рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Билеты к экзамену “История психологии” рефераты

В связи с этим А. пишет о добродетелях : а) мужествености (безбоязненно встречает смерть => нравственно прекрасное и есть цель, ради которой такой человек выносит и совершает  какие-то поступки); б) благоразумии - обладание серединой в связи с удовольствиями; в) щедрости - щедрый будет давать кому  и сколько следует и это также доставляет ему удовольствие; г) ровность - это обладание серединой в связи с гневом. Это есть противоположность горячности желчности и злобности и др..    

11. Психологические взгляды Эпикура. Их развитие в поэме Лукреция “О природе вещей”.

Эпикур (IV - III в. до н.э.) в Греции и Лукреций Кар (I в. до н.э.) в Риме развили учение Демокрита о мире и душе. Эпикур, в отличие от самого Демокрита, полагал, что только чувственное познание является подлинным, непосредственны, поскольку он считал, что и чувственные качества существуют объективно. Ощущение, по его мнению, не может возникнуть от несуществующего. От вмешательства разума возникают ошибки познания. Но мышление дает, в отличие от ощущения, знание общего в виде понятий, общих представлений - в этом его преимущество. А ощущение дает лишь знание единичного. В учение об атомах он внес идею самопроизвольного отклонения атомов, и объяснил мир как результат столкновения атомов. В учении о чувствах поддерживал теорию истечений Демокрита. Указывал на целостную природу восприятия: чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым. Но чувтва – помеха для удовлетворенного состояния. Цель жизни – удовольствие, понимаемое как свобода от телесных страданий и душевных тревог. Главные препятствия на пути к удовльствию – страх смерти и страх перед богами. Душу по его мнению имеют только те существа, которые могут ощущать. Считал, что каждый человек не только находится под воздействием внешних сил, но и сам наделен элементом свободы воли. Лукреций различал дух и душу: дух назывался еще умом, душой души. Считал, что только чувства дают истинное познание. Останавливался в своем трактате на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия (порогах), о восприятии расстояний и пр. Считал, что чувства целиком зависят от разума. в противном случае они вводят нас в заблуждение. Также придерживался диалектической концепции соотношения свободы воли и необходимости.

12. Вопросы психологии в учениях античных врачей.

Основная идея: Медицина – одна из форм практики, чтобы лечить тело, надо знать душу.

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в до н.э.) выдвинул предположение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – придерживался линии Демокрита. Органом мышления считал мозг. Он создал учение о темпераментах. Он считал, что основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь – флегма (вырабатывается в мозгу), кровь – сангва (в сердце), желтая желчь – холе (печень) и черная желчь – мелана холе (селезенка). Их сочетание и преобладание одного из них определяет темперамент человека. В античности было запрещено вскрывать трупы. Основными источниками практических знаний являлись наблюдения за больными, ранеными, вскрытие животных, эксперименты над ними. В то время существовало несколько медицинских школ. Гиппократ (писать стал с 70 лет, жил примерно до 100) – основатель костской (?) школы. Считал, что мозг – орган души. Пытался объяснить болезни  естественными причинами (вследствие нарушений мозга или мозговой деятельности). Основал учение о темпераменте, создал кодекс этики врача (клятва Гиппократа).

Герофил, врач из Александрии, впервые установил связь между сухожилиями. связками и нервами, описал мозговые оболочки. желудочки мозга, дал описание устройства глаза. Эразистрат описал части головного мозга, связал богатство извилин полушарий с превосходством человека над животными. Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма дополнил римский врач Гален (II в до н.э.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии. проводил опыты с перерезкой нервов, сделал ряд открытий, касающихся строения и функций спинного и головного мозга. например, он различил по функции передние и задние корешки СМ. Определил, что мозг – не аристотелевский холодильник крови, а орган интеллекта и чувств. развил учение Гиппократа о темпераментах: выделил 13 темпераментов. из которых лишь один признавал нормальным. Гален – основатель научной медицины. Его сочинения вплоть до 16 века являлись основой для практически большинства медиков. В качестве основы жизни Гален признавал пневму, которую подразделял на животную и психическую. Источник животной пневмы находится в сердце. Ж. пн. управляет вегетативной НС и физиол . п-ссами.  Источник y пневмы – в мозге.y пн. отвечает за y переживания, произвольные движения и передается по нервам. Г. проводил опыты по перерезке нервов. Нервы, идущие от органов чувств – обеспечивают ощущения и восприятие. Произвольные движения обеспечиваются нервами, идущими от мышц. Остальные нервы иннервируют другие (внутренние) органы. Особое значение Г придавал спинному мозгу. В нем он различал чувствительные и двигательные нервы. Описал передние и задние корешки нервов.

