Реферат: Мышление
ного сигнала светофора), и время сложной реакции, когда
принимается
решение о выборе одной реакции из ряда возможных. Время
сложной реак-
ции значительно больше времени простых реакций. Время
сложной реакции
зависит от различимости раздражителей, от количества
сигналов, подле-
жащих различению, от числа возможных реакций и их
сложности.
Наряду с сенсомоторными реакциями различается время
словесно-ассо-
циативной реакции. Реагировать словом труднее, чем
движением, словес-
ные реакции более замедленны (на 0,3-0,5 с.).
Время реакции значительно повышается в конфликтной и
тревожной си-
туации.
Исполнение внешнего действия осуществляется системой
движений. Эти
движения постоянно контролируются на основе данных,
поступающих в мозг
от разных органов чувств - сенсорный контроль.
Физическое действие совершается благодаря непрерывному
мышечному и
зрительному, а иногда и слуховому контролю.
Рассмотренные выше простые действия, операции (навыки)
не имеют
сложной структуры, они не требуют значительных волевых
усилий. Более
сложную структуру и волевую регуляцию имеют деятельность
в целом и от-
дельные сложные волевые действия.
Структура и волевая регуляция деятельности и сложных
действий.
Сложное волевое действие состоит из последовательного
решения ряда
частных промежуточных функциональных задач. Общая система
этих функци-
ональных задач, характерная для любого вида деятельности,
и составляет
структуру деятельности.
Осуществляя деятельность, человек прежде всего
осознает ее необхо-
димость для удовлетворения той или иной потребности.
Потребности могут быть удовлетворены разными
предметами, объектами,
условиями, а овладение этими предметами или достижение
необходимых ус-
ловий может быть осуществлено разными способами.
Само действие возникает и осуществляется на основе
мотивации. Не-
редко у человека возникает ряд противоречивых, но
одинаковых по силе
доводов в пользу разных действий - происходит борьба
мотивов, сопро-
вождающаяся волевым усилием (но противоборство мотивов не
является
обязательным признаком волевого действия).
Приняв решение; наметив цель действия, человек
соотносит ее с имею-
щимися условиями, то есть осознает задачу действия и намечает
способы
ее решения. Далее, привлекая соответствующие знания,
человек создает
умственный образ действия - ориентировочную ею основу.
При этом также
проявляется волевое усилие, так как из ряда возможных
схем данного
действия следует выбрать лишь одну. Только после этого
человек перехо-
дит к исполнению данного действия, преодолевая при этом
ряд внешних и
внутренних препятствий. Достигнув соответствующих
результатов, человек
осознает их соответствие потребностям. Такова структура
сложного воле-
вого действия.
Краткая характеристика этапов волевого действия:
1. Осознание вариативных возможностей удовлетворения
потребностей,
борьба мотивов (стадия предрешения). Потребность
допускает вариатив-
ность возможностей ее удовлетворения. Процесс выбора
одной из этих
возможностей - это процесс формирования цели действия.
В сложном волевом действии этот выбор нередко
сопровождается столк-
новением противоречивых побуждений - борьбой мотивов.
Борьба мотивов
может быть кратковременной и очень длительной, связанной
с большой
затратой нервной энергии (иногда очень мучительной).
Борьба мотивов -
противоборство различных желаний.
Прежде чем желание превратится в цель деятельности,
человек оцени-
вает, обосновывает его, взвешивает все "за" и
"против". Особенно нап-
ряженно борьба мотивов происходит между желаниями лично и
социально
значимыми, между доводами чувства и разума. Эта
напряжемдБC┼╪A╟├QWPZ__EAK┼├▐XAK├WPA_┴KI├┼]Q─A_┴Q[глубины
и быстроты, различным соотноше-
нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое
мышление ин-
дивида.
