рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Роль языка в становлении личности человека рефераты

         мое характерное, самое типичное - свои наблюдения выражал в точной

         и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких

         афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками,

         следующему  поколению. "Счастье не ищут, а делают", "Ученье свет,

         а неученье - тьма", - учит русский народ. Мудрые пословицы помога-

         ют оценивать свои поступки и действия других людей. Русские посло-

         вицы охватывают все стороны  жизни народа. Они выражают беззавет-

         ную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие  русского  народа,

         его  храбрость, стойкость  в  борьбе с врагами, его  честность  и

         стремление  отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно пони-

         мал значение пословиц  в  жизни  людей. Это и послужило  причиной

         возникновения пословиц:

            Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

            Пословица - всем делам помощница.

            Без пословицы не проживешь.

            Обращаю внимание  ребят на высказывания о пословицах, поговор-

         ках, написанные на плакатах:

            Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что  за

         золото! ( А. С. Пушкин )

            Пословицы - это  цвет  народного  ума, самобытной  стати,  это

         житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

         ( В. И. Даль )

            Народные  пословицы и поговорки... служат отражением народного

         ума, характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролю-

         бов )

            Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов  мало, а

         чувства много. ( Л. Н. Толстой )

            В простоте  слова - самая  великая мудрость. Пословицы и песни

         всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горь-

         кий )

            Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские посло-

         вицы  использовались  величайшими  мастерами  слова в тех случаях,

         когда нужно было высказать свою мысль очень кратко,  точно и выра-

         зительно. Широко  использовали и используют в своих  произведениях

         пословицы, поговорки писатели и поэты. Ставлю перед ребятами зада-

         чу: найти пословицы в тех произведениях, которые они сейчас  услы-

         шат, объяснить их смысл.

            Учащиеся инсценируют небольшую сказку Е. Пермяка "Про  торопли-

         вую Куницу и терпеливую Синицу".

            Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп.

         Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не  то  что  сарафан,

         платка из этих лоскутиков  нельзя было сшить. Стала терпеливая Си-

         ница из холстины  фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнет,

         сюда подвернет. Все она сообразила, все  высчитала - потом за нож-

         ницы взялась.

            Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.

            - Где ты кройке-шитью училась, Синица? Какие  курсы  кончила? -

         спрашивает ее Куница.

            - Никаких я курсов не кончила, - отвечает Синица. - Бабушка ме-

         ня шитью выучила.

            - А как она учила?

            - Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

            - Каких?

            - Семь раз отмерь, один раз отрежь.

            Использую  и  другие  литературные  произведения: басню Крылова

         "Мот  и Ласточка", стихотворение Л. Ошанина "Песня о дружбе", сти-

         хотворение  Г. Яковлева  "Посмотри вокруг"  ( ребята  их  учат на-

         изусть ) и др.

            Далее учащимся может быть предложено несколько форм работы, что

         позволит не только проверить их знания данного жанра устного народ-

         ного  творчества, но  и  обогатить их. Задания могут быть примерно

         такими. И г р а  " З а к о н ч и  п о с л о в и ц у ".

            Я называю первую половину пословицы, а ученики - вторую:

                  Труд человека кормит,       а лень портит.

                  Кто много говорит,          тот мало делает.

                  Повторенье -                мать ученья.

                  Тот никогда не ошибается,   кто ничего не делает.

                  Не спеши языком,            торопись делом.

                  Сделал дело -               гуляй смело.

                  Ученье - свет,              а неученье - тьма.

                  Куй железо,                 пока горячо.

                  С кем поведешься,           от того и наберешься.

                  Делу - время,               потехе - час.

                  Лучше горькая правда,       чем сладкая ложь.

                  Мелет до вечера,            а слушать нечего.

                  Не все то золото,           что блестит.

            После  этого  я  несколько усложняю задание, предложив  ребятам

         д р у г у ю  и г р у : " Н а з о в и  п о с л о в и ц у ".

