рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Роль языка в становлении личности человека рефераты

         кую оценку языковой личности в реальных  проявлениях  ее языковой

         эрудиции, языковой  способности, психического состояния  в  момент

         речевой  деятельности,  отражающей  ее  языковое сознание. Е с л и

         о с н о в н ы м  п р и з н а к о м  л и ч н о с т и , е е  п с и -

         х и к и   я в л я е т с я   с о з н а н и е , т о  г л а в н ы м

         п р и з н а к о м  я з ы к о в о й   л и ч н о с т и  я в л я е т-

         с я   н а л и ч и е   я з ы к о в о г о  с о з н а н и я  и  я з ы-

         к о в о г о  с а м о с о з н а н и я .

            О развитии  языкового  сознания. Сознание иногда определяют как

         знание, которое с помощью различных знаковых систем ( в том  числе

         языка, также представляющего собой знаковую  систему ) может  быть

         передано, чтобы стать достоянием других членов общества. Осознать -

         это значит приобрести потенциальную возможность сообщить, передать

         свое знание другому. Представления эти скорее бытовые, чем научные,

         однако они помогают перейти к научному определению понятия "языко-

         вое сознание".

         Термин  этот  неоднозначен,  в  "Словаре лингвистических терминов"

         О.С.Ахмановой дается такое определение: "Сознание языковое... Осо-

         бенности культуры и общественной жизни данного человеческого  кол-

         лектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в

         специфических  чертах  данного  языка... " Определение  исходит из

         представления о языке  как  хранилище культуры этноса, словаре как

         вместилище знаний о мире и т. п. Вспомним  еще  раз, что  именно в

         языке запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-эти-

         ческие, социально-эстетические,  художественные  и  воспитательные

         идеалы. Язык хранит историю движения народа по пути цивилизации, он

         отражает характер народа, его симпатии и антипатии, связи с сосед-

         ними народами. Язык впитал в себя все тонкости оценочного отношения

         к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот  аспект

         языкового  сознания  фиксируется  в  широко известном высказывании

         К.Д.Ушинского о том, что природа страны, ее история,  отражаясь  в

         душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, созда-

         ваемые  ими, вошедшие в сокровищницу - родной  язык, остались бес-

         смертными. Поэту  П.А.Вяземскому  принадлежат  строчки,  которые

         образно и емко формулируют сказанное:

                          Язык есть исповедь народа,

                          В нем слышится его природа,

                          Его душа и быт родной...

            Для  использования  термина "языковое  сознание " в  личностном

         аспекте изучения  языка  приемлемо  узкое (субъект - направленное)

