рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко рефераты

Лидерам всех типов (а ИЛ-лидерам особенно) следует твердо знать прописную истину: если человека не отблаго­дарили вовремя и соответствующим образом за выполнен­ную работу, он никогда не догадается, что вы оценили его труд по достоинству, даже если вы заплатили ему сполна. Право и обязанность высказывать благодарность от имени организации имеет только лидер и никто иной.

ИЭ-лидер (интуитивно-эмоциональный) — Аполлон. Д.Кейрси называет ИЭ-лидера «катализатором», потому что основной чертой менеджера этого типа является ори­ентация на межличностные отношения и стимуляция ин­дивидуального и профессионального роста каждого чело­века, с которым он сотрудничает. В отличие от ИЛ (Про­метея) и СР (Эпиметея), ориентированных на решение проблем самой системы, организации, Катализатору более свойственно стремление разрешить проблемы людей в ор­ганизации.

Катализатор — самый демократичный из лидеров, вни­мательный к личным проблемам и интересам сотрудни­ков, думающий в первую очередь о реализации потенциа­ла каждого члена команды и лишь во вторую — о доку­ментации или архитектуре системы.

Атмосфера свободы, самостоятельности, инициативы, которую создают и поддерживают ИЭ-лидеры, иногда при­водит к тому, что обязательные процедуры не выполняют­ся точно в срок «слишком свободными» сотрудниками. ИЭ-лидер, часто выступающий в роли «спасителя», берет на себя ответственность за деятельность или бездеятель­ность «жертв», что в крайних случаях препятствует его собственному профессиональному росту и карьере. При­чины подобных ситуаций обычно недоступны пониманию Катализатора, недоумевающего каждый раз, почему же сце­нарий повторился.

18.Можно ли спрогнозировать тенденции развития взаимоотношений м\д людьми на основе знания их психосоциотипа? Какие виды взаимоотношений выделяют? Что такое Квадра?

Сопоставляя людей разных психосоциотипов, можно за­ранее прогнозировать вероятные тенденции развития их вза­имоотношений, их совместимости. Например, дуальные от­ношения полного дополнения складываются между психо­типами, которые отличаются по признакам: экстраверсия—интроверсия, эмоции—логика, сенсорика—интуиция. т. е. информация от дуала воспринимается как поддержка, помощь, коррекция и поэто­му дуалы — надежные партнеры в рабо­те, семье.

Миражные отношения, Полная противоположность - смотрят на одни проблемы с про­тивоположных сторон, общение повер­хностное, как бы на разных языках. Не могут скоординировать свои действия, даже в мелочах. Но в начале знакомства привлекают друг друга своей непохо­жестью, загадочностью, могут влюбить­ся, но потом из-за трудности, а порой не­возможности достигать согласия — рас­стаются. Зеркальные отношения - то, что думает один, без лишних слов реализует другой. Здесь конфликты ма­ловероятны, а взаимная польза есть. Конфликтные отношения. При близком общении конфликты неизбежны, т.к. каждый из партнеров воздействует дру­гому на уязвимую точку, на «больную мо­золь» друг друга. При дальнем общении уважают друг дру­га, советуют друг другу.

Квадра – когда люди четырех разных типов полностью дополняют друг друга, это группа в которой осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регули­рование, психологический комфорт и максимальная продук­тивность деятельности.

20. К-е усл-я способ-ют форм-ию соц-х групп? Что такое соц. группа (СГ)?

Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что они работают над решением общих проблем или ради достижения общих целей. Существуют и другие факторы, которые усиливают тенденцию к фор­мированию социальной группы. Наиболее важными пред­ставляются следующие: общее отождествление вне рамок организации; сходный образ мышления; символы и эмбле­мы; лидерство.

СГ - это тип социальной общности лю­дей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:

внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций; групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы; собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп; групповым давление:, т, е, воздействием на поведение членов группы; общими целями и задачами деятельности; стремлением к устойчивости благодаря механизмам от­ношений, возникающим между людьми в ходе реше­ния групповых задач; закреплением традиций, символики (знаки, одежда, фла­ги и т.д.)

21. Как влияют статусно-ролевые отн-я на соц.структуру (СС) группы. Как происходит принятие роли?

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статус­но-ролевые отношения, профессионально-квалификацион­ные характеристики и половозрастной состав.

Схема ролевого поведения  амер. психол.Оппорта: все начинается с необходимости выполнения соц.роли, > значение играет фактор личности чела. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие — более строгого и авторитарного (в производ-ых груп­пах. Без понимания своей роли и основных ф-ий очень трудно справиться, со своей ролью. После осознания роли чел. должен ее принять\отклонить как несоответ-ую его индиви-но – психол-им особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения.

22. Межлич-е отношения в группе, как они проявляются? Как мы воспринимаем и оцениваем людей?

В группе собираются люди, каждый из которых облада­ет индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепен­но в группе складываются межличностные отношения, кото­рые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.

Психологи А.А.Бодалев, В. Н.Панферов специально изу­чали в экспериментальных условиях, что производит наибо­лее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, пер­вое, что бросается в глаза и запоминается человеку, — это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. Глаза -  могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Улыбка -  человека нас очень при­влекает, особенно если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая.                              В целом выражение лица формируется мимикой, кото­рая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытости.    Каждого человека отличает также определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела.                                   А дальше мы уже присматриваемся к личностным ка­чествам. Кто он? Что из себя представляет? Можно ли до­вериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформирован­ные у каждого человека, и, конечно, уровень психологи­ческой культуры в части умения воспринимать и оцени­вать другого.

