Шпаргалка: Билеты к экзамену “История психологии”
Анализ аффектов: происхождение: аффекты – естественные
проявления природы. Под атрибутом мышления аффекты – это ложная, внушенная
окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность
тела существовать и действовать. Под атрибутом протяжения аффекты – это
состояния тела, в которых вследствии воздействия других тел преувеличивается
или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и
действовать. Спиноза выделял три первичных аффекта: желание, удовольствие,
неудовольствие. Все многообразие прочих аффектов образуется из этих трех на
основе рех принципов: путем изменения нашего представления о предмете; через
сопереживание; по ассоциации. Аффекты разных людей отличаются друг от друга.
все они вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей.
Бороться с ними можно путем познания истинной сущности вещей. Условием
обуздание страстей является возникновение аффекта высшего удовлетворения,
достигаемого путем познания второго и третьего рода. Т.о. аффект приписывается
и положительная роль в познании. Механизм возникновения аффекта: прямое
(влияние внешних причин) и механизм ассоциации (в следствие сопереживания).
Основное сочинение – “Этика” написана геометрическим
способом: теоремы, доказательства и т.п. Ее части: О Боге (субстанции), О
природе и происхождении души, О природе и происхождении аффекта, О
человеческом рабстве, О могуществе человека.
Спиноза дает гуманистическое разрешение проблемы тела
и души (психофизическая проблема) – монизм. Для него это единая субстанция. Но
он не решает вопросов о причине разделения и происхождения субстанции.
20. Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о
внутреннем опыте.
Дж. Локк (1632 - 1704) - английский философ, педагог,
врач, окончательно оформил эмпиризм как теорию, основы которой были заложены
Ф.Бэконом. в своем основном сочинении “Опыт о человеческом разумении” он
рассматривал душу как пассивную. Но способную к восприятию среду, tabula rasa.
источник знания – опыт. Источники опыта – ощущения и рефлексия. Объекты первого
– объекты природы, органы – внешние чувства, продукт – идеи. Объекты рефлексии
– идеи, орган – деятельности ума, продукт – идеи, отличные от идей первого
рода. “Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве”. Т.о. он положил начало
интроспективной психологии. Сознание рассматривал как обязательный признак
душевных явлений, духовную силу, объединяющую наличные переживания в личность.
Большое значение придавал опыту в формировании человека. “Опыт о человеческом
разумении” – писал 16 лет. Сторонник эмпирического изучения явлений или
процессов сознания. Его не интересовал вопрос о природе души, так как он ничего
не давал в отношении эмпирического изучения явлений сознания. На эмпирическом
же материале (наблюдения и т.п.) Локк приходит к выводу о отм, что все наши
идеи не являются врожденными, но есть результата нашего опыта, то есть
приобретены прижизненно. Это касается как практических идей (док-во про детей и
идиотов), так и нравственных принципов (этнографические исследования,
каннибализм, детоубийство, отсутствие в некот. языках как слова, так и понятия
о Боге, о сверхъестественном). Под идеями Локк понимал элемент всякого знания,
в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышление, движение, человек,
войско и т.п.). Все идеи происходят из опыта, и Локк различает 2 вида опыта (по
двум источникам его получения): 1) объекты ощущения – первый источник идей.
Идеи получаемые таким образом - чувственные качества. Этот вид опыта Л.
называет ощущением. 2) Внутреннее восприятие действий нашего ума – второй
источник идей. Через него мы получаем идеи, которые приобретаются умом при
помощи размышления о своей внутренней деятельности внутр себя. Этот вид опыта
называется рефлексией. Исходя из этого, психология – наука о внутреннем опыте.
Это определение просуществовало с 1690 по 1874 год. А интроспекция –
единственный метод для изучения внутреннего опыта.
21. Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования
сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей.
Идеи бывают простые и сложные. Простая идея содержит
только одно представление или восприятие в уме – это элементы знания, сложные
идеи производны от простых. С Локка начинается т.о. элементаристская установка
в исследовании содержания сознания. Идеи мы имеем в душе, им соответствуют
качества в вещах Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные и
третичные. Первичные – это реальные, неотделимые качества, независимо от того,
воспринимаем мы их или нет (например, протяженность, форма, строение и движение
частиц). Вторичные качества – цвета, звуки, запахи. существуют пока мы их
ощущаем, и зависят от первичных. первичные качества – подобия, вторичные -
считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают. Здесь
содержиться идея отрыва ощущения от объекта. Ум в восприятии пассивен,
активность его ведет к неадекватности познания объекта.
