рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Лекция по психологии рефераты

Социализация ребёнка носит положительный характер, если в семье он получает положительную эмоциональную поддержку, в школе успешно овладевает знаниями, в коллективе сверстников пользуется уважением и одобрением.

Всё это воспитывает в школьнике уверенность в себе. Если же вышеперечисленные моменты (семья, учителя, сверстники) не дают положительного поощрения учебной деятельности ребенка и вообще его поведения, то у ребенка возникает комплекс неполноценности, который может закрепиться у него на всю жизнь. Самым важным периодом социализации является юношеский возраст (14-25 лет). Его иногда делят на ранний (14- 18 и поздний 18-25). Ведущей деятельностью здесь является выбор и освоение профессии, учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой человек не только усваивает профессиональные знания и навыки, но и осваивает нормы профессиональных, социальных, производственных отношений. Именно в этом возрасте завершается формирование устойчивого самосознания личности и её характера. Кроме профессиональной деятельности, второй проблемой этого возраста является поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми. Положительная социализация в этот период выражается в том, что человек находит своё Я, своё место в жизни, уверенно включается в определённую социальную  группу. Ошибки в воспитании на предыдущих этапах, другие внешние и внутренние неблагоприятные факторы могут вести к отрицательной социализации – тревоги, одиночеству, инфантилизму, асоциальному поведению, враждебности к миру и людям, когда человек не находит признания, своего места в обществе, уходит в себя, боится, избегает личного общения (особенно с лицами противоположного пола).

Социализация в принципе не заканчивается с формированием цельной личности в юношеском возрасте. Она фактически продолжается всю жизнь, поскольку в трудовой деятельности и в других сферах своей жизнедеятельности личность постоянно  испытывает определённые воздействия общества  и изменяется под их влиянием, хотя эти изменения опосредованны самосознанием личности (и как бы само регулируются ею). Они также не носят такого резкого и ярко выраженного характера.

Особым моментом социализации являются т.н. критические возрасты, соответствующие основным стадиям социализации. Эти критические возрасты неизбежны и естественны, ибо они есть резкий и качественный переход от одного уровня социализации, развития личности к другому. Они сопровождаются отрицанием, пересмотром прежних форм поведения и отношений человека и возникновением новых, более высоких. Задача воспитателей в этот период – не упорствовать в своих старых отношениях к ребенку, а перестроить свои отношения в соответствии с изменившимся состоянием личности. Критические возрасты могут проявляться по разному – резко бурно, остро, если окружающие личность люди, воспитатели неверно на них реагируют. Выделяют в жизни личности следующие  основные критические возрасты: рождение (кризис новорожденности), детский – около 3-х лет, ребенок становится самостоятельной личностью, юношеский – (18-20 лет) самоопределение  в жизни, рубеж 30 и 40 лет – переосмысление прожитой жизни, её итогов. Старческий кризис (переход от активной трудовой деятельности к доживанию, “отдыху”) – очередной пересмотр своего места в жизни, новое “самоопределение”, подведение итогов жизни.

4.   личность и социальная среда, социальные роли и статус личности.

Определяющим фактором развития и формирования из индивида личности являются как видим отношения личности и общества, которые имеют две стороны: сначала общество творит личность, а затем сформировавшаяся личность творит, воспроизводит и развивает в обществе. Рассмотрим конкретный психологический механизм взаимодействия уже  сложившейся личности и общества. По отношению к конкретной личности общество выступает как своеобразная, конкретная социальная среда обитания, в которой конкретный человек занимает определенную нишу, место. Что представляет эта среда: общие условия общественно-экономического строя и соответствующие ему культурные, политические, экономические институты и организации, конкретные  бытовые условия существования и жизнедеятельности личности, конкретные малые группы, в которые социализирован, включен индивид. Что представляет собой эта ниша или место индивида в социальной  среде? Она характеризуется таким понятием как социальный статус личности – совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением  в определённой социальной системе и иерархии общественных отношений. Возможны три основных типовых позиции в отношениях личности и среды в зависимости от удовлетворённости личности своим местом в данной среде или вообще самой средой. Первая позиция, если личность неудовлетворенна средой, - бунт личности против среды, противостояние ей, отстаивание своей независимости, в худшем случае бегство от среды. Вторая позиция подавление личности средой, приспособление личности к среде, если среда вполне удовлетворяет личность. Третья позиция – самоопределение личности по отношению к среде, выражающиеся в активном изменении тех компонентов социальной среды, которые не удовлетворяют личность.

