рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Роль языка в становлении личности человека рефераты

         на всю жизнь: "Привалившись ко мне сухим складным  телом, он стал

         рассказывать о детских своих  днях словами крепкими  и  тяжелыми,

         складывая их одно с другим легко и ловко". Слова эти идут от люб-

         ви, от сердца, от житейского опыта; легкость их сложения находит-

         ся как бы в противоречии с их весомостью, крепостью. Речевые ком-

         муникативные  умения  реализуются  здесь в свободном выборе слов,

         простом и незатейливом их складывании; эти умения подкреплены со-

         циально-психологическими коммуникативными умениями: умением вести

         беседу, чутко  улавливая настроение собеседника, умением понимать

         собеседника, ставить  себя на его место, т. е. учитывать  условия

         общения и предвидеть его результат, умело  сочетать  вербальные и

         невербальные  средства общения. Бабушка поясняет внуку: "Дедушка-

         то, когда хотел, так хорошо  говорил, это  уж  после, по глупости

         стал на замок сердце-то запирать". Идеи гуманизма, оптимизм прони-

         зывают  автобиографическую  трилогию М.Горького, и дополнительное

         тому свидетельство - это высказывание, вложенное в уста неграмот-

         ной женщины, испытанной на прочность множеством житейских невзгод,

         не утратившей ни доброты, ни сердечности, милосердной  и  мудрой.

         Действительно,  для  незлобивого  душевного  собеседования, д л я

         и с к р е н н е г о   о т к р ы т о г о   о б щ е н и я  -  д л я

         п о л н о к р о в н о й   ч е л о в е ч е с к о й   ж и з н и  -

         н у ж н о   и м е т ь   с е р д ц е , н е   з а п е р т о е   н а

         з а м о к . Это нравственное правило, осваиваемое в детстве, ста-

         новится основой общей и речевой культуры писателя.

            Нравственные  ценности, поступки  окружающих, отношения  между

         людьми - все  впитывает  в  себя  ребенок, наблюдая за взрослыми,

         общаясь с ними. "В детстве я представляю  себя ульем, куда разные

         простые, серые  люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о

         жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал

         грязен и горек, но всякое знание все-таки мед", - подчеркивал пи-

         сатель, отводя общению с людьми главную роль в развитии души, язы-

         кового  сознания, интеллекта. Конечно, знание добывается еще и из

         книг, но тогда оно требует проверки жизнью, требует выявления его

         соответствия реальной действительности, знаниям о жизни окружающих

         людей. Может  быть, поэтому у начитанного подростка нужда в собе-

         седникке оказывается особенно острой. Ему мало  только  убеждать,

         ему нужно еще и самому убеждаться, слушая возражения собеседников,

         думающих иначе, чем он.

            Особый интерес для учителя представляет сообщение знаний интим-

         ного свойства, которое  отважно и умно  предпринимала в общении с

         внуком бабушка. Писатель так рассказывает об этом: "Она  поощряла

         нашу дружбу. Мальчику с девочкой  дружиться - это  хорошее  дело!

         Только баловать не надо... И простейшими  словами  объясняла нам,

         что значит "баловать". Говорила  она  красиво, одухотворенно, и я

         хорошо понял, что не следует трогать цветы, пока они не распусти-

         лись, а то не быть от них ни запаху, ни ягод". Лирический монолог

         как тип общения вообще более других  пригоден и используется  при

         обсуждении острых, интимных там.

            Подрастая, Алеша видит много грязи жизни, человеческих страда-

         ний, оскорблений. Социально-экономические условия бытия определя-

         ли общественное сознание и на его основе общение окружающих людей.

         Вражда из-за наследства порождала  злобу, прорывавшуюся  в  семье

         Кашириных в виде безобразных скандалов, драк. Бабушка уговаривает

         враждующие стороны, нетерпимые в своей слепой ненависти, а с ответ

         ей летит "идиотская гнусная русская ругань, смысл которой, должно

         быть, недоступен разуму и чувству скотов, изрыгающих ее", - гово-

         рит автор. Гнусные поступки не людей - скотов и гнусные, недостой-

         ные  человека слова. Речевые коммуникативные умения со знаком ми-

         нус, так как способность "изрыгать" бранные  слова  не  может, не

         должна признаваться умением, обеспечивающим полноценное  общение.

