рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Билеты к экзамену “История психологии” рефераты

Развитие личности. Вероятно, Ф. был первым психологом-теоретиком, который подчеркнул особую внимание развитию личности. Он полагал, что развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. К этому выводу он пришел работая с пациентами, которые в процессе анализа возвращались к переживаниям детства. Он выделил 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения. Именно это овладение и было названо Ф. процессом развития личности.

Ф. описал 2 метода с помощью которых человек обучается разрешать фрустрации, конфликты и угрозы:

1) идентификация - принятие черт другого и включение их в собственную личность. Это помогает нам моделирую наше поведение по образу поведения других снижать напряжение. Обычно для идентификации выбираются те, кто нам кажется более успешными в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Самыми важными их таких объектов являются родители. Пример: выбор партнеров. 2) смещение - когда изначальный объект, способный удовлетворить желание недоступен из-за внешних барьеров или внутренних запретов, то формируется новый объект. Такой процесс может происходить несколько раз пока, не будет найдет тот, который может снизить напряжение. Пример: защитные механизмы Ф. считал, что развитие цивилизации оказалось возможным благодаря наличию ограничений первобытных объектов-выборов и переходом их в социально приемлимые и творческие каналы. Смешение, приводящее к высоким культурным достижения - сублимация. Примет: интерес Да Винчи к образу Мадонны был вызван сублимацией стремления к близости с матерью, от которой он был отделен в детстве. 

48. Аналитическая психология К.Юнга.

К.Юнг (1875 - 1961) отверг пансексуализм Фрейда. Отличительные черты его теории:-сочетание каузальности (обусловленности поведения индивидуума индивидуальной и расовой историей) и телеологии (обусловленностями поведения целями и стремлениями); -поведение детерминировано не только прошлым, но и будущим (целями); -судьба – не бесконечное повторение инстинктуанальных тем, а беспрерывное, часто креативное развитие, поиск целостности и завершенности. Юнг придавал огромное значение расовым и филогенетическим основаниям личности. Индивидуальная личность – продукт и вместилище родовой истории. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет инфантильные истоки личности, Юнг – расовые. Структура личености по Юнгу выглядит следующим образом: ЭГО – сознательный ум (перцепции, воспоминания, мысли, чувства) как центр сознания. Личное бессознательное – переживания, бывшие некогда сознательными, но вытесненные, подавленные и т.д. Содержание личного бессознательного доступно сознанию. Комплексы – организованная группа мыслей, чувств, перцепций. воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, притягивающее различные переживания. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но могут стать сознательными. Коллективное бессознательное – наиболее влиятельная психическая система, хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков (расовая история и опыт животных предков). Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивидуума и , по-видимому. универсально. В виде коллективного бессознательного наследуется не опыт, а возможность повторного переживания опыта, например, страха перед змеями. Архетип – универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетип – структурный компонент бессознательного. Подобные мыслительные формы создают образы, соответствующие неким аспектам сознательной ситуации (например, архетип матери). архетипы могут и смешиваться в коллективном бессознательном: например, архетип героя + архетип мудрого старца = король-философ. Некоторые архетипы развились так, что могут уже именоваться отдельными системами внутри личности: -персона – роль, предписанная человеку обществом или внутренними архетипическими потребностями; она тождественна публичной личности, в противоположность личности собственной; -анима и анимус (идея бисексуальности всехъ организмов); ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму; -тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она ответственна за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств и действий; Самость – центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает их вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Реализация самости - цель жизни (примеры – Христос и Будда). Вышеназванные системы могут компенсировать друг друга, противостоять друг другу, либо объединятся.

У человека есть установки: экстравертивная либо интровертивная. Психологические функции он выделял следующие: рациональные (мышление – понимание сущености мира и чувство – оценочная функция) и иррациональные (ощущение – перцептивная функция и интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний). Обычно у человека одна из функций развита больше остальных – основная, вторая по развитости функция – дополнительная. Наименее дифференцированная функция называется низшей, она вытеснена и бессознательна. Равная дифференцированность функций возможна только в полностью актуализированной самости. Юнг ввел понятия ценности объекта = количество энергии. вложенной в него. Психодинамика подчиняется законам сохранения энергии (принцип эквивалентности) и принципу энтропии.

Методы: -словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоциональных реакций; -амплификации – ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его; -анализ серии сновидений; -активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что сним произойдет – просто пронаблюдать.

49. Индивидуальная психология А.Адлера.

