Реферат: Мышление
кономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная
ориентация в
конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается отношение условий
деятельности к ее це-
ли, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в
другую, преобра-
зование данной ситуации в соответствующую обобщенную
схему.
Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской
пирамиды благода-
ря переносу отношений между сторонами одних объектов на
отношение та-
ких же сторон других объектов - он измерил ее тень в
полдень.
Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств
однородной
группы явлений, понимание сущности конкретного явления
как разновид-
ности определенного класса явлений - такова сущность
человеческого
мышления.
Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия,
всегда оста-
ется неразрывно связанным с чувственным отражением
действительности.
Обобщения формируются на основе восприятия единичных
объектов, а их
истинность проверяется практикой.
Мышление, являясь идеальным отражением
действительности, имеет ма-
териальную форму своего проявления. Механизмом мышления
человека яв-
ляется скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она
характеризуется скры-
той, незаметной для человека артикуляцией слов,
микродвижениями орга-
нов речи. Последние связаны с возбуждениями в
речедвигательной зоне
коры головного мозга. Особенностью внутренней речи
является ее сокра-
щенность, конспективность, свернутость. Но при
возникновении мысли-
тельных затруднений внутренняя речь принимает развернутую
форму и не-
редко переходит в шепотную или громкую речь. Это
позволяет лучше ана-
лизировать и закреплять абстрактный речевой материал:
формулировки,
условия задач и т.п.
Язык является средством абстрагирования, отвлечения
существенных
признаков предметов, средством фиксации и хранения
знаний, средством
передачи знаний другим людям. Только благодаря языку
общественно-исто-
рический опыт всего человечества становится достоянием
отдельного ин-
дивидуума. Орудием мышления является значение слова.
Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в
общественных
условиях существования человека, оно основано на знаниях,
т.е. на об-
щественно-историческом опыте человечества.
Как уже отмечалось, первоначально мышление человека
было непосред-
ственно вплетено в его материальную деятельность, человек
мыслил,
действуя практически. Но постепенно из практических
действий выделя-
лись самостоятельные умственные, мыслительные действия,
которые подго-
тавливают, ориентируют практические действия. В процессе
исторического
развития мыслительные действия стали подчиняться
определенным логичес-
ким правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на
практике, эти пра-
вила закреплялись в сознании человека и приобрели для
него аксиомати-
ческий характер.
Классификация явлений мышления
В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная
дея-
тельность, мыслительные действия, мыслительные операции,
формы мышле-
ния, виды мышления, индивидуально-типологические
особенности мышления,
мышление как процесс решения творческих, нестандартных
задач.
Мыслительная деятельность - система мыслительных
действий, направ-
ленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные
мыслительные действия
связаны с решением промежуточных задач, составных частей
общей пробле-
мы.
Мыслительные действия - совокупность мыслительных
операций, направ-
ленных на выявление непосредственно не данных, скрытых
свойств и отно-
шений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт
основан на сис-
теме операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение,
обобщение, абстраги-
рование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и
синтезом. Анализ и
синтез - это две неразрывные стороны всего процесса
познания (в том
числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий - определенные
познавательные резуль-
таты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2)
умозаключение; 3) поня-
тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами
мышления изу-
чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от
конкретного
содержания мыслей, заключенных в этих формах, она
устанавливает общие
законы и принципы достижения инстинности тех знаний,
которые выводятся
из других достоверных знаний. Психология же изучает
закономерности
творческого мышления, приводящего к новым познавательным
результатам,
к открытию новых знаний.
По преимущественному содержанию мыслительная
деятельность подразде-
ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3)
научную.
Структурной единицей практического мышления является
действие, а
коммуникативной единицей - сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей
является образ, а
коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении
соответственно -
понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться
посредством различ-
ных операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии
с установ-
ленной последовательностью элементарных операций,
необходимых для ре-
шения задач данного класса.
