Реферат: Экономическая география 50 вопросов
Реферат: Экономическая география 50 вопросов
История
развития экономической географии
Становление СЭГ было обусловлено развитием
производительных сил человечества и потребностями в конкретных знаниях о
населении, его хоз-ной деятельности, природных богатствах и их использования в
тех или иных регионах. История этой науки не отделима от истории накопления и
развития геогр. знаний. Первый теоретический труд по географии появился только
в 17 в. — «Всеобщая география» географа Варения. Термин «экономическая
география» впервые применил Ломоносов. Для него ЭГ была наукой наполненной
экон. содержанием и неразрывно связанной с картографией. Таким образом, в 18 в.
в России на основе геогр. трудов и в рамках сложившейся в Западной Европе
статистики начинает складываться ЭГ как самостоятельная наука. Но в полной мере
она сформировалась в первой половине 19 в. В это время появляются работы по
экон. районированию, содержащие экон.-геогр. характеристики р-нов. Это было
обусловлено: большими накопленными ЭГ сведениями, углублением процесса
терр-ного разделения труда, появлением новых пром-ных и с/х р-нов,
необходимостью экон. районирования страны с целью изучения меняющейся географии
производительных сил. В этом направлении работал русский ученый в области ЭГ
Арсеньев, выпустившего свой труд об опыте экон. районирования России. В книге
его выделяются десять «пространств» с учетом их геогр. положения, с оценкой
природных ресурсов, особенностей прошлого развития и перспективами на будущее.
Важные положения теории ЭГ были сформулированы Огаревым: о том, что р-ны
следует рассматривать в динамике (в развитии), экон. районирование должно
опираться на законы полит. экономики, при районировании следует исходить из
развития «главных материальных сил», определяющих перспективу р-на. Т.е.,
например, если в этом р-не есть какие-то значительные запасы минеральных
ресурсов, то необходимо дальнейшее развитие р-на строить на разработке и
переработке этого сырья. ЭГ проблемы рассматривал и Менделеев, его интересовали
вопросы хоз-ной оценки природных ресурсов и геогр. положение частей России,
проблемы районирования. Все эти труды русских ученых как и достижения
зарубежных послужили основой для становления СЭГ в советское время. Это было
особенно необходимо в связи с огромными преобразованиями в размещении
производительных сил, происходящих в России. В 20-е гг. была проделана огромная
научная и практическая работа по организации нового районного направления
терр-ной организации общества, важную роль сыграли в этих работах Александров,
Баранский и др. Ими была разработана методология районирования, которая не
утратила своей научной ценности и сейчас. Практически была осуществлена задача
по терр-ной организации страны. В Московском университете была открыта кафедра
ЭГ.
В целом для ЭГ тех лет были характерны
следующие черты:
·
комплексные
геогр. экспедиции, развитие геогр. краеведения и формирование экон.
картографии;
·
борьба
за целостность ЭГ, единство геогр. наук;
·
формирование
отдельных направлений по изучению географии отдельных отраслей, географии
городов, стран и др.
Но развитие ЭГ не обошлось без идеологизации,
неизбежной в те времена. Были разгромлены многие направления, без которых ЭГ
нашей страны стала резко отставать от мирового уровня — это и демография, и
полит. география. В ту пору влияние ЭГ на экон. развитие страны ослабло.
Современный этап развития геогр. наук и СЭГ
характеризуется углублением международного сотрудничества географов, повышением
роли СЭГ в изучении проблем природопользования и дальнейшего развития страны и
ее р-нов. В мировой ЭСГ все большее внимание уделяется изучению проблем
территорий как объекта целостного геогр. познания. Терр-ная организация
общества становиться важной областью управления, которая требует научного
обоснования. Понятие терр-ной организации общества охватывает все вопросы,
связанные с терр-ным разделением труда, размещением производительных сил,
региональных различий в произ-ных отношениях, расселения людей, взаимоотношений
общества и природы, проблем региональной соц.-экон. политики.
