рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России рефераты

Реферат: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

                                ПЛАН.

         1) Введение

         2) Исторический   аспект  развития  законодательства  об

    иностранных инвестициях.

         3) Общая  характеристика Закона "Об иностранных инвести-

    циях в РФ".

         4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести-

    циях.

         5) Международные двусторонние соглашения о защите иност-

    ранных инвестиций.

         6) Формы иностранных инвестиций,  система допуска иност-

    ранного капитала.

         7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны-

    ми инвестициями.

         8) Проблемы  страхования некоммерческих рисков иностран-

    ных инвесторов.

         9) Необходимость регламентации деятельности органа госу-

    дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в  правоот-

    ношениях, возникающих  в  связи  с осуществлением иностранных

    инвестиций.

         10) Споры  предприятий с иностранными инвестициями в ар-

    битражной практике.

         11) Заключение.


                               - 3 -

                              ВВЕДЕНИЕ.

         Если суммировать представления о России,  складывающиеся

    за  рубежом,  то можно придти к выводу,  что главной причиной

    чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и  остаётся

    нестабильность в стране.  Иностранные инвесторы постоянно се-

    туют на то, что в России сохраняется опасность негативных пе-

    ремен в политике,  экономике и праве. Тревога за будущее вло-

    женного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами  от-

    дельных политических группировок и партий, требованиями наци-

    онализации приватизированной собственности. Имидж России так-

    же ухудшается вследствие роста преступности,  отсутствия спо-

    койных бытовых условий для семей лиц,  занятых в сфере иност-

    ранных инвестиций.

         Негативное влияние оказывает  запаздывание  модернизации

    экономики,  низкий уровень управления ею. Немало недовольства

    у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая полити-

    ка,  к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изме-

    нениям,  высокий уровень инфляции,  наличие правовых препятс-

    твий  в  виде слабости и несовершенства действующих норм рос-

    сийского законодательства об иностранных инвестициях.

         Улучшение же инвестиционного климата по прогнозам Прави-

    тельства способно привести к тому, что объём зарубежных капи-

    таловложений в экономику России уже в 1997 году составит  бо-

    лее 8 миллиардов долларов США. Чтобы добиться таких показате-

    лей важно осуществить пересмотр налоговой политики,  рассмот-

    реть возможность установления таможенных льгот, повысить уро-

    вень управления инвестиционными процессами  и  решить  многие

    другие  задачи комплексного характера.  Речь идёт о большой и

    многосторонней работе по модернизации  правового  регулирова-

    ния.  Необходимо  подготовить и принять серию новых законов и

    других правовых актов,  отвечающих потребностям времени. Опыт

    ряда стран показывает,  что даже при сложностях в экономике и

    известной нестабильности путем правового регулирования и соз-

    дания для иностранного инвестора благоприятного правового ре-

    жима им удается привлекать значительный иностранный капитал.


                               - 4 -

         Состояние правового регулирования  в  сфере  иностранных

    инвестиций не вызывает восторга и в России. Российские предп-

    риниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции в прин-

    ципе  не  только не препятствуют развитию отечественного биз-

    неса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые ин-

    тересные перспективы.  Во взаимодействии с иностранными парт-

    нёрами наши  предприниматели  могут  быстрее  модернизировать

    производство, получив для этого нужные средства, новые техно-

    логии; перестроить систему обработки информации и управления.

    Иностранные инвестиции в различных формах могут успешно соче-

    таться с капиталовложениями российских предпринимателей,  ра-

    зумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно,  на про-

    фессиональной основе и с соблюдением интересов России.

         Становление законодательства  об иностранных инвестициях

    - составная часть процесса формирования правового государства

    в  России.  Предстоит сделать ещё очень многое для того,чтобы

    наше государство стало действительно правовым. Пока что такое

    его определение,  закреплённое в Конституции,  воспринимается

    больше как идея,  чем как осязаемая реальность.  Таким  обра-

    зом,  наступила  пора нового поколения законодательных актов,

    регулирующих иностранные инвестиции.  Для того, чтобы уровень

    правового  регулирования  не отставал от развития экономики и

    всего российского  общества  в  целом  необходимо  обновление

    действующего  законодательства.  Здесь можно говорить практи-

    чески о формировании второго  поколения  законодательства  об

    иностранных  инвестициях.  Возможности дополнений и изменений

    существующих законов,  в сущности, оказались исчерпанными, не

    случайно  разработка  проекта Закона о поправках к Закону "Об

    иностранных инвестициях в РФ" так затянулась.  Последние про-

    екты  Закона о поправках больше говорят в пользу принятия но-

    вого самостоятельного закона.

