рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии рефераты

Многочисленными авторами отмечено, что подростковый возраст – это возраст нормальной патологии, но все же когда он действительно осложниться нервно – психическими заболеваниями картина проявления эмоциональной тревожности выглядит иначе, чем у нормального подростка.

Проблема отклоняющегося развития является очень сложной, он затрагивает не только психологию, а так же имеет социальные, педагогические, философские и медицинские аспекты.

Детей с отклоняющимся развитием, мы будем рассматривать в контексте изучения эмоциональной стороны психики.

Определим и проанализируем основные понятия: задержка психического развития; нарушение темпа, ритма и плавности речи, чем они характеризуются, и перейдем к рассмотрению эмоциональной сферы подростков с этими состояниями.

§3.1 Характеристика эмоциональной сферы подростков с ЗПР.

Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы (Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский и др.).

Острейшая необходимость в разработке теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психической и педагогической практики.

Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т. А. Власовой и Н. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

Интенсивное и многоплановое изучение ЗПР в последующие годы способствовало получению ценных научных данных, и результаты этих исследований показали, что неуспевающие учащиеся младших,  средних и старших классов, по своему составу разнородны. У них разные причины возникновения неуспеваемости, различны психологические особенности ее проявления, так же возможность компенсации негативных тенденций психического развития. И при изучении детей 6 – 8 лет, эти возможности необходимо учитывать, прежде всего, для профилактики и коррекции.

Дети с ЗПР, несмотря на значительные варианты, характеризуются рядом признаков, позволяющих ограничить это состояние, как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, но в тоже время стойко не успевают в массовой школе   вследствии полиморфной клинической симптоматике – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушения работоспособности. Патологической основой этих симптомов, как показывают исследования советских ученых, клиницистов и психологов, являются перенесенное органическое заболевание ЦНС. (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.). Перенесенное ребенком органическое заболевание ЦНС и оставшиеся его знаки (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патологической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, в первую очередь, лобных отделов.

Впервые эту точку зрения высказала Н. С. Певзнер (Дети с отклонениями …, 1966). В более поздних исследованиях советских специалистов она получила подтверждение развитие. Недостаточность корковых функций приводит к парциальному нарушению психического развития, нарушению формирования познавательной деятельности. При парциальной дефективности деятельности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, абстрагирующей и обобщающей функций мышления, могут быть более значимыми, нежели, на пример, у детей олигофренов, Но нас в большей степени интересует эмоционально – волевая сфера, ее проявления у детей с ЗПР. Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности могут проявляться энцефалопатические синдромы – гиперактивность, импульсивность, а так же тревога, агрессия и т. п., что так же свидетельствует об органической недостаточности ЦНС. Исследования, проводимые М. С. Певзнер, показали, одним из определяющих симптомов у детей с ЗПР является недоразвитие эмоционально – волевой сферы, инфантилизма. Соотношение этого симптома с другими дает основание для выделения отдельных клинических вариантов задержек развития.

Первая форма задержки развития характеризуется лишь недоразвитием эмоционально – волевой сферы в сочетании

с достаточным уровнем развития познавательной деятельности и речевой функции. При второй форме имеется сочетание недоразвития познавательной деятельности.

При третьей форме психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности осложняется еще и нейродинамическими нарушениями. Четвертая форма характеризуется сочетанием недоразвития эмоционально – волевой сфера и познавательной деятельности с недоразвитием речевой функции, такую классификацию представляет У. В. Ульянова. Другие авторы полагают, что в ЗПР определяющим симптомом может быть только эмоционально – волевая сфера и том случае интеллект частично сохранен. Т. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Е. С. Иванов и другие авторы считают, что церебральные астении, аффективная расположенность, психоподобные расстройства могут не только снижать работоспособность, углубляя дефект познавательной деятельности при ЗПР, но и играть роль первопричины в возникновении ЗПР.

Итак, стойкая задержка психического развития имеет органическую природу. Многими авторами выделяются существенные причины возникновения этой патологии, сюда относят: патологию беременности, врожденные болезни, травмы, недоношенность, асфиксию, ранние постнатальные заболевания. Ряд авторов (К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, Т. И. Самодумская и др.) предполагают, что у детей с ЗПР в первую очередь нарушаются интеллектуальные функции, ущербность эмоциональной сферы, а также и физическую незрелость, что в свою очередь осложняет тяжесть состояния ребенка.

Располагая определенными научными сведениями о клинический особенностей детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариантов этого состояния. Психический инфантилизм (эмоционально – незрелые дети), астенические состояния (длительно текущие) представляют собой наиболее легкие формы. Дети с ЗПР этих форм, могут иметь первичное нарушение (или снижение в ранние сроки постнатального развития) прежде всего темпа формирования, эмоционально – волевой реакции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания, не критичность. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей. Такие дети обучаемы в массовых школах, но при индивидуальной педагогической помощи.

ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети, как правило, имеют дефектную основу для развития и интеллектуальной, и эмоционально – волевой сферы, а также для нейрофизиологического и часто соматического развития), представляет наиболее тяжелую форму ее форму. Обучаются в специальных школах для детей с ЗПР.

Педагогически запущенных детей к категории ЗПР отечественные дифектологи не относят, хотя признают, что длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сенситивные периоды может привести ребенка к снижению потенциальных возможностей развития. Такие дети также обучаются в массовых школах. Г. Е. Сухарева (10), выделяет термин «психическая неустойчивость», под которым понимает проявление безвольности, слабоволия, повышенно – внушаемости, подростков с неустойчивым поведением и т.д. И характеризует детей с ЗПР, главным образом, недостаточной зрелостью аффективно – волевой сферы. Анализируя динамику развития неустойчивых личностей, Г. Е. Сухарева (10), подчеркивает, что их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. С одной стороны – они повышенно – внушаемы и импульсивны, а с другой – полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально – одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработонность собственный запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а  вследствие  этого у детей с ЗПР не возникает тревожности.

Также Г. Е. Сухарева (10), использует термин «психическая неустойчивость» применительно к нарушениям поведения у подростков, понимая под этим отсутствие сформированности собственной линии поведения из-за повышенной внушаемости, склонности руководствоваться  в поступках эмоцией удовольствия, неспособности к волевому усилию, систематической трудовой деятельности, стойким привязанностям и вторично, в связи с перечисленными особенностями – сексуальную не зрелость личности, проявляется в слабости и неустойчивости морально нравственных установок. Проведенное Г. Е. Сухаревой (10), исследование подростков с нарушениями аффективной сферы по типу психическая неустойчивость, позволило сделать следующие выводы: такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной

 дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формам поведения окружающих.

Подводя итог можно сделать следующие выводы. Подростки с ЗПР характеризуются нарушениями поведения по типу психической неустойчивости расторможенности влечений.

Подростков с такими видами нарушений поведения отличают черты эмоционально - волевой незрелости, недостаточное чувств долга, ответственности, волевых установок, выраженных интеллектуальных интересов, отсутствие чувства дистанции, инфантильная бравада исправленным поведением.

Эмоциональная поверхность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Наблюдается беспечность в отношениях, вследствие отрицательных поступков, недооценка драматичности, сложности ситуации. Подростки могут легко давать обещания и легко забывать о них. У них отсутствуют переживания при неудачах в учебе. А слабость учебных интересов выливается в дворовые игры,  потребность в движении и физической разрядке. Мальчики часто склонны к раздражительности, девочки - к слезам. И те, и другие склонны ко лжи, которая опережает незрелые формы самоутверждения. Инфантильность, присущая этой группе подростков часто окрашена чертами церебро – органической недостаточности, двигательной расторможенностью, назойливостью, эйфорическим оттенком  повышенного настроения, аффективными вспышками, сопровождающимися ярким вегетативным компонентом, с нередко последующей головной болью, низкой работоспособностью, выраженной утомленностью.

Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний -  слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.

Таким образом, для этой группы подростков характерно отсутствие учебной мотивации, а непризнание авторитетов взрослых сочетается с односторонней житейской зрелостью, соответственной переориентации интересов на образ жизни, адекватной старшему возрасту.

§3.2 Характеристика эмоциональной сферы подростков с нарушением темпа, ритма и плавности речи (заикание).

В настоящее время благодаря многочисленным исследованиям, сложились определенные взгляды на природу речевых нарушений и источники возникновения заикания. Однако, несмотря на существование значительного числа экспериментальных работ, определенных теоретических обобщений и разнообразных гипотез, до сих пор еще нет целостного представления о данном дефекте и законченности теории, которая могла бы объяснить его причины и центральные механизмы.

Проблемами нарушения речи занимались  А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин,  отмечал, что при заикании нарушается саморегулировка системы речи. Позднее это подтвердили  В. М. Васильев, Шкловский, А. Г. Воронин, Ю. Б. Некрасова и др.

«Заикание – симптом разных в клиническом и этиопатолитическом отношении заболеваний, проявляющихся в судорожном нарушении плавности речи» (Л. З. Арутюнян, 3).

Существуют ситуации, когда у заикающихся не возникает спазматической задержки, многие из них практически исчезают, когда говорят в одиночестве, вне акта коммуникации. Речевые судороги появляются обычно на фоне определенного эмоционального состояния – личностной и ситуационной тревоги. Это объясняется нарушением в слуховом канале обратной связи. Возникновение речевых судорог при заикании является нарушением внутренней синхронизации естественного речевого цикла, которое может быть вызвано искажением в передаче или обработке сигналов обратной связи.

