Реферат: Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко
Демократический стиль: Форма: - Инструкции
в форме предложений; товарищеский тон; уважительное внимательное отношение к
подчиненным; распоряжения и запреты с дискуссиями; похвала и порицание –с
советами, позиция руководителя внутри группы. Содержание: - Мероприятия
планируются не заранее а в группе; решения принимаются на основе коллегиального
обсуждения; за реализацию предложений отвечают все (и руководитель и
подчиненный).
Попустительский: Форма: -
Отсутствие похвалы, нарицание, полная отстраненность руководителя от дел
коллектива; никакого сотрудничества. Содержание: - Дела в группе идут
сами по себе, руководитель не дает указаний; разделы работ складываются из отдельных
интересов лидеров подгруппы.
Непоследовательный
(алогичный) стиль руководства проявляется
в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то
авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и
т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное
количество конфликтов и проблем. Возможно несовпадение формы и содержания действий
руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля
(демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится
обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже
принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).
45)
Как проявляется ситуативный стиль управления?
Уровень развития сотрудника, коллектива
|
Форма управленческого поведения
|
Низкий уровень:
«Не хотят работать, не умеют работать». (Низкая
квалификация, недобросовестнее работники)
|
«Авторитарное указание»:
1) Четкие указания, что и как делать, инструктаж. 2)
Постоянные\й контроль работы. 3) Когда необходимо наказание, отмечать ошибки
и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы
|
Средний уровень:
«Хотят работать, но еще не умеют» (Недостаточно
опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками, добросовестны, старательны)
|
«Популяризация»:
1) Указания, инструктаж в популярной форме (Совет,
ркомендации, дается возможность проявить себя) 2) Регулярный контроль работы.
3) Уважительное доброжелательное отношение. 4) Интенсивное общение (оцениваются
индивидуальные характеры и общие ценности). 5) Когда необходимо, приказывать.
6) Вознаграждайте позитивное поведение, если необходимо наказывайте.
|
Хороший уровень:
«Хотят и умеют работать» (Имеют базовые навыки и квалификацию,
достаточные для большинства технических аспектов работы). Дальнейшее развитие
такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя
больше ответственности, и чтоб их моральное состояние оставалось хорошим.
|
«Участие в управлении»:
1) Проводите консультации с сотрудниками по отдельным
проблемам, советуйтесь с ними. 2) Поощряйте инициативу подчиненных, высказывания
ими своих замечаний, предложений; 3) Предоставляйте больше ответственности;
4) Ограничивайте прямые указания и контроль; 5) Создавайте систему
самоконтроля сотрудников; 6) Ставьте цели, не уточняя способы их достижения;
7) Широко общайтесь; 8) Вознаграждайте активность, инициативу, хорошую
работу.
|
Высокий уровень:
«Хотят и умеют работать творчески» (Экстраспециалисты,
достигшие высокой квалификации, инициативные работники)
|
«Передача полномочий»:
1) Ставьте проблему, проясняйте цели и достигайте
согласия по отношению к ним. 2) Предоставьте необходимые права: полномочия
сотруднику для самостоятельного решении проблем; 3) Избегайте вмешательства в
дела; 4) Самоуправление и самоконтроль у сотрудников; 5) Если вас просят,
оказывайте поддержку; 6) Серьезно реагируйте на просьбы; 7) Вознаграждайте
творческие решения проблем.
|
|
|
|
|
46) Поясните управленческую матрицу
Блейка-Мутона.
В зависимости от
направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях
с людьми можно построить «управленческую матрицу» (Р. Блейк, Д. Мутон),
выделив 5 типов руководителей (рис. 3.3)
Помимо направленности
на интересы дела либо на интересы людей встречаются руководители
(Карьерист, некоторые виды Манипулятора) с повышенной направленностью на
свои собственные интересы (ради достижения своих целей, карьеры могут принести
в жертву интересы дела или людей), а также руководители (Бюрократ) с направленностью
на официальную субординацию, официальные инструкции и предписания (ради
соблюдения инструкции могут ущемляться интересы людей, интересы дела, и даже
собственные интересы).
47) Какие типы руководителей можно
выделить в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной
деятельности?