         Многие вопросы,  касающиеся  иностранных  инвестиций уже

    разрешены более общими законами. Это прежде всего Гражданский

    Кодекс РФ. Правила, установленные ГК применяются к отношениям

    с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц,

    если иное не установлено федеральным законом. Характерным для

    Гражданского Кодекса России является последовательное закреп-

    ление в нём принципов частного права.  Это, в первую очередь,

    равенство правового режима субъектов гражданских правоотноше-


                               - 5 -

    ний, неприкосновенность собственности, в том числе и частной,

    недопустимость произвольного вмешательства государства в эко-

    номическую  жизнь  общества,  обеспечение  беспрепятственного

    осуществления права собственности и  гарантии  восстановления

    нарушенного права.  ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу

    предпринимательства,  создавать благоприятные условия для его

    развития в России.

         Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций

    отводится  и другим общим законам.  В новом Земельном Кодексе

    должен быть полностью решён вопрос о праве  собственности  на

    землю, что крайне важно для становления рыночной экономики.

         Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано

    и  с  принятием Налогового Кодекса.  Многие проблемы деятель-

    ности иностранных банков в РФ уже сняты новым Законом "О бан-

    ках  и банковской деятельности".  Этот перечень можно продол-

    жить, поскольку он охватывает большую часть законов, в насто-

    ящее время находящихся на стадии разработки.

        Ц е л ь ю  этой работы является раскрытие понятия "иност-

    ранные инвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения за-

    конодательства и положений соответствующих международных  до-

    говоров); харакеристика  Закона "Об иностранных инвестициях",

    перспективы развития законодательства об иностранных инвести-

    циях; определение   системы  допуска  иностранного  капитала;

    проблемы страхования некоммерческих  рисков  и  регламентации

    государственного управления  в процессе привлечения иностран-

    ных инвестиций.

        В соответствии с этим определяется структура данной рабо-

    ты, которая состоит из нижеследующих параграфов.

       ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ   РАЗВИТИЯ   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   ОБ

                  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ.

         Для понимания    особенностей    современного    подхода

    российского законодателя к регламентации иностранных инвести-

    ций,следует иметь в виду,  что он является результатом эволю-

    ции регулиров 6а 0ния порядка создания и деятельности на террито-


                               - 6 -

    рии бывшего СССР так называемых совместных  предприятий.Глав-

    ным  источником регулирования статуса совместного предприятия

    являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87.  "О

    порядке создания на территории СССР и деятельности совместных

    предприятий,  международных объединений и организаций СССР  и

    других  стран-членов СЭВ" и "О порядке создания на территории

    СССР и деятельности совместных  предприятий  с  участием  со-

    ветских  организаций  и фирм из капиталистических и развиваю-

    щихся стран".*

         Согласно постановлениям  Правительства,  касающимся  СП,

    под  последними следует понимать правосубъектные организации,

    учреждённые на основании  договора,  заключённого  между  со-

    ветскими  государственными предприятиями и иностранными парт-

    нерами,  и действующие в соответствии с уставом.  Причем доля

    иностранного  партнера вначале была ограничена 49%  от общего

    капитала (в дальнейшем это ограничение было снято).  Содержа-

    щееся  в  упомянутом  постановлении Правительства определение

    совместного предприятия в значительной степени предопределило

    характер  законодательства  об  иностранных инвестициях как в

    бывшем СССР, так и в современной России.

         Дальнейшей вехой  в развитии советского законодательства

    об иностранных  инвестициях  стал  Указ  Президента  СССР  от

    26.10.90 г. "Об иностранных инвестициях в СССР".** Этот акт в

    силу своего характера не содержал  детального  регулирования,

    но давал определенные направления для развития такого регули-

    рования.  В основном Указ предусматривал:  создание как  сов-

    местных  предприятий,  так  и  предприятий  со 100-процентным

    участием иностранного капитала;  возможность портфельных  ин-

    вестиций;  долгосрочную аренду имущества и земли иностранными

    инвесторами;  предоставления иностранным инвестициям не менее

    благоприятного  режима,  чем  для инвестиций советских юриди-

    ---------------------

    * Собрание    Постановлений    правительства   СССР.   1987г.

    N8.ст.35., N9.  ст.40. ** Ведомости Съезда Народных депутатов

    СССР и Внрховного Совета СССР 1990г. N44.

.

                               - 7 -

    ческих и физических лиц.

         После принятия  Указа Президента СССР последовала разра-

    ботка и принятие Основ законодательства  об  иностранных  ин-

    вестициях  в СССР,  которые в значительной степени восприняли

    уже сложившийся подход в регулировании  иностранных  инвести-

    ций,   получивший   отражение  в  Указе  Президента  СССР  от

    26.10.90 г.  Основами  было  установлено,  что правовой режим

    иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее

    благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и иму-

    щественных прав,  а  также  инвестиционной  деятельности  со-

    ветских предприятий и граждан за изъятиями,  предусмотренными

    законодательными актами Союза ССР и республик об  иностранных

    инвестициях.