Зарубежная
экономическая география. Теория
Становление СЭГ было обусловлено развитием
производительных сил человечества и потребностями в конкретных знаниях о
населении, его хоз-ной деятельности, природных богатствах и их использования в
тех или иных регионах. История этой науки не отделима от истории накопления и
развития геогр. знаний. Первый теоретический труд по географии появился только
в 17 в. — «Всеобщая география» географа Варения. Огромен вклад западных ученых
Тюнена, Вебера, Кристаллера, Леша и др.
В развитии ЭСГ. В 20-е гг. в Германии вышла
книга Тюнена, в которой рассматривалась модель «изолированного государства». В
этом труде он намного опередил свое время, создав модель пространственного
размещения систем с/х вокруг центра потребления (рынка), в зависимости от
расстояния до рынка (в его книге это центр абстрактного изолированного
государства) изменяется способ использования земли и характер ведения с/х
(инверсия колец Тюнена). Таким образом, Тюненом был открыт метод
математического моделирования систем пространственных экон. зон, который нашел
практическое применение в СЭГ лишь в 20 в.
Западная геогр. наука развивалась по многим
направлениям. Ее интересовали проблемы природопользования, эти темы отражены в
работах американца Марша. Немецкий географ Ратцель был основателем
антропогеографии. В своем труде «Политическая география» он применил
биологическую теорию Дарвина к развитию человеческого общества. Согласно его
концепции людские сообщества должны вести столь же жестокую борьбу за
существование в условиях окружающей природной среды, как растения или животные.
Эта концепция получила название — социальный дарвинизм. По ней государство
подобно организму должно либо расти, либо погибнуть, но никогда не может
находиться в состоянии покоя. Когда оно расширяет свои границы за счет др.
государства, это является отражением внутреннего напряжения. Сильные
государства должны располагать пространством для своего роста. Ратцель писал
также о праве «высших» рас увеличивать свое жизненное пространство за счет
«низших». Особенности истории разных государств, их противоречия и конфликты
объяснялись влиянием геогр. условий. Создатели французской школы «географии
человека» использовали многое из его концепции, отказавшись от его
полит.-геогр. идей. Создавались работы коммерческой географии, рассматривавшей
наиболее выгодные модели терр-ного размещения производительных сил на
территории. Значительную работу по размещению пром-ти создал немецкий экономист
Вебер. Согласно его учению о штандорте (размещении) пром-ное предприятие
стремиться занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и
рынку рабочей силы, что обеспечивает минимальные издержки для предпринимателя.
Вебер первым сделал это учение составной частью ЭГ. Он видел в ней науку о
теоретическом обосновании размещения на определенной территории. Он ввел также методы
расчета, для установления месторасположения предприятия путем построения изопан
— линий равных издержек произ-ва.
В 20 в. теория зарубежной ЭГ развивалась в
следующих направлениях:
1. Поиск пространственных
закономерностей в размещении производительных сил, расселения населения. Это
направление связано с именами Кристаллера и Леша, которые предприняли попытку
открыть закономерности размещения населенных пунктов, установили определенные
иерархические ступени в этом размещении (теория «центральных мест»).
2. «Количественная
революция» в географии, которая началась в 60-е гг. благодаря трудам
американских экон. географов Берри, Бунге, Гаррисона, и английских ученых
Хаггета, Харвея, Чорли и др. Суть этого направления отражена в так называемой
математической географии, т.е. в широком применении математических подходов и
статистических методов в геогр. исследованиях с использованием компьютерного
программирования.
3. Региональная
концепция, получившая большое распространение в виде изучения регионов, р-нов,
экон. районирования Эти исследования стали важным средством терр-ной
организации произ-ных сил.
Необходимость комплексного решения
региональных проблем привела к появлению новой сферы научной деятельности —
региональной науке. В 54г под руководством американского экономиста Изарда
(Айзарда) группа ученых — экономистов, географов, социологов, др. специалистов
образовали Ассоциацию региональной науки в качестве международной организации.
В Пенсильванском университете (США) факультет географии был переименован в
факультет региональной науки, который возглавил Изард. Целью его деятельности
была названа разработка «основ теории размещения и пространственного
взаимодействия видов человеческой деятельности в их экон., соц. и полит.
контекстах», а также «совершенствование методов анализа региональных систем.