Общие закономерности мышления
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего
субъекта с
объектом познания. Это взаимодействие всегда
осуществляется в целях
разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и
синтезе и име-
ет своим результатом новое обобщение. Таким образом,
можно считать,
что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются
общими психо-
логическими закономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в
связи с решением
какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из
проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в
котором человек
встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения
имеющихся зна-
ний. Эта ситуация характеризуется возникновением
определенного позна-
вательного барьера, трудностей, которые предстоит
преодолеть в резуль-
тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают
такие цели, для
достижения которых имеющихся средств, способов и знаний
оказывается
недостаточно.
Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно
сталкивается
с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально
оказываются
лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но
являются недоста-
точными для раскрытия преступления.
Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на
который не содер-
жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует
соответствующих прак-
тических и теоретических действий. Проблема
сосредоточивает наше вни-
мание на недостаточности или отсутствии знаний (это
знание о незна-
нии).
Проблема - это осознание необходимости нового
познания. Не любая
умственная деятельность является решением проблемы.
Например, решая
задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную
деятель-
ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых,
пока еще неиз-
вестных сторон объекта всегда осуществляется через
отношения, взаимо-
связи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление - это познание того, что не дано
непосредственно, но нахо-
дится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления,
каждая мыс-
лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как
известно, основ-
ным принципом высшей нервной деятельности является
принцип анализа и
синтеза. Мышление как функция мозга также основано на
этом принципе.
На анализе и синтезе основаны все ступени
мыслительного процесса.
Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и
анализа и синтеза в
их различных связях (производными от анализа и синтеза
мыслительными
операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ - выделение тех сторон объекта, которые
существенны для ре-
шения данной задачи; это выявление строения исследуемого
объекта, его
структуры, расчленение сложного явления на простые
элементы, отделение
существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого
обладает определен-
ными признаками. Например, анализируя следы преступления,
следователь
выделяет только те из них, которые имеют доказательственное
значение.
Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез - объединение элементов, частей, сторон на
основе установле-
ния существенных в определенном отношении связей между
ними.
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью
является
анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте
(анализ) осу-
ществляется через соотнесение его (синтез) с другими
объектами. В про-
цессе мышления объект познания постоянно включается во
все новые связи
и в силу этого выступает во все новых качествах, которые
фиксируются в
новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы
вычерпывается все
новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз
другой своей
стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга,
обеспечивают непре-
рывное движение мысли все к более и более глубокому
познанию сущности
явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза
- восприятия
нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на
основе анализа
осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания
об этом це-
лом, а это познанное целое вновь выступает как база для
дальнейшего
глубокого анализа и т.д.
Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта,
которые имеют
существенное значение для последующего синтеза,
обобщения. При этом
проявляются такие закономерности мышления как
селективность - избира-
тельное вычленение одноплановых сторон объекта и
рефлексивность -
контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение
человека с
самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При
анализе разви-
вающихся событий возникает особая разновидность
аналитического мышле-
ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления
новых собы-
тий, предвидение возможных результатов определенных
действий. Способ-
ность представить возможные варианты развития событий,
возможные пути
решения проблемы - дивергентность мышления.
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью
познания тех
или иных существенных свойств объекта, с целью получения
знания. Су-
щественное свойство является всегда общим для данной
группы однородных
предметов (но не всякое общее свойство является
существенным). К реше-
нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные
знания, общие
правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается
как конкретное
выражение общего.
Мыслительные операции
Мышление осуществляется совокупностью различных
операций: сравне-
ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации
и системати-
зации.
Сравнение - установление сходства и различия между
предметами. Поз-
нание объектов окружающего мира начинается прежде всего
путем их срав-
нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез).
Для сравй(@pp_TwРWPїP____gАТ╫PЄ╫RTVW_TVRёv_WWЁR╥R╒╥╓╓ёў_TpЄ╫RVёў_W╫S╘sTw_T_sR╒Є___ЕUWqWpu╥РWWЁR╥R╒ўўq_QRЁЎ_r╫R_pЁPQV╥╓╘wЧ_F╨_pЁо
опыта.