            Показываю школьникам небольшие  таблички  с  написанными на них

         словами. Ученики должны отгадать, восстановить пословицу  по  этим

         словам.

            Дело - безделье. "Маленькое дело лучше большого безделья".

            Дружба - служба. "Дружба дружбой, а служба службой".

            Лает - кусает. "На смелого собака лает, а трусливого кусает".

            Руки - скука. "Не сиди сложа руки, так и не будет скуки".

            Труд - лень. "Труд человека крмит, а лень портит".

            Дело - потеха. "Делу - время, потехе - час".

            Язык - дело. "Не спеши языком, торопись делом".

            Шило - мешок. "Шила в мешке не утаишь".

            Коса - камень. "Нашла коса на камень".

            Свет - тьма. "Ученье - свет, а неученье - тьма".

            Для этой игры можно использовать  и  другие пословицы ( меньшее

         или большее количество ). Обращаю внимание учащихся на стенд с ри-

         сунками художника А. Елисеева  к  пословицам и поговоркам, а затем

         показываю им свои рисунки и предлагаю отгадать, какие пословицы на

         них изображены.

            Можно предложить и такое задание: о т г а д а й  з а г а д к и-

         п о с л о в и ц ы . О каких людях идет речь, какие недостатки  че-

         ловеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загад-

         ках? Язык без костей: что хочет, то и лопочет ( Болтовня )  Ел  да

         устал, спал да намаялся. ( Лень ) Подал руку, да  подставил  ногу.

         ( Двуличие ) Мое горе - стрела во мне, чужое горе - стрела во пне.

         ( Эгоизм )

            Это задание вызывает у ребят большой интерес, заставляет их мы-

         слить. С удовольствием  школьники  отвечают  на  шуточные вопросы,

         используя в качестве ответа поговорки: в какой поговорке насекомое

         превращается в млекопитающее? ( "Делает из мухи слона". ) Согласно

         какой поговорке  слово  находится в кармане? ( "За словом в карман

         не лезет". )

            Быстро, легко справляются пятиклассники со следующим  заданием.

         "Вы все знаете много поговорок-сравнений, - обращаюсь к ним. - Та-

         кие, например, как "холоден как лед". Сейчас мы все вместе, исполь-

         зуя  данную  таблицу  под  названием "Составь поговорку", выполним

         следующую  работу: нужно  к  словам  подобрать  соответствующую по

         смыслу картинку, тогда у вас получится семь известных поговорок. "

         ( Рисунки  делаю  на  плотной  цветной  бумаге.  Ученик, правильно

         составивший поговорку, дописывает нужное слово мелом, который лег-

         ко стереть  сухой тряпкой. Это дает возможность  использвать  дан-

         ную таблицу несколько раз. )

            Умению практически использовать пословицы в речи учит ребят за-

         дание "Закончи предложение пословицей" ( предложения заранее напи-

         саны на доске ). "Когда я была больна, мне помогали друзья из мое-

         го класса: приносили  задание на дом, объясняли  трудные  задания.

         Правильно  утверждает  пословица: ( "друзья познаются в беде" ) ".

         "Я несколько лет дружила со Светой, но однажды  мы  поссорились. И

         тогда  я  решила  дружить  с  Галей.  Узнав о ссоре, мама сказала:

         ( "Нет друга, так ищи, а нашел, так береги", "Новых друзей наживай,

         а старых не теряй" ).

            Развитию речи учащихся способствует задание "Составь  небольшой

         рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из посло-

         виц. ( Устно эту работу мы уже проделывали на предыдущих уроках. )

         Предлагаю 3 - 4 учащимся прочитать рассказы.

            "Оля зашла  к  своей  подруге и видит, что  Аня делает уборку в

         комнате. "Давай  я  тебе  помогу", - говорит она. Стала Оля посуду

         мыть, а посуда в руках скользит, чашки падают, бьются. Аня и гово-

         рит подруге: "За всякое дело берись умело".