выделяют следующие
4 типа руководителей (согласно японскому автору Т. Коно):
1)
консервативно-интуитивный;
2)
консервативно-аналитический;
3)
новаторско-интуитивный;
4)
новаторско-аналитический.
В преуспевающих
японских фирмах наиболее популярен и эффективен новаторско-аналитический
стиль, который способен обеспечить организационное выживание в условиях
острейшей рыночной конкуренции. Для него присущи энергичность и новаторство,
чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей,
готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать
реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практической
реализации новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуации и
работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы.
48) Что такое партисипативный стиль
управления?
Эффективным стилем
управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту)
является партисипатйный (соучаствующий) стиль, для которого свойственны
следующие черты: регулярные совещания руководителя с подчиненными; открытость в
отношениях между руководителем и подчиненными; вовлеченность подчиненных в
разработку и принятие организационных решений; делегирование руководителем подчиненным
ряда полномочий и прав; участие рядовых работников как в планировании, так и в
осуществлении организационных изменений; создание особых групповых структур,
наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);
предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации)
разрабатывать проблемы, новые идеи.
Партисипативный
стиль применим, если:
а) руководитель уверен
в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и
использовать творческие предложения подчиненных;
б) если подчиненные
имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости,
личностном росте, интерес к работе;
в) если задача,
стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует
теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно
напряженных усилий и творческого подхода.
Таким образом, этот
стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных
организациях.
49 Охарактеризуйте управленческое
поведение по Танненбауму
Управленческое поведение принимает разные формы в
зависимости от того, каково соотношение между употреблением власти
руководителем и зоной предоставляемой свободы для подчиненных
Приказ — лидер решает, как организовать
выполнение задачи, приказывает персонально человеку, чтобы заставить его
выполнить волю лидера.
Инструктаж — лидер решает, как организовать
выполнение задачи, приказывает, но объясняет подчиненному, зачем, почему и как
нужно сделать, чтобы заставить человека выполнить правильно указания лидера.
Тестирование — лидер выбирает линию, которой
надо следовать перед тем как браться за работу, учитывает мнения ограниченного
круга экспертов-специалистов, при необходимости может менять свое мнение.
Консультирование — лидер определяет проблему,
предлагает альтернативные планы действий, ищет и учитывает предложения
подчиненных о действиях, которые требуется предпринять.
Присоединение — лидер определяет проблему и присоединяется
к процессу выработки альтернативных вариантов действий совместно с починенными,
альтернативы оцениваются и принимается окончательное решение.
50.Что представляет собой теории лидерства, основанные на
ситуационном подходе.
Ситуационный подход основан на положении, что не
существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение
определяется не одним фактором, а ситуацией в целом. Ситуационная модель
Фидлера базируется на том, что три фактора влияют на поведение руководителя:
1) отношения
между руководителем и подчиненными (степень благоприятности отношений
руководителя с подчиненными);
2) объем законной
власти, связанный с должностью руководителя п позволяющий ему влиять в той
или иной степени на своих подчиненных (величина власти руководителя, его
возможность в контроле за действиями подчиненных и использовании различных
средств стимулирования их активности);
3) структура
групповой задачи (четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения,
наличие множественности решений, возможность проверки их правильности.
Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех
перечисленных выше параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем
ситуационного контроля (СК), то есть о степени владения им ситуацией
функционирования группы.
51
Охарактеризуйте теорию Митчел-Хауса, теорию Врум-Йетона
Теория Митчел—Хауса:
«путь-цель».
Согласно этой
теории, лидер играет основную роль в мотивации удовлетворенности и качества
исполнения работы сотрудниками. Выделяют четыре основных лидерских стиля:
1) директивный — подчиненные не участвуют в принятии решения; 2)
поддерживающий — руководитель доброжелательно настроен к интересам
подчиненных;
3) поощряющий
участие — руководитель получает и использует предложения сотрудников при
принятии решения; 4) ориентирующий на достижение цели — руководитель
ставит цели перед сотрудниками и показывает доверие в их возможности достигнуть
их.
Теория Врум—Йетон
ситуационной модели принятия управленческих решений предполагает, что для
определения оптимального стиля принятия решения в соответствии с конкретной
ситуацией, можно использовать дерево решений
52. Из чего складывается авторитет руководителя.