Как научные исследования, так и обучение здесь в значительной степени опираются
на математические модели и количественные методы».
Закономерности,
принципы и факторы размещения произ-ных сил РФ
Закономерность
– это объективно существующая, повторяющаяся тесная связь явлений общественной
жизни. Закономерности размещения производительных сил означает:
·
планомерное,
пропорциональное размещение произ-ва по территории страны (с учетом остальных
факторов, этот принцип позволяет задействовать трудовые ресурсы, полнее
обеспечивать потребности различных регионов и их развитие);
·
рациональное
терр-ное разделение труда, это выражается в специализации р-нов или территорий,
что позволяет повышать производительность, и рациональнее использовать трудовые
и др. ресурсы;
·
комплексное,
гармоничное развитие хоз-ва страны и экономики р-нов, это является основой для
обеспечения среднего уровня жизни для населения всех территорий;
·
выравнивание
уровней соц.-экон. развития и обеспечение развития экономики всех терр-ных
структур.
При размещении произ-ва по территории страны
кроме закономерностей необходимо соблюдение основных принципов. Принципы
размещения — это правила, которыми руководствуются при размещении
производительных сил в целях более полного использования природно-ресурсного
потенциала и соц.-экон. условий территории. Основные принципы размещения
производительных сил:
·
единство
экон. районирования с административным делением;
·
приближение
произ-ва к источникам сырья, топлива, электроэнергии, трудовым ресурсам и р-нам
потребления;
·
первоочередное
освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных
ресурсов;
·
учет
требований укрепления обороноспособности страны при размещении хоз-ных
объектов;
·
всемерное
сокращение потерь труда в процессе произ-ва и обращения готового продукта;
·
реализация
преимуществ и экон. выгод международного разделения труда при размещении
производительных сил;
·
учет
необходимости охраны окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
·
приоритет
общегосударственных интересов;
·
учет
долгосрочных перспектив соц.-экон. развития страны и отдельных регионов.
На размещение производительных сил неизбежно
влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и
соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных
сил, определяющей их развитие. Группы факторов размещения:
·
природные
(наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка,
климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
·
социально-демографические
(численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура,
религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения,
уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации
трудовых ресурсов и др.);
·
технические
(достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития
производительных сил);
·
экономические
(экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов
произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность
произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);
·
экологические
(охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных
ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения).
1.
ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ КУРСА
ЭГ исследует процессы не только в природной
сфере, но и в хоз-ной деятельности человека и в социальной (общественной)
сфере. Фактически она является геогр. наукой, которую точнее будет называть
«социально-экономической географией» (СЭГ).
Предмет курса — изучение соц. и экон.
процессов и явлений, происходящих в геогр. оболочке, терр.-хоз. систем, их
взаимодействий между собой и с природными комплексами.
Объект изучения — геогр. оболочка, целостная
и непрерывная оболочка Земли, где осуществляется хоз-ная деятельность человека.
Эта часть оболочки Земли, которая включает в себя все формы и структуры
организации жизни человека называют «ойкумена». Она включает в себя все сферы
жизни общества — производительную (экономическую), демографическую, социальную,
политическую, культурную, духовную, бытовую и др. И изучают ее многие науки.
СЭГ изучает часть этих проблем — пространственная (терр-ная) организация
ойкумены, т.е. СЭГ изучает пространственную организацию общества в конкретных
природных условиях. Для практического руководства хоз-вом страны, организации
оптимального взаимодействия природы и хоз-ва необходимо изучение таких объектов
ЭГ как экон. регионы и р-ны, ТПК, города.
СЭГ тесно связана с др. геогр. науками. Если
физическая география изучает прир.-терр. явления, география природных ресурсов
— природные ресурсы, то СЭГ — соц.-экон. Терр-ные явления. В ходе расширения
хоз-ной деятельности человека усиливается влияние человека на природную среду.
Поэтому роль СЭГ увеличивается и она начинает играть главную роль среди геогр.
наук.
