рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Экономическая география 50 вопросов рефераты

Динамику численности населения определяют русские (81,5%). Но рождаемость у русских ниже, чем например, у мордвы, татар, чувашей и др. народов. Около 20млн русских находятся в дальнем зарубежье. Продолжительный период население РФ проходило через «демографический переход», выделяются фазы демографического перехода:

·    на 1тыс человек - 55% прироста (архетип);

·    рождаемость высокая, смертность снижается (традиционный или аграрный тип);

·    рождаемость резко снижается, смертность тоже (переходный тип) — этот тип характерен для России;

·    смертность низкая, достигает стабильной величины, рождаемость имеет маленький но стабильный прирост (индустриальный тип переходящий в постиндустриальный).

Россия выдержала 3 демографических кризиса и сейчас находится в состоянии 4-го: 1915-22гг - 1-я мир. война, революция; 1930-36 - голод, репрессии; 1941-48 - последствия 2-й мир. Войны; с 1995 г. - результаты ухудшения соц.-экон. положения населения, экологии, мед. обслуживания, соц. защиты.

Динамика изменения численности населения России во второй половине 20 в. характеризуется снижением рождаемости и увеличением смертности. На каждые 100 девочек рождается 105-106 мальчиков. Самая высокая смертность в городах (в Москве и С-Петербурге умерших в 3 раза больше чем родившихся). Высокая смертность характерна для Вологодской обл., Северо-западного р-на, Центрального, Центрально-Черноземного, Уральского, Сахалина, Камчатки. Низкая смертность наблюдается в республиках Северного Кавказа. Самые низкие показатели рождаемости в Европейской части, самые высокие — на Северном Кавказе. Снижение рождаемости в привело к сокращению численности, уменьшению доли детей, увеличению доли пенсионеров. В результате изменилась половозрастная структура населения — молодежи меньше, чем стариков, т.е. для России характерно состояние демографического старения. Средняя продолжительность жизни в РФ - 64г (у мужчин - 59 лет, у женщин 68). В РФ 24% населения - пенсионеры, 11,6% от экономически активного населения- безработных (ноябрь 98г). Женское население составляет - 53%.

В настоящее время нац. состав меняется. Последняя перепись (89г) отметила рост жителей малых и коренных народов России. Русские замедлили темпы прироста. Если в 1979г русских было 84,4%, то в 89г - 81,5%. Мордовский народ сохранил численность населения, всего в России проживало 1млн350тыс человек (в 1926-39гг). В Мордовии мордва составляет 32%, эрзян - 160тыс (проживают на востоке республики), мокшан - 180тыс (проживают на западе). Русские в республике составляют 60%, татар 5%, есть украинцы, чуваши.

Рынок труда — это соотношение спроса и предложения на трудовые ресурсы. Число безработных в 95г в РФ 8,7%, в Мордовии 10,2% но существует скрытая форма безработицы (отпуска, неполная рабочая неделя). Число безработных с каждым годом увеличивается. Рынок труда только формируется. Открылись биржи труда, но активного участия в создании рабочих мест не принимают, а произ-во находится в кризисе. За чертой бедности находятся в РФ 25%, в Мордовии — 35%. В России сокращается доля экономически активного населения — 68млн человек.

3. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

В последние десятилетия получает все большее распространение такая новая форма хозяйствования как создание свободных экономических зон (СЭЗ). В мировой практике они появились в конце 50-х - начале 60-х гг., а к началу 90-х по разным оценкам их насчитывалось уже от 400 до 700. Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота.

Использование выгод ЭГП реализуется прежде всего в том, что СЭЗ, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком. В них устанавливается особый административно-правовой режим. Что же касается мер по привлечению иностранного капитала, то к ним относятся: освобождение от налогов на импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции; минимальный таможенный контроль; освобождение иностранных инвесторов от уплаты налогов на срок от 5 до 20 лет; отмена ограничений на право собственности. Все это должно способствовать привлечению в р-ны СЭЗ финансовых, материальных, технологических и трудовых ресурсов.

