Реферат: Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника
То образовательная среда
как объект психологического анализа может выступать в качестве:
• факта обучения и развития учащегося (она
есть, но никакою влияния на развитие учащегося она не оказывает);
• фактора обучения и развития учащегося. Здесь
взаимодействие учащегося и среды рассматривается, а на практике конструируется
в субъект объектной схеме взаимодействия, когда Среда выступает в качестве
фактора, активно воздействующего на учащегося, а сам учащийся выступает в
качестве объекта, принимающею это воздействие. Отношение учащегося к среде как
бы не имеет особого значения, важно лишь то, чтобы он в ней находился (образно
говоря, "как в рассоле"). В дидактическом плане в качестве примера
можно привести повышение напряженности образовательной Среды как дидактическое
средство для развития способностей учащихся (Занков, Хромова и др.). В
социально-психологическом плане примером могут служить догматический и
карьерный типы образовательной среды, способствующие формированию личности
соответствующего типа2;
• условия обучения и развития, когда
образовательная Среда предоставляет собой совокупность возможностей для
обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей.
Например, все дети идут учиться в школу, потому что именно там созданы условия
для получения знаний по предметам общеобразовательного цикла. Но
физико-математическая школа или
спортивная школы в плане
содержания обучения предоставляют разные возможности для обучения и развития
учащегося.
• средства для обучения и развития учащегося. В
этом качестве образовательная Среда может выступать в качестве средства "в
руках" педагога, когда он целенаправленно выстраивает образовательную
среду, необходимую, по его мнению (и умению) для решения тех или иных
педагогических задач. Но образовательная Среда может служить и собственным,
субъективным средством развития учащегося Субъективным в том смысле, что
учащийся сам выбирает или простраивает для себя образовательную среду,
соответствующую его интересам. В качестве примера можно привести дополнительное
образование, профориентационые действия учащегося, переход учащегося на
индивидуальную или экстернатную формы обучения, выбор школы, где физику
преподают лучше и т. п. Существенно, что в этом случае учащийся,
целенаправленно выбирая и/или свою образовательную среду, по сути, превращает
ее в средство индивидуального развития, т. е. он становится субъектом своего
развития, а образовательная среда — объектом его выбора и использования в качестве
недостающего ему средства развития своих способностей;
• предмета проектирования и
моделирования, когда в соответствии с целями обучения и особенностями
развития контингента учащегося теоретически проектируется и затем практически
(с учетом конкретных условий) моделируется тот или иной вид и тип
образовательной среды. Например, микросреда (в классе) развивающего типа,1
• объекта психолого-педагогической
экспертизы, когда
образовательная Среда оценивается по определенным критериям и с помощью
соответствующих методов.1
§ 3. Функции дополнительного образования.
Принципиальное отличие
дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря
отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги
имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности
(знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития
способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных,
духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей
образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить
заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть
творческим субъектом своего развития
Такой подход требует от
учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и
развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося
образования. На современном этапе развития образования проектирование
образовательной среды в УДО невозможно без обращения к парадигме развивающего
образования, что в свою очередь требует предварительного уточнения функций
дополнительного образования.1
Социальная функция направлена на
удовлетворение:
а) социального спроса
(требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья
населения);
б) родительского спроса
(представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по
времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным
предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),
в) детского спроса -
удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение,
досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе
развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа
ведущей деятельности;
г) экономического спроса
- возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и
т.д. ) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей.
д) правоохранительною
спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного,
поведения детей. Психологическая функция:
а) развивающая -
создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и
психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении
и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной
среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения,
и в плане самоактуализации;
б) компенсаторная -
психологическая компенсация неудач в семье, в школе,
в) релаксационная -
возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;
г) консультационная -
для педагогов, родителей и детей. Образовательная функция:
а) образование по
дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню
учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо - и
авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и
«школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных
школах отсутствуют учителя по этим предметам,
б) пропедевтика
профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное
самоопределение;
г) обучение, которое
удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,
д) социализирующая -
общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе -
попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным
опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и
способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и
взаимодействий,
Укажем на важнейшее
различие школьного и дополнительного образования.