В зависимости от прошлого опыта, знаний,
профессиональной направ-
ленности человек не только избирательно выделяет те или
иные предметы,
но и избирательно воспринимает различные их стороны.
6. Константность восприятия. Одни и те же предметы
воспринимаются
нами в различных изменяющихся условиях: при различной
освещенности, с
разных точек зрения, с разного расстояния. Однако
объективные качества
предмета воспринимаются нами в неизменном виде.
Константность восприятия - независимость отражения
объективных ка-
честв предметов (величины, формы, цвета) от временных
условий. Изобра-
жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии
его с близко-
го расстояния и с далекого расстояния будет разным.
Однако это интерп-
ретируется нами как удаленность или приближенность
предмета, а не как
изменение его величины. При восприятии прямоугольного
предмета (папки,
листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза
могут отобра-
зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во
всех случаях
мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности
будет воспри-
ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита
будет восприни-
маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости
от условий
освещения.
Константность восприятия не наследственное качество,
оно формирует-
ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных
условиях она
может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если
мы смотрим
вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы
могут восприни-
маться несколько искаженно (например, люди, автомобили
кажутся нам не-
естественно уменьшенными).
Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень
быстрое при-
ближение предмета интерпретируют как его увеличение в
размерах.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы
в разных ус-
ловиях и успешно ориентируемся среди них.
Особенности восприятия пространства и времени
Восприятие пространства. Восприятие пространства
состоит из вос-
приятия величины, формы, объема, удаленности,
местоположения предметов
и их движения.
Восприятие величины и формы предметов осуществляется в
результате
сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и
кинестезических
(мускульно-двигательных) ощущений.
Восприятие объемности и удаленности предметов
осуществляется за
счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).
Восприятие предмета
зависит не только от величины его изображения на сетчатке
глаза, но и
от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в
зависимости от
удаленности предмета. При рассматривании близких
предметов увеличи-
вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких
предметов хрус-
талик становится плоским. Это изменение кривизны
хрусталика в зависи-
мости от удаленности рассматриваемых предметов называется
аккомодаци-
ей.
Но аккомодация дает информацию об отдаленности
предметов лишь в
пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее
расстояние, то
информация об их удаленности поступает в мозг от
взаиморасположения
зрительных осей. Но определение глубины пространства
ограничено поро-
гом глубинного зрения.
Существенное значение для восприятия удаленности
предмета имеет
сравнение его величины с хорошо известной величиной
других предметов.
Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы
удалены более
чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает
информация в
результате взаиморасположения зрительных осей).
Для восприятия рельефа, объемности предмета главную
роль играет би-
нокулярное зрение. При восприятии предметов их
изображение падает на
несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не
происходит
полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в
результате
этого возникает стереоскопический эффект.
Для восприятия рельефа и удаленности предметов
существенное значе-
ние имеют линейная и воздушная перспективы. При
значительном удалении
предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух
параллельных
линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта.
Линейная пер-
спектива усиливается ослаблением разницы между светом и
тенью, выпаде-
нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива
состоит в некото-
ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого
оттенка слоя
воздуха.
Пространственное перемещение предметов, их движение
воспринимается
в зависимости от их удаленности и скорости движения.
Человек не восп-
ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по
косвенным
признакам (например, движение минутной стрелки часов
воспринимается в
результате сопоставления ее различных положений). Не
замечаются также
и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены
предметы,
тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии
движения про-
исходит перемещение изображения по сетчатке глаз.
Восприятие движения
зависит также от движения глаз и головы.
Эффект движения объекта может возникнуть и при
условии, если через
небольшие промежутки времени воспринимаются различные
фазы предмета -
стробоскопический эффект (например, при восприятии
фильма, когда в се-
кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).
Способность правильно оценивать пространственные
отношения назы-
вается глазомером. Различают статический и динамический
глазомер.
