рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Лекция по психологии рефераты

Реферат: Лекция по психологии

Лекция 2

Тайна человеческой личности.

План

1.   Проблема познания личности (тайна человеческой природы и неисчерпаемость личности).

2.   Личность и индивидуальность.

3.   Социализация личности.

4.   Личность и социальная среда, социальные роли и статус личности.

5.   Психологическая структура личности.

6.   Проблема типологии личностей.

7.   Психологические проблемы и судьба личности в современном мире.

Эпиграф:   “Весь мир театр.

                     Все женщины, мужчины – все актеры,

                     У них свои есть выходы, уходы,

                     И каждый не одну играет роль.

                     Семь действий в пьесе той…”

                                                                             (У.Шекспир).

I.          Проблема  познания личности

Каждый человек с полным правом может сказать – самое дорогое, что есть у меня, и чего нельзя от меня отнять, даже убив меня, - это моя уникальная, неповторимая личность. (А. С. Пушкин: “Нет, весь не умру. Душа в заветной лире, мой прах переживет и тленья убежит…”) Среди миллиардов людей, ныне живущих, живших ранее и тех, что будут жить, не было и нет и не будет другого  такого  человека как я. Вполне справедлива мысль о  том, что когда рождается человек, рождается  целый новый мир, новая вселенная, а когда умирает, умирает безвозвратно этот мир, эта вселенная, которая также неисчерпаема, как и внешняя, окружающая нас вселенная. Или не умирает целиком и совсем бесследно? (остается частично жить в своих вкладах, персонализированных в людях и вещах). Трагедия смерти каждого человека в том и состоит, что гибнет не просто один из миллиардов человеческих особей, гибнет личность и весь ее неповторимый и невосстановимый мир и всё человечество становится беднее, гибнет всё потенциальное богатство материальной и духовной культуры, которую могла бы еще подарить человечеству личность. (Парадокс жизни: сил в юности много, а ума и предусмотрительности знаний, правильного понимания жизни и ее направление нет в старости же наоборот, есть все нужные знания для “правильной” мудрой жизни, но нет ни времени, ни сил). Каждый человек хочет считать себя личностью и обидится, если его не будут считать таковой другие люди (особенно чутки к этому ущербные или ущемленные личности.)

Но не каждый задумывается над тайной личности, и не каждый задумавшийся над ней постигает эту  тайну. Философы ищут ответ в абстрактных философских теориях. Психологи ищут ответ в исследовании психологических физиологических процессов индивидуального организма. Социологи ищут ответ в исследовании общественных отношений и их влиянии на человека. Только религия не ищет теоретического ответа, она постулирует принципиальную личность и мистический путь её само постижения через общение с богом. Но тайна индивидуальной человеческой личности остается до конца не разгаданной.

Дело в том, что ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой личности. Всегда остается некий остаток, принципиально несводимый ни к какой теории. Поскольку каждого больше интересует его собственная личность, а не личность вообще, то встает вопрос, а в чем же польза теоретических знаний о личности вообще? Если они не объяснят тайну моей конкретной личности.

Польза рассмотрений  этих теории в том, что они могут помочь каждой личности в ее самопознании, дать какие-то ориентирующие представления, на конец, пробудить интерес к самой проблеме и дать стимул к самопознанию своей личности

Индивидуальная личность как предмет познания неисчерпаема, ибо она имеет потенциально-бесконечное количество проявлений, а так же находится в состоянии  постоянного развития и изменения, имеющий также потенциально-бесконечный набор возможностей. Но не нужно путать исчерпывающие знания о личности со знанием, пониманием ее существенных сторон и качеств, которые не только достижимы, но необходимы человеку для сознательного управления своей жизнью и судьбой. Это-то  понимание, ключ и методику к нему и дают психологическая концепция личности, но не всякая. А лишь опирающаяся на правильную объективную  диалектико-материалистическую философскую базу. О чем здесь идет речь?

О том, что понять, что такая личность вообще невозможна не дав сначала ответ на вопрос: что такое человек вообще. Ибо личность это и есть индивидуальный человек. И основания индивидуальности заключены в природе человека  вообще. А это – вопрос чисто философский. И философы дают богатый набор ответов о природе человека. От натуралистических до разного рода идеалистических. Возьмем, например, такую концепцию: человек это один из видов животных, обладающий теми же потребностями биологическими и способностями, что и они. Особенность этого вида в том, что он самое хищное и всеядное животное. Животное социальное, способное к речи. Индивидуальность личности при этом сводится к набору биологических качеств и инстинктов, присущих каждому отдельному человеку: как биологической особи. Но при таком подходе уж очень бедным и примитивным выглядит мир личности и другие животные также должны быть признаны как личности. Философы  идеалисты склонны сводить сущность человека к его идеальным, духовным качествам – душе, сознанию, интеллекту и т. п. При этом, однако, теряется реальное основание индивидуальности  человека – его индивидуальный биологический организм. Ведь духовные качества являются общими, общественными по своей природе, надындивидуальными. Идеалисты не могут найти какого-то основания их индивидуализации, и им остается просто постулировать. не решает проблемы и третий вариант – механическое сочетание натуралистического и идеалистического подходов к сущности человека, т.к. приводит к неразрушимому дуализму души и тела, что тем более запутывает вопрос о критериях индивидуальности личности. В этом вопросе о природе человека, как определяющим для решения вопроса о природе личности и заключен ключ и главная трудность познания личности.