         значение термина, обращенное  к  субъекту речи. В таком случае го-

         ворят о языковом сознании как совокупности  знаний и представлений

         о языке, правилах и закономерностях функционирования его структур-

         ных элементов. Соотнесение термина "языковое сознание", употребля-

         емого в узком  смысле, с его употреблением  в  широком  понимании,

         близком по значению  ряду  других  терминов, таких, как "народное

         сознание", "языковое представление", "чутье языка народом", "язы-

         ковая картина  мира", "стратегия и тактика  речевого  поведения",

         "языковое чутье", "языковая компетенция", "чувство языка" и т. п.,

         приводит к предметно-понятийным  смещениям. Так, например, термин

         "чувство языка", входящий в этот ряд, в понятийном плане сближает-

         ся  с  узким, субъект-направленным значением термина "языковое со-

         знание", потому что определяется как конечный результат  языковой

         практики, представляя  собой в реальности  точные знания, ставшие

         подсознательными. Оперируя понятием "языковое сознание",  следует

         помнить, что за ним часто стоят достаточно отдаленные друг от дру-

         га реалии, поэтому не случайно состав термина иногда расширяется,

         приобретая при этом  предметно-понятийную  точность, и говорят о

         языковом сознании личности. В этом случае имеют в виду "те особен-

         ности речевого поведения индивидуума, которые определяются комму-

         никативной ситуацией, его языковым и культурным статусом, социаль-

         ной принадлежностью, полом, возрастом, психическим типом, мировоз-

         зрением, особенностями биографии и и другими константными и пере-

         менными  параметрами личности." (Никитина С.Е.  Языковое сознание

         и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность. -

         М.,1989.-с.34). Нельзя  не  заметить, что эти параметры и в целом

         все речевое поведение личности зависят от ее коммуникативных уме-

         ний. В первую очередь от речевых  коммуникативных умений, рассма-

         триваемых  как  такое практическое владение языковыми средствами,

         которое позволяет организовать  речевое  высказывание, оптимально

         решающее  коммуникативную  задачу. Признается, что выбор языковых

         средств, сам процесс понимания  высказываний  обеспечиваются  как

         бессознательными  механизмами,  так  и  осознанными  действиями.

         Поскольку личность осознает лишь небольшую часть своего языкового

         поведения, уже  упомянутое  выше утверждение Н.М.Карамзина о том,

         что язык и словесность - главные способы  просвещения  и  училище

         для юной души, обретает конкретное дидактическое наполнение. Дей-

         ствительно, словесность,  художественная  литература  безгранично

         расширяют  возможности для осознания языкового  поведения, форми-

         рования языкового сознания личности, самого ее становления (обра-

         зования).

            Используя  метод коммуникативно-ориентированного чтения, можно

         познакомиться с индивидуальными особенностями речевого поведения,

         формирования ( в процессе  взаимодействия, обсуждения ) языкового

         сознания Алеши Пешкова. Исследование авторских комментариев  речи

         в  автобиографической  трилогии  М.Горького "Детство", "В людях",

         "Мои университеты" дает возможность увидеть связь речевых  комму-

         никативных  умений с некоторыми социальными и нравственными усло-

         виями формирования языковой личности.

            Актуальность изучения речевых коммуникативных  умений, их роли

         для решения коммуникативных задач в разных ситуациях общения бес-

         спорна хотя  бы  потому, что проблемы  общения, разрабатывающиеся

         психологами и социологами, до сих пор еще не стали предметом при-

         стального и результативного внимания  педагогов и лингвистов. Как

         показывают наблюдения за школьной действительностью, изучение на-

         учно-методической литературы, представления педагогов о способах,

         какими язык может стимулировать развитие личности, весьма поверх-

         ностны. А ведь еще Гегель обращал внимание  на  исследование роли

         языка в становлении сознания, в развитии психики человека. Сегод-

         ня достаточно эмпирических данных для утверждения о том, что  ин-

         теллект и эмоции, воля и восприятие, память,  воображение и т. д.

         возникают  и  существуют  благодаря  языку. Лингвисты, осмысливая

         роль языка в учебно-воспитательном процессе, в коммуникативно-пе-

         дагогической  деятельности  человека и недостатки в этой деятель-

         ности, утверждают:  "Главное... заключается в почти повальном не-

         умении наших школьных учителей и вузовских преподавателей владеть

         учебной, педагогической речью. А это один из основных компонентов

         педагогического  мастерства! В  результате у нас  довольно  часто

         обучаемые ( особенно  школьники ) испытывают отвращение  к  заня-

         тиям". Не вызывает сомнений, что занимающимся педагогической дея-

         тельностью важно знать и владеть способами  воздействия  языка на

         научение человека, потому что именно язык "оказывает кардинальное

         воздействие на наше научение и обучение", как справедливо считает

         известный американский психолог Э.Стоунс.

            Показательно, что психологи, обсуждая проблему коммуникативных

         умений и называя среди них умение понимать другого человека, уме-

         ние вступать в контакт, вести беседу, самовыражаться, как самосто-

         ятельное умение выделяют  речевые  способы  общения. Этот  термин

         использует, например,  С.Б.Елканов, давая  основание предположить,

         что за этим стоит необходимость разграничения вербальных и невер-

         бальных  средств  общения, попытка  обратить  внимание на то, что

         объем понятия "коммуникативные умения" включает в себя общекомму-

         никативные умения наряду с речевыми коммуникативными умениями.

