Реферат: Половое воспитание младших школьников
Для
полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те
или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения
к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях
правильно, а что – отклонение от нормы. Важно, чтобы взрослые не были
безразличны к этим проявлениям, знали их природу, оценивали правильно и
соответствующим образом реагировали.
Важное
воспитательное значение имеют также примеры нравственного отношения взрослых к
представителям другого пола, основанного на уважении к человеку вообще, а также
на знании и уважении специфических особенностей представителей другого пола.
Родителям
не следует доводить до сведения детей свои конфликты, выяснять при них сои
отношения, проявлять взаимный негативизм.
Родители
должны обращать внимание ребёнка на положительное отношение детей разного пола
друг к другу, на проявлении любви, внимания и заботы друг о друге взрослых
мужчин и женщин, обязательно сопровождая их соответствующими комментариями.
Кроме того, и сама мать может давать дочери положительный пример – уроки
материнства.
Характер
семейных отношений непосредственно сказывается на воспитании
Важное воспитательное значение имеет
информация, которую ребенок получает от родителей,— как в
ответ на его вопросы, так и по собственной их
инициативе (предварительное осведомление). Сюда же
относится и контроль за тем, что он читает.
Что нужно для того, чтобы полнее использовать
воспитательные возможности ответов на вопросы ребенка? Во-первых, родители должны считать законным правом ребенка задавать любые вопросы, какими бы
«неприличными» они ни показались, и
своим долгом отвечать на любой из
таких вопросов. Во-вторых, им следует ценить тот факт, что ребенок с таким вопросом обращается именно к ним. В-третьих, необходимо использовать каждый
свой ответ в интересах полового
воспитания.
Вопрос ребенка может показаться «неприличным» только потому, что вы вкладываете в него свой смысл. Не
ставьте ребенка на свое место, напротив, постарайтесь вспомнить себя в его
возрасте: вы ведь тоже задавали подобные
вопросы, и ничего плохого в них, вероятно, не было.
Чем грамотнее вы будете отвечать на вопросы, тем лучше для ребенка. Следует
также иметь в виду, что дети, чаще в возрасте
4—7 лет, нередко обращаются к старшим с
просьбой разъяснить смысл некоторых незнакомых им слов или словосочетаний, случайно где-то услышанных. При этом ребенка интересует, что именно обозначает данное
слово, о чем идет речь, а не исчерпывающее содержание понятия. Обязательно постарайтесь выяснить, какой «приличный» смысл мог бы быть заключен в вопросе, и ориентируйтесь при ответе именно на него.
Тот факт, что ребенок обращается с вопросом
именно к вам,— доказательство его доверия, и это
нужно ценить. Кроме того, если ребенок задает вам
«неприличный» вопрос, значит, ничего неприличного в этом
вопросе для него еще нет, иначе он постарался бы потихоньку выяснить это у товарищей, без всякого риска порицания с вашей стороны. Например, вопрос ребенка о его появлении на свет — философский вопрос. Он должен интересовать каждого. Трудно представить себе возможность собственного не существования — ведь для того, чтобы задавать такой вопрос, нужно и существовать, и осознавать факт своего существования. Это одновременно вопрос о субъективном и объективном, о независимости мира от его восприятия человеком. Родители же нередко расценивают этот вопрос как вопрос о технике деторождения, как вопрос о половой жизни, т, е. приписывают ребенку
интерес к тому, что волнует их самих: то ли потому,
что они уже решили для себя все философские вопросы,
то ли потому, что уже утратили способность такие
вопросы ставить, а интересуются более прозаическими
и конкретными предметами. Не зря ведь Дж. Локк утверждал,
что «неожиданные вопросы ребенка могут
научить большему, чем разговоры взрослых, которые вращаются
всегда в одном и том же круге идей и подчиняются
заимствованным взглядам и предрассудкам воспитания».
Какую пользу для полового воспитания можно извлечь, отвечая на вопросы ребенка? Во-первых, вы даете ему не просто информацию, но информацию, определенным образом ориентированную по содержанию и оформленную эмоционально. Та же информация, но в искаженном виде или в другом сопоставлении, с другой ее эмоциональной оценкой может быть вредной. Во-вторых, получая всегда удовлетворяющий его ответ, ребенок будет постоянно обращаться с вопросами именно к вам. Благодаря этому вы всегда будете иметь возможность для воздействия на него в нужном направлении, контролировать содержание и способы его информации, вносить
своевременно необходимые коррективы. В-третьих, благодаря тому что ребенок будет встречать с вашей стороны понимание и уважительное отношение к его интересам, его доверие к вам будет возрастать.
