рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Лекция по психологии рефераты

 Заниженная самооценка есть результат далеко не всегда осознаваемой проекции реального Я на идеальное Я. Заниженная самооценка ведет к развитию комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличию, самообвинению, тревожности. Она есть своеобразное подавление, самоунижение, умаление (своеобразный крест на себе).

Самооценка личности связанна не только с представлением о себе, но и с ожидаемой оценкой, а так же реальной оценкой со стороны других, и наконец оценкой личностью группы. Каковы конкретные выражения конкретных взаимосвязей, легко может определить любой студент самостоятельно. Общая тенденция здесь – повышение самооценки с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Реальная оценка тем выше, чем выше оценка личностью других. (Можно составить сводную таблицу, где коррелированны эти показатели).

Психологи разработали много методик выяснения самооценки. Самая простая – расположение себя на градуированной шкале оценок:

Самый умный Самый красивый Самый счастливый
Самый глупый Самый уродливый Самый несчастный

Большинство людей располагают себя чуть выше середины, что говорит о потребности каждого в самоуважении. Самоуважение в ещё большей степени чем самооценка зависит от уровня притязаний личности – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую ставит индивид перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций. С одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить, чтобы избежать неудачи. Собственно люди делятся по этому признаку на два типа: I. Одни стремятся избежать неудачи и поэтому при выборе задач разной трудности выбирают более легкие. II. Другие же стремятся к максимальному успеху и выбирают самые трудные задачи. Уровень притязаний зависит от успехов, достигаемых личностью. Эту связь выразил У. Джеймс в формуле самоуважения = успех

                                                                                  притязания

В случае успеха уровень притязаний повышается, а в случае неудач понижается. Из этой формулы вытекает и два основных способа поддержания самоуважения личности. Либо путем увеличения своих успехов, либо путем снижения уровня притязаний. Самоуважение настолько важно для личности, что в случае его устойчивого падения в результате неуспеха, неудач реальных достижений сначала снижается уровень притязаний, но лишь до известного предела, не ниже общественно средней нормы. А далее включаются механизмы психологической защиты своего Я – образа и его достаточно высокой самооценки. Механизм самозащиты может включаться и в другом случае, если личность имеет низкие реальные достижения, но не хочет снижать свой уровень притязаний.

Это  механизмы:

1.   Агрессия – реальная или только в воображении против других или против себя.

2.   Замещение деятельности, оказавшейся блокированной непреодолимыми или  кажущимися непреодолимым барьером другой деятельности, где успех более реален.

3.   Рационализация – убеждение самого себя в не значимости блокированной препятствиями деятельности.

4.   Вытеснение – спрятать голову в песок, как бы отключиться, забыть о неприятном.

Самосознание, хоть оно и так называется на самом деле никогда не присутствует в сознании целиком и является осознанным. Большая его часть существует в подсознании и оттуда определяет поведение личности. Поэтому мы должны различать самосознание как сложную психологическую структуру Я-образа и осознание этого Я – образа личностью (или его самосознание). Все обладают самосознанием, но далеко не каждый достигает само осознания.

Структура самосознания является результатом процесса и механизма его формирования. Познавая сначала на себя, а других людей, индивид затем начинает сравнивать себя с ними и смотря в себя через других составляет Я – образ, на основе которого затем оценивает себя, сопоставляя самооценку с оценкой других и оценивает других и проецирует их оценку на себя. На основе этого комплекса оценок индивид определяет поведенческий момент. Я – образа, сопоставляя то, что он делает с тем, что от него ожидают другие.

5.   Проблема типологии личностей.

Ни одна типология, ни сумма всех типологий не исчерпывают ни одной конкретной личности, но они позволяют выявить существенные признаки личности, классификация по которым позволяет нам более эффективно строить отношения с различными типами личности, учитывая их типические черты. Проблема типологии – проблема выбора критериев ее. Поскольку личность имеет бесконечное число черт и проявлений, критерии типологии выбираются, исходя из конкретных потребностей людей, исследующих личность. При любой типологии нужно учитывать, что ни один конкретный человек не исчерпывается определенным для него типом, и имеет специфическое проявление черт.