Реальное основание для действительного познания личности, как вообще, так и конкретной, дает только диалектико-материалистическая концепция сущности человека. эта концепция при определении сущности человека исходит не из произвольного набора внешних признаков, а из родовой, определяющих видовую специфику и сущность человеческого существа  деятельности общественного, производительного материального труда.

Значит сущность человека определяется системой отношений общественных, возникающих в процессе труда. Эти отношения делятся на два вида, выступающие как две стороны единого процесса труда: отношения между человеком и природой и отношения между людьми. Специфика обоих отношений в том, что они опосредованны орудиями труда и соответствующими формами деятельности социальными.

Т.е. мы видим, что сущность человека не дана ему как биологическому существу (особи вида биологического “человек”) от природы, а возникает в процессе включения индивида в систему общественных отношений и общественного производства. Человек,  есть индивид, включённый в эту систему.

    2. Личность и индивидуальность.

Опираясь на такое понимание сущности человека, мы можем перейти к понятию личности. Личность есть индивидуальный человек. Каковы основания индивидуальности личности и что такое вообще индивидуальность? Индивидуальность человека - уникальность  набора присущих ему качеств. Ее основания заключены в биологической индивидуальности человеческого организма и в индивидуальности социального опыта индивида (конкретной системы социальных отношений и форм деятельности, в которую включен отдельный индивид). Т.е. мы можем выделить два вида индивидуальности, присуще человеку:

1.   биологическую индивидуальность (уникальное сочетание биологических особенностей организма).

2.   социальную (уникальную систему общественных отношений конкретного вида).

Какая из них главней. Естественно, что для характеристики личности большое значение играет социальная индивидуальность, социальные, а не биологические качества индивида (не рост, например, а нравственные качества). Но мы должны избегать распространенной ошибки отделения и противопоставления биологической и социальной индивидуальности как двух независимых друг от друга  сторон личности.

На самом деле – это две стадии развития человека (от индивида к личности, от биологической индивидуальности к социальной, а не две стороны личности. Личность, т.е. следует определить как социальную индивидуальность, в которой снята, преодолена, преобразована и сохранена, но в новом высшем социальном качестве биологическая индивидуальность человека.

Личность выступает как социальное качество индивида, приобретаемое им в процессе социального воспитания и сохраняемое в процессе социальной жизнедеятельности

 Другими словами личность – социальная индивидуальность человека, или индивид, включенный в конкретную для него систему общественных отношений по поводу воспроизводства собственного существования и средств к нему, а так же одновременно собственной социальной сущности. В связи с определением личности как индивидуальности, давайте ограничим понятия индивидуальности и типичности. Индивидуальность отношений и качеств личности (биологических или социальных) не означает их уникальности. Разным личностям и индивидам могут быть присуще одинаковые качества, являющиеся в принципе общими, родовыми, типичными. Индивидуальность  выражается в уникальности для каждого индивида сочетание или набор тех или иных качеств, в различной степени и формы проявления.

Индивидуальность не только не отрицает похожесть и типичность, но напротив только и возможна благодаря типичному, как возможность уникального набора из типичных черт.

Подведем итоги. Как связаны эти четыре понятия – индивидуальность, индивид, человек, личность? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, который приобрел социальную индивидуальность, и снял т.е. свою биологическую индивидуальность. Всякая личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления  ответа:

1.   объективное (признающее личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и деятельности).

2.   Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – личность, и считающее необходимым установление социальных критериев личности, – т.е. избранных социальных  качеств). Согласно этому направлению чтобы быть личностью недостаточно просто  быть человеком, субъектом общественных отношений и деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими. Наиболее часто называются следующие критерии личности:

-    Самосознание, - определенные моральные качества, сила воли, - способности

-    Самокритичность, - свобода (в моральном и аморальном смыслах),

-    Самовоспитание, -  или перевоспитание (тот, кто сам себя строит),

-    Непохожесть на толпу, массу, большинство (кто идет наперекор всем, вышел из толпы, пошел наперекор всем) и т.д.

    Возможны, конечно, различные комбинации специальных личностных качеств из этого набора.

В принципе, с научной точки зрения или в широком смысле слова каждый человек является личностью (каким бы незначительным или средним, типичным, ничтожным он бы нам ни казался, ибо он обладает своей уникальной  социальной индивидуальностью). В узком же ценностном смысле слова, конечно, можно говорить о различных уровнях развития личности в зависимости от выбранных критериев.

3.   Социализация личности.

Каждый  человек рождается не как человек, а как индивид или  биологическая особь вида человек разумный. Чтобы стать личностью, человеком индивид должен пройти процесс социализации. Если он по каким то причинам не пройдет ее, он так и останется биологическим индивидом, лишенным собственно человеческих социальных качеств.