Статический глазомер - определение размеров
неподвижных предметов,
их удаленности и расстояний между ними неподвижным
наблюдателем.
Динамический глазомер - способность человека
определить соотношение
движущихся предметов, их скорость и расстояние между
ними. Динамичес-
кий глазомер имеет значение при оценке показаний
свидетелей, потерпев-
ших и обвиняемых о направлении и скорости движения
объектов в момент
происшествия.
Способность видеть самые мелкие предметы называется
остротой зрения
или разрешающей способностью глаза. Острота зрения
определяется мини-
мальным промежутком между двумя точками, которые с данной
дистанции
еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным
зрением раз-
личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В
этом случае уг-
ловой размер различаемых объектов равен одной угловой
минуте. Это и
является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит
от предвари-
тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в
поле зрения,
цветовой окраски объекта, контраста между объектом и
фоном, продолжи-
тельности действия зрительного стимула. Острота зрения
повышается с
увеличением освещенности объекта и снижается с
возрастанием угловой
скорости объекта, при вибрации тела.
Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии
пространственного
взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают
иллюзии зри-
тельного восприятия. Они вызываются физическими,
физиологическими и
психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане
чая - это
пример физической иллюзии. Если надавить на глазное
яблоко сбоку, то
видимый предмет раздваивается - это пример
физиологической иллюзии.
Психологические иллюзии зрения могут быть
сгруппированы в зависи-
мости от различных причин, которыми они вызываются.
Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии,
следует учитывать
в следственной практике.
Например, при просмотре фотографии с изображением
отпечатка следа
преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут
показаться углуб-
лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно
предполагает-
ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии,
рисунке) про-
исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не
из-за спины).
Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях
указывать распо-
ложение источника света.
Восприятие времени - отражение длительности, скорости
и последова-
тельности явлений.
Физиологическим механизмом восприятия времени является
определенное
состояние нервных клеток. При длительном действии
раздражителей усили-
вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования
последователь-
ных воздействий). Восприятие времени, как и любое
психическое отраже-
ние, является субъективным образом объективной
реальности. Длитель-
ность небольших промежутков времени обычно несколько
преувеличивается,
а большие интервалы времени несколько уменьшаются.
Быстрый темп также
ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к
преуменьше-
нию. Период времени, связанный с интересными,
значительными событиями,
кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот,
более длитель-
ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а
при отрица-
тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда
является ре-
зультатом доминирования возбуждения над торможением.
Преувеличение
времени связано с преобладанием торможения, которое
вознякает от одно-
образных, малозначимых раздражителей.
Восприятие времени связано с различными циклическими
явлениями при-
роды (смена дня и ночи, времен года и др.) и в организме
человека (об-
мен веществ, газообмен и др.).
Учет закономерностей восприятия в следственной
практике
Для получения достоверных показаний свидетеля
следователь должен
учитывать психологический процесс формирования показаний.
Первоначаль-
ной стадией формирования этих показаний является
восприятие свидетелем
тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления,
человек осмысли-
вает и оценивает эти явления, проявляет к ним
определенные отношения.
При допросе свидетеля следователь должен отчленить
объективные фак-
ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить
условия, в которых
происходило восприятие происшествия (освещенность,
продолжительность,
удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом
следует учи-
тывать, что люди часто не способны точно оценить
количество восприни-
мавшихся предметов, расстояние между ними, их
пространственное соотно-
шение и размеры.
Людям свойственно заполнять пробелы чувственного
восприятия элемен-
тами, которые в действительности не были объектами
чувственного восп-
риятия. Для пространственных восприятий характерна
переоценка малых
расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как
правло, недо-
оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы
хорошо осве-
щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки
в оценке
размеров предметов связаны с контрастом восприятия.
