Реферат: Коучинг как новая технология развития и обучения персонала
Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то,
чтобы сосредоточить внимание человека на целенаправленном действии и побудить
его совершить это действие, получив от этого удовольствие.
Коучинг существует и как вид менеджмента, и тогда это целенаправленный
процесс развития потенциала сотрудников, способствующий максимизации их личной
производительности и успешной деятельности всей компании в целом. Многие
организации стали применять принципы коучинга, повышая эффективность каждого
сотрудника на каждом организационном уровне. А в компаниях группы Fortune 1000 коуч - это штатная позиция.
Если кратко охарактеризовать сферы применения коучинга, то можно сказать,
что личностный коучинг помогает:
·
определять цели и оптимальные шаги их достижения;
·
повышать самостоятельность и ответственность
консультируемого;
·
получать удовлетворение от своей деятельности;
·
учиться находить новые пути эффективного
сотрудничества;
·
быстро принимать нужные решения в трудных
ситуациях;
·
согласовывать индивидуальные цели с целями
организации;
·
делать свою жизнь более богатой;
·
открывать новые возможности;
·
больше зарабатывать и меньше тратить;
·
обогащать жизнь новыми продуктивными личными
отношениями.
Бизнес-коучинг позволяет эффективно решать следующие задачи:
·
создание сплоченных рабочих команд;
·
вывод на рынок новых продуктов и услуг;
·
нематериальная мотивация персонала;
·
управление изменениями;
·
выход на новые рынки;
·
управление проектами (от отдела до организации);
·
увеличение эффективности продаж;
·
создание проектных команд;
·
формирование конкурентных преимуществ;
·
позиционирование товара или компании.
·
обучение персонала.
Для достижения поставленных целей в коучинге используются научно
обоснованные методы, техники персонального роста и практический опыт. Это
процесс самостоятельного развития, который дает клиентам ясное представление о
том, кто они, что они делают, к чему стремятся и почему стремятся именно к
этому.
Ни один другой метод обучения не принимает во внимание личную историю
человека, позволяющую опереться на его лучшие качества.
Поданным исследования Manchester Inc., организации, инвестирующие в коучинг для своих
топ-менеджеров, получили почти шестикратную прибыль. Во-первых, это объясняется
тем, что коучинг сосредотачивает людей на выполнении дел, которые увеличивают
прибыль организации. Во-вторых, он дает компании-клиенту «капитал» самомотивации
и ответственности персонала, которые максимизируют продуктивность и
эффективность организации, что опять же ведет к увеличению прибыли.
Коучинг не дает «ценных советов», а предоставляет в распоряжение клиента
реальные методы и навыки. Их использование позволит в конкретной ситуации
самостоятельно находить нужные, работающие решения, оптимальные для человека и
компании. Эта технология надежно адаптирует организацию и личность к высокой
конкуренции на рынке. Именно уровень эффективности и продуктивности организации
является огромным ресурсом, в использовании которого еще нет жесткой
конкуренции.
Конкурентное преимущество компании лежит не в сфере владения
информационными технологиями - они есть у всех. Не найти его и в сфере багажа
знаний персонала - почти каждый «хороший» менеджер сегодня имеет степень МВА.
На эффективность работы организации влияет не то, что умеет и знает персонал, а
то, что он хочет делать и как это делает. Коучинг позволяет получить
инициативных и деятельных сотрудников, которые по своему желанию выкладываются
на все 100%.
Этот новый стиль управления людьми позволяет
работникам почувствовать, что они не безразличны и о них действительно
заботятся.
В подтверждение вышесказанному хочу привести результаты исследования по
коучингу, проведенного Manchester Inc. в 1999 году.
Компании, заказывающие коучинг для своих руководителей, отметили следующие
улучшения:
• повышение производительности (53% по мнению руководителей);
• повышение качества продукции услуг (48%);
• укрепление организации (48%);
• снижение жалоб потребителей (34%);
• увеличение итоговой доходности (22%).
Руководители отметили улучшения в следующих сферах:
• рабочие отношения с непосредственными подчиненными (77% по мнению
руководителей);
• рабочие отношения с непосредственными супервизорами (71%);
• командная работа (67%);
• удовлетворенность работой (61%);
• снижение конфликтности (52%);
• приверженность компании (44%);
• работа с клиентами (37%).
1.2 ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ?
Термин становится модным, концепция прорастает в парадигму, но однозначного
понимания его в России пока еще нет. Многие считают, что «коучинг - обычный
тренинг или психотерапия, наставничество, названные громким западным словом в
дань моде, чтобы «поднять ценник».
Ели бы все было так просто, то вряд ли в Америке, Европе, Канаде, Китае и
многих других странах, где обычные тренинги практикуются десятилетиями, книги и
семинары по коучингу пользовались бы таким успехом и стоили бы так дорого.
Итак, определения коучинга:
"Сoaching"(Коучинг) - наставлять, воодушевлять,
тренировать. (Краткий оксфордский словарь).
"Coaching" -
тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или
состязаниям". (Англо-русский словарь Мюллера В.К.)
Коучинг - это средство содействия, помощи другому человеку
в поиске его собственных решений или его (ее) продвижения в любой сложной
ситуации.
Коучинг - это
инструмент для оптимизации человеческого потенциала и эффективной деятельности.