Взаимодействие личности со средой происходит через систему социальных ролей, которые она исполняет. Социальная роль – относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия; мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной  объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Занимающей определенное положение в обществе, т.е. имеющей определенный социальный статус личности, общество, соц. Среда предъявляет вполне определенный социальные ожидания в отношении ее поведения, т.е. соответствующие этому статусу социальные роли. В зависимости от характера исполнения этих ролей личностью, степени реализации социальных ожиданий, общество применяет к личности положительные или отрицательные (насмешки, бойкот, угрозы, выговор, неодобрение) санкции.

Однако, человек не является пассивным слепком среды, исполнителем предписанных, заданных его также заданным статусом ролей. Активность личности, ее взаимодействие на социальную среду, ее самоопределение проявляется, во-первых, в выборе и смене своего социального статуса (который зависит от объективных условий социализации личности, но и от ее самостоятельного решения), во-вторых, в характере исполнения социальных ролей.

Выбор статуса стимулируется внутренними, ведущими потребностями личности. Причем мотивы выбора статуса делятся на две группы: утилитарные – стремление к материальным благам и ценностям, соц. Льготам или нравственным разного рода (социально-псих. защищённость, любовь, одобрение, уважение людей). Характер исполнения ролей личностью определяется степенью совпадения самосознания личности и исполняемых ролей, т.е. ожиданий личности и ожиданий общества. В случае полного совпадения, имеет место искренне исполнение роли, приносящее личности чувство социального удовлетворения, и ведущее к максимальному слиянию личности с ролью (хотя полного слияния не бывает никогда). Если это совпадение частичное, то имеет место определённый формализм в исполнении роли, и четкое отделение личностью себя от роли, рассматриваемой, как вынужденная необходимость, не составляющая сущность личности. Естественно, формальное исполнение не приносит полного и глубокого социального удовлетворения. Если же  ожидание личности и социальные роли ее резко расходятся, то имеет место внутри личностный конфликт между исполнителем и ролью. Возможны следующие виды такого внутри личностного конфликта, разлада между ролями и актером:

1.   если роль выше возможностей личности, ее самосознания “Я”. Она грозит переутомлением, появлением неуверенности в себе.

2.   если роль  ниже возможностей “Я”, то рассматривается личностью как недостойная и унизительная.

Этот конфликт может разрешаться в разных формах:

а) объективное изменение ситуации (повышение статуса или изменение его.

б) отказ от исполнения роли.

в) переход конфликта  в сферу подсознания, что внешне выражается в психической напряжённости  и срывании зла на козлах отпущения.

г) рационализация – убеждение себя  и других в добровольности исполнения этой роли,

д) неадекватное поведение, проявляющееся в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить противоположную ей роль (например, ребёнок, нуждающийся в ласке, ведёт себя грубо).

е) обращение гнева на себя, самокритика, переоценка себя как неудачника.

Личность исполняет не одну, а много ролей, т.к.  вступает в разные социальные отношения с разными людьми в разных ситуациях и социальных групп. Каждая роль накладывает свой отпечаток на личность, ее самосознание, требует мобилизации психических сил. Однако, человек никогда не отождествляет себя целиком без остатка ни с одной ролью, ни с суммой каких-то типичных значимых для него ролей. Независимость личности от ролей не абсолютно, а относительно (ибо какие-то роли все равно  приходится исполнять). Она выражается в том, что:

1.   личность выбирает не только характер исполнения ролей, но и сами роли (в меру своего нравственного развития и соответствующей свободы выбора). Общество более или менее навязывает личности определенный набор ролей, но выбор остается за личностью, как и уклонение от выбора.

2.   Личность сама может творить новые социальные роли, образы, образцы поведения, которые общество может принимать или отвергать.

3.   Личность, исполняя разные роли вынуждена сама ранжировать их, т.е. распределять по степени важности и значимости на основные и второстепенные, а также личность оценивает роли (не без влияния общественного мнения) как положительные или отрицательные.

Основной проблемой отношения личности к своим ролям является совместимость ролей. Роли, исполняемые личностью не должны противоречить друг другу. В  противном случае либо формируется противоречивая личность, либо отторгается одна из противоречивых ролей.

Количество ролей, исполняемых личностью велико. Попробуйте, например, подсчитать сколько ролей и каких вы играете в течении дня. Чтобы  в них  как то сориентироваться прибегают к классификации ролей. Такие классификации возможны по самым разным признакам. Например, по значимости для личности: значимые, положительные, значимые отрицательные, безразличные, главные, второстепенные. По возрасту. По ситуации – т.н. ситуативные роли. по виду деятельности, по разным социальным группам (семейные, в производственном коллективе и т. п.), внутригрупповое деление. Мы отметим только условность любой классификации и ее личностный характер. Для успешного ранжирования исполняемых ролей каждая личность поневоле вынуждена так или иначе их классифицировать, сознательно или бессознательно.