В следственной практике очень важно правильно
установить время со-
вершения расследуемого события, его длительность и
последовательность,
темп действий участников события и др. Нередко свидетели
дают непра-
вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки
объясняются выше
рассмотренными закономерностями. Неправильные показания
относительно
промежутка времени не следует оценивать как умышленную
ложность пока-
заний. При этом необходимо выяснить содержание
деятельности свидетеля
во время наблюдаемого события, его психическое состояние
и др.
В свидетельских показаниях существенное значение имеют
особенности
восприятия человека человеком.
В зависимости от того, какое значение люди придают
различным осо-
бенностям личности, они по-разному относятся друг к
другу, испытывают
различные чувства и при даче свидетельских показаний
выдвигают на пе-
редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
При производстве такого следственного действия, как
предъявление
для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось
по специфи-
ческим признакам. Норма уголовного процесса требует,
чтобы предъявляе-
мое для опознания лицо входило в состав не менее трех
человек. Это со-
действует избежанию ложного узнавания по общим признакам
(например, по
росту, цвету волос, одежды и т.д.). Предъявление для
опознания группы
лиц из трех человек содействует нивелированию общих
признаков и нап-
равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных
особенностей.
При предъявлении для опознания необходимо учитывать
ряд объективных
и субъективных условий.
К объективным условиям относятся физические условия
первоначального
восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс,
расстояние и
т.п.).
К субъективным факторам опознания относится
психическое состояние
человека в момент наблюдения объекта и в момент его
опознания (испуг,
отвращение, нервозность и т.д.), а также психические
свойства человека
(развитость того или иного вида памяти, восприятия,
способности к со-
отнесениям, группировке признаков). При опознании лица
следует учиты-
вать различную вероятность узнавания отдельных элементов
лица. Вероят-
ность различия элементов лица при малых экспозициях
следующая: волосы,
глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной
роли элементов
лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы,
нос, уши.
При предъявлении для опознания следователь должен
проявлять крайнюю
осторожность в словесных воздействиях на опознающего,
помня, что пер-
вая сигнальная система (непосредственное впечатление
человека) зависит
от второй сигнальной системы (слова).
Для квалифицированного ведения допроса следователю
необходимы неко-
торые сведения о восприятии речи человека.
С физической точки зрения речь - это комбинация
звуков, изменяющих-
ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее,
согласные -
менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно
отчетливее. Макси-
мальная понятность речи возникает при интенсивности речи
в 40 дБ. При
интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде
связных
слов.
Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в
условиях шума
звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать
уровень шума.
Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.
Человек разли-
чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих
голосов. При
совместном звучании четырех и более голосов речь
отдельного человека
не может быть выделена.
Наблюдательность следователя
В тех случаях, когда следователь осматривает
вещественные доказа-
тельства, место происшествия, производит допрос и очную
ставку или
следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в
форме наблю-
дения.
Наблюдение - длительное, планомерное восприятие с
целью решения
познавательного вопроса.
Результативность наблюдения зависит от четкости
поставленной цели,
последовательности и систематичности, от предварительных
знаний о наб-
людаемом объекте.
Опытные следователи имеют привычную систему наблюдения
и обладают
большой наблюдательностью - умением подмечать
малозаметные детали.
Знание типичных способов преступления, типичных следов от
них, приемов
маскировки преступления и т.п. - все это определенным
образом органи-
зует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно
тесно смы-
кается с мышлением. Важнейшим приемом наблюдения является
сравнение,
сопоставление.
Направленность наблюдения следователя определяется
задачей выявить
отношение объекта наблюдения к расследуемому
преступлению. Основное
внимание следователя привлекают факты, имеющие значение
доказательст-
ва.
Наблюдение является основным методом изучения
обстановки места про-
исшествия. При этом следователь устанавливает
расположение и границы
места происшествия, устанавливает объекты, находящиеся на
месте проис-
шествия и их особенности, фиксирует их положение и
взаиморасположение,
выявляет отклонения от обычного их пространственного
расположения.
Воспринимая отдельные явления, следователь стремится
установить их
причинно-следственные отношения, выявить такие их
особенности, которые
могут быть использованы для идентификации личности
преступника.
