностранному инвестору сохранить уверенность в способ-

    ности  страховщика покрыть его убытки при наступлении страхо-

    вого случая.

         Решением этой проблемы может стать объединение капиталов

    нескольких страховых компаний и создание на этой основе стра-

    хового пула. Страховой пул располагает более широкими возмож-

    ностями по страхованию рисков и  сокращает  сроки  выполнения

    обязательств  страховщиком.  Так  как  государство  принимает

    участие в частичном финансировании эффективных инвестиционных

    проектов,  победивших на инвестиционных конкурсах,  оно могло

    бы также участвовать в страховом пуле и взять на себя  обяза-

    тельство  по частичному возмещению ущерба.  Помимо возможного

    участия государства в страховом пуле также  нельзя  исключать

    вариант с привлечением капитала крупнейших зарубежных страхо-

    вых  компаний  (таких,  например,  как  "Lloyd's","GERMES"  и

    т.д.).

          В настоящее время право страхователя и  гаранта  иност-

    ранных  инвестиций  в  РФ  предоставлено Указом Президента РФ

    N184 от 2 февраля 1993  года  Государственной  инвестиционной

    корпорации (Госинкор). Однако имущество, переданное Госинко-

    ру для выполнения им функций страховой организации и формиро-

    вания уставного фонда,  передано ему  на  праве  полного  хо-

    зяйственного ведения, и, согласно уставу, это имущество нахо-

    дится в федеральной собственности Российской федерации.  Сле-

    довательно, Госинкор не является собственником и не может ре-

    ализовать права владения, пользования и распоряжения без раз-

    решения федеральных органов исполнительной власти РФ. Поэтому

    российские страховые компании могут принимать на себя  обяза-


                               - 27 -

    тельства  по  страхованию  иностранного капитала только в том

    случае, когда они наделены правомочиями самостоятельного юри-

    дического  лица и обладают имуществом на праве собственности.

    Только тогда имущество может быть свободно отчуждено в случае

    уплаты страховой суммы.

         Исходя из значительных объёмов страховых обязательств по

    страхованию  инвестиционных проектов,  реализуемых с участием

    государства,  возникает необходимость  перестрахования  части

    обязательств страхового пула. Речь идёт об организации нацио-

    нальной перестраховочной компании,  актуальность создания ко-

    торой предопределяется неразвитостью форм и видов страхования

    и страховой деятельности,  отсутствием доверия у  иностранных

    инвесторов к российским страховым компаниям.  В связи с этим,

    поддержка частной российской страховой  компании  со  стороны

    государства  должна  быть направлена не только на преодоление

    финансовых трудностей, но и на создание безупречной репутации

    компании  в  коммерческих кругах как внутри страны,  так и за

    рубежом.

         2) Участие иностранного государства в страховании неком-

    мерческих рисков иностранных инвесторов.

         Стремясь защитить  интересы  национальных предпринимате-

    лей,  инвестирующих капитал за рубеж, иностранные государства

    осуществляют  страхование экспорта капитала,  т.е.  участвуют

    непосредственно в страховании зарубежных капиталовложений на-

    циональных  компаний.  Примером  этому  может служить система

    страхования иностранных инвестиций в США при участии ОПИК.

         Анализ перспектив и форм участия подобного рода зарубеж-

    ных государственных организаций в сфере страхования иностран-

    ных  инвестиций  в России должен осуществляться с учётом осо-

    бенностей законодательного регулирования страхования в раз-

    личных правовых системах и необходим не только для целей изу-

    чения  возможности  их  взаимодействия,  но  и создания своей

    российской модели  страхования  иностранных  капиталовложений

    производимых отечественными компаниями.

         3) Страхование некоммерческих инвестиционных рисков  при

    участии международной организации - MIGA.

         Подписание многосторонней международной конвенции о соз-

    дании  MIGA (Межнациональное агенство по страхованию инвести-

    ций) явилось решением проблемы участия государства в  страхо-


                               - 28 -

    вании политических рисков иностранных инвесторов. Дело в том,

    что государство,  принимая иностранные инвестиции,  не  может

    осуществлять  страхование их от политических рисков,  так как

    это,  по  существу,  является  страхованием  от   собственных

    действий.  Когда речь идёт о политических рисках, государство

    может только гарантировать иностранным инвесторам, что по от-

    ношению  к ним не будут приниматься такие меры регулирования,

    которые  войдут  в  противоречие  с  имущественными   правами

    последних.  (Такого  рода  гарантии  и  были  провозглашены в

    российском Законе "Об иностранных инвестициях в РФ").  И, как

    было  указано выше,  эта ситуация,  довольно долго не имевшая

    своего правового разрешения,  привела к тому, что государства

    - экспортёры капитала и государства, привлекающие иностранный

    капитал,  испытывая одинаковую заинтересованность в  усилении

    защиты инвестиций, нашли наиболее приемлемый выход в учрежде-

    нии международной независимой страховой организации. Принимая

    во  внимание  стремление  России  соответствовать современным

    требованиям международных экономических отношений и выступать

    в  роли  равноправного  партнёра с другими государствами,  её

    вступление в MIGA должно стать  одним  из  ключевых  моментов

    создания  отечественной  системы  страхования иностранных ин-

    вестиций.

