рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Половое воспитание младших школьников рефераты

Реферат: Половое воспитание младших школьников

Московский Педагогический Государственный Университет


Курсовая работа по возрастной психологии

Половое воспитание

 младших школьников

Руководитель:

 Горелова Елена Робертовна

Студентка:

II курса ФНК 205 группы

Хакимова Алина Рустамовна

Москва 2003

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3

Периоды в психосексуальном развитии…………………………………………...3

Представление о поле………………………………………………………………...4

Сущность полового воспитания…………………………………………………….6

Половое воспитание, его содержание……………………………………………...8

Практическое осуществление полового воспитания…………………………...14

Половая уравновешенность…………………………………………………………18

Половой опыт…………………………………………………………………………19

Половые игры…………………………………………………………………………21

Отклонения в сексуальном развитии ребёнка…………………………………...23

Неверные установки в половом воспитании…………………………………….29

а) негативная установка…………………………………………………….29

б) аскетическая установка………………………………………………….30

в) потребительская установка……………………………………………..31

г) собственническая установка…………………………………………….32

д) паническая установка……………………………………………………32

е) безразличная установка…………………………………………………33

ж) эгоистическая установка……………………………………………….34

Младшие школьники и их половое воспитание………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………………40

Список используемой литературы………………………………………………..40

Введение

Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционные заболевания, передающиеся половым путём. К сожалению, не все родители и учебно-воспитательные учреждения дают полную информацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие. А ведь очень важно дать ребёнку понять различие между мальчиками и девочками, объяснить, откуда берутся дети и чем занимаются родители, если ребёнок их заметит.

Периоды в психосексуальном развитии.

Общая тенденция развития личности – постепенное усиление влияния социальных факторов. Исследуя закономерности психосоциального развития, В. В. Ковалев приходит к выводу, что закономерности замещения биологического, а, следовательно, тесно связанного с ним природно-психического качественного более высоким социально-психическим отчётливо проявляется в онтогенезе человека. Этот переход от низшего к высшему представляет основное направление в развитии психики человека.

Именно этот процесс замещения биологических изменений социальными затрудняет выделение точных периодов и узловых пунктов в психосексуальном развитии. Рассмотренные нами узловые моменты психосексуального развития человека позволяют выделить основные периоды:

1.    Пренатальный период, в котором происходит морфолого-физиологическая дифференциация пола, приобретаются элементарные реакции защиты, формируются акцепторы основных функций. Вероятно, в это время ребёнок уже получает удовольствие от сосания: развивается эмпатическая связь я матерью, вырабатываются реакции на её психическое состояние.

2.    Младенчество. Вырабатывается «базовое доверие», при эмоциональных контактах эротизм переходит в аутогетероэротизм, усиливаются основные действия орального эротизма, приобретается опыт «быть объектом» и опыт «действие с объектом», вырабатываются активный и пассивный способы получать наслаждение, формируется аффективно-когнетивная структура орального эротического поведения. Может появляться комплекс страха перед удовольствием. В этот период особенно важны эмоциональные контакты.

3.    Раннее детство. Формируется самосознание, анальный и уретральный эротизм; возникает половое сознание, идентификация с полом, устанавливаются различия по полу, первичный генитальный эротизм; возникают стыд, чувство вины, спонтанный опят мастурбации, возможно переживание оргазма.

Наиболее важное событие этого периода – формирование анально-уретрального эротизма и вытеснение его фаллической стадией. Мастурбация в этот период способствует вытеснению или изживанию анального эротизма. Фиксация на анальной фазе чревата последствиями, которые могут обнаружить себя на стадии полового созревания.

4.    Игровой период: инициатива, усвоение полоролевого поведения, половые игры, гомосексуальные привязанности друг к другу; опыт неэротической любви к другу-подруге; отдаление от матери; возможен спонтанный оргазм в играх. В этот период может войти и начальный школьный возраст; препубертатный период.

5.    Период полового созревания. Мастурбации, возможны петтинги, эротические сновидения, интерес к противоположному полу. Это период активного табуирования секса, чувства стыда и вины, застенчивость, кокетство у девочек, фантазии. Закрепляется комплекс страха перед удовольствием, способность получать половое наслаждение.

6.    Период юношеской сексуальности, петтинг, начало половой жизни, совмещение любви  полового влечения, самоутверждение в половой роли. Формируется психосексуальный интерес, новые эрогенные зоны.

7.    Период становления зрелой сексуальности, вступление в брак, интерес к половому воспитанию детей, развитие родительских чувств, зрелые любовные отношения.

8.    Инволюционный период – снижение половой активности, ослабление интереса к сексуальной сфере.

Трудно установить точные возрастные границы каждого периода.