Рассмотрим ряд наиболее распространенных в психологии классификации личности. Очень многие классификации примыкают к опорной  схеме деления людей по темпераменту:

А

(по Павлову)

Б

(по Х.Айзенку)

В

(Р. Акофф, Ф. Эмери)

       Неуравновешенный                            Невротизм (эмоционально-

                                                                   психическая неустойчивость

                                                                     к психическим травмам)


Инерт-     М   Х      возбу-                    интро-           М    Х     экстро-                           

ность                       димость                версия                           версия  

                 Ф    С                                                           Ф     С

              

          Уравновешенный                        эмоциональная стабильность

                       Чувствительность к личным переживанием


                                                    АП   ЛА

                             Пассивные                        активные

                                                   ОП    ОА                  

                

                       Чувствительность к внешним обстоятельствам

Смысл типологии Айзенка и Акоффа, Эмери в том, чтобы применить эту типологию к прогнозированию такой важной психологической характеристики как “совместимость людей”. На основе своей классификации в частности Акофф и Эмери разработали целую систему комбинаций типов взаимоотношений позволяющую прогнозировать эти отношения. В центре графика находится характер, в котором все эти черты находятся в равновесии. В пространстве Оаи, ЛП находятся “чистые типы” характеров, хотя и разные. ОА быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идет им навстречу мало думая о себе. ЛП – все время занят собою и старается не проявлять активности. В пространстве ОП и ЛА находятся  смешанные характеры, находятся в контакте одновременно с обстоятельствами и с внутренним миром. Чистые типы более трудно, чем смешанные приспосабливаются к своему окружению и к другим людям. Столкнувшись с обстоятельствами чистый тип ОА становится все более активным, поддающимся их взаимодействию, а чистый тип ЛП еще более уходит в себя (не трогайте меня). Смешанные характеры напротив смещаются к центральной точке равновесия. Такая же динамика чистых и смешанных типов наблюдается с возрастом.

Если мы в пространстве характеров поместим двух людей, то окажется, что они образуют два вектора, составляющие вместе угол, который называется углом асимметрии. По величине этого угла и разности векторов можно судить о совместимости характеров.

Примерно те же цели типологии Айзенка, с помощью которой он установил, что максимальная совместимость достигается при взаимодействии противоположных темпераментов по принципу взаимодополнения. Дружеские отношения способны поддерживать люди одного темперамента, кроме холериков. Наиболее универсальными партнерами в общении являются флегматики, т.к. их устраивает  любой темперамент, кроме собственного.

Методика определения своего типа по графику Айзенка или Акоффа, Эмери, весьма проста: человек откладывает свою оценку указанных качеств по обоим осям  и совмещая две точки находит свой показатель.

В общении большое значение имеет не только характер и темперамент людей, но и их особенности восприятия внешнего мира и друг друга, т.н. сенсорный опыт. Чтобы изучить эту зависимость разработали сенсорную типологию.

I Визуалист Кинестетик Аудиалист “Компьютер”
Употребляемые слова Смотреть, наблюдать, любуюсь, яркий Чувствовать, ощущать, теплый, обожаю Звучать, слышать, тон, громкий Понимать, знать, представлять, интересно, логично
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряжённые Раскрепощённые Средние Ригидные
Взгляд Поверх других Вниз, ниже других В одну сторону, вниз Через головы других
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, негромкая, низкий грудной голос Мелодичный голос, выразительная речь Монотонный
Правила слушания Я должен видеть, для того чтобы слышать Приблизиться поближе Не смотреть, чтобы слышать Никакого контакта глаз

Чтобы человек мог воспринять, что вы ему хотите сообщить, нужно, чтобы информация была подана ему на “языке” сенсорном, который для него адекватен.

Прогнозированию поведения призвана служить типология Норакидзе, который в зависимости от соотношения внутренних мотивов и внешнего поведения выделяет три основных типа личности:

I.          гармоническая (нет конфликта и расхождения между поведением и внутренними мотивами,

II.         конфликтная, противоречивая – разлад между поведением и мотивами, желаниями.

III.       Импульсивная – поступает только по своему желанию, либо, если нет ярко выраженных желаний, то поступает в соответствии с воздействиями  извне (человек – флюгер).