Наблюдательность является первостепенным условием
успешного прове-
дения обыска. Практика показывает, что опытные
следователи обращают
внимание на малейшие признаки необычности обстановки.
(Так, один из
следователей нашел тайник с драгоценностями, обратив
внимание на нео-
бычное местонахождение зонтика, который висел в спальне
около крова-
ти). Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски,
подклейка све-
жих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки
недавно вбитых
гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т.п. -
все это не
должно ускользнуть от наблюдательного следователя. Во
время одного из
обысков следователь обратил внимание на такой, казалось
бы, малозна-
чительный факт. В саду подозреваемого на одном из
деревьев листья были
менее свежими, чем на других деревьях. Обыск показал, что
дерево было
недавно пересажено на то место, где был устроен тайник.
В ряде случаев следователь использует инструментальные
средства
наблюдения, которые позволяют расширить площадь
наблюдения, выявить
невидимое, изменить условия наблюдемия.
Особую сферу наблюдем__Ю____‑_____Ю_________Ю_‑________Ю__Ю____рр___ЯЖ_____‑__‑_____ГЮ___________ГЮ____‑_______ГЮ______
возникший в нем нервный импульс по центростремительным
(афферентным; от лат. "afferentis" -
приносящий) нервным путям попада-
ет в соответствующие участки мозга.
Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие
участки в коре
головного мозга, назваются анализаторами. Для
возникновения ощущения
необходима работа всего анализатора в целом,
следовательно, нельзя
сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только
анализ
нервного импульса, поступающего от глаза в
соответствующие участки ко-
ры головного мозга (затылочная часть), приводит к
возникновению зри-
тельного ощущения.
Деятельность анализаторов условно-рефлекторна.
Сформированный в ко-
ре головного мозга нервный импульс по центробежным
(эфферентным (от
лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям,
поступая на двигательные
или секреторные механизмы, приводит к той или иной
ответной реакции,
вызывает соответствующую настройку чувствительности
рецептора. Мозг,
получая обратный сигнал о деятельности рецептора,
непрерывно регулиру-
ет его работу.
Органы чувств неразрывно связаны с органами движения.
Например, в
процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные
движения, как
бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.
Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное
пассивное отра-
жение того или иного свойства, а активный процесс,
сложнейшая деятель-
ность анализаторов, имеющая определенную структуру.
Деятельность раз-
личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех
анализаторов на-
зывается сенсорной сферой психики человека.
Ощущения не только несут информацию об отдельных
свойствах явлений
и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию.
(Известны слу-
чаи, когда у больного оставался действующим лишь один
орган чувств -
глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный
канал, связы-
вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал.)
Классификация ощущений
В зависимости от расположения рецепторов все ощущения
делятся на
три группы.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с
рецепторами,
находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые,
обонятельные,
вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.
Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения,
связанные с
рецепторами, находящимися во внутренних органах.
К третьей группе относятся кинестезические
(двигательные) и стати-
ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах,
связках и сухо-
жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат.
"proprio" - собствен-
ный).
В зависимости от модальности анализатора различаются
следующие виды
ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные,
вкусовые, кинес-
тезические, статические, вибрационные, органические и
болевые. Разли-
чаются также контактные и дистантные ощущения.
Общие психофизиологические закономерности
ощущений
Работа каждого анализатора имеет свои специфические
закономерности.
Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим
психофизиологическим
закономерностям.
Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель
должен иметь
определенную величину интенсивности. Минимальная величина
раздражения,
которая вызывает едва заметное ощущение, называется
абсолютным нижним
порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые
раздражения на-
зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда
выражается в абсо-
лютных числах. Например, для возникновения ощущения
давления достаточ-
но воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.
Верхний основные закономерности непроизвольной и
произвольной па-
мяти.
3. Что влияет на реконструкцию воспроизводимого
материала?
4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь
допрашиваемому
лицу?
|