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев его жизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации… в процессе индивидуального развития человека можно условно отметить следующие возрастные периоды становление динамики сексуальности:

1.    Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое самосознание.

2.    Препубертатный период (7-13 лет) – выбор и формирование стереотипа полоролевого поведения.

3.    Пубертатный период (12-18 лет) – половое созревание, формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо.

4.    Переходный период становления сексуальности (16-26 лет) – начало половой жизни.

5.    Период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнёром, вхождением в полосу условно-физиологического ритма половой активности.

6.    Инволюционный период (55-70 лет) – снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессом либидо.

Представление о поле

Пол – это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину.

Половые различия:

1.    Достоверные: мужчины более агрессивны и более успешны в математике и зрительно-пространственных операциях, а у женщин выше языковые способности.

2.    Сомнительные: различия у мальчиков и девочек в послушности и заботливости, доминантности, страхе и тревожности, общем уровне активности, соревновательности, тактильной чувствительности.

3.    Неподтверждённые: для девочек – определяющее влияние среды на их развитие оказывают внушаемость и социальность, успешность в требующих стандартного решения заданиях, меньше самоуважение и потребность в достижениях, преимущественное развитие слухового анализатора; а для мальчиков – определяющее влияние наследственности на их развитие, более высокие успехи в сложных и нестандартных заданиях, аналитический познавательный стиль, преимущественное развитие зрительного анализатора.

Половая роль – система средовых стандартов, предписания, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика или девочку.

Мужская роль ассоциируется с грубостью, силой, энергичностью, а женская – со слабостью, нежностью, миролюбивостью.

Половая идентичность – это субъективное переживание половой роли, а половая роль – социальное выражение половой идентичности.

Хотя совсем еще маленькие дети как будто бы и не имеют никакого понятия о поле, нам известно, что они не только обладают сексуальным опытом, но и очень скоро составляют на этот счет определенное представление. Естественно, в большинстве случаев они ошибочные. Точно так же, как приблизительны и наши понятия о чем-то, что нам совсем мало изве­стно. Поэтому, если не исправить это ошибочное представление о поле, оно рискует нарушить в буду­щем сексуальную уравновешенность детей.

То, что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не отличается от того, что случается в других сферах. Здесь тоже трудно испра­вить ошибки, если они были допущены с самого начала. Поэтому нам важно знать, каковы же ошибочные представления о поле у детей, чтобы не допустить нежелательных последствий, к каким они могут привести. Очень часто представление ребенка о поле никак и ни в чем не проявляется, и тогда нас должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4—6 лет обычно задают вопросы, ка­сающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителям нужно как бы случайно самим затронуть подобную тему, свя­зав ее, например, с рождением какого-нибудь ребенка.

Приведу некоторые из самых распространенных ошибочных представлений о поле, какие возникают у детей в первые 6 лет жизни.

1.   Девочки, как и мальчики, нередко уверены, что у женщин тоже есть половой член, а когда обна­руживают его отсутствие, задумываются, почему же он  не  вырос,  может быть,  случилось  какое-нибудь несчастье. Девочек часто беспокоит открытие, когда они  узнают,  что устроены  не так,  как мальчики. Они считают, будто какая-то беда лишила их того, что есть у других. Иногда они даже видят в этом на­казание.

2. Одно из самых частых ошибочных представле­ний  возникает  по  поводу рождения детей.  Вместо того чтобы объяснить действительно происхождение ребенка, родители говорят малышу, что детей нахо­дят в капусте,  их  приносит аист или покупают в магазине. Иногда, напротив, утверждают, будто де­ти появляются, если два человека любят друг друга. Помню случай с одной юной девушкой, которая аб­солютно ничего не знала о том, откуда берутся дети. У нее была половая близость с мужчиной, и возник­шую беременность она никак не связывала с этой близостью. Девушка была убеждена, что ничем не рисковала, — ведь она же не была влюблена в него)

3. Как правило, все дети думают, будто мама но­сит ребенка в желудке, и тот выходит черва анальное отверстие. Они долго еще остаются в неведении, какие функции выполняют анальное отверстие и вла­галище.

4. В тех редких случаях, когда дети застают ро­дителей во время половой близости, они восприни­мают происходящее как самое настоящее насилие, не как проявление любви, а как самоуправство отца над матерью.

5. Дети, которым были преподаны слишком суро­вые уроки стыда или же им крепко досталось, когда их застали в уединении играющими со своими поло­выми   органами,   начинают   испытывать   враждеб­ность к мим, связывал с ними нечто дурное.

