Реферат: Мышление
талик становится плоским. Это изменение кривизны
хрусталика в зависи-
мости от удаленности рассматриваемых предметов называется
аккомодаци-
ей.
Но аккомодация дает информацию об отдаленности
предметов лишь в
пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее
расстояние, то
информация об их удаленности поступает в мозг от
взаиморасположения
зрительных осей. Но определение глубины пространства
ограничено поро-
гом глубинного зрения.
Существенное значение для восприятия удаленности предмета
имеет
сравнение его величины с хорошо известной величиной
других предметов.
Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы
удалены более
чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает
информация в
результате взаиморасположения зрительных осей).
Для восприятия рельефа, объемности предмета главную
роль играет би-
нокулярное зрение. При восприятии предметов их
изображение падает на
несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не
происходит
полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в
результате
этого возникает стереоскопический эффект.
Для восприятия рельефа и удаленности предметов
существенное значе-
ние имеют линейная и воздушная перспективы. При
значительном удалении
предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух
параллельных
линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта.
Линейная пер-
спектива усиливается ослаблением разницы между светом и
тенью, выпаде-
нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива
состоит в некото-
ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого
оттенка слоя
воздуха.
Пространственное перемещение предметов, их движение
воспринимается
в зависимости от их удаленности и скорости движения.
Человек не восп-
ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по
косвенным
признакам (например, движение минутной стрелки часов
воспринимается в
результате сопоставления ее различных положений). Не
замечаются также
и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены
предметы,
тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии
движения про-
исходит перемещение изображения по сетчатке глаз.
Восприятие движения
зависит также от движения глаз и головы.
Эффект движения объекта может возникнуть и при
условии, если через
небольшие промежутки времени воспринимаются различные
фазы предмета -
стробоскопический эффект (например, при восприятии
фильма, когда в се-
кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).
Способность правильно оценивать пространственные
отношения назы-
вается глазомером. Различают статический и динамический
глазомер.
Статический глазомер - определение размеров
неподвижных предметов,
их удаленности и расстояний между ними неподвижным
наблюдателем.
Динамический глазомер - способность человека
определить соотношение
движущихся предметов, их скорость и расстояние между
ними. Динамичес-
кий глазомер имеет значение при оценке показаний
свидетелей, потерпев-
ших и обвиняемых о направлении и скорости движения
объектов в момент
происшествия.
Способность видеть самые мелкие предметы называется
остротой зрения
или разрешающей способностью глаза. Острота зрения
определяется мини-
мальным промежутком между двумя точками, которые с данной
дистанции
еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным
зрением раз-
личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В
этом случае уг-
ловой размер различаемых объектов равен одной угловой
минуте. Это и
является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит
от предвари-
тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в
поле зрения,
цветовой окраски объекта, контраста между объектом и
фоном, продолжи-
тельности действия зрительного стимула. Острота зрения
повышается с
увеличением освещенности объекта и снижается с
возрастанием угловой
скорости объекта, при вибрации тела.
Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии
пространственного
взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают
иллюзии зри-
тельного восприятия. Они вызываются физическими,
физиологическими и
психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в
стакане чая - это
пример физической иллюзии. Если надавить на глазное
яблоко сбоку, то
видимый предмет раздваивается - это пример
физиологической иллюзии.
Психологические иллюзии зрения могут быть
сгруппированы в зависи-
мости от различных причин, которыми они вызываются.
Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии,
следует учитывать
в следственной практике.
Например, при просмотре фотографии с изображением
отпечатка следа
преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться
углуб-
лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно
предполагает-
ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии,
рисунке) про-
исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не
из-за спины).
Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях
указывать распо-
ложение источника света.
Восприятие времени - отражение длительности, скорости
и последова-
тельности явлений.
Физиологическим механизмом восприятия времени является
определенное
состояние нервных клеток. При длительном действии
раздражителей усили-
вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования
последователь-
ных воздействий). Восприятие времени, как и любое
психическое отраже-
ние, является субъективным образом объективной
реальности. Длитель-
ность небольших промежутков времени обычно несколько
преувеличивается,
а большие интервалы времени несколько уменьшаются.
Быстрый темп также
ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к
преуменьше-
нию. Период времени, связанный с интересными, значительными
событиями,
кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот,
более длитель-
ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а
при отрица-
тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда
является ре-
зультатом доминирования возбуждения над торможением.