• Обучение в школе удовлетворяет
государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный
тип личности своих граждан Поэтому школьное образование обязано ориентироваться
на достижение образовательных стандартов обученности По этой причине
познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно
затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и
стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же
дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».
Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность
преподавателю не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а
строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е.
следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении
естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного
интереса у учащихся.
• В школьном обучении используются
чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для
дополнительного же образования характерно преимущественное использование
авторских учебных программ.
• В школе индивидуализация обучения
осуществляется со стороны учителя, а в УДО - со стороны самого учащегося.
Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может
рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.
• В УДО процесс обучения носит более
неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным
основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе
обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более
сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на учащихся
В итоге, мы приходим к
выводу, что по самой образовательной специфике УДО, учебно-воспитательный
процесс в нем должен строится в парадигме развивающего образования. При
этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае выступают:
• образовательные программы. Они становятся программами нового
типа (психодидактического, рефлексивного), т.к., в отличие от традиционных
программ дополнительного образования, их разработка и практическое воплощение
требуют от педагога рефлексии (выявления для себя и осознания) дидактических и
психологических целей и исходных оснований их построения;
• обучающиеся, т.е. раскрытие
(проявление, пробуждение) творческой природы как исходной психологической
основы для развития физических, познавательных, личностных и
духовно-нравственных способностей;
• педагоги дополнительного
образования, которые должны научиться вставать в рефлексивную позицию к тому:
кого они обучают, чему они обучают, как обучают и зачем обучают,
• руководители
"(управленцы), которые должны определять и создавать условия для
практической реализации учебных программ нового типа;
• родители, в смысле изменения
их социальных установок и отношений к функциям дополнительного образования и
ценностным ориентациям в обучении их детей;
• образовательная среда
(социальный, пространственно-предметный и психодидактический компоненты);
• социальная макросреда (район,
окружающий социум);
• и само учреждение дополнительного
образования (УДО) как объект саморазвития (и в этом смысле он становится
субъектом своего развития и системы образования, частью которой он является)
Изменяя себя, таким
образом, данное УДО изменяет образовательную и социо-культурную среду
микрорайона, округа в целом. Тем самым УДО, наряду с другими экспериментальными
площадками столичного образования, превращается в одного из субъектов
развивающегося образования столицы. С этой точки зрения УДО представляется
нами как субъект развивающегося образования.
Превращение УДО в
субъекта развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции
его развития, что предполагает рефлексии (осознания) его состояния, целей и
перспектив его развития по следующим позициям, базовым для любой образовательной
концепции вопросы:
- кого учить (психологические особенности
контингента учащихся УДО)
- зачем учить (стратегические и тактические
учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом)?
- чему учить (содержание дополнительного
образования);
- кому учить (определение требований к
профессиональной и личностной подготовке педагога) Остановимся на этих вопросах
подробнее.
Кого учить?
Ответ на этот вопрос
требует определения психологических особенностей контингента учащихся в
качестве системообразующего фактора психолого-педагогической модели
(системы) УДО предполагает определение таких особенностей их развития как
одного из субъектов образовательной среды, которые составляют проблему их
обучения, развития и социализации, и потому требуют создания специальных
условий для обучения и воспитания (особой образовательной среды) по сравнению с
детьми, обучающимися в образовательных учреждениях другого типа (школы, лицеи и
т. д.)
Мы исходим из того, что
с психологической точки зрения в УДО:
- обучаются дети с
разными видами способностей и с различным уровнем их развития;
- приходят дети по разным
мотивам: а) у одних уже проявились интересы и склонности к каким-то видам
внешкольной деятельности (художественной, спортивной, технической и т.п.), а у
других, напротив, нет - они еще ищут, пробуют себя; б) одни дети пришли сами,
других привели родители, третьи пришли из любопытства, «за компанию» и т.д.