Любое экон.-геогр. исследование не возможно
без определенных методов. Главные методы исследования СЭГ: общенаучные
(исторический, сравнительный, системный анализ, математического моделирование),
географические (картографический, типологии и районирования, полевых
исследований), экономические (балансовый, технико-экономический,
экономическо-математического моделирования), социологические. Методы получения
исходной информации: лабораторный, анкетирования, статистический. Методы
анализа и обобщения информации: Математико-статистического моделирования,
экспертных оценок, классификации и т.д. Для СЭГ не возможны экспериментальные
методы. Объекты слишком велики, чтобы использовать метод проб и ошибок,
отрицательный результат может оказать слишком отрицательное влияние на
экономику рассматриваемой территории. СЭГ идет др. путем: она анализирует уже
имеющийся опыт хоз-го развития территорий, оценивает эффективность повторения с
учетом геогр. специфики рассматриваемой территории, т.е. проводит сравнительное
исследование.
Экон.-геогр. исследования проводятся
поэтапно. Каждый из этих этапов дает результаты, позволяющие решать
поставленные задачи. Первый этап — сбор фактических данных, инвентаризации,
описание и картографирование объектов, формирование банка данных по исследуемой
территории. Второй этап — прогнозирование, т.к. собрать данные этого не
достаточно. Необходимо выявить из этих данных сущность экон.-геогр. процессов.
А в конечном счете — установить законы формирования и развития ТПК различных
видов. На основе этого можно сделать достоверный прогноз. Третий этап —
конструирование оптимальных терр-ных сочетаний, экон.-геогр. обоснование
проектов и их развития. Это наиболее ответственный и завершающий этап ЭГ
исследования. Результаты таких исследований могут быть использованы в
планировании развития территорий и всей страны.
В задачи СЭГ входит изучение множество
различных комплексов, отличающихся по своему составу и элементам: терр-ные
комплексы — пром-ные, с/х, транспортные, комплексы, включающие население и
населенные пункты, комплексы непроиз-ного назначения и т.д. В конечном итоге
задачей СЭГ является выработка научных основ для рациональной терр-ной
организации нар. хоз-ва, инфраструктуры и прогнозирования их развития.
2.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, РЫНОК ТРУДА
7.
НАСЕЛЕНИЕ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗ-ВА
Население является главной производительной
силой общества и основным потребителем материальных благ и услуг. При
размещении произ-ных комплексов на той или иной территории необходимо учитывать
социально-демографический потенциал, трудовые ресурсы (экономически активное
население), динамику и структурные изменения. Поэтому население, трудовые
ресурсы — это важный фактор терр-ной организации хоз-ва. Экономически активное
население это часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном
произ-ве и непроиз-ной сфере. Трудовые ресурсы —экономически активное население
в возрасте 16-55 лет для женщин и 16-60 лет для мужчин. Численность населения
зависит от естественного движения (воспроизводства) — совокупности процессов
рождаемости, смертности и естественного прироста. На численность может влиять и
миграция населения (переселение) и демографическая политика (система
административных, экономических и пропагандистских мер с помощью которых
государство влияет в первую очередь на рождаемость).
К началу 98г население РФ - 147,8млн человек.
Из них 73% (108млн) - городское, 27% (39млн) - сельское. К июлю 98г составило
146,5 млн., сократившись за 6 месяцев 0,2%. Сокращение происходит за счет
естественной убыли (превышении числа умерших над родившимися ), которая лишь на
39% компенсировалась миграционным приростом. РФ входит в число крупнейших стран
мира по численности населения (более100млн). Прогноз динамики численности
населения: к 2000г при нулевой миграции численность составит 143млн, 2003г -
142млн, 2015г - 139млн. Естественный прирост населения не компенсирует высокую
смертность. Некоторые специалисты считают, что численность может увеличиваться
за счет притока населения, тогда динамика будет такой: 2015г - 150млн.
Демографическое развитие можно представить в
виде спирали. До 92г население медленно росло за счет превышения количества
рожденных над количеством умерших, т.е. за счет естественного прироста. В
настоящее время смертность превышает рождаемость на 6 человек на каждую тысячу
жителей. Рождаемость составляет 8%, смертность - 14%. Коэффициент естественного
прироста составляет 6% (с отрицательным знаком).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|