рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Экономическая география 50 вопросов рефераты

Согласно теории экон. районирования р-ны различаются по: (районообразующие факторы)

·    уровню экон. развития,

·    особенностям формирования трудовых ресурсов,

·    степенью концентрации и специализации произ-ва,

·    освоенности территории (в первую очередь транспортная освоенность),

·    естественные условия произ-ва.

Центральный район (ЦР)

ЦР — экон. и полит. ядро страны. Территория составляет 2,8% территории России, в него входят 12 областей.

Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. Здесь готовят кадры высшей квалификации, т.к. здесь сосредоточены институты Российской Академии наук и отраслевых академий, проектно-конструкторские организации, концентрируются наукоемкие (в том числе оборонные) и трудоемкие произ-ва.

ЦР — р-н древне- и старорусского заселения, центр формирования Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции (Москва — столица России).

ЭПГ обладает несомненными преимуществами по сравнению со многими др. р-нами. На формирование ЦР оказали воздействие прежде всего экон.-геогр. положение и особенности исторического развития. Выгодное положение ЦР на водоразделах Волги, Западной Двины в период становления Русского государства и относительной безопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и пром-ному развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль — организатора индустриализации страны.

Поверхность ЦР не создала препятствий для освоения и заселения территории, для с/х и транспорта. Невысокие возвышенности на западе переходят на востоке в низменности.

ЦР относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняки, глина, песок) и фосфориты, соль начали активно использовать лишь в XX в. Но они только частично удовлетворяют потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы.

Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет при больших земельных ресурсов, при правильной мелиорации и агротехники получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарной свеклы.

Население. ЦР — территория, где сформировался русский народ, но проживают многие народы страны. Население составляет 20,5% населения России, Резко преобладает городское население (76%). Важнейшее место среди городов занимает город-«миллионер» Москва (8,8млн. чел). Вокруг него сформировались городские агломерации. В ЦР много древних городов (Смоленск, Муром, Ярославль, Суздаль, Рязань, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее города возникли из бывших фабричных сел (Иваново и др.). Много больших и малых городов создано в советское время.

Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они могут решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение приобретает возрождение малых городов как центров культуры, образования, рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит улучшить жизнь российской «глубинки».

Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв, создание поселков и городков для служащих российской армии и членов их семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых государств.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под влиянием ряда факторов:

1.   роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;

2.   старопромышленного характера;

3.   наличия высококвалифицированных кадров;

4.   выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;

5.   благоприятных транспортных связей;

6.   использования преимущественно привозного сырья и энергии;

7.   в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной.

ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-экскурсионная деятельность.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника (Москва, Зеленоград и др. города Подмосковья, Иваново, Рязань).

ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, оборудование для ж/д транспорта (Коломна, Мытищи). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса многих городов в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции. В ЦР производят машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы).

Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-н), пластмассы, удобрения (Подмосковье). На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. обл.

Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо и энергию др. р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф, гидроресурсы. С востока поступает нефть на НПЗ. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС.

АПК ЦР можно географически подразделить на два р-на. Первый р-н — в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть. Второй р-н занимает север и запад ЦР, где занимаются льноводством и молочным животноводством.

Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.

Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная. Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление, наука и высшее образование.

Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической.

6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и полуфабрикатов — до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы осуществить терр-ное разделение труда между регионами и территориями. Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.

Железнодорожный транспорт

Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог). Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва. Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30 км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и мало изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо (с центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск, Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь. После распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ. Одним из направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д., др. — строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги Москва - С-Петербург так и не начат).

Автомобильный транспорт

Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт.

Морской транспорт

Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны Но после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По тоннажу российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже выходит из строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые снабжаются северо-восточные р-ны страны и осуществляются внешнеэкономические связи с Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты, обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой. Через порты Черного моря осуществляется в основном экспорт нефти. По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в снабжении Крайнего Севера.

Речной транспорт

Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов. Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего перевозки грузов в экономически развитой части страны.

Авиационный транспорт

Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов не велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров.

Трубопроводный транспорт

Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты переработки нефти.

Связь

Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие уровня развития российской связи современным требованиям. РФ практически выпадает из глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи, недостаточное количество современных видов связи. Уровень телефонизации очень низок, используется устаревшее оборудование, вводимое вновь оборудование, как правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и телевидением. Но РФ значительно отстает в области многоканального, спутникового телевидения и разработки телевидения с высокой четкостью (цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка трансроссийской артерии оптико-волоконной связи, которая может стать составной частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи.

8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗ-ВА

Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным, историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория, которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва, своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др. территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие.

Группы факторов размещения:

·    природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);

·    социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);

·    технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил);

·    экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);

·    экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения).

Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:

1.специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)

2.комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)

3.наличием единой системы управления.

Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий определенный потенциал.

Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от:

·    уровня экон. развития,

·    особенностей формирования трудовых ресурсов,

·    степени концентрации и специализации произ-ва,

·    освоенности территории (в первую очередь транспортная),

·    естественных условий произ-ва,

·    наличия природных ресурсов.

Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е. узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги.

9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Роль и место России в мировом сообществе определяется не только состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации, геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11