Эвристическое мышление - творческое решение
нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление,
носящее рассудочный
характер, основанное на системе умозаключений, имеющее
последователь-
ный ряд логических звеньев, каждое из которых
определяется предыдущим
и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление
приводит к
выводному знанию.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления
ребенка раз-
личаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления:
1) наглядно-
действенное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3)
абстрактно-тео-
ретическое.
Совершаясь по общим законам мышление различных людей
отличается ин-
дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности,
критичности,
последовательности, гибкости, глубины и быстроты,
различным соотноше-
нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое
мышление ин-
дивида.
Общие закономерности мышления
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего
субъекта с
объектом познания. Это взаимодействие всегда
осуществляется в целях
разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и
синтезе и име-
ет своим результатом новое обобщение. Таким образом,
можно считать,
что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются
общими психо-
логическими закономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в
связи с решением
какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из
проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в
котором человек
встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения
имеющихся зна-
ний. Эта ситуация характеризуется возникновением
определенного позна-
вательного барьера, трудностей, которые предстоит
преодолеть в резуль-
тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают
такие цели, для
достижения которых имеющихся средств, способов и знаний
оказывается
недостаточно.
Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно
сталкивается
с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально
оказываются
лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но
являются недоста-
точными для раскрытия преступления.
Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на
который не содер-
жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует
соответствующих прак-
тических и теоретических действий. Проблема
сосредоточивает наше вни-
мание на недостаточности или отсутствии знаний (это
знание о незна-
нии).
Проблема - это осознание необходимости нового
познания. Не любая
умственная деятельность является решением проблемы.
Например, решая
задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную
деятель-
ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых,
пока еще неиз-
вестных сторон объекта всегда осуществляется через
отношения, взаимо-
связи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление - это познание того, что не дано
непосредственно, но нахо-
дится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления,
каждая мыс-
лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как
известно, основ-
ным принципом высшей нервной деятельности является
принцип анализа и
синтеза. Мышление как функция мозга также основано на
этом принципе.
На анализе и синтезе основаны все ступени
мыслительного процесса.
Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и
анализа и синтеза в
их различных связях (производными от анализа и синтеза
мыслительными
операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ - выделение тех сторон объекта, которые
существенны для ре-
шения данной задачи; это выявление строения исследуемого
объекта, его
структуры, расчленение сложного явления на простые
элементы, отделение
существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого
обладает определен-
ными признаками. Например, анализируя следы преступления,
следователь
выделяет только те из них, которые имеют доказательственное
значение.
Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез - объединение элементов, частей, сторон на
основе установле-
ния существенных в определенном отношении связей между
ними.
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью
является
анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте
(анализ) осу-
ществляется через соотнесение его (синтез) с другими
объектами. В про-
цессе мышления объект познания постоянно включается во
все новые связи
и в силу этого выступает во все новых качествах, которые
фиксируются в
новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы
вычерпывается все
новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз
другой своей
стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга,
обеспечивают непре-
рывное движение мысли все к более и более глубокому
познанию сущности
явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза
- восприятия
нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на
основе анализа
осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания
об этом це-
лом, а это познанное целое вновь выступает как база для
дальнейшего
глубокого анализа и т.д.
Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта,
которые имеют
существенное значение для последующего синтеза,
обобщения. При этом
проявляются такие закономерности мышления как
селективность - избира-
тельное вычленение одноплановых сторон объекта и
рефлексивность -
контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение
человека с
самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При
анализе разви-
вающихся событий возникает особая разновидность
аналитического мышле-
ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления
новых собы-
тий, предвидение возможных результатов определенных
действий. Способ-
ность представить возможные варианты развития событий,
возможные пути
решения проблемы - дивергентность мышления.
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью
познания тех
или иных существенных свойств объекта, с целью получения
знания. Су-
щественное свойство является всегда общим для данной
группы однородных
предметов (но не всякое общее свойство является
существенным). К реше-
нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные
знания, общие
правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается
как конкретное
выражение общего.
Мыслительные операции
Мышление осуществляется совокупностью различных
операций: сравне-
ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации
и системати-
зации.