Нетрудно понять, какой вред принесут детям подобные ошибочные представления, если позволить им развиваться дальше. Они приведут к восприятию половой функции как чего-то непристойного, агрессивного, страшного и тревожного. Ни один ребенок нe в состоянии разобраться самостоятельно во всем этом в первые годы жизни. Напротив, вполне естественно, что у него складывается неверное представление о поле. Вот почему так важно, чтобы он ног свободно задавать возникающие у него вопросы.

И лучше всего, если именно мы поможем ему исправить ложное представление. Чем раньше мы это сделаем, тем меньше у него останется времени для здоровых размышлений и фантазирования.

Сущность полового воспитания

Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отно­шение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и жен­щиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения — в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. По­ловое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведе­ние детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

 Цели и задачи полового воспитания полностью опре­деляются интересами общества. Неверно было бы счи­тать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на инди­видуальном уровне выражают особенности того общест­ва, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так назы­ваемой личной жизни.

Ребенок развивается как личность в процессе деятель­ности; последняя представляет собой неразрывное един­ство. Однако здесь можно выделить специфические мо­менты. В плане способности преобразовывать мир (зна­ния, умения, навыки) — это обучение, в плане способ­ности к оценке общественного значения себя как дейст­вующей личности и конкретных своих действий (форми­рование нравственных понятий, определенное отноше­ние к окружающим людям, к обществу в целом и т. д.) — это воспитание.

В воспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы (соответственно этапы):

1) восприятие и запоминание чего-либо;

2) осознание и переживание этого, выработка положительной или отрицательной оценки;

3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной значимости;

4) формирование потребности действовать в определённом соответствии с этим личностно значимым;

5) наконец, невозможность поступать иначе.

Процесс обучения может и должен иметь последова­тельный характер: сегодня учим одному, завтра — дру­гому. Таким путем можно осуществить программу обуче­ния, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже происходит последовательно, но значительно труд­нее организовать воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать одно качество лич­ности за другим: здесь последовательность не всегда возможна — многое формируется одновременно, пусть и с разной эффективностью и скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз в приложении к половому воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей, которые проявляют недоста­точную сознательность именно в специфических отношениях с представителями другого пола, придерживаются других убеждений, чуждых коммунистической морали, хотя, казалось, в других отношениях это вполне достойные члены общества.

Основные качества личности, которые последователь­но должны вырабатываться в процессе воспитания, мож­но отнести к двум взаимосвязанным направлениям: а) по их важности в общечеловеческом плане; б) по их значимости с точки зрения осознанной причастности ко все более широкой социальной группе — семье, коллек­тиву, обществу в целом.

В отличие от обучения, воспитание требует значитель­но больше времени. Это и понятно, так как процессы, происходящие при воспитании, более глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенка с воспитатель­ной целью или события, имеющего воспитательное значе­ние, может пройти значительное время, пока скажутся результаты воспитания. Следовательно, непосредствен­ной обратной связи между воспитателем и воспитуемым нет, вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если ход процесса обучения срав­нительно легко контролировать, то в отношении воспи­тания сделать это труднее, и поэтому результаты воспи­тания нередко сказываются значительно позже, и поэ­тому порой они оказываются неожиданными для роди­телей. Кроме того, качества личности по мере развития ребенка не просто складываются (т. е. развитие личности происходит не путем простого сложения качеств), а каждое качество совершенствуется, углубляется, как бы обновляется и заново перестраивается на всё более высоком уровне, образует с другими качествами новое и более полное созвучие.

Для воспитания особенно большое значение имеет жи­вой пример, ситуации из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная си­ла изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искус­ственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспита­ния». Как справедливо отмечал М. М. Рубинштейн, «рас­считывать, что знание, обращенное всецело к рассудку, определит все поведение юного человека и осилит все страсти и инстинкты, по меньшей мере, наивно. Сильным фактором здесь может оказаться только то знание, кото­рое будет поддержано всеми нерассудочными силами, чувством, средой, интересами и т. д.». О недостаточности «хрупкой системы словесных раздражителей, дающих поверхностные теоретические познания без связи с эмо­циональной природой ребенка», писал и А. Б. Залкинд. Напротив, наглядность и живой пример весьма эффек­тивны.

Родители не должны злоупотреблять словом. Если ребенку к месту и без места читают нотации, делают на­ставления, дергают по любому поводу, слово теряет вос­питательную силу. Необходимо дать ребенку возможность переработать его смысл, а это возможно, в частности, в том случае, если таковой в слове есть. Но если даже этот смысл и есть, ребенок не имеет возможности для осу­ществления всех необходимых процессов переработки этого смысла (разумеется, это процесс неосознанный, он не подвержен влиянию волевых усилий), то возникает не­восприимчивость к слову. Это может происходить потому, что подавляются процессы, которые должны осуществ­ляться в психике вслед за услышанным и понятым словом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6