Реферат: Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии
И. В. Дубровина (9), по данным ланштюдного исследования
выявила, что у девятиклассников уровень тревожности резко снижается по
сравнению с 7 – 8 классами, но в 10 классе снова повышается, за счет роста
самооценочной тревожности. Рост самооценочной в 8 – 10 классах обуславливается
по - видимому тем, что эти классы – выпускные.
У юношей выражены половые и индивидуальные различия в
степени тревожности и в характере вызываемых факторов (успеваемость, положение
среди сверстников, особенности самооценки, тревожность связанная с типом ВНД),
чем у подростков. Это подтверждает теорию В. С. Мерлина об интегральной
индивидуальности.
Рассмотренные теории тревожности и само определение
понятий «тревога» и «тревожность», позволяет сделать вывод о том. Что эти
состояния обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что
отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте
распределения и интенсивности переживания тревоги, значительном росте
тревожности детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.
Можно кратко разделить все теории на зарубежные (З.
Фрейд, К. Хорни, К. Изард, Ч. Д. Спилбергер), которые рассматривают тревожность
с точки зрения динамического подхода, делая упор на бессознательные импульсы
которые не осознаются, и отечественные (В. В. Суворова, В. Н. Астапов, И. В.
Дубровина, Л. И. Бонович, И. В. Имедадзе, Н. Д. Левитов, В. Р. Кисловская и
др.), которые рассматривают тревожность с точки зрения ее функций Выделяя
тревожность 2 типов: реактивную и личностную, что впрочем, совпадает с теорией
Ч. Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как
свойство личности. Тревожность в функциональном подходе рассматривается, как
субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом. Также теория
К. Изарда, о том, что тревожность – это комплексное сплетение фундаментальных
эмоций.
Несмотря на большое количество экспериментальных,
эмпирических и теоретических исследований состояния тревоги, концептуальная
разработка этого понятия в современной литературе до сих пор остается
недостаточно разработанной. (Н. В. Имедадзе, 13).
§2 Тревожность – как
нарушение эмоциональной сферы подростка.
ШКОЛА
РЕБЕНОК ВНУТРЕННИЙ
(эмоциональная КОНФЛИКТ
психотравмирующая сфера)
ситуация
дом дом агрессия
аутизм
улица семья
тревожность страхи
схема №1. Возникновение эмоционального конфликта.
Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот
период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в
организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических
состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и
опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим
развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги
происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст
«переходным» от детства к взрослости.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и
кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения,
черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений,
стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой
социальной позиции. Вместе с тем, это потерь детского мироощущения, появление
чувства тревожности и психологического дискомфорта.
Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции
в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим
особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство
собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто
преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее
внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и
новой социальной ролью подростка. Окружающие ожидают, что благодаря физический
зрелости он уже должен справляться с определенными проблемами развития.
У подростков развивается тревога по поводу и нормы
развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с
преждевременным развитием, и его задержкой.
Осознание соматических изменений и их включение в схему
тело – одно из важнейших проблем периода полового созревания. Подростки
отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика
(одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) и включают ее в
представление о себе. Это формирует у подростка низкую самооценку, не
уверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной
значимости. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием
чувства достоинства и гордости, личностной идентичности.
Актуальным становиться, как отмечает Х. Ремшидт (25), в
своей работе «Подростковый и юношеский возраст», сравнение себя со
сверстниками, поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным,
продолжает Х. Ремшидт, это может вызвать тревожность и привести к острым
конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническим неврозам.
Суда входят такие функциологические изменения организма,
как преждевременное половое созревание, задержка развития, также к причинам
вызывающим тревожность у подростков, можно отнести юношеские угри, избыточный и
недостающий вес, задержка роста.
Следующей причиной можно выделить сексуальное развитие
подростков. В этом процессе решающую роль играет ЦНС, место интеграции нервных
и психических феноменов.
Таким образом, развиваются сексуальные потребности и
влечения, которые под влиянием психосоциальных и социальнокультурных факторов
(половое воспитание, нормы, индивидуальная психическая зрелость, примеры
взрослых) по разному выражается в поведении: психоаффективно, т. е. как
движимое чувством любви и склонности отношений к определенному партнеру, или
психофункциологически, как в значительной степени независимая от этого,
несвязанное с определенным партнером сексуальное удовлетворение. Но здесь могут
возникать половые нарушения: по каким либо причинам созревания нет, то не
возникает ни сексуального влечения, не соответствующих переживаний. Ели
отсутствуют необходимые психосоциальные (социальнокультурные) факторы или среди
них преобладают наказания и ограничения, сексуальные потребности могут также
исчезнуть или недоразвитья. Это может привести к рассогласованности между
нормальным развитием и психическим переживанием и поведением, вызывая
неуверенность в себе, снижение самооценки и т.д.