СЭЗ могут иметь самые различные организационные формы и различное целевое назначение. Среди них выделяются торговые СЭЗ — свободные таможенные и беспошлинные зоны, транзитные зоны, расположенные на перекрестках транспортных путей. Выделяются пром-ные зоны свободного предпринимательства и особенно экспортно-пром. зоны, ориентирующиеся прежде всего на внешние рынки. Выделяются также научно-технические или технико-внедренческие зоны, создаваемые на базе технологических парков, но также ориентированные на внешние рынки, зоны страховки и банковских услуг и др. При этом в экономически развитых и развивающихся странах преимущество отдается различным из этих форм.

Число СЭЗ в экономически развитых странах Запада, по-видимому, уже превышает 250. Примерно 90 из них находятся в Западной Европе. В странах Восточной Европы СЭЗ стали возникать в конце 70-х - начале 80-х гг. К концу 80-х их было уже более 40, в основном в Югославии и Венгрии, но также в Польше, Болгарии. В США общее число СЭЗ превышает 130. Среди них распространены зоны свободного предпринимательства и научно(технико)-внедренческие СЭЗ. Такие же зоны характерны для Японии. В развивающихся странах первые СЭЗ возникли в середине 60-х; примером такого рода может быть СЭЗ «Кандла» в Индии. Больше всего СЭЗ в развивающихся странах Азии, в первую очередь в «новых индустриальных» и в странах АСЕАН. Некоторые авторы считают даже, что Сингапур, как государство, и Гонконг, как территория, в целом являют собой СЭЗ.

В бывшем СССР интерес к СЭЗ проявился только в середине 80-х, а решение правительства о создании первых СЭЗ было принято в 1988 г. В России в 1994 г. таких зон было уже 15. Среди них есть «точечные» (городские) СЭЗ: С-Петербург, Выборг, Зеленоград, Шереметьево, Находка. Но преобладают более крупные по территории областные зоны — такие как «Янтарь» (Калининградская обл.), «Садко» (Новгородская обл.), «Кузбасс», «Алтай», «Горный Алтай», «Даурия» (Читинская обл.), «Ева» (Еврейская авт. обл.), «Сахалин». Поэтому их общая площадь уже достигла 1млн.км2, или 6% всей территории страны. Среди СЭЗ России преобладают произ.-экспортные и свободные таможенные зоны, но есть и технополисы, например, подмосковный Зеленоград.

Как показывает мировой опыт, создание в России и др. странах СНГ СЭЗ разных видов может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции и насыщению их внутреннего рынка.

4. ЭКОНОМИЧЕСКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ (Центральная Россия (ЦР)

Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экономические р-ны.

ЦР — экон. и полит. ядро страны.

Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. В Москве занято 45% всех научных работников страны. ЦР готовит кадры высшей квалификации, т.к. здесь сосредоточены институты Российской Академии наук и отраслевых академий, проектно-конструкторские организации, концентрируются наукоемкие (в том числе оборонные) и трудоемкие произ-ва. В ее главных центрах после выхода России из кризиса будут решаться задачи отработки новейших технологий.

ЦР — р-н древне- и старорусского заселения (Ростово-Суздальская земля и т.п.), центр формирования Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции (Москва — столица России).

Среди всех р-нов ведущая роль в экономике, науке, культуре, полит. жизни на протяжении всей истории нашей страны принадлежала р-нам ЦР, особенно Центральному.

Экон.-геогр. положение, природные условия и ресурсы. На формирование ЦР оказали воздействие прежде всего экон.-геогр. положение и особенности исторического развития. Выгодное положение ЦР на водоразделах Волги, Днепра, Западной Двины и Дона в период становления Русского государства и относительной безопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и пром-ному развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль — организатора индустриализации страны, а в настоящее время — решающую роль в проведении коренных экон. реформ.

Поверхность ЦР не создала препятствий для освоения и заселения территории, для с/х и транспорта. Невысокие возвышенности на западе (Валдайская, Среднерусская, Смоленско-Московская) переходят на востоке в низменности — Верхневолжскую, Мещерскую.

ЦР относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняки, глина, песок) и фосфориты, соль начали активно использовать лишь в XX в. Но они только частично удовлетворяют потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы.

Богатство ЦР — железно-рудные ресурсы Курской магнитной аномалии. Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет при больших земельных ресурсов, при правильной мелиорации и агротехники получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарной свеклы.