Сравнение - установление сходства и различия между
предметами. Поз-
нание объектов окружающего мира начинается прежде всего
путем их срав-
нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез).
Для сравй(@pp_TwРWPїP____gАТ╫PЄ╫RTVW_TVRёv_WWЁR╥R╒╥╓╓ёў_TpЄ╫RVёў_W╫S╘sTw_T_sR╒Є___ЕUWqWpu╥РWWЁR╥R╒ўўq_QRЁЎ_r╫R_pЁPQV╥╓╘wЧ_F╨_pЁо
опыта.
В зависимости от прошлого опыта, знаний,
профессиональной направ-
ленности человек не только избирательно выделяет те или
иные предметы,
но и избирательно воспринимает различные их стороны.
6. Константность восприятия. Одни и те же предметы
воспринимаются
нами в различных изменяющихся условиях: при различной
освещенности, с
разных точек зрения, с разного расстояния. Однако
объективные качества
предмета воспринимаются нами в неизменном виде.
Константность восприятия - независимость отражения
объективных ка-
честв предметов (величины, формы, цвета) от временных
условий. Изобра-
жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии
его с близко-
го расстояния и с далекого расстояния будет разным.
Однако это интерп-
ретируется нами как удаленность или приближенность
предмета, а не как
изменение его величины. При восприятии прямоугольного
предмета (папки,
листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза
могут отобра-
зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во
всех случаях
мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности
будет воспри-
ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита
будет восприни-
маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости
от условий
освещения.
Константность восприятия не наследственное качество,
оно формирует-
ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных
условиях она
может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если
мы смотрим
вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы
могут восприни-
маться несколько искаженно (например, люди, автомобили
кажутся нам не-
естественно уменьшенными).
Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень
быстрое при-
ближение предмета интерпретируют как его увеличение в
размерах.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы
в разных ус-
ловиях и успешно ориентируемся среди них.
Особенности восприятия пространства и времени
Восприятие пространства. Восприятие пространства
состоит из вос-
приятия величины, формы, объема, удаленности,
местоположения предметов
и их движения.
Восприятие величины и формы предметов осуществляется в
результате
сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и
кинестезических
(мускульно-двигательных) ощущений.
Восприятие объемности и удаленности предметов
осуществляется за
счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).
Восприятие предмета
зависит не только от величины его изображения на сетчатке
глаза, но и
от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в
зависимости от
удаленности предмета. При рассматривании близких
предметов увеличи-
вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких
предметов хрус-
талик становится плоским. Это изменение кривизны
хрусталика в зависи-
мости от удаленности рассматриваемых предметов называется
аккомодаци-
ей.
Но аккомодация дает информацию об отдаленности
предметов лишь в
пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее
расстояние, то
информация об их удаленности поступает в мозг от
взаиморасположения
зрительных осей. Но определение глубины пространства
ограничено поро-
гом глубинного зрения.
Существенное значение для восприятия удаленности
предмета имеет
сравнение его величины с хорошо известной величиной
других предметов.
Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы
удалены более
чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает
информация в
результате взаиморасположения зрительных осей).
Для восприятия рельефа, объемности предмета главную
роль играет би-
нокулярное зрение. При восприятии предметов их
изображение падает на
несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не
происходит
полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в
результате
этого возникает стереоскопический эффект.
Для восприятия рельефа и удаленности предметов
существенное значе-
ние имеют линейная и воздушная перспективы. При
значительном удалении
предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух
параллельных
линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта.
Линейная пер-
спектива усиливается ослаблением разницы между светом и
тенью, выпаде-
нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива
состоит в некото-
ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого
оттенка слоя
воздуха.
Пространственное перемещение предметов, их движение
воспринимается
в зависимости от их удаленности и скорости движения.
Человек не восп-
ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по
косвенным
признакам (например, движение минутной стрелки часов
воспринимается в
результате сопоставления ее различных положений). Не
замечаются также
и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены
предметы,
тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии
движения про-
исходит перемещение изображения по сетчатке глаз.
Восприятие движения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|