23. Какие типы установок на восприятие др. чела возможны? почему бывают искаженные представления о др. челе

три типа установки: 1.позитивная – переоценка полож-х качеств; проявление неосознаваемой доверчивости 2.негативная – восприятие отриц-х чачеств; др-е проявления: недоверчивость, подозрительность 3.адекватная – у каждого чела есть и положит. и отриц. качества. Гл-е как они сбалансированныи оцениваются самим челом. Эти установки лежат в основе искажения представления о др. челе. эффект «ореала» — влияние общего впечатления о че­ловеке на восприятие и оценку частных свойств его лич­ности. эффект «последовательности» — на суждение о челове­ке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявлен­ные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навре­дить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. эффект «авансирова­ния» — человеку приписывают несуществующие положи­тельные качества, а сталкиваясь с его неадекватным пред­ставлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

 «проецирование на других людей собственных свойств», что вызывает ожидание соответствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.

24. Какие психол-е механизмы влияния людей друг на друга существуют?

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические меха­низмы. Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется 1.свойство заражения—эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состо­яний общающихся между собой людей, происходит на бессознательном уровне как в толпе так и в малых группах. 2.внушение-м\б индивидуальным и групповым; идет на (не)сознательном уровне, в зависимости от цели общения 3.подражания-сложное динамической свойство, его возможное проявление: от слепого копирования до сознательного подражания. 4.соревнование-сравнение себя с другим челом, вызывает напряжение умственных, эмоц-х и физич-х сил, может явл. стимулом развития, перерастать в соперничество 5.убеждение-агрументир-е, сознат-ое словестное док-во своих идей, мнений, поступков. Действенно тогда когда опираются не только на слова, но и на дела, эмоции и т.д.

25 Какие уровни понимания личности другого человека возможны?

Понимание может быть разной глубины проникновения в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойственно

восприятие лишь внешнего "рисунка" поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или

плохо. На втором уровне, средней глубины, анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по

интеллектуальным особенностям: умный или глупый; по характеру: жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный. Самый высокий, третий уровень глубокого

понимания человека включает выявление системы ведущих целей и мотивы поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение

проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

26 Чем отличается эмпатия от рефлексии как форма познания личности другого человека?

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность

к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень - низший, общаясь с собеседником, человек проявляет

своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень - по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о

переживаниях другого человека; третий уровень - отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении

всего процесса взаимодействия с ним.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей - рефлексия. Для рефлексии свойственна усиленная подверженность определенным

тенденциям искаженного понимания особенностей других людей на основе стереотипизации, когда по одной-двум чертам относят человека к определенному стереотипу

и приписывают ему набор качеств, присущих этому стереотипу:

а) безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные

личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

б) эффект "ореола" и другие рассмотренные ранее эффекты.

27.Что такое социометрический статус? Какие слои внутри группы выделяются? Как оценить уровень благополучия взаимоотношений в группе?

На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия - это измерение

отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросить совета, кто мне нравится или не нравится и т. д.

Слои: звезды-лидеры (самый высокий положительный социальный статус), предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный статус), изолированные

(нулевой статус), пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус). Положение, занимаемое в группе по социометрическому статусу, человек чувствует по

отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, поведении.

Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (нелюбимые), а третьих просто не замечают

(незамечаемые).  

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

28.Какие отличительные признаки присущи малым группам?

Когда в группе сложилась определенная система межличностных отношений, формируются психологические малые - неформальные группы. Они имеют свои особенности:

- небольшое число людей - от 3 до 10, что определяется возможностью личных контактов, непосредственных связей лицом к лицу; - складываются на основе чувства

симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения; - имеют своих лидеров; - в них возникают свои ритуалы, традиции, правила,

обязанности и санкции. Сила малых психологических групп в том, что их очень трудно юридически и организационно уловить, в них имеются неписаные правила,

обязательные для всех членов группы. Эти группы могут, как помогать официальному руководству коллектива, так и вставать к нему в оппозицию, оказывать

постоянное сопротивление.

Отличительные признаки малой группы: I - пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность для личных контактов,

которые включают интерактивные, информационные, персептивные аспекты общения и взаимодействия. II - наличие постоянной цели совместной деятельности. Три

рода целей: 1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы; 2) вторичные цели - более длительны во

времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом); 3) дальние перспективы объединяют первичную группу с

проблемами функционирования социального целого. III. Наличие в группе организующего начала. Это может быть лидер, руководитель, а может и нет. В этом случае

функция руководства распределена между членами группы IV. Разделение и дифференциация персональных ролей - разделение и кооперация труда, властное

разделение. V. Наличие эмоциональных отношений между членами группы, формируется внутреннюю структуру межличностных отношений в группе. VI. Выработка

специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и

обусловливающие групповую динамику. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

29.Какие психологические характеристики присущи группе?

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические

процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно. По психологическим характеристикам различают:

1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

30.Чем характеризуется референтная группа? Опишите особенности пирамидальных, случайных, открытых, синхронных групп.

Референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, но они

всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет приобщиться.

пирамидальная группа, которая является:   а) системой закрытого типа; б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние; в)

информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы); г) каждый человек знает свое жесткое место; д) в группе ценятся

традиции; е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются; ж) такие группы встречаются в армии, в

налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях;   случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно

независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной

неопределенности типичны для новых коммерческих структур;  открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают

вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей;  группа

синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ,

одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования.

Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность: пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину, контроль;

случайная - ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы; открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести

переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать; синхронная - ее успех зависит от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7