Реферат: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Реферат: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
ПЛАН.
1) Введение
2) Исторический аспект развития
законодательства об
иностранных инвестициях.
3) Общая характеристика Закона "Об
иностранных инвести-
циях в РФ".
4) Предмет регулирования Закона "об
иностранных инвести-
циях.
5) Международные двусторонние соглашения о
защите иност-
ранных инвестиций.
6) Формы иностранных инвестиций, система допуска
иност-
ранного капитала.
7) Филиалы и представительства предприятий с
иностранны-
ми инвестициями.
8) Проблемы страхования некоммерческих рисков
иностран-
ных инвесторов.
9) Необходимость регламентации деятельности
органа госу-
дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в
правоот-
ношениях, возникающих в связи с осуществлением
иностранных
инвестиций.
10) Споры предприятий с иностранными
инвестициями в ар-
битражной практике.
11) Заключение.
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ.
Если суммировать представления о России,
складывающиеся
за рубежом, то можно придти к выводу, что главной
причиной
чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и
остаётся
нестабильность в стране. Иностранные инвесторы
постоянно се-
туют на то, что в России сохраняется опасность
негативных пе-
ремен в политике, экономике и праве. Тревога за
будущее вло-
женного капитала подпитывается экстримистскими
лозунгами от-
дельных политических группировок и партий,
требованиями наци-
онализации приватизированной собственности. Имидж
России так-
же ухудшается вследствие роста преступности,
отсутствия спо-
койных бытовых условий для семей лиц, занятых в
сфере иност-
ранных инвестиций.
Негативное влияние оказывает запаздывание
модернизации
экономики, низкий уровень управления ею. Немало
недовольства
у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая
полити-
ка, к тому же постоянно подвергающаяся
непредсказуемым изме-
нениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых
препятс-
твий в виде слабости и несовершенства действующих
норм рос-
сийского законодательства об иностранных инвестициях.
Улучшение же инвестиционного климата по
прогнозам Прави-
тельства способно привести к тому, что объём
зарубежных капи-
таловложений в экономику России уже в 1997 году
составит бо-
лее 8 миллиардов долларов США. Чтобы добиться таких
показате-
лей важно осуществить пересмотр налоговой политики,
рассмот-
реть возможность установления таможенных льгот,
повысить уро-
вень управления инвестиционными процессами и
решить многие
другие задачи комплексного характера. Речь идёт о
большой и
многосторонней работе по модернизации правового
регулирова-
ния. Необходимо подготовить и принять серию новых
законов и
других правовых актов, отвечающих потребностям
времени. Опыт
ряда стран показывает, что даже при сложностях в
экономике и
известной нестабильности путем правового
регулирования и соз-
дания для иностранного инвестора благоприятного
правового ре-
жима им удается привлекать значительный иностранный
капитал.
- 4 -
Состояние правового регулирования в сфере
иностранных
инвестиций не вызывает восторга и в России.
Российские предп-
риниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции
в прин-
ципе не только не препятствуют развитию
отечественного биз-
неса и экономики в целом, но и открывают перед ними
новые ин-
тересные перспективы. Во взаимодействии с
иностранными парт-
нёрами наши предприниматели могут быстрее
модернизировать
производство, получив для этого нужные средства,
новые техно-
логии; перестроить систему обработки информации и
управления.
Иностранные инвестиции в различных формах могут
успешно соче-
таться с капиталовложениями российских
предпринимателей, ра-
зумеется, когда дело с обоих сторон ведётся
грамотно, на про-
фессиональной основе и с соблюдением интересов
России.
Становление законодательства об иностранных
инвестициях
- составная часть процесса формирования правового
государства
в России. Предстоит сделать ещё очень многое для
того,чтобы
наше государство стало действительно правовым. Пока
что такое
его определение, закреплённое в Конституции,
воспринимается
больше как идея, чем как осязаемая реальность.
Таким обра-
зом, наступила пора нового поколения
законодательных актов,
регулирующих иностранные инвестиции. Для того, чтобы
уровень
правового регулирования не отставал от развития
экономики и
всего российского общества в целом необходимо
обновление
действующего законодательства. Здесь можно говорить
практи-
чески о формировании второго поколения
законодательства об
иностранных инвестициях. Возможности дополнений и
изменений
существующих законов, в сущности, оказались
исчерпанными, не
случайно разработка проекта Закона о поправках к
Закону "Об
иностранных инвестициях в РФ" так затянулась.
Последние про-
екты Закона о поправках больше говорят в пользу
принятия но-
вого самостоятельного закона.
