рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Словарь ребенка как основа развития речи рефераты

Реферат: Словарь ребенка как основа развития речи

Министерство общего и профессионального образования РФ

Орский педагогический колледж

Словарь ребенка - основа развития речи детей.

Курсовая работа

Студентки группы 97А

 Белашовой Т.А.

  Научный руководитель

Толкачева Л.В.

Орск

2000


Содержание.

I.           Введение…………………………………………………стр.3

II.        Формирование словаря у дошкольников…………… стр.4
- задачи развития речи и словаря
……………………..стр.4
- особенности усвоения…………….…………………..стр.7
- обогащение словаря
…………………………………..стр.9
- активизация словаря
……………………..…………..стр.16
- работа над смысловой стороной
слова.…………….стр.20

III.      Методы и приемы работы над словарем. ……………стр.23

IV.      Выводы по теме. ……………………………………….стр.35

V.        Приложения. ……………………………………..…….стр.37

VI.      Библиография. ……………………………………...….стр.38


I. Введение.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют родители. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Êíèãó äëÿ ÷òåíèÿ ðåáåíêó íóæíî âûáèðàòü ó÷èòûâàÿ âîçðàñò, èíòåðåñû è ðàçâèòèå. Äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïðèâëåêàåò áîëüøå ñîäåðæàíèå òåêñòà, õîòÿ è èëëþñòðàöèè ê êíèãå îíè ñ óäîâîëüñòâèåì ðàññìàòðèâàþò. Ïîñëå ÷òåíèÿ âàæíî âûÿñíèòü, ÷òî è êàê ïîíÿë ðåáåíîê. Íå îáÿçàòåëüíî ýòî äåëàòü ñðàçó, ìîæíî ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ïîãîâîðèòü ñ ðåáåíêîì î ïðî÷èòàííîì. Ýòî ïðèó÷àåò ðåáåíêà àíàëèçèðîâàòü ñóòü ïðî÷èòàííîãî, âîñïèòûâàòü ðåáåíêà íðàâñòâåííî, à êðîìå òîãî, ó÷èò ñâÿçíîé, ïîñëåäîâàòåëüíîé ðå÷è, çàêðåïëÿåò â ñëîâàðå íîâûå ñëîâà. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе. Ðîäèòåëè íå äîëæíû çàáûâàòü î òîì, ÷òî ÷åì ñîâåðøåííåå ðå÷ü ðåáåíêà, òåì óñïåøíåå áóäåò åãî îáó÷åíèå â øêîëå.  ôîðìèðîâàíèè êóëüòóðû ðå÷è äåòåé ïðèìåð ðîäèòåëåé èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå.  ðåçóëüòàòå îáùåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè ê 6-7 ãîäàì îáû÷íî îáëàäàåò çíà÷èòåëüíûì ñëîâàðíûì çàïàñîì è â îñíîâíîì îâëàäåâàåò ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè ðîäíîãî ÿçûêà.  ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå îáîãàùåíèå ñëîâàðíîãî çàïàñà ðåáåíêà, â ðåçóëüòàòå ïðèîáðåòåíèÿ ðåáåíêîì íîâûõ çíàíèé î íåçíàêîìûõ ïðåäìåòàõ è ÿâëåíèÿõ, ñòîÿùèõ âíå ðàìîê åãî ëè÷íîãî îïûòà, ÷òî îñîáåííî âàæíî äëÿ åãî áóäóùåãî îáó÷åíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå óñèëèé ðîäèòåëåé, ñ èõ ïîìîùüþ ðåáåíîê ó÷èòüñÿ ïðàâèëüíî ãîâîðèòü. Ê ñòàðøåìó äîøêîëüíîìó âîçðàñòó ôîíåìàòè÷åñêèé ñëóõ äîñòèãàåò òàêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ, ÷òî ðåáåíîê ìîæåò îñóùåñòâëÿòü çâóêîáóêâåííûé àíàëèç ñëîâà, à çíà÷èò ãîòîâ ê îâëàäåíèþ ÷òåíèåì, ïèñüìîì â øêîëå.

II. Формирование словаря у дошкольников.

Задачи развития речи и обогащения словаря.

         Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опы­та, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Пе­редать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык— “важнейшее средство человеческого общения”.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей до­школьного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая за­дача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связ­ной речи, воспитания интереса к художественному слову, подго­товки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладе­вают важнейшей формой речевого общения — устной речью.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует, эмо­циональное общение. Оно является стержнем, основным содер­жанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовитель­ный период развития речи на первом году жизни. Ребенок от­вечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональ­ным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на Особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой стороной, сопровождая действия взрослого. Однако речь, слово всегда обо­значают вполне определенное действие (встань, сядь), конкрет­ный предмет (чашка, мячик), определенное действие с предме­том (возьми мячик, дай куклу), действие предмета (машина едет) и т. д. Без такого точного обозначения предметов, дейст­вий, качеств предметов и их свойств взрослый не может руково­дить поведением ребенка, его действиями и движениями, поощ­ряя или запрещая их.

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают са­мые общие отношения друг к другу, свое удовольствие или неудо­вольствие, т. е. чувства, но не мысли. Этого становится совершен­но недостаточно, когда во втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его взаимоотношения со взрослым (а так­же с другими детьми), усложняются движения и действия, рас­ширяются возможности. познания. Теперь необходимо говорить о многих интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это сделать иногда очень трудно, а чаще просто невозможно.

При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован только взрослым. Но когда взрослый привлекает его внимание к чему-то, он как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет, действие, другого человека. Общение не утрачивает эмоциональный характер, но это уже не собственно эмоциональ­ное общение, не “обмен” эмоциями ради них самих, а общение по поводу предмета. Произносимое при этом взрослым и слышимое ребенком слово, неся на себе печать эмоций (в таких случаях оно и произносится выразительно), уже начинает высвобождаться из плена эмоционального общения, постепенно становится для ре­бенка обозначением предмета, действия и т. п. На этой основе со второго полугодия первого года жизни у малыша развива­ется понимание слова, речи. Появляется элементарное неполное речевое общение, потому что говорит взрослый, а ребенок отвеча­ет только мимикой, жестом, движением, действием. Уровень та­кого понимания достаточен для того, чтобы малыш мог осмыс­ленно реагировать на замечания, просьбы и требования в обы­денных, хорошо знакомых ему ситуациях. Вместе с тем развивается и инициативное обращение малыша к взрослым: он привлекает их внимание к себе, к какому-нибудь предмету, что-то просит с помощью мимики, жестов, звуков.

Произнесение звуков при инициативном обращении имеет осо­бенно важное значение для развития речевого общения: здесь за­рождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека. Столь же важно подражание звукам и зву­косочетаниям, которые произносит взрослый. Оно способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым словам, которые ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих взрослых. Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обыч­но к концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно — всего около 10 (мама, деда, ням-ням, ав-ав и т. п. ), во-вторых. малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. При­мерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использо­вать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые предложения. Характерная осо­бенность этих предложений состоит в том, что входящие в них слова употребляются в неизменной форме: исе мака (еще моло­ка), мака капать (молоко кипит), кисень пецька (кисель на пе­чке), мама бобо (маме больно). Предложения включают два слова; три и четыре слова появляются позже, к двум годам.

Даже такая несовершенная по своей форме, по грамматиче­ской структуре речь сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. Малыш и понимает îáðàщенную к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, вы­сказывать свои мысли, желания, просьбы. А это, в свою очередь, приводит к значительному обогащению словаря. Ведь ребенок уже хорошо подражает речи взрослого, услышанным словам, хо­рошо понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении вновь усвоенные слова со словами, усвоенны­ми ранее.

К полутора годам ребенок использует в активной речи при­мерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличива­ется — до 300 слов и более. Индивидуальные различия в разви­тии речи бывают очень большими, и приведенные данные, ко­нечно, приблизительны. Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количест­венном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш ис­пользует в своих предложениях (теперь уже зачастую трех- и четырехсловных), приобретают соответствующую грамматиче­скую форму: девочка села, девочка сидит, лопатку баба деля (сделала) (примеры из книги А. Н. Гвоздева).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5