- достаточно часто
обучение происходит в разновозрастных группах, где дети отличаются по возрасту,
по готовности к обучению, по умению учиться, по мотивации и т.д.;
- особо одаренных детей
мало, потому что они, в силу своей явной одаренности, чаще всего проходят
обучение в специализированных образовательных учреждениях (математические,
музыкальные, спортивные и т.п. школы),
- вместе с тем возможен
больший, чем в школе, процент детей со скрытой одаренностью, в работе, с
которыми важно создать условия для проявления их природных задатков и развития
этих задатков в соответствующие склонности, интересы и способности.
Итак, в целом для УДО
характерна разнородность контингента учащихся по таким
индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые)
способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные
(социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет
к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебные
программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не
могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития
способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития
детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для
проявления способностей у детей, которые еще «не нашли себя», не проявили своих
интересов и способностей .
Учитывая разнообразие
способностей учащихся УДО, мы исходим из того, что каждая из них является, а
каждого учащегося проявлением творческой природы психики человека, и,
соответственно, творческого потенциал. Речь идет не только об отдельных
способностях (художественных, спортивных, технических), но и об интегральной
личностной сфере ребенка, что обусловило нашу ориентацию на парадигму
развивающего образования.1
Ведущими для раскрытия и всестороннего развития
творческих возможностей ребенка являются, по нашему мнению, три генеральных
фактора: познавательная активность, личностная включенность, творческость. В
этом мы опираемся на разработанную специалистами Психологического института РАО
концепцию одаренности.1 Имеющийся в литературе коллективный
психолого-педагогическии опыт показывает, что наилучший успех в обучении и
социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная
программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим
потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.
Чему учить?
С педагогической
точки зрения ответ на этот вопрос предполагает определение предметного
содержания учебно-воспитательного процесса в УДО. И в этом смысле проблемы как
бы нет, так как УДО имеют традиционно широкий спектр образовательных,
художественно-творческих, культурно-досуговых, технических, спортивных и других
учебных, предметных областей. В зависимости от кадровых,
материально-технических, финансовых и т.п. возможностей каждое УДО определяет
свой спектр предлагаемого им предметного содержания дополнительного
образования.
Однако с психологической
точки зрения не все так просто, потому что в психологическом отношении целью
любого образования, в том числе и дополнительного, является передача
культурно-исторических или социо-культурных способов человеческой деятельности
от одного поколения (или индивида) к другому. Способы человеческой деятельности
представлены в культуре и обществе в таких видах, как:
- знания, умения, навыки, характерные
для того или иного вида деятельности;
- способы познания от подражания и
непрерывного самообразования до самостоятельной научно-исследовательской и
культурной деятельности;
- способы социальных (коммуникативных)
взаимоотношений и взаимодействий от межличностных взаимоотношений в семье и в
классе до взаимоотношений в трудовых, этнических, конфессиональных и т.п.
социо-культурных общностях людей;
Соответственно, передача
и усвоение способов человеческой деятельности, например, способов умственной
деятельности, предполагает учет разных уровней и аспектов соответствующего
психического процесса и/или способности.
Это
означает, что с психологической точки зрения вопрос «чему обучать?» естественно
влечет за собой вопрос: какую сторону (аспект, уровень) психики учащегося
должно развивать содержание нашего обучения. Например:
- результативную сторону мышления,
выраженную в виде усвоенных знаннй-умений-навыков по данной учебной дисциплине,
- процессуальную (оспособленную) сторону
мышления, формируемую, в частности, на основе эмпирического или теоретического
типа обобщения,
-
произвольную
регуляцию своих умственных действий1, а может сыть, дивергентность и
конвергентность мышления как свойства, характерные для развития творческого
(или нетворческого) типа мышления2 и т.д. Исходя из этого, а также из
воспитательных и социализирующих функций УДО, мы полагаем, что дополнительное
образование должно иметь не только предметное содержание,
направленное на развитие
знаний-умений-навыков, но и психологическое, направленное на психологическое
развитие учащегося. Как считает Лейтес Н.С., содержание дополнительного
образования может быть представлено как:
а) предметное содержание,
представленное в соответствующем наборе знаний-умений-навыков, дающих учащемуся
возможность быть субъектом знаний-умений-навыков, характерных для данной
сонно-культурной области человеческой деятельности (художественное и техническое
творчество, спортивная и досуговая деятельность, т. д. ),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|