Простая идея это та, которую нельзя разделить на нечто
неделимое; при получении которой разум пассивен; которая приобретена посредством
ощущения или рефлексии и не является продуктом выдумки; которая отражает
первичное качество. Сложная идея это та, которая является сочетанием простых
идей; требует активной работы ума; образуется за счет применения того или иного
умственного действия.
Схема обобщения: 1)выделение единичных объектов, о
которых мы хотим получить общее понятие; 2)расчленение объектов на составляющие
их свойства и сравнение по этим свойствам; 3)абстрагирование – отбрасывание не
повторяющихся идей; 4)выделение повторяющихся идей; 5)суммирование
повторяющихся идей. Таким образом, Локк представил эмпирическую теорию
обобщения. Знание, которое не может быть выражено в чувствах – скрытое. ® Сущности не познаваемы.
Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. Ассоциация
для него – соединение неродственных идей (например, симпатии и антипатии).
Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается с
течением времени. Ассоциация идей – механизм работающий в нашем сознании помимо
нашего активного участия, заключающийся в связи идей в сознании с объектами. С
помощью этого механизма образуются связи в силу объективных условий (суеверия).
22. Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл
полемики.
Немецкий философ и ученый Г.Лейбниц (1646 - 1716)
полемизировал с Локком. Он дал свое решение психофизической проблемы – гипотезу
“предустановленной гармонии” (вариант параллелизма): душа и тело подчинены
собственным законам. Душа действует согласно законам конечных причин
посредством стремлений, целей и средств, а тело – по законам причин действующих
или движений. Душа и тело согласны, но душевная жизнь регулируются только своим
собственным началом, а не воздействиями извне.
Положения спора: 1)считал, что душа – не tabula rasa,
а содержит врожденные интеллектуальные идеи, склонности и предрасположения, от
которых опыт лишь отделяет все, мешающее им выступить. 2)в восприятии простых
идей разум не пассивен, а активен: даже в ощущениях есть активность –
апперцепция, как особая сила духа. Она дополняет перцепцию.3)Лейбниц ввел
понятие бессознательного, выступив против локковско-картезианской идеи об
отождествлении всей психики с сознанием. Наряду с апперцептируемыми
восприятиями, считал он, существуют многочисленные малозаметные. все
непризвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Из них
возникают сознательные желания и страсти, они определяют наши вкусы. В душе
постоянно происходят переходы сознательных представлений в бессознательные и
наоборот.
Годфрид Вильгельм Лейбниц (хххх - 1716) Открыл
дифференциальное исчисление, написал диссертацию “О комбинаторном искусстве”,
положившую начало кибернетике, занимался политикой, экономикой, лингвистикой,
геологией, изобрел счетное устройство, насос для откачки подземных вод и др.
Критиковал эмпирическое направление. Отказался от отождествления психики и
сознания. Ввел (косвенно) понятие бессознательного. Ввел понятие апперцепции.
Лейбниц |
Локк |
1. Является ли душа “tabula rasa”?-
Гельвеций и Дидро, Леонтьев и Рубинштейн |
Душа – глыба мрамора со своими
прожилками.
Л. видит невыводимость “всеобщих
категорий” человеческого рассудка непосредственно из чувственного познания.
“Нет ничего в разуме, чего не было бы
раньше в чувствах, за исключением самого разума”.
Источник различия способностей в изначальной
индивидуальности души.
|
Душа – “tabula rasa”.
Опыт – единственный источник знания.
“Нет ничего в разуме, чего не было бы
раньше в чувствах”.
Источник различия способностей в
различном опыте.
|
2. Роль активности души в восприятии
внешнего мира. |
Монадология. Внутренний принцип \ закон
действия монад. Деятельность вн. пр. которая производит изменения или
переходит от одного восприятия к другому, м.б. названа стремлением. ® Подчеркивает активность созн. при получении элементарных ощущений. |
Сознание пассивно при получении простых
идей. Активность проявляется лишь при памяти и мышлении. |
3. Осознаваемость опыта - проблема
бессознательного |
“Неосознаваемые восприятия”
“Природа не делает скачков”: несмотря
на уникальность каждой отдельной монады, все они в совокупности образуют
неприрывный континуум.
|
Трудно представить себе запечатление в
душе чего либо юез его осознания. |
23. Французская эмпирическая психология XVIII века
(Кандильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо).