А.Адлер (1870 - 1937) также отверг пансексуализм Фрейда. Основными положениями его теории явились наличие социального интереса и стремление человека к превосходству. Он создал индивидуальную психологию, полагая, что человек изначально, врожденно социален, и человеческая мотивация является социальным поведением. “Я” у Адлера креативно. Это высоко персонализированная креативная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. “Я” ищет и создает опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненнго стиля личности. В его теории акцент делится на уникальности личности, как системе мотивов, черт, интересов, ценностей. Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля. По его мнению, не сексуальность, а чувство неполноценности занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели. Она вырабатывается индивидуально, как компенсация конкретной неполноценности, и задает индивидуальную личностную структуру, “стиль жизни”. Он формируется к пяти годам, во многом под влиянием внешних условий, и в дальнейшем определяет ассимиляцию переживаний. Социальный интерес развивается в трех основных сферах: профессиональной, социальной и  в браке.  Цель социального интереса – совершенство общества как компенсация индивидуальной слабости.

Взгляды на движущую идею личности претерпели у адлера эволюцию от понимания под таковой агресии до стремления к превосходству, затем стремления к власти впонимании превосходства как “совершенной исполненности” личности. Метод Адлера – терапевтическая практика.

50. Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе.

Дюркгейм о социальной обсуловленности челов. сознания: чем примитивнее общ-ва, тем более сходны между соостовляющими их индивиды. Разнообразие тем значительнее, чем более развиты индивидуальные типы. Т.о., чем дальше мы углубляемся в историю, тем однорость становиться больше; с другой стороны, чем ближе к наивысшим социальным типам тем более развито разделение труда. У человека вместо инстинктов - сознание. В человеке 2 сущ-ва: индивидуальное (совокупность ощущений, чувственного опыта, деятельность) и социальное (сознание - как усвоение общественного опыта). Элементы общ. сознания - коллективные представления (безличны, устойчивы, оказывают принудительное воздействие.

Сознание изменялось вместе с развитием общ-ва. Когда появилось разделение труда, к сознан. стали предъявл. новые требования - нужно выбрать свое место в новой сис-ме => сознание индивидуализируется. Первобытное с. - коллект. представления. Позже к ним прибавились индивид. представл. 

Леви-Брюль: у первобытных людей нет представлений и душе..Они заменяются эмоциональными представлениями о партиципациях (или сопричастностях) которые, по мнению Леви-Брюля [8] “сосуществуют и перекрещиваются, не сливаясь в ясное сознание подлинной единой индивидуальности”. Член племени, тотема чувствует свое мистическое единство со своей социальной группой, с животными или растениями, являющиеся его тотемом. Ощущения сопричастности и единства, которые обновляются и усиливаются в определенные моменты (священные церемонии, ритуалы и т.п.) не парализуют друг друга, поскольку, для того чтобы стать предметом глубоких переживаний всех членов группы, они не нуждаются в выражении при помощи понятий. По мере развития человечества происходило усложнение и детализация этого дихотомического видения природы человека, а сохранившиеся в обычаях и мифах партиципации выкристаллизовывались в представления о множественности души

51. Направления неофрейдизма.

Неофрейдизм – развитие социально-культурных аспектов психоанализа. Представители: Карен Хорни, Гари Стен Салливен, Эрих Фромм. Они отвергают пансексуализм Фрейда, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают возможные пути выхода из них путем изменения отношения человека к себе и другим людям.

Карен Хорни пришла к выводу, что те явления, которые Фрейд связывал с биологическими, инстинктивными, а потому общечеловеческими проявлениями на самом деле характерны для определенной “культуры, эпохи, класса и пола”. Она так же в корне несогласна с фрейдовской теорией женской психологии, с его утверждениями о женской неполноценности и мужском превосходстве, находивших свое выражение в рассцждениях по поводу зависти к пенису и т.п. Кроме того она считает, что следует отказаться от структурного деления психики ня “оно”, “я” и “сверх-я”и теорий, сформированных на их основе (либидо, предопределяющая роль детства, эдипов комплекс и т.п.). Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инст. стремлений она выдвигает “стремление к безопасности” и “стпремление к удовлетворению”, которые являются отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. В некоторых местах она называет эти стремления “эмоциональными”. Все это, вмевте с тем, относится к среднему классу и нителлигенции США середины XX века. В конечном итоге Хорни постулирует бессознательную аффективную мотивацию, необходимость подавления и механизм подавления с пом. противоречивых и несовместимых импульсов, стремлений и т.п., защитные механизмы и окольные пути для проникновения подавляемого материалла в сознание, концепцию ожесточенного сопротивления проникновению подавл. импульсов в сознание.

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия.Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола., то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь ® Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

Гарри Стек(н) Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

Вильгельм Райх поставил поблему сексуальности в центр своего внимания и признал необходимость полного сексуального раскрепощения человека, выдвинув идею “сексуальной революции”.Это означало установление подлино человеческих (естественных) взаимоотношений в любви, труде и познании.