            "У Вити  было два друга, Коля и Дима. Они всегда играли вместе.

         Однажды Витя сломал ногу и не мог выходить на улицу. Коля приходил

         к нему каждый день, беседовал, играл в шашки, помогал учить уроки.

         А  Дима ни разу не зашел к Вите. Вот так  Виктор и узнал, кто  ему

         настоящий друг, так как друг познается в беде" .

            "Жил-был Ваня, любил на солнышке погреться, ничего не делать  и

         мечтать. Ел и спал, толстый  стал, книг не читал. Однажды он гово-

         рит матери: "Вырасту, ученым стану". А она ему отвечает: "Без муки

         нет науки".

            В  заключение  читаю  высказывания М. А. Шолохова о пословицах:

         "Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их ты-

         сячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век,

         от одного  поколения  к  другому, и не видна та безграничная даль,

         куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Из бездны времен

         дошли до нас в этих сгустках разум и знания жизни, радость и стра-

         дания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда

         и кривда, честность и обман,  трудолюбие и лень,  красота  истин и

         уродство предрассудков... "

            Пословицы и поговорки  играют большую роль в культурном и нрав-

         ственном воспитании  учащихся, в обогащении  их  языка, в развитии

         образного мышления и речи.

            Интересной может быть работа по рассказу  В. Г. Короленко  "Без

         языка" , в котором образно осмысливаются факты языкового существо-

         вания личности. Автор образно исследует явление "безъязыкости" как

         социального и нравственного феномена.

            Наблюдение, проведенное над авторскими комментариями речи в про-

         изведении В. Г. Короленко "Без языка", может дать учителю материал

         для работы с учащимися, привлекая внимание к языку как условию че-

         ловеческого существования, как средству формирования личности.

            Обращение к этому произведению помогает решать не только  обра-

         зовательные, но и собственно  воспитательные  задачи,  связанные с

         формированием национального  самосознания, патриотизма, немыслимых

         без представления о  н р а в с т в е н н о й  о с н о в е  я з ы -

         к о в о г о   с о з н а н и я   л и ч н о с т и  ,  с  воспитанием

         интернационализма, покоящегося  на  признании  и  уважении языков,

         обычаев, культур  наций и народностей. Язык и нравственность в че-

         ловеке неотделимы. Утрата, отсутствие одного  неизменно  влечет за

         собой  трагическую  потерю и второго - этот мотив рассказа чрезвы-

         чайно  важен для восприятия всех, кто знакомится с этим произведе-

         нием.

            Острое чувство дискомфорта, потерянности ощущают короленковские

         герои, покинувшие  родину, - Иван Дыма и Матвей Лозинский. И пока-

         зывает это писатель через предметно неожиданные внешние проявления:

         народную, пугающе непонятную чужую речь.

            "И все кругом, - чужой  язык  звучит, незнакомая  речь хлещет в

         уши, непонятная и дикая, как волна, что брыжжет пеной под ногами".

            Показ состояния людей через их отношение к речи ( именно  чужой

         речи ) , через ее восприятие можно считать эффективным и оригиналь-

         ным литературным приемом. На протяжении всего рассказа В. Г. Коро-

         ленко использует этот прием в самых драматических для главного ге-

         роя ситуациях. Невозможность быть понятым, изолированность от мира

         людей, не понимающих языка Матвея, лишает его в глазах  окружающих

         и даже  собственных - человеческих черт, приобщенности к цивилизо-

         ванному миру. Писатель так рассказывает об этом: "... Откуда-то из

         тени человеческий голос сказал что-то по-английски резко и сердито.

         Матвею этот окрик показался хуже ворчания лесного зверя. Он вздрог-

         нул и пугливо пошел опять к опушке.  Тут он остановился и погрозил

         кулаком. Кому? Неизвестно, но человек без языка чувствовал,  что в

         нем просыпается что-то волчье".