Отличительные черты французской эмпирической
психологии – внрмание к проблемам активности человеческого сознания и
обусловленности ее общественными условиями. Э.Кондильяк (1715 - 1780) отверг
разделение Локка на два источника опыта, признавая лишь один – ощущение. Он
ставит задачу объяснить происхождение самих психических процессов – ощущений. В
“Трактате об ощущениях” он выводит все психические способности из обоняния.
Природа потребности, считает он, вторична, она - результат познания.
Ламетри (1709 - 1751) отверг дуализм Декарта и
приписывал материи наряду с протяженностью способность к движению, ощущению и
мышлению. Он считал, что нет души как особой субстанции: свойства “души”
вызываются самой организацией мозговой ткани. В противоположность Декарту он считал,
что животные способны чувствовать. Он указывал на преемственность в развитии от
животных к человеку. Процесс воспитания он трактует механистически. Он также
развивает идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации. Он
разделяет мнение Локка о том, что только опыт и наблюдения являются источником
познания. Ламетри сенсуалист: он не разделяет чувственное и мысленное начала в
человеке. Внимание придает процессу построения образов активность, волевое
начало.
Ламетри принадлежит заслуга в выделении потребностей
как своеобразной стороны душевной жизни и подчеркивании их особой роли в
поведении. Потребности и ум прямо пропорциональны. Потребности он понимал
натуралистически, как удовлетворение органических потребностей и телесных
удовольствий. высшие удовольствия производны от чувственных и доступны немногим
людям.
К.Гельвеций (1715 - 1771) изучал различия в уме. Он
как и Кондильяк считал, что только из ощущений формируются интеллектуальные
способности. Все умственные операции сводятся к ощущениям. Выполнять умственные
операции можно только при наличии внимания. Внимание предполагает усилие.
Делать это усилие побуждает интерес. Он отрицал связь между памятью и
умственным развитием. Он ставил влпросы о связи ума с расой, местом жительства,
темпераментом, пищей и т.д. Все люди обладают одинаковыми предпосылками для
развития своих умственных способностей. Различия в успешности людей объясняются
случаем, положением и силой страсти к славе. Именно страсти являются источником
умственной активности. Неравенство умов он в итоге объяснял воспитанием.
Д.Дидро (1713 - 1784) утверждал врожденность
способностей, в противоположность Гельвецию, критиковал его сенсуализм,
подчеркивая специфичность мышления.
24. Становление ассоциативной психологии в XVIII веке
(Беркли, Юм, Гартли).
Развили английскую психологию от эмпиризма локка к
ассоцианизму. Дж.Беркли (1685 - 1753) шел от сенсуализма к субъективному
идеализму. Разработал теорию зрительного восприятия пространства – “Опыт новой
теории зрения” (1709), согласно которой зрительное восприятие есть комбинация
зрительных и осязательных ощущений от движения глазных мышц. Говорил о зрении
как о языке осязания – подчеркивал его знаковый характер.
Д.Юм (1711 - 1776) в трактате “О человеческой природе”
(1739) и труде “Исследование о человеческом познании” (1748) развил понятие
ассоциации, представив все познание как ассоциацию идей. Он поделил все
состояния сознания на впечатления и идеи, их отражения. Сложные идеи образуются
путем ассоциаций, но не через действия ума (как у Локка), а через работу
особого механизма ассоциаций, по которому строится вся работа познания.
Ассоциации неправильные и случайные даются по закону смежности во времени или
пространстве, а правильные – по закону сходства и причинности. Они лежат и в основе
научного мышления.
Д.Гартли (1705 - 1757) в труде “О человеке, его
строении, его обязанностях и его упованиях” (1749) развил учение о психике как
естественном начале, восходящем к органической структуре мозга. Он выделил три
основных простейших элемента душевной жизни: ощущения, идеации (идеи ощущений,
или повторение ощущений без предметов), аффекции – удовольствие/неудовольствие.
