Реферат: Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии
Тревожность – как свойство личности возникает у таких
подростков вследствие, во – первых знания о своем дефекте, во – вторых из-за
страха речи (логофобия), в – третьих, из-за того, что они знают, что они не
такие как все, что сам дефект служит основанием отделять их от нормальных
детей. Из-за неуверенности, низкой самооценки, высокой впечатлительности и
ранимости, тревога переходит в тревожность, и становиться неотъемлемой частью
личности.
§4 Методологические основы
коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте.
Коррекция эмоциональной тревожности должна иметь
комплексный подход и специфический характер для каждого нарушения личности
(заикание, ЗПР и др.).
Комплексная коррекция
складывается из следующих направлений:
1. Медицинская
реабилитация.
2. Социально
– педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности
и улучшение адаптации к школьным условиям.
3. Психологическая
– это ликвидация признаков девиации личности.
Совместная работа медицинских работников, педагогов в
школах, психологов и т.д. способствует снижению у подростков тревожности,
создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях
(социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для
развития личности.
Кратко охарактеризуем эти направления:
Медицинская коррекция – это фундамент, на котором
строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором,
координатором психологической и социальной реабилитации. Тревожность может
являться составляющим компонентом разных заболеваний, по этому лечить нужно не
только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо
психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных
занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующих к
постепенному преодолению трудностей.
Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в
школе. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи
подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального
тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в
целом.
Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию
(корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой
системе критериев не соответствуют « оптимальной модели». Суда же можно отнести
и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция – как метод профилактики.
Психологическая коррекция, как особая форма психологического воздействия
теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии,
главными из которых являются следующие:
1. Положение,
разработанное в теоретической концепции В. И. Мясищева, согласно которому
личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная
психотерапия и психокоррекция немыслимы без включения в коррекционный процесс и
самого подростка, и его семьи.
2. Положение
теории деятельности А. Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на
процесс развития, – значит, управлять ведущей развитие деятельностью, в данном
случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую
деятельность ребенка.
3. Положение,
разработанное Д. Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры
заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек
в процессе социально – организованных игровых занятий.
4. Положение
теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна о формах психологических
контактов между людьми.
Методы психологической коррекции многообразны. Их можно
достаточно условно классифицировать соответственно особенностям основных
подходов, среди которых выделяются:
1. Поведенческий
подход.
2. Деятельностный
подход.
3. Когнитивистский
подход.
4. Психоаналитический
подход.
5. Экзистенционально
– гуманистический подход.
6. Гешталь –
терапия.
7. Психодрамма.
8. Телестно –
ориентированный.
9. Психосинтез.
10. Трансперсональный.
Для оздоровления нервно – психической сферы детей
необходимо ознакомление родителей, медико -п едагогического персонала детских
учреждений, широких масс населения с профилактикой невротических состояний и с
психотерапией при них.
Таким образом, задача психотерапии детей и подростков
заключается не только в ликвидации тех или иных болезненных симптомов, но и в
создании благоприятных условий среды, реадаптации и ресоциализации.
Кроме методов коррекции существуют психогигиена и
психопрофилактика.
Психогигиена – это наука об укреплении и сохранении
нервно – психического здоровья человека, предупреждении психических
заболеваний.
Психопрофилактика – это раздел общей профилактики,
включающий сложную систему различных мероприятий для предупреждения психических
заболевания. Психогигиена и псипрофилактика, тесно связаны между собой, и
разграничить их можно лишь условно.
В частности, различают первичную, вторичную и третичную
профилактику. А. П. Слободянник в книге «Психотерапия» относит к первичной:
J
Провизорная (оздоровление окружающей среды, социальных условий,
семьи, трудовых процессов).
J
Генетическая (генетические консультации).
J
Эмбриологическая (оздоровление женщин, гигиена брака,
беременности и пр.)
J
Постнатальная (выявление пороков развития).
Целью вторичной профилактики является купирование
начавшегося психического заболевания. Суда входит:
1. Ранняя
диагностика.
2. Лечение
вплоть до выздоровления.
3. Длительное
поддерживающее лечение.
К третичной психопрофилактике относятся мероприятия по
предупреждению хронических заболеваний. С этой целью применяют:
J
Лекарственную терапию.
J
Оздоровление среды, быта больного.
J
Урегулирование межличностных отношений.
J
Трудоустройство больных.
