Реферат: Экономическая география 50 вопросов
Согласно теории экон. районирования р-ны
различаются по: (районообразующие факторы)
·
уровню
экон. развития,
·
особенностям
формирования трудовых ресурсов,
·
степенью
концентрации и специализации произ-ва,
·
освоенности
территории (в первую очередь транспортная освоенность),
·
естественные
условия произ-ва.
Центральный
район (ЦР)
ЦР — экон. и полит. ядро страны. Территория
составляет 2,8% территории России, в него входят 12 областей.
Здесь сконцентрирован огромный
научно-технический потенциал. Здесь готовят кадры высшей квалификации, т.к.
здесь сосредоточены институты Российской Академии наук и отраслевых академий,
проектно-конструкторские организации, концентрируются наукоемкие (в том числе
оборонные) и трудоемкие произ-ва.
ЦР — р-н древне- и старорусского заселения,
центр формирования Московского, а затем Русского государства, получивший
столичные функции (Москва — столица России).
ЭПГ обладает несомненными преимуществами по
сравнению со многими др. р-нами. На формирование ЦР оказали воздействие прежде
всего экон.-геогр. положение и особенности исторического развития. Выгодное
положение ЦР на водоразделах Волги, Западной Двины в период становления
Русского государства и относительной безопасности от внешних врагов
способствовало быстрому заселению и освоению ее территории и повлияло на роль
Москвы как «собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и
пром-ному развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями
страны, особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП,
наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее
роль — организатора индустриализации страны.
Поверхность ЦР не создала препятствий для
освоения и заселения территории, для с/х и транспорта. Невысокие возвышенности
на западе переходят на востоке в низменности.
ЦР относительно небогата природными
ресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняки, глина, песок)
и фосфориты, соль начали активно использовать лишь в XX в. Но они только
частично удовлетворяют потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы.
Умеренно континентальный климат с достаточным
увлажнением позволяет при больших земельных ресурсов, при правильной мелиорации
и агротехники получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге —
сахарной свеклы.
Население. ЦР — территория, где сформировался
русский народ, но проживают многие народы страны. Население составляет 20,5%
населения России, Резко преобладает городское население (76%). Важнейшее место
среди городов занимает город-«миллионер» Москва (8,8млн. чел). Вокруг него
сформировались городские агломерации. В ЦР много древних городов (Смоленск, Муром,
Ярославль, Суздаль, Рязань, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее города возникли
из бывших фабричных сел (Иваново и др.). Много больших и малых городов создано
в советское время.
Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее
крупных городов. Они могут решаться лишь совместно с системой городских
поселений, образующих агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое
значение приобретает возрождение малых городов как центров культуры,
образования, рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что
позволит улучшить жизнь российской «глубинки».
Сельское расселение имеет свои геогр.
особенности. В северных частях ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранее
преобладала миграция сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток
трудовых ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части
жителей зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв,
создание поселков и городков для служащих российской армии и членов их семей в
связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых государств.
Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва
ЦР складывались под влиянием ряда факторов:
1. роли ее р-нов как
главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия
высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр.
положения, в том числе столичного;
5. благоприятных
транспортных связей;
6. использования
преимущественно привозного сырья и энергии;
7. в Москве и городах ЦР
была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной.
ЦР специализируется на наукоемком
квалифицированном машиностроении, и в меньшей мере на отраслях,
перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим.,
металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой
(текстильной) пром-ти. Особое место занимают наука и научно-техническое
обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в
последние годы туристско-экскурсионная деятельность.
Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как
разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция
комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной
технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение,
электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника (Москва,
Зеленоград и др. города Подмосковья, Иваново, Рязань).
ЦР специализируется на произ-ве
энергетического и электротехнического оборудования (Москва). Здесь производится
более 1/4 продукции транспортного машиностроения: автомобили, самолеты (Москва,
Смоленск, оборудование для ж/д транспорта (Коломна, Мытищи). Аэрокосмический
комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград) и предприятия оборонного
комплекса многих городов в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е.
переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции. В ЦР производят
машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения
(автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы).
Дополняют машиностроительный комплекс
предприятия, производящие конструкционные материалы. В ЦР выделяется хим.
пром-ть, производящая каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-н),
пластмассы, удобрения (Подмосковье). На севере и северо-востоке ЦР получила
развитие лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть,
использующая в основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала
основным в стране производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва,
Иваново, города Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. обл.
Топливно-энергетический комплекс использует в
основном топливо и энергию др. р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф,
гидроресурсы. С востока поступает нефть на НПЗ. Электроэнергетика включает ТЭС,
ГЭС и АЭС.
АПК ЦР можно географически подразделить на
два р-на. Первый р-н — в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает
пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть. Второй р-н занимает север и запад ЦР,
где занимаются льноводством и молочным животноводством.
Для обеспечения экономики ЦР и ее городов
сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой
характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в
значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание
скоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых
автомагистралей и аэропортов.
Главные водные перевозки Западной зоны
осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в
стране система авиалиний расходится от Москвы.
В ЦР, где в старинных городах много
памятников истории и культуры, начинает активно формироваться новая отрасль —
туристско-экскурсионная. Близ крупнейших городов создаются
санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах все большее место занимает
непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление, наука и высшее образование.
Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР
имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах
пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы.
Столица России — Москва — крупнейший
пром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны.
Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное,
транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти,
размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической.
6.