Эго-психология: Анна Фрейд, Эрик Эриксон. Здесь основное внимание уделяется формированию Я, образа Я, защитных механизмов и т.п.

“Французский постфрейдизм” Жана Лакана. Изучение проявлений бессознательного в различных языковых реалиях. Само бессознательное, по мнению представителей этой школы, является особым языком.

52.Описательная и понимающая психология.

Понимание в диалоге с другим человеком, а не вживание в него, понимание его “правды” в контексте “моей правды” и в соотнесении с нней. Понимание человеческого бытия невозможно без непосредственного участия в разллличных формах этого бытия. Вильгельм Дильтей (1833 – 1911). Человека можно понять только из истории (историю понимает как историю духа). В процессе истории люди выступают как духовные целостности, субъекты. Понимающая y – y о духе, опирающаяся на метод понимания. Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллеккта и воли. Для понимающей психологии важно раскрыть смысловые содержания душевной жизни личности. Они становятся понятными, если мы постигаем направленность данного человека (что для него ценно). Понимающая психология рассматривает развитие личности, каждый этап которого определяется характерной для него ценностью, все более возрастающей. Психическое развитие предполагает качественное изменение ценностей. Описательная y должна стать основой всех наук о духе.

53. Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ.

Рассматривая проблему мотивации К. Левин выдвинул свою теорию поля. По Левину, протекание деятельности целиком сводится к конкретной совокупности условий сущес-твующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает как факторы внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Основные тезисы, выдвинутые Левином таковы: 1. Анализ поведения должен исходить из данной ситуации. Ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту.  2. Объяснение должно быть психологичным, то есть основными единицами анализа должны быть воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые представ-ляют ему различные возможности для действия, причем, учитываться должно не только данное феноменально дейст-вующему субъекту в нем самом и окружении, но и не представленное в переживании, и тем не менее, влияющее на поведение. 3. В основе любого поведения лежат некоторые силы. 4. Одинаковое поведение не всегда вызвано одинаковыми причинами (конструктивный метод ). 5. На поведение действует только то, что происходит здесь и теперь : прошлые и будущие события действенны только как нечто актуально припоминаемое или предвосхи-щаемое. Нельзя без проверки сводить наличное поведение к более ранним событиям. 6. Психологические ситуации должны по возможности представляться в математической форме, дабы облегчить их научную обработку. Так, поведение (V) есть функция личностных факторов (Р) и окружения (U).

V = f ( P, U )

М - сенсомоторная пограничная зона, выполняющая роль посредника между окружающим миром (U) и внутрилично-стными областями (IP), которые подразделяются на центральные (Z) и перефери-ческие (Р).

Раскрывая эти теоретические положения, Левин предлагает две модели: модель личности, оперирующую энергиями и напряжениями, и модель окружения, оперирующую силами и целенаправленным поведением.

Модель личности

Для Левина личность представляет собой систему, состоящую из многочисленных, не пересекающихся друг с другом областей, каждая из которых соответствует определенной цели действия, будь то устойчивое стремление, которое можно обозначить как потребность ( мотив ), или сиюминутное желание. Области структуры личности могут также представлять определенны активности или знания субъекта. Степень сходства областей зависит от их близости. Максимально похожие области имеют общую границу. Числом же погра-ничных областей определяется близость данной области к “Я”, ее личностная ценность, личностная значимость целей действий. Граница между областями может обладать различной прочностью и, таким образом, обеспечивать связь между разными областями. Отдельные области модели личности могут отличаться по напряжению. Для напряженной системы характерна тенденция к уравниванию напряжения с соседними областями.  Левин представляет два основных способа разрядки напряженной системы: 1. Взаимодействие с пограничной областью. Напряженная система начинает определять поведение до тех пор, пока не достигается цель действия. 2. Диффузия, которая зависит от прочности границ с соседними областями, а также от фактора времени. В данном случае происходит удовлетворение потребности замещаю-щим действием, либо выход потребности в ирреальный план при разрядке напряженной системы. Значительную роль играют также утомление, гнев и т.п. По Левину, цели действий очень часто представляют собой квазипотребности, то есть производные от потребностей. Они имеют преходящий характер, часто возникают из намерения. Решающим фактором в силе квазипотребности Левин считает ее связь с истинными потребностями (мотива-ми). Объекты же, которые могут служить для разрядки или удовлетворения потребности приобретают валентность, сила которой зависит от напряженности системы. Напряженные системы всегда специфичны относительно цели, и, следова-тельно, обладают функцией влечения, а также, направляют на достижение цели  и, в зависимости от ситуации, гибко вво-дят необходимые для этого действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7