Многие вопросы, касающиеся иностранных
инвестиций уже
разрешены более общими законами. Это прежде всего
Гражданский
Кодекс РФ. Правила, установленные ГК применяются к
отношениям
с участием иностранных граждан и иностранных
юридических лиц,
если иное не установлено федеральным законом.
Характерным для
Гражданского Кодекса России является последовательное
закреп-
ление в нём принципов частного права. Это, в первую
очередь,
равенство правового режима субъектов гражданских правоотноше-
- 5 -
ний, неприкосновенность собственности, в том числе и
частной,
недопустимость произвольного вмешательства
государства в эко-
номическую жизнь общества, обеспечение
беспрепятственного
осуществления права собственности и гарантии
восстановления
нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать
свободу
предпринимательства, создавать благоприятные условия
для его
развития в России.
Немаловажная роль в регулировании иностранных
инвестиций
отводится и другим общим законам. В новом Земельном
Кодексе
должен быть полностью решён вопрос о праве
собственности на
землю, что крайне важно для становления рыночной
экономики.
Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно
связано
и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы
деятель-
ности иностранных банков в РФ уже сняты новым Законом
"О бан-
ках и банковской деятельности". Этот перечень
можно продол-
жить, поскольку он охватывает большую часть законов,
в насто-
ящее время находящихся на стадии разработки.
Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия
"иност-
ранные инвестиции" в правовом смысле (т.е. с
точки зрения за-
конодательства и положений соответствующих
международных до-
говоров); харакеристика Закона "Об иностранных
инвестициях",
перспективы развития законодательства об иностранных
инвести-
циях; определение системы допуска иностранного
капитала;
проблемы страхования некоммерческих рисков и
регламентации
государственного управления в процессе привлечения
иностран-
ных инвестиций.
В соответствии с этим определяется структура
данной рабо-
ты, которая состоит из нижеследующих параграфов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ.
Для понимания особенностей современного
подхода
российского законодателя к регламентации иностранных
инвести-
ций,следует иметь в виду, что он является
результатом эволю-
ции регулиров 6а 0ния порядка создания и
деятельности на террито-
- 6 -
рии бывшего СССР так называемых совместных
предприятий.Глав-
ным источником регулирования статуса совместного
предприятия
являлись постановления Совета министров СССР от
13.О1.87. "О
порядке создания на территории СССР и деятельности
совместных
предприятий, международных объединений и организаций
СССР и
других стран-членов СЭВ" и "О порядке
создания на территории
СССР и деятельности совместных предприятий с
участием со-
ветских организаций и фирм из капиталистических и
развиваю-
щихся стран".*
Согласно постановлениям Правительства,
касающимся СП,
под последними следует понимать правосубъектные
организации,
учреждённые на основании договора, заключённого
между со-
ветскими государственными предприятиями и
иностранными парт-
нерами, и действующие в соответствии с уставом. Причем
доля
иностранного партнера вначале была ограничена 49%
от общего
капитала (в дальнейшем это ограничение было снято).
Содержа-
щееся в упомянутом постановлении Правительства
определение
совместного предприятия в значительной степени
предопределило
характер законодательства об иностранных
инвестициях как в
бывшем СССР, так и в современной России.
Дальнейшей вехой в развитии советского
законодательства
об иностранных инвестициях стал Указ Президента
СССР от
26.10.90 г. "Об иностранных инвестициях в
СССР".** Этот акт в
силу своего характера не содержал детального
регулирования,
но давал определенные направления для развития такого
регули-
рования. В основном Указ предусматривал: создание
как сов-
местных предприятий, так и предприятий со
100-процентным
участием иностранного капитала; возможность
портфельных ин-
вестиций; долгосрочную аренду имущества и земли
иностранными
инвесторами; предоставления иностранным инвестициям
не менее
благоприятного режима, чем для инвестиций
советских юриди-
---------------------
* Собрание Постановлений правительства
СССР. 1987г.
N8.ст.35., N9. ст.40. ** Ведомости Съезда Народных
депутатов
СССР и Внрховного Совета СССР 1990г. N44.
.
- 7 -
ческих и физических лиц.
После принятия Указа Президента СССР
последовала разра-
ботка и принятие Основ законодательства об
иностранных ин-
вестициях в СССР, которые в значительной степени
восприняли
уже сложившийся подход в регулировании иностранных
инвести-
ций, получивший отражение в Указе Президента
СССР от
26.10.90 г. Основами было установлено, что
правовой режим
иностранных инвестиций на территории СССР не может
быть менее
благоприятным, чем соответствующий режим для
имущества и иму-
щественных прав, а также инвестиционной
деятельности со-
ветских предприятий и граждан за изъятиями,
предусмотренными
законодательными актами Союза ССР и республик об
иностранных
инвестициях.