            Общение и развитие  личности. Различные виды общественной дея-

         тельности человека обслуживаются разными функциональными разновид-

         ностями языка, самой же распространенной формой социально-речевого

         воздействия является д и а л о г : "В диалоге  виднее  и  слышнее

         формы выразительности, экспрессии - интонационной и моторной, ко-

         торые образуют  социальный  фонд для раскрытия  характеров, т. е.

         индивидуальных  образов  лиц в сфере их психических  переживаний,

         в  сфере их навыков и склонностей, из общественного  поведения на

         фоне социально-речевой характерологии ", - пишет академик В.В.Ви-

         ноградов. Однако там, где виды  культурно-общественного  речевого

         общения утонченны и сложны, наиболее уместной формой общения, как

         считает В.В.Виноградов, оказывается м о н о л о г  .

            Речевое общение во всех его формах, видах, жанрах, типах позво-

         ляет человеку получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный

         и систематизированный предшествующими поколениями. Общение как лю-

         бая деятельность человека имеет ряд побудительных  мотивов. Среди

         них - познание  окружающего  мира, познание самого себя и как ре-

         зультат   познания  -  корректировка  своего  поведения.  Речевая

         деятельность  героев  литературных  произведений,  представленная

         мастерами  слова  со  своими комментариями, дает образцы речевого

         поведения носителей языка разных  возрастных и социальных  групп,

         способна служить обогащению речевой практики читателей, совершен-

         ствованию их речевых  коммуникативных умений.  Автобиографическая

         трилогия Горького в этом смысле оказывается особенно  ценной  как

         произведение писателя-реалиста, глубокого  и  тонкого  психолога,

         создавшего достоверную картину формирования и становления личнос-

         ти Алеши - "Максимыча" - Пешкова.

            Алеша  Пешков - ребенок, жадно  впитывающий  окружающее, пыта-

         ющийся понять, кто есть кто в этом незнакомом мире, спрашивающий,

         выясняющий, познающий. Общение  осуществляется в стихии  бытового

         взаимодействия, в семейной  среде, преобладают диалоги с бабушкой

         и дедушкой, их монологи, обращенные к нему. Отчетливо  видно, что

         бабушка, через монолог убеждающий и внушающий, реже - повествова-

         тельный и лирический, формирует эмоциональную сферу ребенка, раз-

         вивает его чувства, а дед,  которому  более  свойственен  монолог

         драматический и лирический, реже - повествовательный, будит мысль,

         организует сферу рациональную, интеллектуальную.

            Общение с бабушкой радостно, оно вселяет оптимизм, дает ощуще-

         ние полноты жизни. Говорит  она совершенно не похоже  на  других,

         "точно поет", сказки сказывает тихо, таинственно, ее слова льются

         мерно, они "сочные, веские, памятные". "Не верить бабушке нельзя -

         она говорит так просто, убедительно ", - отмечает рассказчик. Ре-

         чевые  коммуникативные умения, реализуемые во всех видах  общения

         с бабушкой, обеспечивают богатый, разнообразный ритмический рису-

         нок речи, точный выбор слов, обладающих такой выразительной силой,

         что они остаются в памяти на всю жизнь, становятся основой языко-

         вого чутья, фактом языкового сознания.

            Чувства  справедливости, сострадания, пробудившиеся в ребенке,

         беспокоят его, рождают  возмущение  покорностью, которая  видится

         Алеше в бабушкином поведении, и тогда ему хочется, чтобы  бабушка

         сказала " какое-то сильное слово, что-то крикнула". Но крик в об-

         щении - прием  запрещенный. Он или показатель  беспомощности, или

         крайняя форма воздействия на собеседника, допустимая, когда нару-

         шена справедливость, в противном случае - он сам в высшей степени

         несправедлив и может вызвать эффект, обратный ожидаемому, как это

         происходит в резкой, крикливой форме общения матери с Алешей.