Из этих элементов с помощью механизма ассоциации строится душевная жизнь. В
основе этого механизма лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в
веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Они различаются по
степени, роду, месту и направлению. Сочетаются, собственно, не идеи, а
состояния мозга, которые сопровождаются ими. Ассоциации могут быть одновременными
или последовательными. Понимание слов – это образование ассоциации между словом
и значением, оно устанавливается в детстве из опыта. Мышления как процесса в
системе Гартли нет. Истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма
ассоциаций, новые мысли – комбинации или разложение старых идей. Память – это
воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они
были получены. Если этот порядок нарушается, мы имеем дело уже с воображением.
Воспроизведение происходит объективно без участия субъекта. Страсти
рассматриваются как движущая сила поведения. Достигая определенного порога они
могут именоваться желаниями или отвращениями. В той стадии, когда они настолько
сильны, чтобы ввызвать действия, они могут именоваться волей. Во врожденном
состоянии аффектов не существует – это продукт воспитания, возникает по
ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. В организме имеется набор
врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения,
побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные
движения и вторичные автоматизмы. Все психические явления выводятся из внешних
впечатлений
25. Развитие английской ассоциативной психологии в XIX
веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).
Особенностью ассоцианизма XIX века явилось его
соединение с философией позитивизма. В развитии ассоцианизма этого периода
различают три этапа: а) наивысший расцвет (Т.Браун, Дж.Милль); б) пересмотр
основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса
системы ассоциагизма (Дж.Ст.Милль); в) Отступление от классического
ассоцианизма по ряду проблем (А.Бэн).
а)Т.Браун в “Лекциях по философии человеческого духа”
(1820) продвинул учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации –
учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той
или иной ассоциации из многих других. Мышление проанализировал как процесс
решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой
задачи. Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода,
а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства
уверенности в существовании предметов внешнего мира. он оторвал душевные
явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным,
внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении. Только
основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи
представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. В качестве
метода признавал только самонаблюдение. Всякое сложное душевное явление он
сводил к сумме составляющих его более простых. Познание трактовал
механистически. Потребности он понимал биологизированно и относил вместе с
ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных
процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение
неудовольствия + желание предмета, снимающего это неудовольствие. То есть
уничтожалась специфика потребностей как особых психических состояний.
Дж.Милль (1773 - 1836) в труде “Анализ явлений
человеческого духа”. Всю психологическую жизнь он сводит к ощущениям,
представлениям и ассоциациям идей: есть только одно явление – ощущение, и один
закон – ассоциации. Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость
ассициируемых ощущений и частоту их повторения. Также Милль сформулировал общий
закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором
существовали ощущения как их оригиналы.
26. Психология Гербарта.
Философ, педагог и психолог И.Гербарт (1776 - 1841)
явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Он выступил против
теории способностей Вольфа. Он считал, что нельзя делить душевную деятельность
на самостоятельные функции, душевная жизнь – это единая связанная целостность.
Сочинения “О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и
математику” (1824 - 1825), “Учебник психологии” (1816). Гербарт был сторонником
ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде
всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания. Факты
сознания выступают исходным пунктом всякого психологического исследования.
Методами является самонаблюдение, наблюдение и анализ продуктов деятельности,
эксперимент он отвергает по этическим соображениям. Гербарт ратовал за внесение
в психологию математических методов. Элементом душевной жизни он считал
представление. Представления – это сложные образы восприятия, которые возникают
под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют качественные и количественные
характеристики. К количественным характеристикам относится сила представления,
показателем которого является его ясность. Психология Гербарта состояла из
“статики духа” (данные измерения представлений в период покоя) и “динамики
духа” (условия движения представлений в сознании). Представления постоянно
взаимодействуют в сознании. Они могут бороться, относясь друг к другу как
противоположности, либо сливаться, не теряя в своем качестве и образуя новое
образование (“компликация”), или сливаться по сходству. В зависимости от
степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания,
сознания, бессознательного. В разные моменты времени одно и то же представление
может пребывать в разных областях сознания. Душевная жизнь – безостановочное
движение представлений. Границы, которые отделяют одну область сознания от
другой, Гербарт назвал порогами. Возможность проникновения представления в
центр сознания Гербарт объяснял силой впечатления (значимостью для субъекта),
отсутствием препятствий на пути представления в сознание, а также наличием
поддержки со стороны прошлого опыта. Процесс слияния представлений с прошлым
опытом Гербарт назвал апперцепцией. Гербарт выделял в сознании также волю и
чувства, которые он считал продуктом отношений между представлениями, частным
случаем их взаимодействия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|