Преувеличение
времени связано с преобладанием торможения, которое
вознякает от одно-
образных, малозначимых раздражителей.
Восприятие времени связано с различными циклическими
явлениями при-
роды (смена дня и ночи, времен года и др.) и в организме
человека (об-
мен веществ, газообмен и др.).
Учет закономерностей восприятия в следственной
практике
Для получения достоверных показаний свидетеля
следователь должен
учитывать психологический процесс формирования показаний.
Первоначаль-
ной стадией формирования этих показаний является
восприятие свидетелем
тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления,
человек осмысли-
вает и оценивает эти явления, проявляет к ним
определенные отношения.
При допросе свидетеля следователь должен отчленить
объективные фак-
ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить
условия, в которых
происходило восприятие происшествия (освещенность,
продолжительность,
удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом
следует учи-
тывать, что люди часто не способны точно оценить
количество восприни-
мавшихся предметов, расстояние между ними, их
пространственное соотно-
шение и размеры.
Людям свойственно заполнять пробелы чувственного
восприятия элемен-
тами, которые в действительности не были объектами
чувственного восп-
риятия. Для пространственных восприятий характерна
переоценка малых
расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как
правло, недо-
оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы
хорошо осве-
щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки
в оценке
размеров предметов связаны с контрастом восприятия.
В следственной практике очень важно правильно
установить время со-
вершения расследуемого события, его длительность и
последовательность,
темп действий участников события и др. Нередко свидетели
дают непра-
вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки
объясняются выше
рассмотренными закономерностями. Неправильные показания
относительно
промежутка времени не следует оценивать как умышленную
ложность пока-
заний. При этом необходимо выяснить содержание
деятельности свидетеля
во время наблюдаемого события, его психическое состояние
и др.
В свидетельских показаниях существенное значение имеют
особенности
восприятия человека человеком.
В зависимости от того, какое значение люди придают
различным осо-
бенностям личности, они по-разному относятся друг к
другу, испытывают
различные чувства и при даче свидетельских показаний
выдвигают на пе-
редний план те или иные индивидуальные стороны другого
человека.
При производстве такого следственного действия, как
предъявление
для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось
по специфи-
ческим признакам. Норма уголовного процесса требует,
чтобы предъявляе-
мое для опознания лицо входило в состав не менее трех
человек. Это со-
действует избежанию ложного узнавания по общим признакам
(например, по
росту, цвету волос, одежды и т.д.). Предъявление для
опознания группы
лиц из трех человек содействует нивелированию общих
признаков и нап-
равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных
особенностей.
При предъявлении для опознания необходимо учитывать
ряд объективных
и субъективных условий.
К объективным условиям относятся физические условия
первоначального
восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс,
расстояние и
т.п.).
К субъективным факторам опознания относится
психическое состояние
человека в момент наблюдения объекта и в момент его
опознания (испуг,
отвращение, нервозность и т.д.), а также психические свойства
человека
(развитость того или иного вида памяти, восприятия,
способности к со-
отнесениям, группировке признаков). При опознании лица
следует учиты-
вать различную вероятность узнавания отдельных элементов
лица. Вероят-
ность различия элементов лица при малых экспозициях
следующая: волосы,
глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной
роли элементов
лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы,
нос, уши.
При предъявлении для опознания следователь должен
проявлять крайнюю
осторожность в словесных воздействиях на опознающего,
помня, что пер-
вая сигнальная система (непосредственное впечатление
человека) зависит
от второй сигнальной системы (слова).
Для квалифицированного ведения допроса следователю
необходимы неко-
торые сведения о восприятии речи человека.
С физической точки зрения речь - это комбинация
звуков, изменяющих-
ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее,
согласные -
менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно
отчетливее. Макси-
мальная понятность речи возникает при интенсивности речи
в 40 дБ. При
интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде
связных
слов.
Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в
условиях шума
звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать
уровень шума.
Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.
Человек разли-
чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих
голосов. При
совместном звучании четырех и более голосов речь
отдельного человека
не может быть выделена.
Наблюдательность следователя
В тех случаях, когда следователь осматривает
вещественные доказа-
тельства, место происшествия, производит допрос и очную
ставку или
следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в
форме наблю-
дения.
Наблюдение - длительное, планомерное восприятие с
целью решения
познавательного вопроса.
Результативность наблюдения зависит от четкости
поставленной цели,
последовательности и систематичности, от предварительных
знаний о наб-
людаемом объекте.