Прежде чем отвечать на вопросы ребенка,
выясните, о чем, собственно, идет речь. Может быть, вы
неправильно поняли вопрос. Уяснив его характер, доброжелательно
и заинтересованно расспросите ребенка, что он
сам думает по этому поводу, оцените степень его информированности, источники
информации, а также и степень заинтересованности. Это позволит правильно
построить ответ. Выработайте в семье согласованную позицию всех взрослых как
по отношению к вопросам ребенка, так и по характеру
даваемых ответов.
Какими должны быть ответы? Во-первых, они
должны быть по своему содержанию естественнонаучными,
правдивыми, без всяких нелепых сказок про аистов.
Не пытайтесь отрицать очевидное. Например, на
вопрос, откуда ребенок появился, или же в более общем
плане — откуда берутся дети, отвечайте, что они постепенно вырастают у мамы в животе, и, когда вырастут достаточно большими, мама в родильном доме с помощью доктора ребенка
рожает. Ведь ребенок, наблюдающий, как у его матери или знакомой тети живот
постепенно увеличивается, а затем она уезжает в родильный дом,
откуда возвращается уже без живота, но с ребенком, отчетливо понимает, что ребенок появился из живота матери. Ему часто нужно просто подтверждение взрослыми вывода, к которому он пришел самостоятельно. Если же отрицать это, он оказывается в недоумении, начинает обращаться с
вопросами к другим людям, но забыть своего вопроса, разумеется, не может: слишком это важно — появление на свет нового человека.
Во-вторых, объем информации и ее форма должны
быть на уровне, доступном пониманию ребенка. Ведь правда — это совсем не обязательно все то, что вы сами знаете по данному вопросу. Правда для ребенка — это лишь то, что, соответствуя действительности, находится на
уровне его понимания и может быть для него полезным.
В-третьих, ответ должен быть связан с
возможно более общими понятиями, с акцентом на нравственную сторону, даже если вопрос и допускает какие-либо «технические» моменты.
В-четвертых, ответ должен быть интересным,
чтобы ребенок с очередным вопросом обратился именно
к вам, а не к посторонним людям.
В-пятых, если ребенок спросил о чем-либо
действительно неприличном, постарайтесь выразить полное равнодушие к содержанию вопроса, сделать вид, что это совершенно неинтересная тема. Тогда и у ребенка
погаснет интерес к этому вопросу, ваше
равнодушие передастся ему. Если же вы
выразите удивление, возмущение, выскажете порицание, то этот вопрос
заинтригует ребенка, и он продолжит
расспросы на стороне. Помните: правильные
и доброжелательные ответы сближают, ложные — отдаляют родителей и детей.
Следует контролировать источники возможной информации
ребенка, в том числе и то, что он читает. Правда, по вопросам, связанным с половым воспитанием, литературы специально для детей пока нет. Поэтому нет
и возможности рекомендовать что-либо
для родителей, чтобы они давали
читать ребенку. Если же в руки к нему попала
книга, которую ему еще не следует читать, постарайтесь и это использовать в интересах воспитания. Не стоит отнимать такую книгу, так как от этого она
приобретает лишь дополнительный интерес, но читаться уже будет тайком. Следует самому прочесть книгу и
затем поговорить с ребенком о ее
содержании, выясняя, что именно он там
понял, чтобы внести необходимые коррективы.
Необходимо для полового воспитания и
предварительное осведомление ребенка, подростка, юноши
(девушки) в вопросах рождения детей, особенностей
мужского и женского пола и т. д. Однако для того, чтобы
оно было эффективным и правильным, следует знать, что именно и в каком возрасте интересует мальчиков и девочек и что
именно они в этом возрасте уже знают
по интересующему вопросу. Ясно, что
сообщаемая информация должна быть новой
и к тому же интересной. В этом случае она будет убедительной и окажется полезной в плане предотвращения вредных влияний
со стороны. Соответствующая научная
работа уже проводится, и в ближайшее время мы сможем дать родителям рекомендации и в этом.
