рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Мышление рефераты

ного сигнала светофора), и время сложной реакции, когда принимается

решение о выборе одной реакции из ряда возможных. Время сложной реак-

ции значительно больше времени простых реакций. Время сложной реакции

зависит от различимости раздражителей, от количества сигналов, подле-

жащих различению, от числа возможных реакций и их сложности.

   Наряду с сенсомоторными реакциями различается время словесно-ассо-

циативной реакции. Реагировать словом труднее, чем движением, словес-

ные реакции более замедленны (на 0,3-0,5 с.).

   Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной си-

туации.

   Исполнение внешнего действия осуществляется системой движений. Эти

движения постоянно контролируются на основе данных, поступающих в мозг

от разных органов чувств - сенсорный контроль.

   Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и

зрительному, а иногда и слуховому контролю.

   Рассмотренные выше простые действия, операции (навыки) не имеют

сложной структуры, они не требуют значительных волевых усилий. Более

сложную структуру и волевую регуляцию имеют деятельность в целом и от-

дельные сложные волевые действия.

   Структура и волевая регуляция деятельности и сложных действий.

Сложное волевое действие состоит из последовательного решения ряда

частных промежуточных функциональных задач. Общая система этих функци-

ональных задач, характерная для любого вида деятельности, и составляет

структуру деятельности.

   Осуществляя деятельность, человек прежде всего осознает ее необхо-

димость для удовлетворения той или иной потребности.

   Потребности могут быть удовлетворены разными предметами, объектами,

условиями, а овладение этими предметами или достижение необходимых ус-

ловий может быть осуществлено разными способами.

   Само действие возникает и осуществляется на основе мотивации. Не-

редко у человека возникает ряд противоречивых, но одинаковых по силе

доводов в пользу разных действий - происходит борьба мотивов, сопро-

вождающаяся волевым усилием (но противоборство мотивов не является

обязательным признаком волевого действия).

   Приняв решение; наметив цель действия, человек соотносит ее с имею-

щимися условиями, то есть осознает задачу действия и намечает способы

ее решения. Далее, привлекая соответствующие знания, человек создает

умственный образ действия - ориентировочную ею основу. При этом также

проявляется волевое усилие, так как из ряда возможных схем данного

действия следует выбрать лишь одну. Только после этого человек перехо-

дит к исполнению данного действия, преодолевая при этом ряд внешних и

внутренних препятствий. Достигнув соответствующих результатов, человек

осознает их соответствие потребностям. Такова структура сложного воле-

вого действия.

   Краткая характеристика этапов волевого действия:

   1. Осознание вариативных возможностей удовлетворения потребностей,

борьба мотивов (стадия предрешения). Потребность допускает вариатив-

ность возможностей ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих

возможностей - это процесс формирования цели действия.

   В сложном волевом действии этот выбор нередко сопровождается столк-

новением противоречивых побуждений - борьбой мотивов. Борьба мотивов

может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой

затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов -

противоборство различных желаний.

   Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оцени-

вает, обосновывает его, взвешивает все "за" и "против". Особенно нап-

ряженно борьба мотивов происходит между желаниями лично и социально

значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряжемдБC┼╪A╟├QWPZ__EAK┼├▐XAK├WPA_┴KI├┼]Q─A_┴Q[глубины и быстроты, различным соотноше-

нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление ин-

дивида.

                     Общие закономерности мышления

   Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с

объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях

разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име-

ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать,

что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психо-

логическими закономерностями мышления.

   Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением

какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.

   Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек

встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна-

ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна-

вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль-

тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для

достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается

недостаточно.

   Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается

с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются

лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста-

точными для раскрытия преступления.

   Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содер-

жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак-

тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни-

мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна-

нии).

   Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая

умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая

задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель-

ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз-

вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо-

связи, в которых эти свойства проявляются.

   Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но нахо-

дится в определенном отношении к тому, что дано.

   Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс-

лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ-

ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и

синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.

   На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.

Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в

их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными

операциями являются абстракция и обобщение).

   Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре-

шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его

структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение

существенного от несущественного.

   Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен-

ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь

выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.

Результаты анализа объединяются, синтезируются.

   Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установле-

ния существенных в определенном отношении связей между ними.

   Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является

анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу-

ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про-

цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи

и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в

новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все

новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей

стороной, в нем выявляются все новые свойства.

   Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непре-

рывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности

явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия

нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа

осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це-

лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего

глубокого анализа и т.д.

   Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют

существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом

проявляются такие закономерности мышления как селективность - избира-

тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность -

контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с

самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви-

вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле-

ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы-

тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ-

ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути

решения проблемы - дивергентность мышления.

   Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех

или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су-

щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных

предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше-

нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие

правила.

   В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное

выражение общего.

                      Мыслительные операции

   Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне-

ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати-

зации.

   Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз-

нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав-

нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравй(@pp_TwРWPїP____gАТ╫PЄ╫RTVW_TVRёv_WWЁR╥R╒╥╓╓ёў_TpЄ╫RVёў_W╫S╘sTw_T_sR╒Є___ЕUWqWpu╥РWWЁR╥R╒ўўq_QRЁЎ_r╫R_pЁPQV╥╓╘wЧ_F╨_pЁо опыта.

   В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ-

ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы,

но и избирательно воспринимает различные их стороны.

   6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются

нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с

разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества

предмета воспринимаются нами в неизменном виде.

   Константность восприятия - независимость отражения объективных ка-

честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра-

жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко-

го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп-

ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как

изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки,

листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра-

зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях

мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

   Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри-

ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни-

маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий

освещения.

   Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует-

ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она

может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим

вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни-

маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не-

естественно уменьшенными).

   Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при-

ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.

   Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус-

ловиях и успешно ориентируемся среди них.

            Особенности восприятия пространства и времени

   Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос-

приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов

и их движения.

   Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате

сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических

(мускульно-двигательных) ощущений.

   Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за

счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета

зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и

от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от

удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи-

вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус-

талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи-

мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци-

ей.

   Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в

пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то

информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения

зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено поро-

гом глубинного зрения.

   Существенное значение для восприятия удаленности предмета имеет

сравнение его величины с хорошо известной величиной других предметов.

Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более

чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в

результате взаиморасположения зрительных осей).

   Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би-

нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на

несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит

полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате

этого возникает стереоскопический эффект.

   Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе-

ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении

предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных

линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер-

спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде-

нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото-

ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя

воздуха.

   Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается

в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп-

ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным

признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в

результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также

и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы,

тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про-

исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения

зависит также от движения глаз и головы.

   Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через

небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета -

стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се-

кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).

   Способность правильно оценивать пространственные отношения назы-

вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер.

   Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов,

их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем.

   Динамический глазомер - способность человека определить соотношение

движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес-

кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев-

ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент

происшествия.

   Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения

или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини-

мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции

еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз-

личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг-

ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и

является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари-

тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения,

цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи-

тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с

увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой

скорости объекта, при вибрации тела.

   Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного

взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри-

тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и

психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это

пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то

видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии.

   Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи-

мости от различных причин, которыми они вызываются.

   Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать

в следственной практике.

   Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа

преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться углуб-

лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает-

ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про-

исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из-за спины).

Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо-

ложение источника света.

   Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последова-

тельности явлений.

   Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное

состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили-

вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь-

ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже-

ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель-

ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается,

а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также

ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьше-

нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями,

кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель-

ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица-

тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре-

зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение

времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно-

образных, малозначимых раздражителей.

   Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при-

роды (смена дня и ночи, времен года и др.) и в организме человека (об-

мен веществ, газообмен и др.).

       Учет закономерностей восприятия в следственной практике

   Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен

учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль-

ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем

тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли-

вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

   При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак-

ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых

происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность,

удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учи-

тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни-

мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно-

шение и размеры.

   Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен-

тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп-

риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых

расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо-

оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве-

щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке

размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

   В следственной практике очень важно правильно установить время со-

вершения расследуемого события, его длительность и последовательность,

темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра-

вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше

рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно

промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока-

заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля

во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.

   В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности

восприятия человека человеком.

   В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо-

бенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают

различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе-

редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

   При производстве такого следственного действия, как предъявление

для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи-

ческим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе-

мое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это со-

действует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по

росту, цвету волос, одежды и т.д.). Предъявление для опознания группы

лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и нап-

равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей.

   При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных

и субъективных условий.

   К объективным условиям относятся физические условия первоначального

восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и

т.п.).

