Реферат: Словарь ребенка как основа развития речи
Кроме специальных занятий, которые
рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе
целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, которые проводятся на
занятиях и в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря
словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего
дошкольного возраста, типа “Скажи наоборот”, “Краски”, “Садовник”, “Черного,
белого не берите, “да” и “нет” не говорите”, “Продолжай дальше”. Содержанием
такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного
предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п.
Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и
в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль
воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании
к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все
богатство накопленного словаря.
Работа над смысловой стороной слова.
Вместе с тем
немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка, и в
первую очередь над его многозначностью. Этот подход обеспечивает собственно
языковое, речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной
стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умения сознательно
выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В
конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повышению уровня
общей речевой культуры.
Таким
образом, программа обогащения и активизации словаря должна включать в себя,
помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
углубления знаний о предметах и явлениях, формирования понятий, следующие
задачи:
1) раскрытие
многозначности слова;
2) расширение
запаса синонимов и антонимов;
3)
формирование умения правильно употреблять слова. Раскрыть перед детьми
семантику многозначного слова помогают синонимические и антонимические
сопоставления.
На этих же занятиях можно
привлекать к загадыванию известных им загадок и детей; повторять старые
загадки, но уже без наглядности.
Занятия по
обучению детей придумыванию загадок па первых порах тесно связаны с занятиями
по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не
называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей
требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными
формами таких занятий являются игровые, например в виде игры в магазин, когда
“покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры
“отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются,
наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес
посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не
называя
и
не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Последующее
усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается
тем, что подбирают одинаковые или близкие по внешнему виду предметы,
различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины,
различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в
одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.
Все это
требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в
сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.
Со временем
становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что
способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу,
которую ребенок хочет “купить в магазине игрушек”, он пользуется средствами
сравнения: “Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава”. Описывая мяч,
говорит: “Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском”.
Такое
описание по сути приближается к загадке, воспитывает у ребенка вкус к яркой,
образной речи, способствует формированию умения пользоваться своим запасом
слов.
Кроме специальных занятий, которые
рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе
целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, которые проводятся на
занятиях и в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря
словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего
дошкольного возраста, типа “Скажи наоборот”, “Краски”, “Садовник”, “Черного,
белого не берите, “да” и “нет” не говорите”, “Продолжай дальше”. Содержанием
такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного
предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п. Самостоятельное
использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических
играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь
заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к
ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство
накопленного словаря.
На
необходимость разработки приемов использования синонимов и антонимов в
словарной работе указывается и в “Программе воспитания в детском саду”. В ней
рекомендуется “использовать слова с противоположным значением” и “воспитывать
у детей чуткость к смысловым оттенкам слова”.
Кроме того,
раскрытие смыслового богатства многозначного слова имеет особое значение для
подготовки детей к школе, так как в программе начальных классов большое место
отводится практическому ознакомлению учащихся с лексическим значением слов, с
многозначностью слов и синонимией.
Рассмотрим
ряд заданий, которые можно давать в форме лексических упражнений
(продолжительностью
7—10
мин) для детей старших и подготовительных к школе групп.
1. Подбор
синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна
идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно
слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. “Весна
идет—как можно
сказать по-другому?” Подбирая слова, близкие по смыслу (наступает,
движется, шагает), дети приходят к выводу, что одно и то же слово идет
в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.
Выполняя
задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно
синоним, соответствующий словарным нормам, но все
же подбирает такие слова, которые правильно
передают смысл словосочетания. Например, к словосочетанию река бежит
дети подбирают такие слова: течет, плывет, шумит, бурлит, льется, катится,
журчит и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет,
а остальные могут быть названы “эквивалентными заменами”.