Важной характеристикой личности является не только качество исполняемых ролей и качество самого исполнения, но и богатство ролей, которыми овладела личность, ибо оно определяет богатство самой личности.

Условием успешного исполнения различных ролей является умелая комбинация и переключение ролей. Человек может одновременно исполнять несколько ролей или последовательно, и понятно почему важно выделять главную в данный момент роль и быстро входить в новую роль.

Наконец, в заключении отметим, что личность играет роли не только перед обществом, в лице его конкретных представителей, с которыми она вступает в отношения, но и перед самой собой, а может играть перед воображаемыми зрителями и играя роль всегда нуждается в подкреплениях (поощрениях, хотя могут быть и отрицательные подкрепления), награда  за исполнение ролей. Каждая личность в свою очередь является также и зрителем, наблюдающим и оценивающим исполнение  ролей другими людьми, и прежде всего близкими к ней. Здесь вырастает проблема взаимооценки и взаимосоответствия  в процессе общения. Но это относится уже к другой теме, которую мы рассмотрим поздней.

4.   Психологическая структура личности.

  Психологическая структура личности есть система психических состояний, качеств, процессов. Употребляя слово: система, мы имеем ввиду, что это не просто набор независимых характеристик, а сложная система взаимосвязанных очень сложными и разнообразными связями психических явлений, характеризующих личность как  субъекта социальных отношений и деятельности. У каждой конкретной личности она индивидуальна и уникальна, но общее её строение и компоненты типичны. Возможны разные построения системы или  структуры личности. Наша будет построена на принципе последовательности социализации личности, поскольку итоговая структура личности есть  снятая история ее становления.

(Снизу  вверх она выглядит так: темперамент ® направленность ® способности ® характер ®  сознание ®  самосознание. А темперамент. – это биологический фундамент личности, т.е. врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования. Степени эмоциональной возбудимости и  уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. В переводе с греч. темперамент означает “соразмерность”, “смесь”. Впервые  описал темперамент Гиппократ, назвав типы темперамента по преобладанию в организме определенной жидкости: сангвис – кровь, холи – желчь, флегма – слизь, меланхоли – черная желчь. Физиологические основы темперамента изучил И. П. Павлов, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Деятельность головного мозга по Павлову определяют два основные процесса – возбуждение и торможение. Они различаются по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости  от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре типа нервной высшей деятельности, каждому из которых и соответствует определенный тип темперамента:

1.   “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный (холерик)),

2.   “живой” (сильный, подвижный, уравновешенный (сангвиник)),

3.   “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)),

4.   “слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный (меланхолик)).

Холерик – человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего  он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевая себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движения, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность  его нервной системы (н.с.) определяет цикличность в его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и как, только они истощаются, он дорабатывается до того, что все ему невмоготу. Появляется раздражённое состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (все падает из рук). Чередование положительных циклов подъёмов настроения и энергетичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н.с. обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность н.с. обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособленность к новым условиям. Это обаятельный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае становится скучным, вялым, отвлекается. В острой ситуации проявляется “реакция льва”, т.е. активно, обдумано, защищая себя, берется за нормализацию обстановки.

Флегматик –  реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить), обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспособляется к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях остается внешне спокоен.

Меланхолик - обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, стопор, растерянность, стресс “кролика”, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности по сравнению со спокойной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности, для восстановления которой требуется более длительный отдых. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться им, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н.с. они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Тип н.с. хотя и определяется наследственностью, не является абсолютно неизменным. С возрастом, а так же под влиянием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств может измениться, хотя в ограниченных пределах. Кроме того редко встречаются темпераменты в чистом виде – это не различия по уровню возможности психики, а по своеобразию ее про явления, по характеру протекания психических процессов.

Как влияет характер темперамента на деятельность личности.

Во- первых, он определяет не результативность деятельности, а различие способов достижения цели. Любой темперамент может справиться с любой деятельностью, но своим способом, в разное время.

Во – вторых, темперамент сам по себе никак не влияет на способности, а лишь на форму их выражения, проявления. В – третьих, для каждого типа темперамента существует свой, наиболее подходящий способ деятельности, при котором достигается максимальная продуктивность, и наоборот, такой способ, который наименее  подходит этому темпераменту и ведет к низкой продуктивности. Так, особая подвижность  сангвиника может привести к дополнительному эффекту, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий  к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентированность и монотонного труда обнаруживают большую  продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

Страницы: 1, 2, 3, 4