   К субъективным факторам опознания относится психическое состояние

человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг,

отвращение, нервозность и т.д.), а также психические свойства человека

(развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к со-

отнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учиты-

вать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица. Вероят-

ность различия элементов лица при малых экспозициях следующая: волосы,

глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной роли элементов

лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы, нос, уши.

   При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю

осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что пер-

вая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит

от второй сигнальной системы (слова).

   Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы неко-

торые сведения о восприятии речи человека.

   С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющих-

ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные -

менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Макси-

мальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При

интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных

слов.

   Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума

звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума.

Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек разли-

чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При

совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека

не может быть выделена.

                Наблюдательность следователя

   В тех случаях, когда следователь осматривает вещественные доказа-

тельства, место происшествия, производит допрос и очную ставку или

следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в форме наблю-

дения.

   Наблюдение - длительное, планомерное восприятие с целью решения

познавательного вопроса.

   Результативность наблюдения зависит от четкости поставленной цели,

последовательности и систематичности, от предварительных знаний о наб-

людаемом объекте.

   Опытные следователи имеют привычную систему наблюдения и обладают

большой наблюдательностью - умением подмечать малозаметные детали.

Знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов

маскировки преступления и т.п. - все это определенным образом органи-

зует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно тесно смы-

кается с мышлением. Важнейшим приемом наблюдения является сравнение,

сопоставление.

   Направленность наблюдения следователя определяется задачей выявить

отношение объекта наблюдения к расследуемому преступлению. Основное

внимание следователя привлекают факты, имеющие значение доказательст-

ва.

   Наблюдение является основным методом изучения обстановки места про-

исшествия. При этом следователь устанавливает расположение и границы

места происшествия, устанавливает объекты, находящиеся на месте проис-

шествия и их особенности, фиксирует их положение и взаиморасположение,

выявляет отклонения от обычного их пространственного расположения.

   Воспринимая отдельные явления, следователь стремится установить их

причинно-следственные отношения, выявить такие их особенности, которые

могут быть использованы для идентификации личности преступника.

   Наблюдательность является первостепенным условием успешного прове-

дения обыска. Практика показывает, что опытные следователи обращают

внимание на малейшие признаки необычности обстановки. (Так, один из

следователей нашел тайник с драгоценностями, обратив внимание на нео-

бычное местонахождение зонтика, который висел в спальне около крова-

ти). Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски, подклейка све-

жих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки недавно вбитых

гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т.п. - все это не

должно ускользнуть от наблюдательного следователя. Во время одного из

обысков следователь обратил внимание на такой, казалось бы, малозна-

чительный факт. В саду подозреваемого на одном из деревьев листья были

менее свежими, чем на других деревьях. Обыск показал, что дерево было

недавно пересажено на то место, где был устроен тайник.

   В ряде случаев следователь использует инструментальные средства

наблюдения, которые позволяют расширить площадь наблюдения, выявить

невидимое, изменить условия наблюдемия.

   Особую сферу наблюдем__Ю____‑_____Ю_________Ю_‑________Ю__Ю____рр___ЯЖ_____‑__‑_____ГЮ___________ГЮ____‑_______ГЮ______ возникший в нем нервный импульс по центростремительным

(афферентным; от лат. "afferentis" - приносящий) нервным путям попада-

ет в соответствующие участки мозга.

   Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре

головного мозга, назваются анализаторами. Для возникновения ощущения

необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя

сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ

нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки ко-

ры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зри-

тельного ощущения.

   Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в ко-

ре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от

лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные

или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции,

вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг,

получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулиру-

ет его работу.

   Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в

процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как

бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.

   Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отра-

жение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятель-

ность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность раз-

личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов на-

зывается сенсорной сферой психики человека.

   Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений

и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны слу-

чаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств -

глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связы-

вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал.)

                     Классификация ощущений

   В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на

три группы.

   К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами,

находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные,

вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

   Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с

рецепторами, находящимися во внутренних органах.

   К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и стати-

ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухо-

жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат. "proprio" - собствен-

ный).

   В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды

ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинес-

тезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Разли-

чаются также контактные и дистантные ощущения.

         Общие психофизиологические закономерности ощущений

   Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим

закономерностям.

   Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь

определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения,

которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним

порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения на-

зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсо-

лютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточ-

но воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

   Верхний  основные закономерности непроизвольной и произвольной па-

мяти.

3. Что влияет на реконструкцию воспроизводимого материала?

4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь допрашиваемому

лицу?


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7