Население. ЦР — территория, где сформировался русский народ. Лишь на востоке живут марийцы, чуваши, мордва. Резко преобладает городское население. В ЦР в настоящее время около 1040 городских поселений, в том числе 364 города. Важнейшее место среди городов занимают города-«миллионеры»: Москва (8,8млн. чел.), Нижний Новгород (1,4млн.). Вокруг них сформировались городские агломерации.

В ЦР более 40 древних городов (Смоленск, Ростов, Муром, Ярославль, Суздаль, Рязань, Курск, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее возникли города-крепости на юге ЦР (Воронеж, Белгород). В XVIII в. было основано много городов; среди них Липецк, Рыбинск, Кинешма. В XIX в. созданы города из бывших фабричных сел (Иваново и др.).

Много больших и малых городов создано в советское время.

Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они могут решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение приобретает возрождение малых городов как центров культуры, образования, рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит улучшить жизнь российской «глубинки».

Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв, создание поселков и городков для служащих российской армии и членов их семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых государств.

Основное население ЦР — русские. Лишь на северо-востоке компактно проживают чуваши, марийцы и мордва в нац. республиках.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под влиянием ряда факторов:

1.   роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;

2.   старопромышленного характера;

3.   наличия высококвалифицированных кадров;

4.   выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;

5.   благоприятных транспортных связей;

6.   использования преимущественно привозного сырья и энергии;

7.   формирования собственной мощной металлургической базы на основе ресурсов КМА;

8.   в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной.

ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-экскурсионная деятельность.

Для машиностроительного комплекса прежде всего характерны:

1.   Тесная связь с научными, конструкторскими и проектными институтами и организациями.

2.   Формирование на базе крупнейших машиностроительных заводов и важнейших институтов мощных произ-ных и научно-произ. объединений.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника (Москва, Н. Новгород, Воронеж, Иваново, Рязань). Доля этих наукоемких произ-ств точного машиностроения ЦР в произ-ве страны составляет 1/2.

ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, Н. Новгород, Воронеж), суда (Н. Новгород), оборудование для ж/д транспорта (Коломна, Мытищи, Тверь). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса Н. Новгорода, Тулы, Владимира и др. городов в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции.

В ЦР производят машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы).

Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде всего черная металлургия. Основное значение имело формирование металлургии Центра на базе крупнейших в мире ресурсов КМА. Главные металлургические центры — Липецк, Старый Оскол и Тула. В центрах машиностроения — передельная и «малая» металлургия. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-н), пластмассы, удобрения (Подмосковье).

На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. областей.

Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо и энергию др. р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф, гидроресурсы верхней Волги, Свири, Волхова. С востока поступает нефть на НПЗ.

Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и ГАЭС.

Для ЦР, где много р-нов значительной концентрации пром-ных предприятий, сосредоточения городских поселений, важно рациональное использование территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков для рекреации, внедрения новых технологий с безотходными системами произ-ств.

АПК ЦР можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции (мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная.

Второй р-н АПК — в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть.

Третий р-н занимает север и запад ЦР, где занимаются льноводством и молочным животноводством.

Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.

Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная. Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление, наука и высшее образование.

Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической.

Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и радиусами. В перспективе развитие столицы предусматривает полную реконструкцию пром-ти, научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит ликвидировать непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города. В Москве, находящейся на постиндустриальной стадии развития, не предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде всего центром науки, культуры, образования, финансовой деятельности. В городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг при сокращении числа работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будет уделено реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейших памятников архитектуры, истории.

Крупнейшие города — пром-ные центры ЦР: Нижний Новгород расположен в месте слияния Оки с Волгой — центр Волго-Вятского р-на, Воронеж — главный город Центрально-Черноземного р-на, древний Ярославль, Тула, Смоленск, Рязань. На юго-востоке ЦР крупными пром-ми центрами стали столицы нац. республик: Чувашии — Чебоксары, Марийской — Йошкар-Ола, Мордовии — Саранск.

5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН И ЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:

1.специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)

2.комплексностью развития (взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)

3.наличием единой системы управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11