Реферат: Словарь ребенка как основа развития речи
Реферат: Словарь ребенка как основа развития речи
Министерство общего и
профессионального образования РФ
Орский
педагогический колледж
Словарь
ребенка - основа развития речи детей.
Курсовая работа
Студентки группы 97А
Белашовой Т.А.
Научный руководитель
Толкачева Л.В.
Орск
2000
Содержание.
I.
Введение…………………………………………………стр.3
II.
Формирование
словаря у дошкольников…………… стр.4
- задачи развития речи и словаря……………………..стр.4
-
особенности усвоения…………….…………………..стр.7
- обогащение словаря…………………………………..стр.9
- активизация словаря……………………..…………..стр.16
- работа над смысловой стороной слова.…………….стр.20
III.
Методы
и приемы работы над словарем. ……………стр.23
IV.
Выводы
по теме.
……………………………………….стр.35
V.
Приложения. ……………………………………..…….стр.37
VI.
Библиография. ……………………………………...….стр.38
I. Введение.
Овладение
родным языком как средством и способом общения и познания является одним из
самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное
детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень
овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не
может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не
маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют
родители. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему
читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.
После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Êíèãó
äëÿ ÷òåíèÿ
ðåáåíêó
íóæíî
âûáèðàòü ó÷èòûâàÿ
âîçðàñò,
èíòåðåñû è
ðàçâèòèå. Äåòåé
ñòàðøåãî
äîøêîëüíîãî
âîçðàñòà ïðèâëåêàåò
áîëüøå
ñîäåðæàíèå
òåêñòà, õîòÿ
è
èëëþñòðàöèè
ê êíèãå îíè ñ
óäîâîëüñòâèåì
ðàññìàòðèâàþò.
Ïîñëå ÷òåíèÿ
âàæíî
âûÿñíèòü,
÷òî è êàê
ïîíÿë ðåáåíîê.
Íå
îáÿçàòåëüíî
ýòî äåëàòü
ñðàçó, ìîæíî
÷åðåç
íåêîòîðîå
âðåìÿ
ïîãîâîðèòü ñ
ðåáåíêîì î
ïðî÷èòàííîì.
Ýòî
ïðèó÷àåò
ðåáåíêà
àíàëèçèðîâàòü
ñóòü
ïðî÷èòàííîãî,
âîñïèòûâàòü
ðåáåíêà
íðàâñòâåííî,
à êðîìå òîãî,
ó÷èò ñâÿçíîé,
ïîñëåäîâàòåëüíîé
ðå÷è,
çàêðåïëÿåò â
ñëîâàðå
íîâûå ñëîâà. Ведь чем
совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в
формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким
образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учиться правильно
говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе. Ðîäèòåëè
íå äîëæíû
çàáûâàòü î
òîì, ÷òî ÷åì
ñîâåðøåííåå
ðå÷ü ðåáåíêà,
òåì
óñïåøíåå
áóäåò åãî
îáó÷åíèå â
øêîëå. Â
ôîðìèðîâàíèè
êóëüòóðû
ðå÷è äåòåé
ïðèìåð
ðîäèòåëåé
èìååò
áîëüøîå
çíà÷åíèå. Â
ðåçóëüòàòå
îáùåíèÿ ñ
ðîäèòåëÿìè ê
6-7 ãîäàì
îáû÷íî
îáëàäàåò
çíà÷èòåëüíûì
ñëîâàðíûì
çàïàñîì è â
îñíîâíîì
îâëàäåâàåò
ãðàììàòè÷åñêèìè
ôîðìàìè
ðîäíîãî
ÿçûêà. Â ýòîò
ïåðèîä ïðîèñõîäèò
èíòåíñèâíîå
îáîãàùåíèå
ñëîâàðíîãî
çàïàñà
ðåáåíêà, â
ðåçóëüòàòå
ïðèîáðåòåíèÿ
ðåáåíêîì
íîâûõ
çíàíèé î
íåçíàêîìûõ
ïðåäìåòàõ è
ÿâëåíèÿõ,
ñòîÿùèõ âíå
ðàìîê åãî
ëè÷íîãî
îïûòà, ÷òî
îñîáåííî
âàæíî äëÿ åãî
áóäóùåãî
îáó÷åíèÿ.
Òàêèì
îáðàçîì, â
ðåçóëüòàòå
óñèëèé
ðîäèòåëåé, ñ
èõ ïîìîùüþ
ðåáåíîê
ó÷èòüñÿ
ïðàâèëüíî
ãîâîðèòü. Ê
ñòàðøåìó
äîøêîëüíîìó
âîçðàñòó
ôîíåìàòè÷åñêèé
ñëóõ
äîñòèãàåò òàêîãî
óðîâíÿ
ðàçâèòèÿ,
÷òî ðåáåíîê
ìîæåò îñóùåñòâëÿòü
çâóêîáóêâåííûé
àíàëèç ñëîâà,
à çíà÷èò
ãîòîâ ê
îâëàäåíèþ
÷òåíèåì,
ïèñüìîì â
øêîëå.