Задача прогнозирования характера личности в зависимости от его физиологической конституции преследовал Кречмер, выделивший четыре основных типа  конституции телосложения, которые определяются динамикой внутриутробного младенца. Первый тип – астеник – хрупкое телосложение, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлинёнными и худыми конечностями вытянутым лицом, но с сильно развитой нервной системой и головным мозгом. Этому физиологическому типу соответствует психологический тип  “шизотимик” – замкнутость, склонность к размышлениям, к абстракциям, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним, настойчив, систематичен и последователен, строг, справедлив, непритязателен. Шизотимики по Кречмеру бывают следующих разновидностей: “тонко чувствующие люди”, идеалисты – мечтатели, холодные, властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. Из этого типа формируются три таких типа исторических деятелей: I. Чистые идеалисты, деспоты и фанатики, люди холодного расчета.

Второй тип – пикник – человек малого или среднего роста, с выражено жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее. Этому типу соответствует психологический тип циклотимика:  Эмоционален (эмоции колеблются между радостью и печалью), общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Разновидности циклотимиков: весёлые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Из пикников вырастают три типа лидеров: 1. Храбрые борцы, народные герои 2. Живые организаторы крупного масштаба, 3. Примеряющие политики.

Третий тип – атлетик – крепкий скелет, выраженная мускулатура, пропорциональное, крепкое телосложение, широкий плечевой пояс. Ему соответствует психологический тип искотимика. Они бывают двух типов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Дипластик – человек с неправильным телосложением.

Сам Кречмер считал, что конституционные особенности определяют не только психологический тип, но и предрасположенность к определенной психологической патологии. Так циклотимик превращается в циклоида, шизотимик в шизоида. Но специально клиническую типологию личностей мы рассмотрим в теме психические девиации.

Типология по доминирующему инстинкту Гарбузова В. призвана прогнозировать жизненную ориентацию и вообще судьбу личности. Он выделял семь ведущих инстинктов (по его определению – фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжение рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации в первичную социализацию человека). : 1. Самосохранения, 2. Продолжения рода, 3. Альтруистический, 4. исследования, 5. Доминирования, 6. Своды, 7. Сохранение достоинства.

Обычно у человека доминирует преобладает один инстинкт, который и определяет тип личности (и ее судьбу, ее приспособление к миру. Соответственно есть семь первичных чистых типов (и масса смешанных).

1-й тип -  эгофильный: - эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться с социальными потребностями ради собственной безопасности. Отрицание риска, тревожность в отношении собственного здоровья и благополучия,.

2-й тип – генофильный: - сверх любовь к своим детям, - семейственность, сверх забота о безопасности и здоровье своих детей, тенденция отрицания своего в пользу мы (семьи) – сверхтревожность  в отношении будущего своих детей.

3-й тип – исследовательский: - склонность к исследовательской деятельности, - склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве, - способность без колебания оставлять обжитое место, налаженное дело, при появлении нового, требующего риска, но интересных задач и дел, - устремленность к творчеству, - самоотверженность в реализации  творческих устремлений.

4-й тип – альтруистический – доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.

5-й тип – доминантный: склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных организационных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жестокой борьбе за лидерство, приоритет общего (интереса дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

6-й тип – либертофильный: склонность к протесту, бунтарству, предрасположенной к перемене мест, стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.

7-й тип дигнитофильный – нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием, социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескопромисность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Фундаментальную комплексную типологию личности попытался разобрать классик психоанализа Юнг. В основу классификации он положил четыре признака: 1. Экстроверсия, интроверсия,2. Рациональный – иррациональный, 3. Мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик), 4. Ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип – интуит.

Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни, для эмоционального – главное выражение отношения к событию, оценка события, его принятие, как факт, как чувственный опыт, присуще умение воспринимать реальность. Интуитивному типу свойственна способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение. Людей с преобладающими формами (ощущения интуиции) относят к иррациональному типу, а с преобладанием логики, эмоций к рациональному типу.

Типология социотипов будет выглядеть так:

               Интроверты                                                          Экстраверты

Иррациональные   рациональные      Иррациональные   рациональные

этики логики       этики логики          этики логики            этики логики

 И  С     И  С         И  С     И  С             И  С     И  С              И  С     И  С

И – интуиты, С – сенсорики.

Каким выглядит определенная комбинация признаков определяет психосоциотип личности – врождённую психическую структуру, определяющую конкретный тип информационного обмена личности со средой.