Александр Афродисийский (198 – 211), преподаватель философии, дал сводку о зрительном восприятии.

Герафил и Эразистрат- им разрешили вскрытие. Они первые описали мозг, его структуру, извилины, желудочки. Герофил - ни один орган не работает без участия нервов (?)

13. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период от поздней античности до Нового времени.

Представители поздней античности (1-5 вв. до  н.э.): Фион Александрийский (идея логоса - божественного начала, кот. сущетвует м. богом и человеческой душой и определяет существования человека. Душа стремиться к логосу, но отягошена земн. чувствами + представление об зкстазе - единение с богом, отрешение от земных чувств). Платон. Августин (в своей Исповеди указывает на богатство внутреннего мира человека). 

В поздней античности а) собственно душевная жизнь является объектом познания с помощью самопознания (важн. источник знания о душе); б) отходит на задний план ум, а вместо на первое место выходит эмоционально-волевая сфера.

В средние века развитие психологии и => представлений о душе носили этико-религиозный характер. Можно выделить три философских направления, в рамках которых и происходило развитие этого понятия:1) арабско-языческая культура и философия (Авицена - учение о душе, органах чувств, аффективной жизни); 2) схоластика - Фома Аквинский (13 в. н.э): душа - форма тела, которая сущ. с ним в неразрывной связи. Три типа души - человеческая, животная и вечная (?). 3) мистицизм - возможность внерационального познания. Эсхард - 2 типа жизни (быть - совершение благородынх дел, требующих всех душевных сил vs. обладать).

Научная революция, происходившая  с начала 16 в. способствовала развитию научного подхода к познанию: оно стало направляться на изучение причин и законов явлений  природы; с пом. научных методов; стала использоваться количественная обработка результатов. Активно развивалась медицина: Парацельс, Гарвей (большой круг кровообращения), Фаллопий, Евстахий и др.

1590 г. 2 схоласта Гоклениус (?) и Кассепан (?) вводят понятие психология.

14. Значение Ф.Бэкона для психологии.

Ф.Бэкон (1561 - 1626) наметил новую линию исследования души (переход от науки о душе к науке о сознании). Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и исключить органических функции из ее состава, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Бэкон развивал идею о единой науки о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая – в его отношении к обществу (гражданская философия).  К человеку Бэкон подходит натуралистически, он выделяет науки о теле и науки о душе. Он выделял учение о личности и учение о сявзи души и тела. к решению вопросов в рамках этих направлений он подходит материалистически. Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным. В каждой душе Бэкон выделял свои способности (функции): для чувствующей – способность ощущения и способность выбора (стремление к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств, произвольные движения). Эти способности имеют все тела (например, они влекутся к земле).От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает. Способности рациональной души – память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Чувства считал исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом. Развил учение о заблуждениях (идолах), обманывающих человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы. Выделил идолов рода, идолов пещеры. идолов площади, идолов театра. Главным орудием познания является метод. Адекватным методом является научная индукция. Ее он разработал как научную теорию. Заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Бэкон своим творчеством завершает этап “психология как наука о душе” и открывает новый этап – “психология как наука о сознании”. Он первым разделил душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”), хотя и не дал критерия их различия. Призывал отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых. “О достоинстве и приумножении наук” (1632). Роль орудий и вспомогательных средств (“умственных орудий”) для познания и деятельности. Анализирует состояние науки в разных областях знания на данный момент, дает их классификацию. Предлагает единую науку о человеке, частью которой является психология:  философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. Человек обладает душой и телом. Тело – жилище души. ® Науки: о душе;  теле (медицина, косметика...); теле и душе (учение о личности, союзе души и тела, физиогномика, взаимовлияние тела и души – психосоматика.