2. Задания на составление предложений
с отдельными словами (существительными,
прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда
(например, большой—огромный—громадный). Эти задания
направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с
другими, так как известно, что это нередко
вызывает у детей затруднения даже при правильном
понимании значения слова. 1 Составление
предложений с заданными словами представляет
определенную трудность для ребенка: он должен
удержать в памяти предложенные слова и суметь
соединить их правильно по смыслу и по законам "грамматики. Однако такие упражнения необходимы.
Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный
словарь, является умение правильно употреблять
его. А значения слов с наибольшей полнотой и ясностью раскрываются в сочетании
с другими словами.
III. Методы и
приемы работы над словарем.
Собственно,
каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду
занятий по развитию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем
такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают
содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:
1) разговор с
детьми
2) поручения и
задания
3) беседы
4)
рассказывание
5) чтение
6) письма
7) заучивание
стихотворений.
РАЗГОВОР С
ДЕТЬМИ
Потребность
разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями,
чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей
мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи
детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.
В детском саду и в школе можно
разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается. нужно идти навстречу порывам
детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать,
отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления
жизненного общения с ребенком, чего мы часто не
делаем.
ПОРУЧЕНИЯ И
ЗАДАНИЯ
Существует
еще один методический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем
громадное воспитательное значение, — это
методически продуманные поручения, которые даются детям. Прием этот широко
представлена семье, в которой в одних случаях
сознательно, в других бессознательно дети привлекаются к участию в общей
трудовой жизни. Но организованно он не представлен
ни в детском саду, ни в школе.
Ребенку дается определенное
поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком
осознаваемое значение.. При этом он
должен: 1) внимательно
выслушать, что ему говорят, 2) понять. содержание обращенной к нему речи, 3) запомнить
сказанное,
4)
выполнить поручение,5) дать
словесный отчет о выполненном, 6) в итоге
оказать помощь. Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект,
память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная,
а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое
даешь ребенку в том или другом возрасте.
Поручения
старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны,
должны постепенно осложняться и по возможности
завершаться точным речевым отчетом.
БЕСЕДЫ
Разговор и
беседы—в сущности
два почти тождественных проявления одного и того
же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из
ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные,
планово проводимые занятия, цель которых — углубить, уточнить и систематизировать
путем слова представления и знания детей.
Беседа
выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается
их язык, раз те беседы соответствует их интересам
и психике.
Свободная,
непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, являются одним из могущественнейших факторов развития
речи детей. Если темой беседы являются предметы и
явления природы, то она может привести к
законченному описанию,
сравнению, выяснению значения того или другого предмета или явления. Если же
беседа возникла по поводу явления социального,
общественного, этического, наблюдаемого детьми лично или выдвинутого чтением,
рассказом, то она приведет к характеристике явления, лица, выдвинет
индивидуальное отношение к ним детей.
Одно
и то же явление может вызвать несколько тем для бесед.
Во время прогулки весной дети нашли мертвую ласточку с пробитой головой. С ними можно провести беседы на следующие
темы: 1. “Выяснение
причин гибели ласточки”. а) коршун заклевал (борьба в природе, о хищных
птицах), б) мальчик убил камнем (этический вопрос).
2. “О перелете
птиц”.
3. “О теплых
странах”.
4. “Жизнь и
нравы ласточек”.
Использованы,
конечно, будут одна-две темы в зависимости от преобладающих у детей интересов.
Беседа ни в
коем случае не должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей
знаний. Ее цель
—
систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным
путем, непосредственно связанные с восприятиями
детей и их живыми впечатлениями.
Теми для бесед могут быть чрезвычайно разнообразны: их
подсказывает жизнь домашняя, детского сад, живое
общение с детьми в быту.
К
методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколебимых требований. Рассказчик должен
руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется
педагогическим процессом и требованием подвижной, меняющейся жизни. При
планировании занятий отмечаются и часы рассказа, часто рассказ рождается и по
непредвиденному поводу, а потому ответить на вопрос, как часто можно рассказывать детям, трудно. Ответ подскажут сами дети
и разум педагога. Обстановка при рассказе, как и
при беседе, должна быть естественная, непринужденная. Дети усаживаются, как
хотят, соблюдая общи? интересы и правила приличия.