Соответственно выделяют 16 типов психотипов (8 интровертов, 8 экстравертов). Интроверты: 1. ИЭИ – Есенин, 2. СЭИ – Дюма, 3. ИЛИ – Бальзак, 4. СЛИ – Габен, 5. ЭИИ – Достоевский, 6. ЭСИ – Драйзер, 7. Робеспьер, 8. ЛСИ – Горький. Экстраверты: ИЭЭ – Гексли, 2. СЭЭ – Наполеон, 3. ИЛЭ – Дон Кихот, 4. ИЛЭ – Жуков, 5. ЭИЭ – Гамлет, 6. ЭСЭ – Гюго, 7. ЛИЭ – Джек Лондон, 8. ЛСЭ – Штирлиц.

Потенциально возможно бесконечное количество классификаций личности, но всегда нужно понимать их функциональную предназначенность, которой ограничено их значение, и кроме того, в любой классификации есть элемент искусственности и относительности, поэтому их нельзя абсолютизировать.

Мы можем, например, предложить такую нравственную типологию личностей.

    

                  активный

эгоист        АЭ  АА      альтруист    

                   ПЭ   ПА  

 

                Пассивный

Важной для анализа личности является типология по отношению личности  к окружающей социальной среде: 1. Конформисты (приспособленцы, бывают двух типов: винтики общественной системы и паразиты, каждый из них по своему приспосабливается к социальной среде в зависимости от приоритета общественных и личных интересов. 2. Революционеры (те, кто борется с существующей социальной средой), делятся на теоретиков и практиков, 3. Изоляционисты (те кто стремится изолироваться от общества (уйти в себя) или уйти в асоциальное поведение.

7. психологические проблемы и судьба личности в современном мире.

Реализация личностью психологического жизненного потенциала и есть ее судьба. Она определяется именно этим потенциалом, всеми ее психическими качествами. С другой стороны, судьба зависит от социальных условий глобальных и локальных. Рассмотрим оба эти судьбоформирующих фактора. Психологическая структура личности, ее потенциал оказывает общее детерминационное влияние на поведение и судьбу. Но среди психических качеств ряд специальных, судьбоопределяющих. К ним относятся в частности: 1. Психологический рост. 2. Жизненный стиль, 3. Фокус контроля, 4. Жизненный сценарий, 5. Жизненные позиции, 6. Доминирующий инстинкт,

Рассмотрим их по порядку. Психологический рост, жизненный стиль и комплекс неполноценности, как негативную альтернативу психологическому росту исследовал Адлер. Развитие человека характеризует стремление к совершенству, суть которого в желании максимально эффективным способом адаптироваться к окружающему социальному миру. Адлер назвал его “целью превосходства”. Оно рождается из чувства неполноценности, которое свойственно каждому человеку, особенно в детстве. Умеренное чувство неполноценности стимулирует развитие личности.. но оно моет быть как позитивной так и негативной. Если цель превосходства включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то оно реализуется в личностном росте – движение от центрированности  к себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Если же цель превосходства носит негативный характер, то она выражается в стремлении  достичь превосходства за счёт господства над другими (жажда власти и агрессии). Источником ее является  слишком сильное чувство неполноценности, превратившееся в “комплекс”. Комплекс неполноценности формируется в детстве. Три  ведущих фактора его формирования: 1. Органическая неполноценность ребенка, 2. Избалованные дети, 3. Отверженные, нелюбимые, лишние дети, у которых нарушается гармоническое воздействие с обществом. Комплекс неполноценности выражается прежде всего в социальной дезадаптации, уклонения от преодоления реальных жизненных трудностей, который может иметь две разные формы, но одинаковые по результату мотивировки: а) (убеждение себя и других в своей никчемности, несостоятельности связанное с состоянием хронической пассивности , вялости, униженности. б) убеждения себя и других в своем превосходстве над мелочами жизни, которые недостойны внимания. Итак, чувство неполноценности, возникающее в детстве ( в зависимости от своей силы) определяет характер проявления цели превосходства – либо психологический рост, либо развивающийся комплекс неполноценности.

На судьбу личности влияет и такая характеристика как ее жизненный стиль – уникальный способ, выработанный личностью для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Центральное место в стиле жизни занимает схема апперцепции (представление о себе и мире, определяющее избирательную организацию и интерпретацию личного опыта) и паттерны (образцы поведения) по отношению к миру. Каждый человек сам творит свой стиль жизни, являясь одновременно и художником и картиной, избирательно организуя и интерпретируя свой опыт. Адлер выделяет два принципиальных типа стиля жизни: 1. Кооперативный, предполагающий сотрудничество личности с людьми, с обществом, стремление внести свой взгляд в общее дело, 2. Невротический, характеризующийся неспособностью личности к сотрудничеству с обществом, с людьми, эгоистической ориентацией поведения, одиночеством, замкнутостью в себя.