            И снова сравнение с животным ( волком ) рождается  у  писателя,

         показывающего встречу в парке двух людей, говорящих на разных язы-

         ках, не способных понять друг друга и потому  уже враждебных и на-

         стороженных. Язык, призванный и способный объединять людей, стано-

         вится преградой для сближения, когда у каждого он только свой. Как

         важно сегодня, в период острых национальных проблем, наших размыш-

         лений о языковой политике, решений вопросов о государственном язы-

         ке, о языке  межнационального  общения вдуматься в ситуации, пока-

         занные нам В. Г. Короленко, вчитаться в его провидческие слова!

            "Может быть, эти два человека нашли бы друг  в друге братьев до

         конца своей жизни,  если бы они обменялись  несколькими  братскими

         словами в эту теплую, сумрачную, тихую и печальную ночь  на чужби-

         не...

            Но человек без языка  шевельнулся на земле так, как недавно ше-

         вельнулся ему навстречу волк в своей  клетке.  Он подумал, что это

         тот, чей голос он слышал недавно, такой резкий и враждебный...

            Он поднял голову с враждой на душе, и четыре человеческих глаза

         встретились с выражением недоверия и испуга... "

            Братские слова могут произноситься и громко, и тихо, и резко, и

         мягко, но  чтобы  они стали братскими, должен быть понят их смысл,

         что возможно только прни знании языка, владении им. Незнание языка,

         сопутствующее незнанию обычаев, может обернуться  трагедией. И как

         естественный итог безъязыкового существования можно  рассматривать

         последующие  события.  Когда  Матвей, идущий  вперед  "с раскрытым

         сердцем, с какими-то словами на устах", с надеждой в душе, в поры-

         ве чувства благодарности наклоняется, чтобы поцеловать руку  высо-

         кого господина в серой шляпе, высокий господин, не понявший ни его

         слов, ни  его  намерений, оказавшийся к тому же полицейским, резко

         взмахивает и опускает ему на спину дубинку-наказание, дубинку-воз-

         мездие.

            И ни отзывчивые люди, ни их доброе отношение не могут облегчить

         страдания  человека, не способного из-за незнания языка поделиться

         своими мыслями, чувствами.

            "Они приступили  к Матвею с расспросами на разных языках, но он

         только глядел  на  них своими  синими глазами, в которых виднелась

         щемящая тоска, и повторял: "Миннесота... Дыма... Лозинский... "

            Жалкий, беспомощный от невозможности  объясниться, из-за  этого

         беззащитный, несмотря на свою огромную физическую силу, он преобра-

         жается, попав  в  колонию  переселенцев из России, осваивая  чужой

         язык, а с ним  и  чужую  культуру, обычаи. Осознание необходимости

         этого приходит к нему постепенно.

            "Он чувствовал, что и ему нашлось бы место в этой жизни, если бы

         он не отвернулся сразу от этой страны, от ее людей, от ее  города,

         если бы не осудил в ней сразу, заодно, и дурное, и хорошее... "

            Освоение языка, приобщение через него к обычаям, культуре чужой

         страны  изменили, духовно обогатили Матвея: "Даже лицо его измени-

         лось, менялся взгляд, выражение лица, вся фигура. А в душе  всплы-

         вали новые мысли о людях, о порядках, о вере, о жизни, о боге... ,

         о многом, что никогда не приходило в голову в Лозищах. И некоторые

         из этих мыслей становились все яснее и ближе... " Новый облик Мат-

         вея отражает его новое самосознание, возросшее богатство его  язы-

         ковой личности.

            Но это его обретение себя нового, социальная  адаптация Матвея,

         несмотря на удавшееся устройство новой жизни, о которой  мечтал он

         на далекой родине, идет тяжело и болезненно.

            "Вот у него есть клок земли, есть свой дом, и телки, и коровы...