Полезным в половом воспитании может быть и переключение. Смысл его заключается в следующем. Если родители замечают, что подросток или юноша (девушка) проявляют слишком большой интерес к другому полу, следует специально придумать для них какое-либо интересное
занятие, которое бы требовало к тому же затраты энергии
и сил. Однако нецелесообразно подавлять интерес
к другому полу, препятствовать контактам. Напротив,
нужно, чтобы этот интерес возможно теснее переплетался
с новым увлечением, с другими занятиями. В этом
случае интерес к другому полу не будет поглощать ребенка целиком, не будет
самоцелью. К тому же, воздействуя на различные связанные с ним интересы и увлечения, можно будет найти способ воздействия и на этот интерес.
Наибольший эффект в половом воспитании может быть достигнут при объединении усилий школы, семьи и общественности. В связи с этим родителям полезно знать общие принципы организации полового воспитания в нашей стране. Это поможет им лучше определять место и роль их собственных педагогических усилий.
Первый: высокая идейная направленность
полового воспитания, определяемая его необходимостью и
пользой для общества, тесная взаимосвязь с
вопросами жизни человека, семьи.
Второй: единство воспитательных действий
школы, семьи, общественности в половом воспитании,
учет круга общения ребенка, источников его информации
и путей воздействия на него.
Третий: полное использование всех
воспитательных возможностей, учебных предметов, внеклассной работы, их преемственность и взаимосвязь.
Четвертый: неотделимость полового воспитания
от общей системы нравственного воспитания, от
всей учебно-воспитательной работы.
Пятый: целостность и систематичность
воспитательных воздействий в интересах полового
воспитания, их осуществление с учетом возрастных, половых,
индивидуальных особенностей ребенка на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности.
В интересах полового воспитания педагогам
следует использовать любые возможности, любые уроки, особенно гуманитарного
профиля: литературу, историю, обществоведение.
Например, рассказывая о классовой природе общества, о борьбе трудящихся,
обязательно следует подчеркнуть, что в особенно тяжелом положении находились женщины, и объяснить, почему. Говоря о борьбе трудящихся за свое освобождение, необходимо подчеркивать значение борьбы за равноправие женщин, критиковать при каждом удобном случае недостатки обыденного сознания, неверное отношение к женщине.
В предметах биологического цикла следовало бы
начинать изучение человека значительно раньше 8 класса, причем не с анатомо-физиологических особенностей,
а с места человека в общей картине мира, с выявления
специфики человека одновременно как части природы
и особого, социального существа. Как справедливо писал
В. А. Сухомлинский, «странно и непонятно, почему во
время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нем, о человеке, в частности о том специфическом,
что возносит человека над миром живого: о человеческой психике, мышлении и
сознании, об эмоциональной, эстетической, волевой и творческой
сфере духовной жизни. Тот факт, что человек, по
существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником
большой беды, за которую обществу приходится дорого расплачиваться... Человек
становится воспитателем самого себя, и тем
в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».
Половая уравновешенность
Что такое здоровая «половая
уравновешенность»? Что мы имеем в виду, когда говорим об
уравновешенном в половом отношении взрослом человеке? Если мы
не сумеем точно ответить на эти вопросы, наши попытки полового воспитания детей непременно потерпят крах.
Приведу некоторые самые важные обстоятельства, отличающие нормально уравновешенного в половом отношении взрослого человека.
1. Нормальный человек получает удовольствие от половой близости. Это значит, что он не испытывает при этом ни стыда или страха, ни отвращения или неприязни. Он смотрит на половую жизнь как на совершенно естественное явление, как на проявление здоровой жизнедеятельности, от которой получает удовлетворение. Хотя он отлично сознает,
что общество порой ограничивает наши естественные
импульсы, он не переживает из-за этого: не чувствует себя виноватым, но
в то же время не стремится к крайностям.
Половая близость достигает полноты удовлетворения при оргазме. Одним
словом, сексуальные влечения, хотя и не
доминируют в его жизни, занимают в ней
важное место в ряду других желаний и
потребностей.