Вообще, задача коррекции и профилактики рассматривается
как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое
по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку,
реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые
определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных
отношений ребенка.
Диагностика – это начальный этап психокоррекции, требует
соблюдения принципа активности самих испытуемых.
Таким образом, основным содержанием психокоррекционного
воздействия становиться создание концентрированного, эмоционально насыщенного
опыта новых социальных отношений в семье, как между супругами, так и между
детьми и родителями.
Подводя итог, можно обратить внимание на то, что главным
в психокоррекционном процессе является комплексность психологического и
системного воздействия. Поэтому, психологическая коррекция – это перестройка,
реконструкция психологических факторов риска у ребенка, как воссоздание
гармоничных отношений в семье.
Глава 2
Специфика проявления
тревожности у подростков с ЗПР, заиканием и нормально развивающихся.
§2.1 Методы и методики
исследования. Характеристика состава испытуемых.
В качестве методов исследования были выбраны следующие:
J
Организационный
J
Стандартизированный
J
Сравнительный
Нами был использован метод математической обработки j критерий Фишера, который имеет следующую формулу:
N1 * N2
j = (j1- j2) . ---------------
N1
+ N2
В качестве методик выступили:
1. Тест на
самооценку (Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина).
2. Тест
школьной тревожности Филипса.
Школа тревоги и тревожности Ч. Д. Спилбергера – это
группа личностных опросников, разработанная автором в 1966 – 1973.
Согласно концепции Ч. Д. Спилбергера, следует различать
тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Тревога - это реакция на грозящую опасность, реальную или
воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха,
характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который
представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.
Тревожность – это индивидуальная психологическая
особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в
различных жизненных ситуациях, в том числе и тех объективные характеристики,
которых к этому не предрасполагают.
С точки зрения автора,
существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами
психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и
A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими
особенностями и относительно постоянным предрасположением. Опросник допускает
групповое и индивидуальное тестирование.
В 1976-78 г.г. был Ю. Л. Ханиным (32) адаптирован,
модифицирован и стандартизирован русскоязычный вариант STAI,
который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера –
Ханина.
Шкала состоит 2 частей по 20 заданий в каждой. Первая
шкала (STAI: x1) предназначена
для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то
есть для диагностики актуального состояния, а задание второй шкалы(STAI: x2) направлена на выяснение
того, как субъект диагностирует тревожность как свойство личности.
Каждая их частей шкалы снабжена собственной инструкцией,
заполнение бланка ответов не сложно, продолжительность обследования составляет
примерно 5 – 8 минут. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается
респондентами по четырех бальной шкале. Вербальная интерпретация позиций
оценочной шкалы в первой и во второй частях различна. Для STAI:
x1: «нет» – 1 балл, «скорее нет» – 2 балла, «скорее да»
– 3 балла, «да» – 4 балла. Для STAI: x2:
«почти никогда» – 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» – 3 балла, «почти всегда»
– 4балла.
Ю. Л. Ханин получил нормативы поуровневой выраженности
тревожности: от 20 –34 баллов – низкий уровень,
от 35 –
44 баллов – средний уровень
выше 46
баллов – высокий уровень
Этот опросник широко распространен в прикладных
исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко
оценивается за достоверные диагностические данные (бланк теста в приложении 1).
Тест школьной тревожности Филипса.
Цель этого теста: изучить уровень и характер тревожности,
связанный со школой у детей младшего, среднего и стершего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться
или предлагаться в письменной форме. На каждый вопрос требуется однозначно
ответить «да» или «нет». На листе для ответов вверху записывается имя, фамилия,
класс (тест опросника смотри в приложении 2).
При обработке интерпретации подсчитывается общее число
несовпадений по тесту. Если он больше 50 % , то можно говорить о повышенной
тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов, то о высоком уровне
тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов.
Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом
определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.
Содержательная характеристика каждого из синдромов
(факторов).
1. Общая
тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с
различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание
социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого
развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация
потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не
позволяющий ребенку развивать потребности в успехе, в достижение высокого
результата.
4. Страх
самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с
необходимостью самораскрытия, предъявляя себя другим, демонстрация свои
возможностей.
5. Страх
ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в
ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.
6. Страх не
соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке
своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых
окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая
психологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической
организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного
характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на
тревожный фактор среды.