         Скоро будет жена...  Но он забыл еще что-то, и теперь  это  что-то

         плачет и тоскует в его душе... "

        

            Это плачет и тоскует его душа,  теряющая  родные  корни, родной

         язык. Грусть, щемящая боль связаны с утратой родины, родного языка,

         с мыслями о будущих детях, которые "забудут даже родной язык".

             Так  через судьбу главного героя, через испытания, выпавшие на

         его долю, ведет нас писатель  к  простой  и  ясной мысли о кровной

         связи родины и языка предков, о нерасторжимости любви к родине и к

         родному  языку, к мысли о том, что сам интеллект, эмоции - все че-

         ловеческое  входит  в  человека  через язык, что интеллектуальная,

         эмоциональная культура формируется и поддерживается языком.  И чем

         богаче духом человек, чем более развит он эмоционально и интеллек-

         туально, тем тяжелее для него потеря родины, утрата родного языка.

            Неоднократно В. Г. Короленко прибегает к характеристике  героев

         через авторскую оценку их речи. Иногда делает ее составной  частью

         портретной  характеристики: "Дыма  был  сухощав,  говорлив, подви-

         жен..., глаза  бегали и блестели, язык  имел  быстрый, находчивый,

         усы носил длинные... Никому спуску не давал, часто  задевая  людей

         своим  колючим  словом".  Введенная таким образом авторская оценка

         своей  структурно-языковой  основой  "задает"   сознание   речевой

         деятельности  Дымы как некоей биологической особенности, не входя-

         щей в противоречие с его физическими природными  данными, дополня-

         ющей их, являющейся компонентом языкового сознания. В другом месте,

         вкладывая  в  уста  рассказчика такую характеристику: "У него ум -

         как огонь, а язык - как молот. Ну, он и перековал всех... " -  пи-

         сатель обращает внимание на социальную направленность, подчеркива-

         ет общественную значимость речевой деятельности личности.

            Авторские  комментарии речи дают интересный материал для наблю-

         дения и понимания силы воздействия словом, демонстрируемой  умелым

         оратором, оценки его деятельности прессой; чрезвычайно   интересны

         комментарии  оценочного отношения к слову, его звучанию, значению,

         соответствию действительности.

            Представление о том, что, где  и  как нужно говорить, - одно из

         базовых в учении античных стилистов об ораторском искусстве, - ле-

         жит в основе одного из коммуникативных качеств  речи - уместности.

         В. Г. Короленко, характеризуя своих героев, обращает  внимание как

         на особый положительный  факт на их способность  вести "подходящий

         разговор": "один  с  простым  мужиком, другой - со  своим  братом,

         однодворцем  или  мещанином, третий - с  управляющим  или  подпас-

         ком... "  И вот эти степенные  селяне, знающие, "как  обращаться в

         свете", вырванные из привычных социальных условий, из языковой сре-

         ды, превращаются  из  людей, ходивших по свету "с открытыми глаза-

         ми" , "точно в слепых". Неспособность понять коммуникативную ситу-

         ацию, осуществить процесс общения парализует личность, деформирует

         ее, лишает самой возможности существования.

            Произведение В. Г. Короленко, в котором  образно  осмысливаются

         факты  языкового существования личности, может быть средством рас-

         ширения  языковых  представлений, воспитания и развития  языкового

         сознания, формирования  интеллектуальной и эмоциональной  культуры

         личности.

            В заключение сошлемся на авторитетное мнение академика Д. С. Ли-

         хачева  о  взаимосвязи  языка и личности: "Вернейший способ узнать

         человека - его  умственное  развитие, его моральный облик, его ха-

         рактер - прислушаться к тому, как он говорит... Есть  язык  народа

         как показатель его культуры и язык отдельного человека как показа-

         тель его личных качеств, качеств человека, который пользуется язы-

         ком народа. Язык человека  - это его мировоззрение и его поведение.

         Как говорит, так, следовательно, и думает". ( Лихачев Д. С.  Земля

         родная. - М. , - 1983. - с. 31 - 32. )


Страницы: 1, 2, 3, 4