Одна из важнейших, судьбовлияющих  характеристик личности – степень независимости и  активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Психологи назвали этот показатель “Локус контроля”. По тому, где локализуют люди контроль за значимыми для них событиями выделяют два основных типа людей: 1. Интерналы – люди, интерпретирующие значимые события как результат их собственных усилий, считающие, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность  за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Экстерналы – люди, считающие, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей, т.е. размещающие контроль за значимыми событиями вне себя. Если интрналам присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя, то экстерналы обычно пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от него ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они пешки в этой жизни, даже свои успехи, достижения и радости они приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других. Человек интернал в жизни ещё “победитель”, а экстернал “побеждённый”. У них разные жизненные сценарии и жизненные позиции.

Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. “Сценарием считается то, что человек ещё в детстве планирует совершить в будущем” (Э.Берн) Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, ещё в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический портрет толкает человека вперёд, навстречу его судьбе и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора. В детстве родители сознательно или бессознательно программируют жизненный сценарий своего ребенка, и он не может этому противиться. Невольно характер жизненного сценария родителей накладывается на сценарий ребёнка. У родителей – неудачников и дети оказываются неудачниками. Тем не менее личность (чем более зрелая, тем легче) может участвовать в изменении и само программировании   сценария. В каждом сценарии есть свой типичный сюжет и свои роли (основные роли злодеев и хороших людей, счастливцев и неудачников), свои спланированные заранее сцены. Психологи победителей называют Принцами и Принцессами, а неудачников лягушками. Основных типов сценария всего-то четыре:

1.   Сценарий победителя – Я – хороший, все ОНИ – хорошие, жизнь хороша,

2.   Сценарий побеждённого – Я – плохой, ОНИ плохие, жизнь плоха,

3.   Сценарий озлобленного пессимиста – Я – хороший, ОНИ – плохие, жизнь плоха.

4.   Сценарий комплекса неполноценности – Я – плохой, а ОНИ - хорошие.

Жизненный сценарий оказывает своё влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, браке, в сфере человеческих отношений. Психологи выделяют семь вариантов жизненных позиций.

1.  “Идеализация действительности” - позиция новичка: ожидание, энтузиазм, вера в то, что все пойдет хорошо.

2.  “Крушение  надежд” – тревога, нерешительность, вызванные растущим страхом перед тем, что дела пойдут дальше хуже, чем ожидалось, разрушение надежд.

3.  “Вызов всему или неповиновение” – активный бунт, протест, гнев и вызов существующему положению дел.

4.  Уход от дел – ощущение того, что даже не имеет смысла пытаться что-то изменить, отход от дел, при внешнем формальном исполнении функций (эта позиция чревата разрядкой в пьянстве).

5.  Осознание – ощущение необходимости измениться, чувство ответственности, реальный отчет о самом себе, кто я такой, понимание, что если я не изменю себя, будет хуже.

6.  Решительность – активная жизненная позиция, когда человек решился совершить реальные действия в выбранном направлении, бодрее самоощущение, прилив сил.

7.  Убеждённость – человек перестаёт ожидать совершенства от своей работы (и в других сферах), но хочет, чтобы дела шли хорошо, активное постоянное желание улучшить сегодняшнее положение дел.

Последовательность, в которой жизненные позиции осуществляются в жизни разных людей различна. Отсюда различна и жизнь. Однако, человек может изменить свою жизнь, проанализировав и сознательно регулируя свои жизненные позиции.

Мы рассмотрели внутренние, психологические факторы, определяющие судьбу личности. Но она зависит и от внешних обстоятельств жизни, которые могут благоприятствовать или препятствовать реализации жизненных планов и потенций личности. Какие же условия для развития личности предлагает современный мир, современное общество?