         Таким образом,  становится очевидно,  что для создания в

    России системы организаций,  способных осуществлять страхова-

    ние инвестиционных рисков как зарубежных, так и отечественных

    предпринимателей, скорее всего, следует пойти на создание:

         а) Частной коммерческой страховой компании - страховщика

    иностранных инвесторов.

         б) Российской государственной структуры для защиты инте-

    ресов российских предпринимателей за рубежом.  в) Условий для

         участия России в системе MIGA, а также

    сотрудничества с государственными организациями других стран,

    осуществляющими страхование инвестиционных рисков в том числе

    и  путём  заключения  международных двусторонних соглашений о

    взаимной защите капиталовложений.

         Остаётся заметить, что эта огромная работа должна прохо-

    дить лишь при условии внесения существенных  изменений  (если

    не  полного  пересмотра)  в отечественное законодательство об

    иностранных инвестициях.


                               - 29 -

    НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА  ГОСУДАРСТВА,

     УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ РФ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ,

          ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ  ИНОСТРАННЫХ  ИН-

                             ВЕСТИЦИЙ.

         Особенностью правоотношений,  возникающих  в связи с ин-

    вестированием капитала,  является то,  что их субъектом явля-

    ется иностранный инвестор, как правило, субъект частного пра-

    ва,  т.е. физическое или юридическое лицо, с одной стороны, и

    принимающее государство - с другой. Учитывая специфику такого

    рода правоотношений,  представляется вполне очевидной заинте-

    ресованность иностранного инвестора в том,  чтобы абстрактное

    принимающее государство было персонифицировано в лице опреде-

    лённого законом уполномоченного органа с зафиксированным ста-

    тусом, полномочиями и компетенцией.

         В Законе  "Об  иностранных  инвестициях в РФ" содержится

    лишь указание на то,  что регистрацию совместных  предприятий

    осуществляет  Министерство Финансов России или иной уполномо-

    ченный орган.  Потребность в такого рода учреждении привела к

    появлению Указа Президента РФ "О Российском агенстве междуна-

    родного сотрудничества и развития" от 14.08.92 (Собрание  ак-

    тов  Президента и Правительства.  1992 год).  Позже,  в соот-

    ветствие с Указом Президента "О структуре федеральных органов

    исполнительной власти" (Российская газета.  11.04.94.) РАМСИР

    было передано в ведение Министерства Внешнеэкономических свя-

    зей РФ с преобразованием  в  государственное  учреждение  при

    этом министерстве.

         Примечательно, что в течение  последних  четырёх  лет  в

    России  предпринимаются попытки компенсировать недостатки за-

    конодательства об иностранных инвестициях учреждением  разно-

    образных организаций, целью которых является содействие прив-

    лечению иностранного капитала.  К числу такого рода  структур

    можно  было  бы отнести Комиссию Правительства РФ по междуна-

    родному инвестиционному сотрудничеству, учреждённую Постанов-

    лением Правительства от 20.08.92., Государственную инвестици-

    онную корпорацию, Российскую финансовую корпорацию, учреждён-


                               - 30 -

    ные  Указами  Президента  РФ от 02.02.93.  и 15.03.93.  соот-

    ветственно и Международное агенство страхования инвестиций от

    некоммерческих  рисков,  учреждённое  Указом Президента РФ от

    26.02.93.

         Сам факт учреждения такого числа государственных органов

    свидетельствует   об   искреннем   намерении    Правительства

    способствовать привлечению иностранного капитала в Россию, но

    ,к сожалению,  статус и функции создаваемых структур не опре-

    делён  достаточно  чётко,  что само по себе способно ввести в

    заблуждение не только иностранных инвесторов.

         Всё-же, следует отметить,  что на сегодняшний день регу-

    лирование процесса привлечения иностранных инвестиций  приоб-

    ретает  всё  более  упорядоченные  формы,  и  с целью усовер-

    шенствования  этого  механизма  при  Министерстве   экономики

    России создан ряд органов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5