2. Он способен сексуально
выразить свою любовь. Это значит, он
довольствуется не только романтическими
представлениями и нежными чувствами, но и использует свое тело для проявления любви. Он может получать удовольствие от половой близости
и без нее, но все же испытывает
больше радости, когда любит,
дополняя свое чувство сексуальным проявлением.
Он понимает свою сексуальную
функцию в жизни. Хотя в каждом
мужчине имеются какие-то женские черты, а в каждой женщине — мужские, хорошо адаптированный к жизни человек отличается своей ярко выраженной половой принадлежностью и не изменяет ее. Он не сетует на то, что родился женщиной или мужчиной, и у него не развиваются пристрастия, характерные для противоположного пола.
3. Он по-разному держится с мужчинами и женщинами. Не обращается с мужчинами как с женщинами, и наоборот. Половая адаптация, как известно, — существенная часть общей адаптации,
приспособленности к условиям жизни, поэтому мы не
можем рассчитывать на сексуальную уравновешенность, если не
научимся любить своего ближнего и жить с ним
в согласии.
4. Он не нуждается в особых сведениях о биологическом устройстве половых органов, даже если нередко, особенно еще до достижения совершеннолетия, осведомлен в этом смысле недостаточно. Это значит, что теоретическое представление о
половой жизни или практический опыт не столь уж и существен для нашей общей
половой уравновешенности. Гораздо важнее другое — то, что
мы представляем о ней и как относимся к этой стороне жизни. Довольно
просто описать признаки нормальной половой
уравновешенности, но совсем непросто определить, КАКИМИ из них обладают наши друзья. Представляете, как же трудно понять, правильно ли развивается в этом смысле наш ребенок. Если только у него не проявляются признаки половой неуравновешенности, как, например, слишком частая мастурбация, и нет каких-то других явных отклонений от
нормы, которые помогли бы понять, каково будет впоследствии его отношение к
этому вопросу.
Думается, совершенно ясно — книжки о поведении птиц и пчел ничуть не помогут изменить наши взгляды
на эту проблему! Единственное, что здесь может оказаться полезным,
— это ясное представление о нормальной половой уравновешенности. Проанализируем внимательнее самих себя или еще лучше — постараемся сначала сами обрести эту уравновешенность, а уж потом будем надеяться, что поможем обрести ее и нашим детям.
Половой
опыт
Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле
имеют половой опыт, многими воспринимается как безнравственная Всего лишь одно поколение назад люди считали малышей в сексуальном смысле совершенно
невинными созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку эти немногие существуют,
вопрос подлежит обсуждению.
Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас, напротив, мы знаем, что половой инстинкт проявляется в тот же день, когда ребенок рождается на свет. Если мы заинтересованы в нормальном половом развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт. Мы не можем себе позволить ждать их отрочества, чтобы помочь им и руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно уже
сейчас.
Не наблюдая за половой активностью ребенка, мы не сможем помочь ему и направить в нужное русло. Нет нужды ходить за ним по пятам, чтобы узнать, что он втайне делает, как приобретает этот опыт.
Он проявит свой половой инстинкт тысячами самых
разных способов. И нам не надо долго присматриваться, чтобы заметить, нужно только уметь распознать его.
Проявления полового инстинкта характерны для всех
ребят. И если вы обнаружите одно из них у вашего
ребенка, это вовсе не значит, что его сексуальность чрезмерна или превратится
со временем в проблему. Это говорит
лишь о том, что ваш ребенок точно
такой, как все дети.
Из чего же складывается обычный половой опыт у новорожденных и у маленьких детей?
1.
Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Половой импульс у них еще не такой явный, чтобы была необходима стимуляция, но дети реагируют
на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно
заметить эрекцию полового члена у мальчика 6
или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает
тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном
-возбуждении органа, и это совершенно здоровая
реакция.
2.
Дети и сами трогают свои половые
органы прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое,
и очень скоро соображают, что прикосновения
эти приятны. Если наши отношения с
ребенком настолько хороши, что мы можем спросить его,
почему он так делает, он со всей
искренностью ответит: «Потому что мне приятно». Вот почему все дети
так или иначе занимаются мастурбацией, и это тоже
совершенно нормальный половой опыт.
3.
Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то
в школе, на спортплощадке или в гостях у кого-нибудь
из товарищей. Вполне логично, что дети
задумываются над этим и задают смелые вопросы.
Все это вполне нормально.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|