Нужно заметить, что проявление тревожности может протекать
в 2 вариантах: это страх – гнев и страх – страдание, которые по-разному
проявляются, но одинаково дезадаптируют личность.
Необходимо обратить внимание на значимость семьи и школы
в период взросления. Так как подростковый возраст это противоречие между
стремлением казаться и неумением «быть взрослым». Это противоречие между
стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям –взрослых.
Трудности подросткового возраста связаны с повышенной
возбудимостью, с ипохондрическими реакциями, с аффективностью, с острой
реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим.
Если эти особенности не учитывать, то у подростков могут
сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. И
здесь не маловажно отношения между родителями и ребенком. Так как подростковый
возраст – это переходный возраст, переходный период, от детства к взрослости,
возникают многочисленные конфликты, которые отрицательно влияют на формирование
эмоциональной и когнитивной сферы.
Возрастает роль референтной группы, что способствует
разрыву с родителями, как образцу для подражания. Со стороны родителей
возрастают ограничения и запреты; в связи с новыми изменениями в семье
возрастает число конфликтов. Экономические условия могут стать причиной для тревожности:
так как подросток постоянно чувствует себя зависимым, несамостоятельным.
Молодые люди долго зависят от родителей в финансовом отношении, из – за большой
продолжительности школьного обучения. Неуспеваемость в школе может быть
причиной конфликтов. Напряженные отношения между родителями и детьми
обусловлены не столько конфликтом между поколениями, сколько изменившимися
экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых
родители, как и дети, чувствуют себя неуверенными и беспокойными, что порождает
тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют собственный
характер. Наряду с родительским домом, школа – важнейшая инстанция
социализации. Формирование юношества как фаза возрастного развития тесно
связанно с возникновением системы всеобщего школьного образования. Школьные
конфликты связанны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и
автономией. В связи с требованиями предъявляемыми к успеваемости, возникают
конфликты, как с учителями, так и со сверстниками. По отношению к учителям
могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое
поведение встречается и у способных и у критически настроенных молодых людей.
Чье выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными
перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками могут возникать конфликты
на почве соперничества. Это влияет на психосоциальную адаптацию школьников и
сохранение класса как единого общества. Конфликты в области автономии и
авторитета обусловлены стеснениями свободы школьными правилами. Молодые люди
требуют, обосновать их чувствуют над собой нежелательную опеку.
Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия
личности. Подростки младшие и старшие имеют свои отличительные особенности, и
они велики, но можно говорить о типичных, характерных чертах этого периода, по
уровню и характеру психического развития, подростничество – типичная эпоха
детства, которая имеет ряд стадий, которые имеют свои особенности, с одной
стороны, а с другой стороны подросток – растущий человек, стоящий на пороге
взрослой жизни.
Достигнутый уровень психического развития, возросшие
возможности подростка, вызывают у него потребность в самостоятельности,
самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав, его потенциальных
возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем,
взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок и предъявляя к
нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на
самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают
большинство конфликтных ситуаций, обиды и разнообразные формы протеста.
Основным новообразованием подросткового возраста является
самосознание, как результат расширения общения, усложнившихся отношений
подростка с обществом, с взрослыми, со сверстниками.
Состояние тревожности это следствие подросткового
кризиса, который протекает, по-разному и дезорганирует личность подростка,
влияет на все стороны его жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм
отклоняющегося поведения и личностных нарушений, в том числе и тревожности, на
которой мы остановимся по подробней.
Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства
подростка, воспринимается им очень чувствительно. Из-за незнания взрослыми
периодизации возрастного развития, личность подростка будет развиваться
аномально, то есть «кризис подросткового возраста» будет протекать с
осложнениями. Для кризиса идентичности характерно переживание подростком
чувства неполноценности, депрессивное состояние и сексуальные намерения. Кризис
идентичности, по мнению Х. Решмидта (25), можно рассматривать как реакцию на
утрату статуса ребенка, на несоответствие биологический возможностей
социальным, на неуверенность в своей компетенции, в своем статусе, на резкие
биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека.