         Пьяные, опустившиеся, не нужные обществу  люди  бормочут "поганые

         слова". "Она говорила слова  грязные, слова  пьяной  улицы - было

         жутко слышать их", - читаем признание автора в повести  "В людях".

         Драматические  монологи, в которых реализуются речевые коммуника-

         тивные  умения со знаком  минус, имеют ярко выраженное социальное

         обоснование: сломлен,  раздавлен  человек, потому что в обществе,

         живущем без правил и законов, где  попирается личность, не уважа-

         ется ее достоинство, ты либо хватаешь и давишь себе подобных, ли-

         бо морально и физически уничтожат тебя, и грязные  поступки, чер-

         ные слова, мысли, обнаруживающиеся в общении  значительной  части

         людского сообщества, есть отражение несовершенства  общественного

         устройства.

            Алеша-подросток приходит служить в семью чертежника. Быт мещан-

         ской среды с ее мелочными интересами, бездуховностью, отсутствием

         высоких идеалов, целей - все это отражается в серых мыслях, серых

         словах, в странной, оскорбительной, унижающей человеческое досто-

         инство речи. "Мне не нравилось, как они все  говорят, воспитанный

         на красивом языке бабушки и деда, я вначале не понимал соединения

         несоединимых слов... " - замечает  рассказчик, фиксируя  внимание

         на сформированном у ребенка эстетическом отношении к языку и речи.

         Разобщенность людей, непонимание друг друга, неизбежные в услови-

         ях  антагонизма, накладывают свой отпечаток на их речевое поведе-

         ние, языковое сознание, деформируя  личность. Нравственные  формы

         поведения, общекультурный уровень среды определяют речевое  пове-

         дение, обусловленное определенным набором коммуникативных умений.

            Подросток поднимается до осознания того, что, если его хозяева

         "перестанут  судить людей, кричать, издеваться  над  ними, - они

         разучатся говорить, онемеют, им не видно  будет  самих себя". Это

         понимание укрепляет в нем веру в себя, в человека, в то, что мож-

         но защититься от тех, чьи "липкие языки забрасывают хламом постыд-

         ных  слов " чистое и светлое. Эта новая сила дает ему возможность

         "слушать злые насмешки спокойно и беззлобно".

            Рост самосознания  подростка, углубление его знаний об окружа-

         ющем мире, о языке, ( языковая эрудиция ) отражаются на его рече-

         вом  поведении, речевой культуре. Появляется ощущение несовершен-

         ства своего речевого поведения, речевых  коммуникативных  умений.

         Рассказчик  свидетельствует: "Несмотря  на  то, что я уже  немало

         прочитал книг, любил читать стихи и сам начинал писать их, говорил

         я "своими  словами".  Я чувствовал, что они тяжелы, резки, но мне

         казалось, что только ими я могу выразить глубочайшую путаницу мо-

         их мыслей". Жадно вслушиваясь в речь окружающих, он замечает, как

         меняется речь говорящего в зависимости от того, где он говорит, с

         кем говорит, о чем говорит, обнаруживает противоречия между формой

         и содержанием, между поступком и словом, между умением говорить и

         умением действовать.

            Анализируя  авторские комментарии коммуникативной деятельности

         героев трилогии М.Горького, их коммуникативных умений, можно уви-

         деть разное отношение подростка к собеседникам, к особенностям их

         коммуникативного поведения, динамику его  оценочного  отношения к

         речи.

            Он испытывает эстетическое наслаждение от красоты звучащей ре-

         чи: "Речи его я слушал внимательно, чувствуя их красоту". В другом

         месте автор свидетельствует: "Рассказывая, он  ритмически покачи-

         вался.  Голос у него был глухой, тусклый, а слова - яркие, и что-

         то  соловьиное  пело  в  них". Слушая  голос  другого говорящего,

         странно глубокий, он отмечает в нем "что-то  потрясающее". Вспом-

         ним, что чутье языка воспитывалось, формировалось у рассказчика в

         раннем детстве.