Рассмотрим начальную стадию заикания, возникновение и фиксация первых речевых судорог. «Заикание – детское заболевание», - так утверждает Л. З. Арутюнян (3). По данным М. Е. Вингейта более чем в 84% случаев оно начинается у детей до 6 лет. Это подтверждает Г. А. Волкова, считая, что заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно – психического состояния ребенка, что обуславливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. В этом возрасте морфо – функциональная речевая система только формируется, еще не закончена рациональная минимизация мозговых структур и не произошел переход к качественно новому уровню системной деятельности, характерной для зрелого возраста.

Говоря об этиологии заикания, О. Бледстейн выделяет 3 основных подхода к этой проблеме: первый настаивает на психогенной основе данного нарушения, считает его обычным неврозом; согласно второму – заикание является обученным или закрепленным поведением; третий опирается на концепцию физиологического дефекта или дефицита.

На наш взгляд, говорит Л. З. Арутюнян (3), следует рассматривать три возможности происхождения заикания. Первая – это когда оно появляется на фоне отстающего речевого онтогенеза. Как правило, в этом случае у детей в сильной степени нарушена общая и мелкая моторика, ослаблен сенсомоторный контроль. Обычно в анализе этих детей нет указаний на психотравмирующие ситуации. Другая группа – это дети, у которых снижение степени латерализации мозга в целом и вербальной функции не позволяет левому полушарию в полной мере осуществлять ведущую роль по отношению к процессам в правом полушарии. При этом мозг ребенка как бы «готов» к заиканию. Известно, что уже «изначальная степень эмоциональной напряженности ведет к снижению полиустойчивости» (Л. З. Арутюнян, 3).

Возможно, проявление заикания на почве воздействия стресса на первоначально здоровый мозг ребенка. Во всех рассматриваемых кратко случаях  речевые судороги являются результатом временного рассогласовывания, нарушения саморегулировки речи.

Когда возникает фиксация на дефекте, эмоциональным становиться сам акт речи. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей, а так как в подростковом возрасте главным, ведущим типом деятельности является общение, то заикание является своеобразным ступором в удовлетворении этой потребности. Любая деятельность, в том числе речевая, проходит на фоне функционального состояния, определяющего фоновую активность ЦНС. Функциональное состояние определяется рядом факторов, таких как мотивация конкретной деятельности, состояние нервной системы, тип личности. Эмоциональное напряжение, возникающее с теми или иными обстоятельствами, изменяет функциональное состояние и тем самым оказывает влияние на деятельность.

Однако в тех случаях, когда сама деятельность становиться эмоциональным фактом, она за счет положительной обратной связи может существенно повысить эмоциональную напряженность и соответствующий ей уровень функционального состояния.

Э. Л. Ноенко (19), выделяет 3 группы реакций, характерных для состояния эмоциональной напряженности:

1.   возникновение тревожности (беспокойства, подавленности, страха, отчаянья).

2.   Изменение моторно – поведенческих реакций (появление тремора рук, мускульного напряжения).

3.   Изменение в характере протекания мыслительных процессов и в организации интеллектуальной деятельности.

Л. З. Арутюнян (3), рассматривает заикание, как одну из форм устойчивого патологического состояния, которое состоит из 3 компонентов:

1.   речевые судороги.

2.   постоянное состояние тревожности.

3.   Желание скрыть дефект.

М. И. Буянов (12), считает, что заикание – это признак в разных клинический отношениях расстройств, в основном двух: логоневроза и неврозоподобного логосиндрома. Выделяет две формы заикания: неврозоподобную и невротическую.

В подростковом возрасте чаще всего встречается неврозоподобный логосиндром. Такие подростки повышенно и легко ранимы, для них важно то, как о них думают окружающие люди, они нерешительны, неуверенны, впечатлительны, самооценка у таких подростков занижена; следствием заикания может быть эмоциональная неустойчивость. Эти наслоения усиливают у подростков чувство своей неполноценности и желание выздороветь.

Таким образом, рассматривая заикание, как часть сложного медико - психологического образования, включающего не только речевую патологию, но и личностные нарушения, можно понять взаимосвязь заикания с другими симптомами.

Также, существуют трудности и в учебной деятельности, одна из ее особенностей – неустойчивость. Внешние проявления неустойчивости деятельности могут быть обусловлены различными моментами. Это может быть импульсивность и слабая организованность работы,  вследствие неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов. Это может быть отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей. Наконец, может иметь место сбой деятельности вследствие низкого эмоциональной устойчивости и действием истощающих и побочных отвлекающих раздражителей, а также явление нерешительности, растерянности из-за неполного восприятия образца, инструкции.

Все эти характеристики служат основанием для развития тревоги и тревожности, которая еще более осложняет заболевание.

Нужно отметить недостаточность источников по проблеме эмоциональных нарушений и заикающихся подростков, в результате чего объясняется неполнота анализируемой литературы.

Таким образом, заикающиеся подростки испытывают эмоциональное напряжение или тревожность в таких видах деятельности, как общение и учеба, которая также предполагает коммуникативную активность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5