Прерывать рассказчика они не должны, но их иногда неудержимо вырывающиеся
речевые реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но, наоборот,
закрепляют связь между детьми и рассказчиком, воодушевляют
последнего.
Можно
ли сопровождать рассказ демонстрированием картинок? Это зависит от особенностей
и сущности рассказа. Художественный рассказ или сказку, конечно, нельзя: показ
картин нарушит цельность впечатления. Но существует категория рассказов,
рассчитанных главным образом на маленьких детей, требующих параллелизма
текста и иллюстраций. Примером этого может быть книжечка К. Чуковского “Цыпленок”. Но и в этом случае картинки
должны быть таковы и так предлагаться детям, чтобы интерес и ход их мыслей не
оторвались от содержания рассказа.
Встречающиеся
в рассказе непонятные детям слова, незнакомые образы могут препятствовать
пониманию содержания рассказа, а потому они должны быть разъяснены детям
предварительно: повод для этого нетрудно найти.
Желательно,
чтобы новое литературное произведение, преподносимое
детям, расширяло круг их представлений и знакомило их с Новыми образами, явлениями и обозначающими их новыми
для детей словами. Этого требуют интересы культуры речи и обогащения словаря
детей.
Каждое
новое слово должно быть сохранено в памяти детей и сделаться достоянием их
собственной речи. Педагог должен об этом позаботиться. Все новые слова должны
быть у него на учете. Произнести новое слово один раз мало, его надо
произносить возможно чаще, изыскивая для этого подходящие моменты: только в
таком случае новое слово войдет в жизнь и в активный словесный запас детей.
Один и тот
же рассказ или сказку можно рассказывать детям
несколько раз.
Все
пока сказанное относилось к рассказыванию детям, но рассказывать должны и сами
дети. Рассказ педагога является образцом, которому они будут следовать.
Дети
интересуются эпизодами из жизни любимой воспитательницы.
Она
рассказывает им о приключении на улице, свидетельницей которого она была.
Поскользнулась и упала женщина; корзина, которую она несла, отлетела в сторону,
вся провизия рассыпалась. Женщина ушиблась, сама встать не может. Проходившие
школьники подбежали к ней, помогли встать, стряхнули снег с ее пальто, собрали
разлетевшиеся в разные стороны овощи, перевели испуганную женщину через улицу. „
По
окончании своего рассказа воспитательница предлагает: “Дети, может быть, и вы
видели что-нибудь интересное? Припомните, завтра нам расскажете”.
Или
она рассказывает им о своей кошке. Но и у большинства детей есть кошки, о
которых они могут рассказать.
Предложение
рассказать то или другое вызывает у детей различное направление мыслей, и
проявляемая каждый из них индивидуальность—явление в
высшей степени интересное и ценное. Следует
неустанно обращать внимание ребенка на то, что он должен выражать свои мысли
понятно, а для этого они прежде всего должны быть
понятны ему самому. Если мы хотим, чтобы наши слушатели ясно представили себе,
что с нами произошло на улице, заинтересовались бы нашим рассказом, мы должны
сами с полной отчетливостью разобраться в том, что произошло.
Прежде чем
приступить к рассказу, следует самому себе поставить вопрос: представляю ли я
сам себе вполне то, о чем я хочу говорить, все ли мне самому известно и
понятно? И только в том случае, если все ясно, приступить к рассказу.
Дети обыкновенно охотно отзываются
на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Делиться с другими своими мыслями, обмениваться
впечатлениями — насущнейшая потребность человека,
которая выражается у детей очень своеобразно,
по-детски. Попробуйте предложить детям рассказать
о собаке, которую они знали,—и к вам протянется несколько рук. И сколько уст
готовы немедленно приступить к изложению! Вы вызываете одного, другого,
третьего
—
и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, остановками,
заиканием, постоянными: “Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это
было” и т. п. Тут-то и следует растолковать
детям, отчего это происходит.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|