            Его завораживает  тайна  новых  незнакомых слов, мастерство их

         переплетения,  когда  говорящий  нанизывает  слово за словом  "на

         стержень  своей мысли". Автор признается: "Я ждал этих изречений,

         как благостыни, - приятно было слышать необычные сочетания слов в

         доме, где  все говорили бесцветным языком, закостеневшим в истер-

         тых, однообразных формах".

            Душевный  дискомфорт,  беспокойство и тревогу  вызывает у него

         видимое  противоречие  между  формой  и  содержанием  речи, между

         поступками  говорящих  и  их  словами. Раздражает, когда  говорят

         "книжно и невразумительно", когда  говорящий употребляет какие-то

         неведомые  имена, странные  сочетания  слов, когда серые, тяжелые

         слова  катятся или "нудно сеют, точно капли дождя", когда в речах

         "что-то снотворное". "Странные слова, незнакомые имена надоедливо

         запоминались, щекотали  язык, хотелось  ежеминутно повторять их -

         может быть, в звуках откроется смысл ?" - читаем в повести "В лю-

         дях". Это  признание есть косвенное подтверждение мысли, высказы-

         ваемой рядом ученых, что т е з а у р у с ( словарь языка с полной

         смысловой  информацией ) является одним из способов представления

         языкового сознания.

            Если человек говорит кратко и внушительно, негромко и задушев-

         но, сухо  и  деловито, это  нравится  подростку,  как  и  ровная,

         простая, ясная, веская речь, когда у говорящего  есть "своя  мера

         людей", есть отчетливые мысли. "Он, пытливо глядя на меня, помол-

         чал, а потом заговорил отчетливо и веско, видимо, - очень  проду-

         манные мысли", - пишет автор.

            Отчетливая мысль, облеченная в ясную и простую форму, не часто

         встречается. Чаще подросток чувствует себя опьяненным словами, не

         улавливает  в  них  мысли, нередко  видит, что люди "милосердны и

         любвеобильны только на словах", его  осеняет  догадка, что  часто

         "в резких  словах   прячутся  мысли жалкие и лицемерные", что не-

         достойные люди прячутся за хорошими словами, приспосабливая  язык

         к своим нуждам, делая  его, по Эзопу, плохим, хуже  которого  нет

         ничего.  Формирующееся  оценочное  отношение  к  слову  развивает

         оценочную культуру подростка, мотивы его поведения.

            Резко критическое отношение и неприятие вызывают у взрослеющего

         человека  споры, в которых  истина теряется в обилии слов, и рас-

         сказчик с признательностью и уважением обращается памятью к добрым

         своим  собеседникам, которыми  одарила его жизнь, вспоминает рас-

         суждения  одного из них: "Слова, дружище, это - как листья на де-

         реве, и чтобы понять, почему  лист такой, а не иной, нужно знать,

         как растет дерево, - нужно  учиться". Рассказчик приходит к необ-

         ходимости учить язык, познавая его законы, развивая свою языковую

         эрудицию, совершенствуя языковые способности, речевые  коммуника-

         тивные умения.