Опытные следователи имеют привычную систему наблюдения
и обладают
большой наблюдательностью - умением подмечать
малозаметные детали.
Знание типичных способов преступления, типичных следов от
них, приемов
маскировки преступления и т.п. - все это определенным
образом органи-
зует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно
тесно смы-
кается с мышлением. Важнейшим приемом наблюдения является
сравнение,
сопоставление.
Направленность наблюдения следователя определяется
задачей выявить
отношение объекта наблюдения к расследуемому
преступлению. Основное
внимание следователя привлекают факты, имеющие значение
доказательст-
ва.
Наблюдение является основным методом изучения
обстановки места про-
исшествия. При этом следователь устанавливает расположение
и границы
места происшествия, устанавливает объекты, находящиеся на
месте проис-
шествия и их особенности, фиксирует их положение и
взаиморасположение,
выявляет отклонения от обычного их пространственного
расположения.
Воспринимая отдельные явления, следователь стремится
установить их
причинно-следственные отношения, выявить такие их
особенности, которые
могут быть использованы для идентификации личности
преступника.
Наблюдательность является первостепенным условием
успешного прове-
дения обыска. Практика показывает, что опытные
следователи обращают
внимание на малейшие признаки необычности обстановки.
(Так, один из
следователей нашел тайник с драгоценностями, обратив
внимание на нео-
бычное местонахождение зонтика, который висел в спальне
около крова-
ти). Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски,
подклейка све-
жих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки
недавно вбитых
гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т.п. -
все это не
должно ускользнуть от наблюдательного следователя. Во
время одного из
обысков следователь обратил внимание на такой, казалось
бы, малозна-
чительный факт. В саду подозреваемого на одном из
деревьев листья были
менее свежими, чем на других деревьях. Обыск показал, что
дерево было
недавно пересажено на то место, где был устроен тайник.
В ряде случаев следователь использует инструментальные
средства
наблюдения, которые позволяют расширить площадь
наблюдения, выявить
невидимое, изменить условия наблюдемия.
Особую сферу наблюдем__Ю____‑_____Ю_________Ю_‑________Ю__Ю____рр___ЯЖ_____‑__‑_____ГЮ___________ГЮ____‑_______ГЮ______
возникший в нем нервный импульс по центростремительным
(афферентным; от лат. "afferentis" -
приносящий) нервным путям попада-
ет в соответствующие участки мозга.
Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие
участки в коре
головного мозга, назваются анализаторами. Для
возникновения ощущения
необходима работа всего анализатора в целом,
следовательно, нельзя
сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу.
Только анализ
нервного импульса, поступающего от глаза в
соответствующие участки ко-
ры головного мозга (затылочная часть), приводит к
возникновению зри-
тельного ощущения.
Деятельность анализаторов условно-рефлекторна.
Сформированный в ко-
ре головного мозга нервный импульс по центробежным
(эфферентным (от
лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям,
поступая на двигательные
или секреторные механизмы, приводит к той или иной
ответной реакции,
вызывает соответствующую настройку чувствительности
рецептора. Мозг,
получая обратный сигнал о деятельности рецептора,
непрерывно регулиру-
ет его работу.
Органы чувств неразрывно связаны с органами движения.
Например, в
процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные
движения, как
бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.
Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное
пассивное отра-
жение того или иного свойства, а активный процесс,
сложнейшая деятель-
ность анализаторов, имеющая определенную структуру.
Деятельность раз-
личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех
анализаторов на-
зывается сенсорной сферой психики человека.
Ощущения не только несут информацию об отдельных
свойствах явлений
и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию.
(Известны слу-
чаи, когда у больного оставался действующим лишь один
орган чувств -
глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный
канал, связы-
вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал.)
Классификация ощущений
В зависимости от расположения рецепторов все ощущения
делятся на
три группы.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с
рецепторами,
находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые,
обонятельные,
вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные
ощущения.
Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения,
связанные с
рецепторами, находящимися во внутренних органах.
К третьей группе относятся кинестезические
(двигательные) и стати-
ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах,
связках и сухо-
жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат.
"proprio" - собствен-
ный).
В зависимости от модальности анализатора различаются
следующие виды
ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные,
вкусовые, кинес-
тезические, статические, вибрационные, органические и
болевые. Разли-
чаются также контактные и дистантные ощущения.
Общие психофизиологические закономерности
ощущений
Работа каждого анализатора имеет свои специфические
закономерности.
Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим
психофизиологическим
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|