      Социализация личности есть т.о. процесс превращения индивида в человека и личность, процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыты в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или  группе. В этом процессе можно выделить  две взаимосвязанных стороны:

I.          индивидуализация социального содержания (социальных отношений и форм деятельности)

II.         социализация биологической индивидуальности человека.

По поводу сути социализации есть разные толкования. Т.н. биогенетическая концепция рассматривает социализацию как детерминацию социальных качеств личности биологическими  качествами. Социогенетическая концепция, наоборот, считает, что при социализации социальное подавляет в человеке биологическое. Есть теории конвергенции, механического сочетания влияние на социального на биологическое и биологическое на социальное, в результате чего в личности сохраняется биологическое, но появляется и социальное и они ведут между собой борьбу. Все эти трактовки ведут в  тупик. Подлинная суть социализации состоит не в борьбе социального и биологического, заканчивающейся неважно чьей победой или сосуществованием, а в превращении биологического в социальное. Механизм этого превращения, преобразования точнее сказать,  таков: биолог. потребности индивида – осваивающая деятельность (социальные способы удовлетворения потребностей) – социальные потребности сознательная социальная деятельность – новые социальные потребности и т.д.

В процессе социализации первоначальная активность индивида (ребёнка) стимулируется, побуждается его ест. биолог.  потребностями. Но общество в лиц своих представителей – воспитателей навязывает индивиду (ребёнку)  социальные способы удовлетворения этих потребностей (формы деятельности). Осваивая эти социальные формы индивид преобразует свои биолог. потребности в социальные. Каждая удовлетворённая социальным способом, социальная потребность далее стимулирует, побуждает, рождает новые формы  социальной деятельности, а те рождают новые потребности и т. д. Таков механизм не только социализации, но и развития личности (его своеобразно описал Пушкин в образе старухи из “Золотой рыбки”).

Т. о. В основе социализации личности лежит социализация и социальное развитие ее потребностей и способов их  удовлетворения.

Основные моменты социализации: - вступление индивида в систему социальных отношений – овладение индивидом социальными формами деятельности – приобретение индивидом социальных качеств, - усвоение индивидом мира духовных и материальных ценностей, знаний, накопленных человечеством.

Социализация является результатом взаимодействия трех основных взаимодействующих факторов:

1)   социального воспитания

2)   биологических качеств индивида и личного опыта (личной, индивидуальной деятельности).

В свою очередь характер социального воспитания и его формы определяют прежде всего существующим общественным строем и соответствующей ему материальной и духовной культурой. Но этот специальный вопрос мы рассмотрим в другой теме.

Социализация проходит ряд этапов первый период – младенчество от рождения до года. Это этап доверия к миру. Ведущей деятельностью на этом этапе является эмоциональное общение со взрослыми. Благодаря этому общению ребёнок осваивает нормы отношений между людьми. В этот период у ребенка ещё не сформировалось самосознание. В зависимости от характера воспитания – обращение матери с ребенком в этот период у него формируется либо позитивное, оптимистическое отношение к миру (если он получает качественный уход и имеет положительное и достаточное общение с матерью), стремление к жизни, либо отрицательное, недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти (если имеется дефицит эмоционального общения с матерью и оно носит негативный характер).

Вторая стадия – раннее детство (от 1 до 3лет) – этап самостоятельности. Ведущей деятельностью является предметная, и соответственно на первый план выходит усвоение общественно – выработанных способов деятельности с предметами. Именно в этот период ребенок впервые начинает осознавать субъектом собственных действий и поступков (отделяя свои действия от действий взрослых). Он говорит: “Я сам”, не только отделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя другим (это моё). В этот период формируется автономия и независимость ребенка, он учится контролировать себя при выполнении основных бытовых действий. Родители при этом стараются регулировать степень автономии, уравновешивая её стыдом и наказанием за неправильные действия. В оптимальном варианте должно соблюдаться определённое равновесие автономии и стыда и тогда развитие ребенка будет положительным, у него сформируется самостоятельность, автономия, опрятность, воля. Если же самостоятельность автономия ребенка будет чрезмерно  подавляться ребенка разовьется сомнения в своих силах, стыд, зависимость от других. Третий период – дошкольное детство (3-7 лет) – этап выбора инициативы. Ведущей деятельностью является игра, смысл которой состоит в освоении социальных ролей, взаимоотношений между людьми. В этом возрасте развитие самосознания сводится к самооценке своих качеств. Если родители поощряют и развивают игровую активность ребенка, то тем самым они формируют правильное отношение ребёнка к миру – инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность. Если же в этот период родители не уделяют внимание к играм ребенка, подавляют его чрезмерной  мелочной опекой, то у нег возникает пассивность, неуверенность, чувство вины, подражание образцам. Следующий период – школьный возраст (от 7 до 14 лет). Основной деятельностью является учебная и общение со сверстниками. В этот период происходит освоение знаний, развитие интеллектуально - познавательной сферы личности, освоение норм отношения между людьми. В этот период начинает формироваться т.н. Я – образ  - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере сознания, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими. В образ Я встраивается и отношение человека к самому себе. Протекание этих процессов также существенно зависит от метода и приемов воспитания и успешной учебной деятельности ребёнка.

Страницы: 1, 2, 3, 4