            Выработка убеждений, жизненной позиции идет в процессе активной

         работы мысли, перерабатывающей знания бытовые и книжные, сверяемые

         с практической деятельностью, - таков путь освоения мира подраста-

         ющим поколением, и тяжел этот путь без наставника, учителя, собе-

         седника. В повести "Мои университеты" М.Горький пишет: "Мне толь-

         ко что минуло пятнадцать лет, но иногда я чувствовал себя пожилым

         человеком, я как-то внутренне разбух и отяжелел от всего, что пе-

         режил,  прочитал, о чем  беспокойно  думалось. Заглянув в себя, я

         находил свое вместилище впечатлений подобно темному чулану, кото-

         рый тесно и кое-как набит разными  вещами. Разобраться  в  них не

         было ни сил, ни умения". Это пронзительное ощущение  одиночества,

         безжалостного и нелепого  отторжения от людского  сообщества, не-

         возможности реализовать естественное  человеческое  желание  быть

         услышанным, понятым, вспомнилось  рассказчику  много  лет спустя,

         после знакомства с удивительно правдивым рассказом А.П.Чехова про

         извозчика, который  беседует с лошадью о смерти  своего  сына: "Я

         пожалел, что в те дни острой тоски не было около  меня ни лошади,

         ни собаки и что я не догадался поделиться горем с крысами... "

            Потребность поделиться раздумьями, необходимость высказать мы-

         сли, желание обсудить сомнения, разрешить их - стремления  специ-

         фически  человеческие, и чем  более  развит  интеллект, чем  выше

         культура, самосознание личности, тем больше потребность в общении,

         во взаимодействии с себе подобными.

            Проведенное  коммуникативно-ориентированное  чтение  позволяет

         увидеть  этапы  становления языковой личности, развития языкового

         сознания  ребенка,  подростка,  юноши. Расширяя  возможности  для

         осознания языкового поведения личности, художественные произведе-

         ния, как в грандиозной  лаборатории, аккумулируют важную для язы-

         ковой личности информацию. В данном случае извлеченные наблюдения

         опираются на определенные научные  представления. В  самом  деле,

         р е б е н о к  н е  м о ж е т  р а з в и в а т ь с я  н и  и н -

         т е л л е к т у а л ь н о  ,  н и   н р а в с т в е н н о  ,  н и

         э с т е т и ч е с к и  в н е  я з ы к о в о й   с р е д ы , б е з

         р е ч е в о г о  о б щ е н и я . Речь  окружающих, их речевое по-

         ведение, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни звучащее

         слово - основа  развития, становления  личности. И то, что это за

         речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет со-

         держание, - в известной мере задает направление культурного и ду-

         ховного развития личности и социального процветания гражданина.

            Большое значение в языковом развитии ребенка имеет  приобщение

         к народному творчеству, в частности, к пословицам и поговоркам.

            Проведение урока по пословицам и поговоркам занимает определен-

         ное место в эстетическом и нравственном воспитании  школьников, в

         формировании у них патриотического чувства, значительно обогащают

         речь ученика, делают ее образной, яркой.

            Постичь  пословицы - это  значит  глубже познать жизнь, обычаи

         своего народа, свою Родину.

            Проводить уроки по данной теме в 5-х классах и сложно, и инте-

         ресно.

            В качестве оборудования использую:

            стенд с яркими  иллюстрациями к пословицам и поговоркам худож-

            ника А.Елисеева;

            выставку  книг ( В.П.Аникин  "К мудрости ступенька", Л.Толстой

            "Скучен день до вечера, коли делать нечего",  Б.В.Шергин "Одно

            дело делаешь,  другого не порть",  Г.А.Галичев "О пословицах",

            сборники пословиц, поговорок, книги Даля;

            плакаты с высказываниями писателей, ученых, видных общественных

            деятелей о пословицах и поговорках.

            Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением

         стихов, басен, инсценированием сказок, игр.

            Урок  может  быть таким. В начале урока учитель говорит о том,

         что  никто  не  знает, когда  возникли пословицы. Несомненно лишь

         одно: они идут от далеких  времен  и   сопутствуют народу на всем

         протяжении его истории. Русские пословицы - крылатая мудрость на-

         рода. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудры-

         ми изречениями. Недаром говотится: "Без угла дом не строится, без

         пословицы  речь не молвится".  Пословицы  для  нас - своеобразный

         учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в люб-

         ви  и  дружбе, в отношениях с другими  людьми. Поистине волшебные

         слова заключены  в  мудрых русских пословицах. И это не случайно.

         Народ создавал их в течение многих веков.  Наблюдая из века в век

         различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них  са-

Страницы: 1, 2, 3, 4