Неуверенность и страхи могут достигать такой степени, что
возникает боязнь утратить телесное и душевное единство, по этому «часто
подростки создают поведенческие ритуалы» (Х. Ремшмидт,25).
Д. И. Фельдштейн (29), выделял дифференциальный анализ
кардинально – нового психического состояния подростка, определяемого
потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать
себя в общении. Все это позволяет установить и содержательно охарактеризовать
психически – разные условия, своего рода три стадии кризиса развития подростка.
Первый уровень, назвал Д. И. Фельдштейн (29), «локально – капризный». Он
характеризуется тем, что стремление 10 – 11 летнего подростка проявляется в
потребности признания со стороны взрослых его важности и значения, через
решение частных задач, по этому он называется локальный, а капризный, по тому
что, преобладают в нем ситуативно – обусловленные эмоции. Причем эмоционально
окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по
разному, что отражается в мотивационных структурах. Характерно то, что 10 – 11
летние дети стараются получить признание самого факта их взросления.
Оценку поведения и отношения детей в специально
организованных ситуациях показывают, что возрастающее стремление подростков к
самостоятельности не сводиться просто к желанию добиться от взрослых понимания
определенных прав, а основываться на понимании ими важности выражения
конкретных задач, социально – одобренных дел, хотя они порой не осознают их
значимость.
Второй уровень, Д. И. Фельдштейн (29), назвал «право –
значимый». 12 – 13 летный подросток не удовлетворяется, уже своим участием в
определенной совокупности дел, решений; у него раскрывается потребность в
общественном признании; происходит освоение не только обязанностей, но и
главное, прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на
уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен».
На третьем уровне, «утверждающе – действительном», у 14 –
15 летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом
мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя,
которое ведет к созданию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в
самоопределении, самореализации.
Таким образом, изучение подросткового уровня на основе
изменения одного из главных показателей их психического состояния – потребности
в самостоятельности, самоутверждении, дает возможность рассматривать не просто
младших и старших подростков, но и раскрыть сложную динамику их поуровнего
развития.
Важнейший момент в характеристике подростка, его новой
социальной позиции – осознание им своего «Я». Это осознание осуществляется и в
самооценке и в отношениях со сверстниками, взрослыми. Повышенный интерес к
своей личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств были
односторонне истолкованы рядом зарубежных психологов, утверждающих, что этот
отход от действительности якобы неизбежно сопровождается ярко выраженным
эгоизмом, эгоцентризмом и аутизмом. Между тем потребность подростка в
самонаблюдении, самооценки, самоутверждении и самоусовершенствовании возникает
не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и не
выступает, как бесцельное самокопание, а появляется из моральной потребности
проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в
собственных поступках и целях является правильным и неправильным, чего следует
добиваться и от чего воздерживаться. То есть интерес к себе возникает из
потребности жизни и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Что
касается наблюдаемой в подростковом возрасте потребности побыть одному, то они
ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а
представляет собой при правильно организованной деятельности лишь потребности в
условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления. Усложняются в этот
период отношения со сверстниками.
Подросток испытывает особую потребность в дружеских
отношениях, где только и возможна система реального равенства. Но возможны
конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную роль по
отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На
самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в
агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка,
повышенная тревожность, неуверенность, мнительность.
Подростки чутко улавливают отношение к ним взрослых,
оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего
человека. Она может быть как положительная, так и отрицательная.
Конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции
поведенческим нарушениям, на пример, к «школофобии», в основе часто лежит страх
перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский
дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка.
Сюда входит ряд причин: отягощенные психические условия (дисгармония в семье,
частые ссоры, конфликты и т. д.), экономическое положение родителей,
образование. Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход
из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения
социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования
личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно,
неуверенность в себе, высокая тревожность.
Ш. Бюллер выделила в юношеском периоде 2 фазы: позитивную
и негативную. Подростковый этап относиться к негативной фазе. Ее характерные
черты: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт,
стремление к самосостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими
и психическими возможностями. Эта фаза начинается, по мнению Ш. Бюллер в 11 –
13 лет, у мальчиков в 14 – 16 лет.
§3 Причины и механизмы
проявления тревожности при отклонениях в развитии.
В предыдущем параграфе, мы рассмотрели причины и
механизмы проявления тревожности у подростков в норме.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|