Критерием
эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют
три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет обусловлен
тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им
пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более
65% влияния руководителя на своих подчиненных;
100%-ную отдачу от работника
руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический
авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального
авторитета.
Моральный
авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный
авторитет определяется компетентностью руководителя, деловыми качествами
и его отношением к своей профессиональной деятельности.
Низкий
функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его
влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную
реакцию со стороны руководителя по отношению к
подчиненным, ухудшение
психологического климата и результатов деятельности коллектива.
53. Какие психологические качества необходимы для
успешного менеджера.Менеджер —
профессионально подготовленный руководитель. Однако по своей эффективности руководства
менеджеры различаются. в качестве важнейших факторов успеха в деятельности
менеджера выделяют следующие:
а) желание и интерес
человека заниматься деятельностью менеджера;
б) умение работать с
людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные
качества);
в) гибкость,
нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные
решения;
г) оптимальное
сочетание раскованности и ответственности в характере;
д) способность
предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция;
е) высокая
профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
— доминантность — умение влиять
на подчиненных;
— уверенность в себе;
— эмоциональная
уравновешенность и стрессоустой-чивость (умение руководителя контролировать
свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние,
осуществлять самоуправление и оптималь-iryro эмоциональную разрядку);
— креативность,
способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
— стремление к
достижению и предприимчивость, способность пойти на риск
— ответственность и
надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и
гарантиям;
— независимость;
самостоятельность в принятии решений;
— гибкость поведения
в изменяющихся ситуациях;
—
общительность,
умение общаться, взаимодействовать с людьми.
менеджер-президент
промышленной компании должен обладать следующими качествами: энергичная
инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное
предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%), упорная
работа и непрерывная учеба, самосовершенствование (10%), способность полностью
использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и
справедливых санкций (24%), готовность выслушивать мнение других (22%),
способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20%), личное
обаяние (22%), умение четко формулировать цели и установки (17%), умение
правильно использовать свое время (15%), готовность использовать открытый стиль
управления, приветствующий сотрудничество (19%).
Наличие у менеджера
четких личных ценностей и разумных личных целей — крайне важно для успеха в
деловой деятельности, карьере и личной жизни.
54. Что такое «локус контроля». Какие типы людей выделяют
в зависимости от локуса контроля.
Люди различаются по тому, как они
объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над
ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный
(внешний локус) и материальный (внутренний локус). Первый тип
проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него,
а является результатом действия внешних причин (например, случайности
или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпритирует
значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных
типа локализации, следует помнить, что для каждого человека
характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями
(УСК). Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по
отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в
случае удач, так и в случае неудач.
55. Организаторские способности, какие подструктуры они
включают.
Ядром
психологической структуры личности менеджера являются, безусловно, организаторские
способности.
1. Организационная
проницательность.
В обыденном языке она определяется как «чутье» менеджера, включающее;
а) психологическую
избирательность, б) практическую напраь летюстъ интеллекта
в) психологический
такт
2.
Эмоционально-волевая действенность. Это тот самый гипнотизм «влиятельности», способность
воздействовать на других волей и эмоциями. Она складывается из таких факторов,
как: а) энергичность, способность «заражать» 6-7 заряжать подчиненных своими
желаниями, устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к целя;
б) требовательность, способность
добиваться «своего» при психологически грамотной постановке и реализации требований
к подчиненным; в) критичность, способность обнаружить и адекватно оценить
отклонения от намеченной программы в деятельности исполнителей.
3. Склонность к
организаторской деятельности. Она включает: а) готовность к организаторской
деятельности, начиная от мотивационных факторов и заканчивая профессиональной
подготовленностью; б) самочувствие в процессе организационной деятельности, т.
е. «тонус» (сценичность чувств), удовлетворенность и работоспособность.
56. Какие функции выполняет главный руководитель в
организации.
1. Искусство быть
равным, т. е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе
людьми.
2. Искусство быть
лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми
сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и
ответственностью.
3. Искусство
разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя
сторонами в конфликте. урегулировать неприятности, порождаемые
пси-холопгческим стрессом.
4. Искусство
обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в
организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
5. Искусство принимать
нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и
решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели
неясны или сомнительны.
6. Искусство
распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу,
найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других
видов ресурсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|