8. Проблемы
стрехи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений
с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Методика позволяет выявить тревожность, связанную
со школьным обучением и получить достоверные результаты.
Характеристика состава испытуемых.
В выборку вошли всего 54 человека. Это подростки 11 – 16
лет. Были исследованы 3 группы испытуемых:
J
С задержкой психического развития.
J
С нарушением ритма, темпа и плавности речи.
J
Нормально развивающиеся.
В каждой группе по 18 человек.
База проведения исследования: школа №65 – 18 подростков с
нормальным развитием, школа №72 – 18 человек с ЗПР, речевая школа №72 – 18
подростков с заиканием.
В группу с ЗПР вошли: 7 девочек и 11 мальчиков.
В группу с речевой патологией вошли: 6 девочек и 12
мальчиков.
В группу с нормальным развитием вошли: 10 девочек и 8
мальчиков.
§2.2 Анализ результатов
исследования.
Так как целью исследования было изучение особенности
проявления тревожности у подростков с ЗПР, с заиканием и нормально
развивающихся и проведение сравнительного анализа, были получены следующие
данные:
По тесту на самооценку (Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л.
Ханина).
1.
I.1. Подростки с ЗПР (18 человек)
С высоким
уровнем ЛТ – 3 чел. – 13%
Со средним уровнем ЛТ – 15 чел. – 87%
I.2. С высоким уровнем СТ. – 8 чел. –
40%
Со средним
уровнем СТ. – 10 чел. - 60%
Результаты графически представлены на рис. 1
Полученные данные, говорят о том, что у этих детей
высокой тревожности не наблюдается, только несколько человек имеют высокий
уровень. Таким образом, низкая тревожность требует повышенного внимания к
мотивам деятельности и повешения чувства ответственности. Такие подростки
характеризуются высоким уровнем самооценки, завышенным уровнем притязания, они
повышенно внушаемы, с неустойчивым поведением, с недостаточной зрелостью
аффективно – волевой сферы, они не способны адекватно оценить ситуацию, склонны
идти по пути наименьшего сопротивления, они эмоционально поверхностны, слабость
реакции на неуспехи и т.д.
2.
II.1.
Подростки с заиканием.
С высоким уровнем
ЛТ – 12 чел. – 63%
Со средним
уровнем ЛТ - 6 чел. – 37%
II.2.
С высоким уровнем СТ. - 12 чел. – 63%
Со средним
уровнем СТ. – 6 чел. – 37%
Результаты графически представлены на рис. 2
Как видно из результатов
исследования у данной группы детей тревожность выше, чем у предыдущей, что
обусловлено наличием у них низкой самооценки, а, следовательно, высокой
тревожности, повышенной чувствительности, в связи с дефектом речи,
неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу
своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать
весьма напряженным состояние тревожности. Количественная тревожность
предрасполагает высокотревожного индивида к восприятию и оценке многих,
объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
3.
.
III.1.
Подростки в норме.
С высоким
уровнем ЛТ – 7 чел. – 39%
Со средним уровнем
ЛТ – 11 чел. – 61%
III.2.
С высоким уровнем СТ. – 7 чел. – 39%
Со средним
уровнем СТ. – 11 чел. – 61%
Результаты графически на рис. 3
У нормально развивающихся подростков уровень тревожности
распределен равномерно. Это объясняется тем, что определенный уровень
тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности
подростков. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный
уровень тревожность – это так называемая полезная тревожность (Рогов Е. И.,
24). Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него
существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Подсчитаем уровень значимости наших гипотез. В качестве
математической обработки, мы будем использовать критерий Фишера.
С помощью этого критерия мы будем сравнивать значения
двух выборок.
Сформулируем гипотезы:
H0 У подростков с ЗПР тревожность не
больше, чем у нормы.
H1 У
подростков с ЗПР тревожность больше, чем у нормы.
Начертим таблицу:
Таблица 1
Четырехзначная таблица для распределения критерия Фишера,
для сопоставления группы тревожных и не тревожных подростков.
Группы
испытуемых |
Есть
эффект |
Нет
эффекта |
Количество
испытуемых |
Количество
испытуемых |
Количество
испытуемых |
Норма |
7
человек |
39% |
11
человек |
61% |
18 |
ЗПР |
3
человека |
13% |
15
человек |
87% |
18 |
∑ |
10
человек |
52% |
26
человек |
148% |
36 |
Ф1 (39%) = 1, 349
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|