         Российский "Закон об иностранных инвестициях",  принятый

    4 июля 1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и со-

    держит значительное число заимствований из союзного законода-

    тельства,  что отражает сложившуюся в СССР систему  законода-

    тельного  регулирования.  После  распада  СССР  Закон  РФ "Об

    иностранных   инвестициях"    продолжает    сохранять    своё

    действие,неизменной  остаётся и концепция правового регулиро-

    вания иностранных инвестиций в России.  В частности, основной

    формой  инвестирования капитала в российскую экономику на се-

    годняшний день продолжает оставаться учреждение предприятий с

    иностранными  инвестициями,  наделённых статусом юридического

    лица по российскому законодательству.  Большая часть норм За-

    кона  об  иностранных  инвестициях  (из 42 статей - 23,  т.е.

    больше половины) касается  порядка  создания  и  деятельности

    предприятий с иностранными инвестициями.

         В настоящее время в Государственной Думе рассматривается

    проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений

    в Закон  РСФСР  "Об иностранных инвестициях",  в котором пре-

    дусматривается обеспечение необходимых условий для  привлече-

    ния иностранных  инвестиций в экономику России.  Законопроект

    учитывает рекомендации международной организации -  Организа-

    ции по  экономическому сотрудничеству и развитию по составле-

    нию законодательных актов об иностранных  инвестициях,  обоб-

    щившей опыт многих стран в этой области, и включает положения

    о национальном режиме  и  принципе  недискриминации.  Имеется

    ввиду, что сам национальный режим (т.  е.  те равные экономи-


                               - 8 -

    ческие и правовые условия,  в которых действуют российские  и

    иностранные инвесторы) должен быть радикально улучшен: карди-

    нально должно быть изменено налогообложение,  когда  собирае-

    мость налогов  должна достигаться не за счет непосильного для

    товаропроизводителей налогового бремени,  а за счет ускорения

    экономического оборота;  целенаправленной должна быть и поли-

    тика государственной поддержки, стимулирования и финансирова-

    ния инвесторов.

             ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ

                         ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ".

         Закон Российской Федерации "Об иностранных  инвестициях"

    является  основным источником права в рассматриваемой области

    отношений, это следует из названия самого закона, очерченного

    в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот

    акт принят высшим органом законодательной  власти.  В  то  же

    время, следует отметить, что на практике роль упомянутого ак-

    та не столь уж велика.  Причиной тому являются недостатки са-

    мой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также не-

    достатки в формулировке отдельных его положений.

         Из недостатков  действующего в РФ Закона "об иностранных

    инвестициях" необходимо отметить следующие:

         Во-первых -  чрезвычайную декларативность многих его по-

    ложений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты

    иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих

    принципов,  нежели   собранием   норм,   чётко   определяющих

    последствия принятия органами государства мер, нарушающих или

    ущемляющих права иностранных инвесторов.

         Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревши-

    ми практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает

    регистрацию  предприятий  в  Министерстве Финансов РФ,  или в

    "ином,  уполномоченном на то государственном органе".  Ст 16.

    Сама  идея  правовой нормы,  предписывающей регистрацию "там,

    или в другом месте" исключает возможность её использования  в

    целях, предусмотренных в законе.  Присутствие её может свиде-

    тельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законо-

    датель не представлял,  или имел неправильное представление о


                               - 9 -

    возможных способах регулирования  данной  области  отношений.

    Эта  формулировка привела в последствии к некоторой неопреде-

    лённости в процессе практической  регистрации  предприятий  с

    иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему бы-

    ло призвано постановление  Правительства  РФ  "О  регистрации

    предприятий  с  иностранными  инвестициями"  от  28.11.91 г.,

    предписывающее осуществление регистрации предприятий с иност-

    ранными инвестициями сначала в местных органах власти,  а за-

    тем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на мо-

    мент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, ка-

    ким должно быть регулирование деятельности совместных  предп-

    риятий,  и как это регулирование должно соотноситься с регла-

    ментацией  предпринимательской  деятельности  на   территории

    России,  то, возможно указанного недостатка можно было бы из-

    бежать. В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, свя-

    занных с  учреждением  и  деятельностью филиалов и представи-

    тельств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бу-

    маг,  заключением концессионных договоров и т.д. В то же вре-

    мя,  каждая из перечисленных  форм  организации  предпринима-

    тельской  деятельности  требует подробной регламентации,  или

    хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений

    нормативными актами.

         За пределами регулирования Закона  "Об  иностранных  ин-

    вестициях"  остаются  некоторые весьма распространённые формы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5