Российский "Закон об иностранных
инвестициях", принятый
4 июля 1991 года, разрабатывался параллельно с
Основами и со-
держит значительное число заимствований из союзного
законода-
тельства, что отражает сложившуюся в СССР систему
законода-
тельного регулирования. После распада СССР
Закон РФ "Об
иностранных инвестициях" продолжает
сохранять своё
действие,неизменной остаётся и концепция правового
регулиро-
вания иностранных инвестиций в России. В частности,
основной
формой инвестирования капитала в российскую
экономику на се-
годняшний день продолжает оставаться учреждение
предприятий с
иностранными инвестициями, наделённых статусом
юридического
лица по российскому законодательству. Большая часть
норм За-
кона об иностранных инвестициях (из 42 статей -
23, т.е.
больше половины) касается порядка создания и
деятельности
предприятий с иностранными инвестициями.
В настоящее время в Государственной Думе
рассматривается
проект федерального закона "О внесении изменений
и дополнений
в Закон РСФСР "Об иностранных
инвестициях", в котором пре-
дусматривается обеспечение необходимых условий для
привлече-
ния иностранных инвестиций в экономику России.
Законопроект
учитывает рекомендации международной организации -
Организа-
ции по экономическому сотрудничеству и развитию по
составле-
нию законодательных актов об иностранных
инвестициях, обоб-
щившей опыт многих стран в этой области, и включает
положения
о национальном режиме и принципе недискриминации.
Имеется
ввиду, что сам национальный режим (т. е. те равные
экономи-
- 8 -
ческие и правовые условия, в которых действуют
российские и
иностранные инвесторы) должен быть радикально
улучшен: карди-
нально должно быть изменено налогообложение, когда
собирае-
мость налогов должна достигаться не за счет
непосильного для
товаропроизводителей налогового бремени, а за счет
ускорения
экономического оборота; целенаправленной должна быть
и поли-
тика государственной поддержки, стимулирования и
финансирова-
ния инвесторов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ
ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ".
Закон Российской Федерации "Об иностранных
инвестициях"
является основным источником права в рассматриваемой
области
отношений, это следует из названия самого закона,
очерченного
в нём круга регулируемых отношений, а также из того,
что этот
акт принят высшим органом законодательной власти.
В то же
время, следует отметить, что на практике роль
упомянутого ак-
та не столь уж велика. Причиной тому являются
недостатки са-
мой концепции регулирования, заложенной в Законе, а
также не-
достатки в формулировке отдельных его положений.
Из недостатков действующего в РФ Закона
"об иностранных
инвестициях" необходимо отметить следующие:
Во-первых - чрезвычайную декларативность многих
его по-
ложений. В частности, раздел "Государственные
гарантии защиты
иностранных инвесторов" является скорее
декларированием общих
принципов, нежели собранием норм, чётко
определяющих
последствия принятия органами государства мер,
нарушающих или
ущемляющих права иностранных инвесторов.
Во-вторых - многие положения Закона оказались
устаревши-
ми практически в момент его принятия. Так, Закон
предписывает
регистрацию предприятий в Министерстве Финансов
РФ, или в
"ином, уполномоченном на то государственном
органе". Ст 16.
Сама идея правовой нормы, предписывающей
регистрацию "там,
или в другом месте" исключает возможность её
использования в
целях, предусмотренных в законе. Присутствие её
может свиде-
тельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона
законо-
датель не представлял, или имел неправильное
представление о
- 9 -
возможных способах регулирования данной области
отношений.
Эта формулировка привела в последствии к некоторой
неопреде-
лённости в процессе практической регистрации
предприятий с
иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся
проблему бы-
ло призвано постановление Правительства РФ
"О регистрации
предприятий с иностранными инвестициями" от
28.11.91 г.,
предписывающее осуществление регистрации предприятий
с иност-
ранными инвестициями сначала в местных органах
власти, а за-
тем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если
бы на мо-
мент принятия Закона законодатель чётко представлял
себе, ка-
ким должно быть регулирование деятельности
совместных предп-
риятий, и как это регулирование должно соотноситься
с регла-
ментацией предпринимательской деятельности на
территории
России, то, возможно указанного недостатка можно
было бы из-
бежать. В-третьих - Закон лишь только касается
вопросов, свя-
занных с учреждением и деятельностью филиалов и
представи-
тельств иностранных юридических лиц, приобретением
ценных бу-
маг, заключением концессионных договоров и т.д. В то
же вре-
мя, каждая из перечисленных форм организации
предпринима-
тельской деятельности требует подробной
регламентации, или
хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере
отношений
нормативными актами.
За пределами регулирования Закона "Об
иностранных ин-
вестициях" остаются некоторые весьма распространённые
формы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|