рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии рефераты

Тревожность – как свойство личности возникает у таких подростков вследствие, во – первых знания о своем дефекте, во – вторых из-за страха речи (логофобия), в – третьих, из-за того, что они знают, что они не такие как все, что сам дефект служит основанием отделять их от нормальных детей. Из-за неуверенности, низкой самооценки, высокой впечатлительности и ранимости, тревога переходит в тревожность, и становиться неотъемлемой частью личности.


§4 Методологические основы коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте.

Коррекция эмоциональной тревожности должна иметь комплексный подход и специфический характер для каждого нарушения личности (заикание, ЗПР и др.).

Комплексная коррекция складывается из следующих направлений:

1.   Медицинская реабилитация.

2.   Социально – педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации  к школьным условиям.

3.   Психологическая – это ликвидация признаков девиации личности.

Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов и т.д. способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.

Кратко охарактеризуем эти направления:

Медицинская коррекция – это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Тревожность может являться составляющим компонентом разных заболеваний, по этому лечить нужно не только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующих к постепенному преодолению трудностей.

Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в школе. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в целом.

Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют « оптимальной модели». Суда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция – как метод профилактики. Психологическая коррекция, как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следующие:

1.   Положение, разработанное в теоретической концепции В. И. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психотерапия и психокоррекция немыслимы без включения в коррекционный процесс и самого подростка, и его семьи.

2.   Положение  теории деятельности А. Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития, – значит, управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка.

3.   Положение, разработанное Д. Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе социально – организованных игровых занятий.

4.   Положение теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна о формах психологических контактов между людьми.

Методы психологической коррекции многообразны. Их можно достаточно условно классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются:

1.   Поведенческий подход.

2.   Деятельностный подход.

3.   Когнитивистский подход.

4.   Психоаналитический подход.

5.   Экзистенционально – гуманистический подход.

6.   Гешталь – терапия.

7.   Психодрамма.

8.   Телестно – ориентированный.

9.   Психосинтез.

10.  Трансперсональный.

Для оздоровления нервно – психической сферы детей необходимо ознакомление родителей, медико -п едагогического персонала детских учреждений, широких масс населения с профилактикой невротических состояний и с психотерапией при них.

Таким образом, задача психотерапии детей и подростков заключается не только  в ликвидации тех или иных болезненных симптомов, но и в создании благоприятных условий среды, реадаптации и ресоциализации.

Кроме методов коррекции существуют психогигиена и психопрофилактика.

Психогигиена – это наука об укреплении и сохранении нервно – психического здоровья человека, предупреждении психических заболеваний.

Психопрофилактика – это раздел общей профилактики, включающий сложную систему различных мероприятий для предупреждения психических заболевания. Психогигиена и псипрофилактика, тесно связаны между собой, и разграничить их можно лишь условно.

В частности, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. А. П. Слободянник в книге «Психотерапия» относит к первичной:

J Провизорная (оздоровление окружающей среды, социальных условий, семьи, трудовых процессов).

J Генетическая (генетические консультации).

J Эмбриологическая (оздоровление женщин, гигиена брака, беременности и пр.)

J Постнатальная (выявление пороков развития).

Целью вторичной профилактики является купирование начавшегося психического заболевания. Суда входит:

1.   Ранняя диагностика.

2.   Лечение вплоть до выздоровления.

3.   Длительное поддерживающее лечение.

К третичной психопрофилактике относятся мероприятия по предупреждению хронических заболеваний. С этой целью применяют:

J Лекарственную терапию.

J Оздоровление среды, быта больного.

J Урегулирование межличностных отношений.

J Трудоустройство больных.

Вообще, задача коррекции и профилактики рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка.

Диагностика – это начальный этап психокоррекции, требует соблюдения принципа активности самих испытуемых.

Таким образом, основным содержанием психокоррекционного воздействия становиться создание концентрированного, эмоционально насыщенного опыта новых социальных отношений в семье, как между супругами, так и между детьми и родителями.

Подводя итог, можно обратить внимание на то, что главным в психокоррекционном процессе является комплексность психологического и системного воздействия. Поэтому, психологическая коррекция – это перестройка, реконструкция психологических факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье.


Глава 2 Специфика проявления тревожности у подростков с ЗПР, заиканием и нормально развивающихся. §2.1 Методы и методики исследования. Характеристика состава испытуемых.

В качестве методов исследования были выбраны следующие:

J Организационный

J Стандартизированный

J Сравнительный

Нами был использован метод математической обработки j критерий Фишера, который имеет следующую формулу:

                           N1 * N2

      j =  (j1- j2) .    ---------------                     

                                           N1 + N2

В качестве методик выступили:

1.   Тест на самооценку (Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина).

2.   Тест школьной тревожности Филипса.

Школа тревоги и тревожности Ч. Д. Спилбергера – это группа личностных опросников, разработанная автором в 1966 – 1973.

Согласно концепции Ч. Д. Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Тревога - это реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности  испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях,   в том числе и тех объективные характеристики, которых к этому не предрасполагают.                                                                                                                                             С точки зрения автора,  существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических  проявлений,  которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и

A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением.  Опросник допускает групповое и индивидуальное тестирование.

В 1976-78 г.г. был Ю. Л. Ханиным (32)  адаптирован, модифицирован и стандартизирован русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.

Шкала состоит 2 частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI: x1) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задание второй шкалы(STAI: x2) направлена на выяснение того, как субъект диагностирует тревожность как свойство личности.