Судьба личности в современном мире плачевна. Современное  технологическое общество представляя, с одной стороны, материальные возможности для практически неограниченного развития личности, с другой стороны ведет тотально наступление на личность. Рассмотрим основные угрозы личности в современном мире. Первое: это дегуманизация системы воспитания и обучения людей (формализм в воспитании, заброшенность детей, ориентация воспитания послушных винтиков существующего общества). Второе: стандартизация жизни, потребительство, как болезнь современного человечества, превращающие личность в потребителя материальных и духовных товаров, нивелирующие личность, стирающие всякую индивидуальность в примитивных массовых стереотипах поведения и мышления. Далее, урбанизация – скопление в городах-муравейниках огромных масс людей, которое выхолащивает, умерщвляет личные человеческие отношения между людьми, происходит массовое обезличивание и взаимное отчуждение людей друг от друга. Бюрократизация общественной жизни, отчуждения народа от власти ведёт к тому, что безличный бюрократический аппарат истребляет всякое личное проявление, рассматривая людей, как безличные, послушные винтики, пассивные исполнители чиновничьей воли, и сами чиновники превращаются в безличные и бездушные винтики бюрократической машины. Массовая культура, пришедшая в мир вместе со средствами массовой информации, так же является одним из мощнейших и эффективных средств нивелирования, усреднения, подавления личности, индивидуальности. Наконец, дегуманизация современной науки и техники, превращающихся более в самоцель, а человека рассматривающие как средство, утратившие нравственные ориентиры и ограничения, направляющих свои усилия на управление человеком (генная инженерия, кибернетизация, зомбирование, средства массового поражения и т.п.).

Все эти вызовы личности находят отражение в современной психологии и социологии. Так американский социолог М. Симэ выделил шесть социально психологических проявлений отчуждения личности:

1.   бессилие – чувство своей неспособности контролировать события,

2.   бессмысленность – чувство непонятности, непостижимости общественных и личных дел, 

3.   нормативная дезориентация – необходимость прибегать для достижения своих целей к социально-неодобряемым (нравственно-неприемлемым) средствам,

4.   культурное отстранение – отвержение принятых в обществе или определённой социальной группе ценностей,

5.   самоотстранение – участие в действиях которые не доставляют удовлетворения и воспринимаются как внешняя необходимость,

6.   социальная изоляция – чувство своей отверженности, неприятность окружающими.

Другой американский исследователь Р. Лифтон создал целую модель современного человека – Протея, который уже не чувствует себя автономной, устойчивой, замкнутой личностью (монадой) , а постоянно изменяет свои личностные характеристики, ценности, стиль жизни.

Подавляющая масса современных людей – это пассивные личности, подавленные, подчиненные современной отчуждающей и дегуманизирующей человека культурой. Они могут быть разделены на три типа. Конформисты, в значительной мере утратившие свою личность, приспособленцы, живущие сегодняшним днём, плывущие по течению, не задумывающиеся о своем положении, не ощущающие нравственного беспокойства дискомфорта. Второй тип – пассивно-активные роботы, функционеры формальных бюрократических структур, целеустремленные на карьеру, зацикленные на формальной деятельности, утратившие свою личную сущность.

Третья группа –идейные проповедники и организаторы отчуждения дегуманизации – правители современного общества, в погоне за властью давно утратившие всякие нравственные  ценности и человеческие качества.

Меньшинство современного человечества – это ещё сохранившиеся, не вымершие динозавры, нравственно богатые и культурно развитые личности, понимающие угрожающее направление развитие современной цивилизации, пытающиеся с этим бороться. Все, кто озабочен судьбой личности понимают, что нельзя спасти личность, не спасая современное общество от дегуманизации его во всех сферах. Все они понимают, что борьба за спасение личности должна опираться на верное понимание причин современного кризиса, а так же предпосылок, путей и способов борьбы с анигуманизмом т.н. технотропной  цивилизации.

Но в этом вопросе как раз и нет желаемого единства прогрессивной части человечества . программа спасения зависит от понимания причин современного положения личности. Одни исследователи склонны винить порочную природу человека, другие видят источник всех бед в развитии техники и технологии, “демонизм” техники, третьи  корень зла видят в неправильных, антигуманных общественных отношениях.

Четвертые – в нераспорядочности, подлости и глупости правителей. Отсюда и различие рецептов спасения. Есть и позиции обречённости или фантастической надежды на “инопланетян” помощь высшего разума.

Всеобщим ощущением сегодня является ощущение реальной угрозы гибели и вырождения не только личности, но и вообще всего человечества, и каждый человек должен принять личное решение и занять личное место в борьбе за выживание личности в современном мире и значит, выживание человечества вообще. 


Страницы: 1, 2, 3, 4