II.
Формирование словаря у дошкольников.
Задачи развития речи и обогащения
словаря.
Непременным условием для
всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного
человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как
с помощью языка. Язык—
“важнейшее
средство человеческого общения”.
Среди многих
важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду
обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из
главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:
воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления
и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи,
формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи,
воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В детском
саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого
общения
—
устной речью.
Речевому общению ребенка со взрослым
предшествует, эмоциональное общение. Оно является
стержнем, основным содержанием взаимоотношений
взрослого и ребенка в подготовительный период
развития речи на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку
взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы
заражается эмоциональным состоянием взрослого, его
улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не
речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью
осмысленно произносимых и понимаемых слов. В эмоциональном общении со взрослым
ребенок
реагирует
на Особенности голоса, интонацию, с которой
произносятся слова. Речь участвует в этом общении
лишь своей звуковой стороной, сопровождая действия взрослого. Однако речь,
слово всегда обозначают вполне определенное действие (встань, сядь),
конкретный предмет (чашка, мячик),
определенное действие с предметом (возьми мячик, дай
куклу),
действие предмета (машина едет) и т. д. Без
такого точного обозначения предметов, действий, качеств предметов и их свойств
взрослый не может руководить поведением ребенка, его действиями и движениями,
поощряя или запрещая их.
В
эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают самые общие отношения друг к
другу, свое удовольствие или неудовольствие, т. е.
чувства, но не мысли. Этого становится совершенно недостаточно, когда во
втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его взаимоотношения со
взрослым (а также с другими детьми), усложняются движения и действия, расширяются
возможности. познания. Теперь необходимо
говорить о многих интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это
сделать иногда очень трудно, а чаще просто невозможно.
При
эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован только взрослым. Но когда
взрослый привлекает его внимание к чему-то, он как бы переключает часть этой
заинтересованности на предмет, действие, другого
человека. Общение не утрачивает эмоциональный характер, но это уже не
собственно эмоциональное общение, не “обмен” эмоциями ради них самих, а
общение по поводу предмета. Произносимое при этом взрослым и слышимое ребенком
слово, неся на себе печать эмоций (в таких случаях оно и произносится
выразительно), уже начинает высвобождаться из плена эмоционального общения,
постепенно становится для ребенка обозначением предмета, действия и т. п. На этой основе со второго полугодия
первого года жизни у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется
элементарное неполное речевое общение, потому что говорит взрослый, а ребенок
отвечает только мимикой, жестом, движением, действием. Уровень такого понимания достаточен для того, чтобы малыш мог осмысленно
реагировать на замечания, просьбы и требования в обыденных, хорошо знакомых
ему ситуациях. Вместе с тем развивается и инициативное обращение малыша к
взрослым: он привлекает их внимание к себе, к
какому-нибудь предмету, что-то просит с помощью мимики, жестов, звуков.
Произнесение
звуков при инициативном обращении имеет особенно важное значение для развития
речевого общения: здесь зарождается намеренность голосовой реакции, ее
направленность на другого человека. Столь же важно подражание звукам и звукосочетаниям,
которые произносит взрослый. Оно способствует формированию речевого слуха,
формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым
словам, которые ребенок позже будет заимствовать из речи
окружающих взрослых.
Первые
осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно
к концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно — всего около 10 (мама, деда, ням-ням, ав-ав и т. п. ), во-вторых. малыш очень редко употребляет их по
своей инициативе. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи
ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать
накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются
первые предложения. Характерная особенность этих предложений состоит в том,
что входящие в них слова употребляются в неизменной форме: исе мака (еще молока), мака капать (молоко кипит), кисень пецька (кисель на
печке), мама бобо (маме больно). Предложения
включают два слова; три и четыре слова появляются позже, к двум годам.
Даже такая
несовершенная по своей форме, по грамматической структуре речь сразу
значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. Малыш и
понимает
îáðàщенную к нему
речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать свои мысли, желания,
просьбы. А это, в свою очередь, приводит к значительному обогащению словаря.
Ведь ребенок уже хорошо подражает речи взрослого, услышанным словам, хорошо
понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении вновь
усвоенные слова со словами, усвоенными ранее.
К полутора
годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к
двум годам словарь значительно увеличивается — до 300 слов и
более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и
приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитии
речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном
росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих
предложениях (теперь уже
зачастую
трех- и четырехсловных), приобретают
соответствующую грамматическую форму: девочка села, девочка сидит, лопатку
баба деля (сделала) (примеры из книги А. Н.
Гвоздева).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|