            Не умея видеть мир глазами ребенка, забывшись в своих печалях,

         тревогах и несчастьях, мать Алеши, сердясь и раздражаясь, говорит

         сначала тихо и сурово, потом кричит. И крик этот вызывает у маль-

         чика  только боль и горечь, недоумение  и  страдание: "Я подошел,

         спросив ее: "Зачем ты кричишь на меня? " Это же недоумение  такой

         формой общения, какой является крик, ругань, обнаруживает глубоко

         запавший в душу Алеши-подростка кочегар Яков ( повесть "В людях" ).

         Вся беспомощность крика, вся его бессмысленность как формы эмоци-

         онального воздействия заключена в наивно-простодушном и житейски-

         мудром  замечании  Якова, адресованном  повару  Ивану  Ивановичу.

         "Чего ты ругаешься? - удивляется Яков... - Ты - не ругайся, я ведь

         с этого лучше никак не стану". Формирующееся мировоззрение, куль-

         тура чувств становятся  фактом  языкового  сознания, самосознания

         личности.

            Сила воздействия слова, как оказывается, не  зависит  напрямую

         от  силы  его  звучания. Действенность  и  результативность слова

         определяются  целесообразностью,  предполагающей  учет  говорящим

         условий и места общения, адресат. Речевые коммуникативные умения,

         обеспечивающие  целесообразный, коммуникативно-мотивированный вы-

         бор слов, соотнесены, как показывает анализ, с жизненной позицией,

         взаимосвязаны с формой поведения. В речевом поведении матери, в ее

         коммуникативных умениях отражается особое положение в семье и не-

         повторимость этой гордой трагической натуры. "Она умела  говорить

         краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, от-

         брасывала  их, и они  умалялись", - замечает  автор. Сила слова в

         общении так велика, что оно способно не просто отталкивать людей,

         но вызывать реальные физические страдания. Один из героев повести

         "В людях" рассказывает  Пешкову-подростку: "Я, малый, даже с про-

         фессорами беседы водил. Одного попа до того загонял  словесным-то

         бичом, что у него  ажно кровь носом пошла". Словесные издеватель-

         ства над человеком писатель  считает  жестокостью и ставит в один

         ряд с кровью, побоями. Обостренное  отношение к слову, к его воз-

         действию  на  человека, умение  слышать  слово, пользоваться  им,

         воспринимать все его  оттенки - составные  компоненты  оценочного

         отношения к слову, слагаемые речевых коммуникативных умений, фор-

         мируемых в детстве в ближайшем семейном окружении.

            В отличие от бабушки, дед поначалу пугает Алешу-ребенка, стра-

         шит  своей непонятностью, общение с ним тревожит, но оно и обога-

         щает. Сердцем  Алеша  долго не принимает  деда, судит его слова и

         поступки, видя в них визгливую вздорность, жалкую нелепость: "Мне

         казалось, что дед злой: он со всеми говорит  насмешливо,  обидно,

         подзадоривая и стараясь рассердить всякого". Драматические моноло-

         ги  деда  полны  жестов, мимики, речевое оформление, содержание в

         них - как бы не главное. Он  говорил "долго, яростно, подвизгивая

         и притоптывая ногой", "топнул ногой и закричал  свирепо", "бросил

         блюдечко в голову ей, бросил  и  завизжал... " - так комментирует

         рассказчик речевое поведение деда. Таковы элементы его коммуника-

         тивных умений, являющихся отражением его  сложного  нравственного

         облика, особенностей его языковой личности. Иногда дед произносил

         слова, которые, так же как и бабушкины, оставались в душе мальчика

Страницы: 1, 2, 3, 4