Каждая их частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов не сложно, продолжительность обследования составляет примерно 5 – 8 минут. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по четырех бальной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и во второй частях различна. Для STAI: x1: «нет» – 1 балл, «скорее нет» – 2 балла, «скорее да» – 3 балла, «да» – 4 балла. Для STAI: x2: «почти никогда» – 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» – 3 балла, «почти всегда» – 4балла.

Ю. Л. Ханин получил нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 –34 баллов – низкий уровень,

                     

     от 35 – 44 баллов – средний уровень

              

      выше 46 баллов – высокий уровень        

Этот опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оценивается за достоверные диагностические данные (бланк теста в приложении 1).

Тест школьной тревожности Филипса.

Цель этого теста: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего, среднего и стершего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться или предлагаться в письменной форме. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». На листе для ответов вверху записывается имя, фамилия, класс (тест опросника смотри в приложении 2).

При обработке интерпретации подсчитывается общее число несовпадений по тесту. Если он больше 50 % , то можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов, то о высоком уровне тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов. Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.

Содержательная характеристика каждого из синдромов (факторов).

1.   Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2.   Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3.   Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать потребности в успехе, в достижение высокого результата.

4.   Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявляя себя другим, демонстрация свои возможностей.

5.   Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.

6.   Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7.   Низкая психологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8.   Проблемы стрехи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Методика позволяет выявить тревожность, связанную со           школьным обучением и получить достоверные результаты.

Характеристика состава испытуемых.

В выборку вошли всего 54 человека. Это подростки 11 – 16 лет. Были исследованы 3 группы испытуемых:

J С  задержкой психического развития.

J С нарушением ритма, темпа и плавности речи.

J Нормально развивающиеся.

В каждой группе по 18 человек.

База проведения исследования: школа №65 – 18 подростков с нормальным развитием, школа №72 – 18 человек с ЗПР, речевая школа №72 – 18 подростков с заиканием.

В группу с ЗПР вошли: 7 девочек и 11 мальчиков.

В группу с речевой патологией вошли: 6 девочек и 12 мальчиков.

В группу с нормальным развитием  вошли: 10 девочек и 8 мальчиков.


§2.2 Анализ результатов исследования.

Так как целью исследования было изучение особенности проявления тревожности у подростков с ЗПР, с заиканием и нормально развивающихся и проведение сравнительного анализа, были получены следующие данные:

По тесту на самооценку (Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина).

1.        

I.1.  Подростки с ЗПР (18 человек)

С высоким уровнем ЛТ – 3 чел. – 13%

       Со средним уровнем ЛТ – 15 чел. – 87%

I.2. С высоким уровнем СТ. – 8 чел. – 40%

Со средним уровнем СТ. – 10 чел. - 60%


Результаты графически представлены на рис. 1

Полученные данные, говорят о том, что у этих детей высокой тревожности не наблюдается, только несколько человек имеют высокий уровень. Таким образом, низкая тревожность требует повышенного внимания к мотивам деятельности и повешения чувства ответственности. Такие подростки характеризуются высоким уровнем самооценки, завышенным уровнем притязания, они повышенно внушаемы, с неустойчивым поведением, с недостаточной зрелостью аффективно – волевой сферы, они не способны адекватно оценить ситуацию, склонны идти по пути наименьшего сопротивления, они эмоционально поверхностны, слабость реакции на неуспехи и т.д.

2.        

II.1.          Подростки с заиканием.

С высоким уровнем ЛТ – 12 чел. – 63%

Со средним уровнем ЛТ - 6 чел. – 37%

II.2.          С высоким уровнем СТ.  - 12 чел. – 63%

Со средним уровнем СТ. – 6 чел. – 37%


Результаты графически представлены на рис. 2

Как видно из результатов исследования у данной группы детей тревожность выше, чем у предыдущей, что обусловлено наличием у них низкой самооценки, а, следовательно, высокой тревожности, повышенной чувствительности, в связи с дефектом речи, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженным состояние тревожности. Количественная тревожность предрасполагает высокотревожного индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

3.         .

III.1.         Подростки в норме.

С высоким уровнем ЛТ – 7 чел. – 39%

Со средним уровнем ЛТ – 11 чел. – 61%

III.2.         С высоким уровнем СТ. – 7 чел. – 39%

Со средним уровнем СТ. – 11 чел. – 61%


Результаты графически на рис. 3

У нормально развивающихся подростков уровень тревожности распределен равномерно. Это объясняется тем, что определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности подростков. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожность – это так называемая полезная тревожность (Рогов Е. И., 24). Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Подсчитаем уровень значимости наших гипотез. В качестве математической обработки, мы будем использовать критерий      Фишера.

С помощью этого критерия мы будем сравнивать значения двух выборок.

Сформулируем гипотезы:

H0 У подростков с ЗПР тревожность не больше, чем у нормы.

H1 У подростков с ЗПР тревожность больше, чем у нормы.

Начертим таблицу:

Таблица 1

Четырехзначная таблица для распределения критерия Фишера, для сопоставления группы тревожных и не тревожных подростков.

Группы испытуемых Есть эффект Нет эффекта Количество испытуемых
Количество испытуемых Количество испытуемых
Норма 7 человек 39% 11 человек 61% 18
ЗПР 3 человека 13% 15 человек 87% 18
10 человек 52% 26 человек 148% 36

Ф1  (39%) = 1, 349

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5