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
Транспорт
— необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в доставке
продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и полуфабрикатов — до
пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы осуществить терр-ное
разделение труда между регионами и территориями. Основные виды транспорта: ж/д,
морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют
транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех видов транспорта,
объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых
сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами. В РФ
несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва. Роль различных видов
транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной
работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость,
грузоподъемностью и влиянием природных условий на его работу. Транспортная сеть
формируется в основном под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение
производительных сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития,
размещения городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов
и т.д.
Железнодорожный
транспорт
Он
играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится основная
масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями страны (большие
расстояния, плохое состояние автомобильных дорог). Протяженность ж/д в РФ
87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка больше. Темпы развития ж/д
отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва. Поэтому важнейшие магистрали
сильно загружены, скорость движения низка (30 км/ч). Основные черты географии
ж.д. определились еще в царское время и мало изменились потом. В европейской
части конфигурация напоминает кольцо (с центром в Москве) от которого отходят
радиусы (на С-Петербург, Смоленск, Орел, Нижний Новгород). На разных
расстояниях эти радиусы пересекаются кольцевыми дорогами. От европейской части
к востоку протянулись широкие магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску,
Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше. Это создает проблемы для грузопотоков
идущих на Урал, и Сибирь. После распада СССР значительные участки ж.д.
оказались за пределами РФ. Одним из направлений развития ж.д. транспорта
является электрификация ж.д., др. — строительство скоростных дорог (первый
проект скоростной дороги Москва - С-Петербург так и не начат).
Автомобильный
транспорт
Это
один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой маневренностью и
скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителю.
Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в восточных и северных
р-нах страны, горах Кавказа, где отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность
автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества дорог. Их
протяженность 880тыс.км, но только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие
автодороги расходятся лучами от Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту,
Челябинску. В восточных р-нах число дорог уменьшается. До сих пор нет
автодорог, пересекающих всю РФ с запада на восток. Плохое состояние дорог в
сельской местности очень затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это
проблема остра для Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт.
Морской
транспорт
Этот
вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны Но после
распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской транспорт имеет
сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По тоннажу российский флот
занимал седьмое место в мире, но большая часть уже выходит из строя. В РФ 39
портов, но относительно крупных только 11. Первое место в грузообороте
принадлежит портам Тихого океана, через которые снабжаются северо-восточные
р-ны страны и осуществляются внешнеэкономические связи с Азией и Австралией.
Второе — Балтийские порты, обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой.
Через порты Черного моря осуществляется в основном экспорт нефти. По морям
Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в
снабжении Крайнего Севера.
Речной
транспорт
Он
играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а сухопутный
транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные грузы, не
требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов. Волго-Камский
бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего перевозки грузов в
экономически развитой части страны.
Авиационный
транспорт
Это
единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов не
велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя
скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров.
Трубопроводный
транспорт
Этот
вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по затратам
намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие
продукты переработки нефти.
Связь
Задача
связи — передача различной информации, объем и роль которой стремительно
нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие уровня развития
российской связи современным требованиям. РФ практически выпадает из глобальной
системы связи: из-за малого количества линий связи, недостаточное количество
современных видов связи. Уровень телефонизации очень низок, используется
устаревшее оборудование, вводимое вновь оборудование, как правило импортное.
Лучшая ситуация с радиофикацией и телевидением. Но РФ значительно отстает в
области многоканального, спутникового телевидения и разработки телевидения с
высокой четкостью (цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка
трансроссийской артерии оптико-волоконной связи, которая может стать составной
частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи.
8.
РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗ-ВА
Отдельные
части территории России отличаются друг от друга по природным, историческим и
соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по совокупности природных и
хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория, которая отличается от др.
специализацией и особенностями развития хоз-ва, своеобразием геогр. положения,
природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная организация хоз-ва строится на
геогр. разделении труда — на хоз-ной специализации отдельных территорий,
которые производят продукцию для др. территорий. На размещение производительных
сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это
совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой
размещения производительных сил, определяющей их развитие.
Группы факторов размещения:
·
природные
(наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка,
климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
·
социально-демографические
(численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура,
религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения,
уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации
трудовых ресурсов и др.);
·
технические
(достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития
производительных сил);
·
экономические
(экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов
произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность
произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);
·
экологические
(охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных
ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения).
Экон. р-н — это территория, отличающаяся от
др.:
1.специализацией хоз-ва
(например специализацией может быть ТЭК)
2.комплексностью
развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)
3.наличием единой
системы управления.
Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных
центрах и узлах имеющий определенный потенциал.
Формирование узлов и центров в каком-либо
месте зависит от:
·
уровня
экон. развития,
·
особенностей
формирования трудовых ресурсов,
·
степени
концентрации и специализации произ-ва,
·
освоенности
территории (в первую очередь транспортная),
·
естественных
условий произ-ва,
·
наличия
природных ресурсов.
Совокупность центров, узлов и транспортных
магистралей образуют опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При
рассмотрении терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны.
При этом выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва,
т.е. узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура
хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль
транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались
пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-ной структуры
хоз-ва Урала— две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и
Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва Поволжья —
крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги.
9.
РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Роль и место России в мировом сообществе
определяется не только состоянием самого государства (ее экономикой, степенью
демократизации, геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том
числе и военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося
мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают
индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию,
характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники,
информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в этих
странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами.
Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в мире все
больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в развитии, либо
живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|