Учение о душе. Душа разделяется на рациональную и чувствующую. Р: божественная, м.б. только у человека; ее ф-ции – память, мышление, воля, чувства, цель – овладение ими.Ч: нерациональная, общая, м.б. и у животных; ее ф-ции – ощущение, движение. Ощ. отличается от воспр. Бэкон верит в возможность знания и познания (причем эмпирического), но признает его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности)  – призраки или идолы. 4 типа: 1) идолы рода – в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира. 2) идолы пещеры – заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они счиают своими или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен. 3) идолы площади – возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах. 4)  идолы театра – вселились в души людей из разных догматов философии, а так же из превратных законов доказательств. Для того чтобы преодолеть или преуменьшить воздействие идолов необходимо

1) Обратиться к опыту и эксперименту. Это усилит познание, сделает доступным то, что недоступно органам чувств.2) Применить орудия и средства познания. “Новый Органон” – правила, свод новой логики (на смену Аристотеля), индуктивной: вывод из множества отдельных посылок, правила индуктивного вывода).

15. Учение Декарта о страстях.

Декарт (1596 - 1650) разработал учение о страстях в своей последней работе “Страсти души”. Страсти – продукты соединения души и тела: голод, жажда, восприятие. Дословно, это “восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением “духов””.Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов. приводящие к физиологическим изменениям в организме. источники страстей разнообразны, но главные –воздействие внешних предметов. Чувства по Декарту предметны, в этом их главная особенность. Он различал первичные (6 - удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль) - и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (напр. уважение и пренебрежение  - род удивления, а ревность - вид страха).  Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств - размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует  воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам.

16. Учение Декарта о душе. Определение мышления.

Психику понимал как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Он отвергает представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я” по его мнению неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний. Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе. Душа и сама может действовать на нее, получая множество впечатлений.

17. Психофизическая проблема и ее решение Декартом. Дуализм Декарта.

Противопоставлял психику и телесность как разные роды бытия. тело он отождествил с материей. сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. дух, напротив, неделим. каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела выбрал субъективный критерий: то, что мы испытываем таким образом, что можем допустить это в терминах неодушевленных, должно приписывать телу, а что не можем – душе.

18. Учение Декарта о теле. Объяснение движений тела и поведения животных.

Декарт ввел понятие рефлекса и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части действий человеческих. Тело описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей. Работу тела описывал механистически и материалистически. использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию “животных духов” - маленьких и быстрых частиц. Сокращения и растяжения мышц происходят из-за перераспределения в них духов через маленькие отверстия. Нервы – трубочки с сердцевиной в виде ниточек, соединяющих мозг с органами движения, снабженные оболочкой – продолжением мозговой оболочки. Натяжение нитей приводит к открыванию клапанов отверстий, ведущих из мозга к нервам. напрвленность духов обуславливается внешним воздействием, а также неодинаковой подвижностью и разнообразием духов. Таким механизмом объясняются все движения, происходящие бз участия воли. Непроизвольные движения объяснял рефлекторным механизмом. Животные не имеют души и мышления, все их движения суть автоматизмы.

19. Значение Спинозы для психологии

Голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1677 - 1632). Он в отличие от Декарта разработал монистическое учение. он утверждал. что существует одна субстанция: то, что существует само в себе и представляется само через себя. Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же. Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, то без чего она перестает быть тем же самым. Существование – это есть оно или нет. субстанция – это бог, природа (панпсихизм). Природа не нуждается в первоначальной причине. Из бесконечной полноты природы проистекает бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает некоторую сущность субстанции. для человека познаваемы только два атрибута – протяжение и мышление. Каждая вещь есть единичное проявление субстанции (ее модус), имеющая такие же два атрибута. В пртяжении вещь выступает как тело, в мышление – как душа предмета. Душа и тело составляют, т.о., один и тот же индивидуум (мыслящее тело). Так он разрешает дуализм Декарта.

Мышление человека он, т.о. считал проявлением мышления как атрибута субстанции. протяженность и мышление у него не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу. В природе существуют разные формы мышления как функции действия тела в мире вещей. На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Различают четыре способа познания: а) по наслышке; б) от беспорядочного случайного опыта; в) от общего к частному; г) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины. Так он выводит три типа познания: А) Познания первого рода – мнение и воображение; существуют в виде образов. Это познание смутное и искаженное, а также абстрактные знания. Б) В.познания второго рода – общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов. С) Интуитивное познание – знание сущности вещей. в котором конкретное и индивидуалтное выступает в их подлинном единстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7