Коучинг - это
поддерживающее отношение к клиенту, которое ставит основной акцент на то, чтобы
клиент достигал своих целей, самостоятельно решая проблемы, стоящие перед ним,
добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей.
Коучинг - вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей
задачей профессиональный и личностный рост, повышение персональной
эффективности. Коучинг направлен на помощь в достижении целей и решении
различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе, карьере,
образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье.
Коучинг в
работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и
служащего, который способствует как успешной деятельности компании, так и
профессиональному становлению сотрудника в быстро изменяющихся обстоятельствах
служебной деятельности.
”Основной отличительной особенностью коучинга
(как в спорте, так и в бизнесе) является то, что коуч помогает человеку найти
собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно, коуч
вовсе не обязательно - эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом
в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей».
Павел
Безручко.
”Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности для
максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает
личности обучаться, нежели учит».
Tim Gallwey.
Коучинг
фокусируется на будущих возможностях, а не прошлых ошибках. Клиенты не столько
получают решения от коуча, сколько принимают их сами, направляемые коучем.
Джон Уитмор.
"Коучинг
высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и
значительные решения, более выгодные проекты и действия. Коучинг
поощряет людей взять на себя более смелые, более рискованные проекты, которые в
итоге могут оказаться значительно более доходными, чем можно было вообразить
вначале".
The Wall Street Journal
"Основатели коучинга заявляют, что не
имеют дело с теми, кто желает освободиться от чего бы то ни было. Они работают
с людьми, которые хотят чего-то добиться, приобрести".
"Обучение за рубежом" Елена Кузнецова.
"Коучинг - новая профессия, синтезированная из психологии,
менеджмента, финансов, философии, духовных учений и направленная на улучшение
жизни клиентов в профессиональной и личной сфере".
Группа тренеров "Dragon Pathways."
Коучинг -
это специальная деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека
или группы, и использующая для этого специальные методы.
1.3 КОУЧИНГ-ОТКУДА И ЗАЧЕМ. ИСТОКИ КОУЧИНГА.
1.3.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА.
Вопреки сложившемуся мифу, слово «коуч» - далеко не новое. Оно имеет
венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало оно тогда ни что иное, как карету,
повозку. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина - «то, что
быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути».
Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В
начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название
спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности,
связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием.
С 80-х годов XX века коучинг
официально признан в бизнесе. В настоящее время существует порядка 50 школ и
около 500 видов коучинга, начиная от VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как отдельная
профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча
официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации
коучей.
В настоящее время коучинг продолжает развиваться и совершенствоваться,
занимая всё новее и новые области применения.
Многие теоретики и практики психологии с начала столетия влияли на
развитие и эволюцию области коучинга. Коучинг построен на открытиях, почти все
из которых были сначала сделаны в других областях. Его упрощенно можно считать
сводным сборником эффективных принципов, техник и подходов.
Предшественниками и истоками коучинга считаются:
·
Гуманистический подход в психотерапии.
·
Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального
интеллекта.
·
Сократовские методы диалога.
·
Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.
Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех экономически
развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления
человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Сингапур и Гонконг
переживают бум личных тренировок. Практически на каждом предприятии,
руководители которых заботятся о стабильном и развивающемся бизнесе, имеется
официальная должность тренера-коуча.. Его технология помогает людям вырасти над
собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные
цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг называют
профессией XXI века. Он
развивается по нескольким направлениям: личный коучинг, профессиональный
коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др.
Ниже приводятся наиболее очевидные варианты применения коучинга в работе с
персоналом:
· Мотивация персонала.
· Оценка.
· Делегирование полномочий.
· Решение проблем.
· Урегулирование взаимоотношений.
· Планирование и проверка.
· Работа в группах.
· Исполнение задач.
· Развитие персонала.
1.3.2 ТЕРМИНОЛОГИЯ КОУЧИНГА.
Коучинг - процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Это
технология партнерского взаимодействия с коучем, с самим собой, с окружающим
миром.
Термином «коуч» обозначают специалиста, проводящего
«коучинг» - процесс Коуч консультирования.
Термином «коучируемый» - клиента, в роли которого
может выступать как отдельный человек, так и команда, организация. Коучинг
проводится в форме регулярных встреч, которые называются сессиями
коучинга.
Коучинг - это технология, перемещающая из зоны проблемы в зону
эффективного решения. Это система, которая позволяет увидеть, почувствовать новые
подходы и возможности, позволяет раскрыть ваш потенциал и «навести порядок» во
многих областях жизни. Коучинг - это взаимодействие партнеров, и коуч в этом
взаимодействии не выступает в роли консультанта, не дает советов или
рекомендаций. Это противоречило бы одной из основных задач коучинга - раскрытию
потенциала человека.
1.3 ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ КОУЧИНГ?
Что люди получают от коучинга?
Опишу пять главных, описываемых результатов коучинга:
1. Построение такой жизни, которая позволяет
ставить и осуществлять важные личные цели, позволяет обрести внутреннюю гармонию. Коуч предлагает стратегии для управления временем,
жизненной гармонией и качеством жизни.
2.Обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет вам сосредоточиться на том, что наиболее важно для вас, и
действовать согласно этим ценностям. Воодушевление, мотивация и удовольствие -
вот что обычно сопровождает этот процесс.
3. Достижение и увеличение благосостояния. Если мы четко определяем для себя, какие блага мы хотим получить, наша
жизнь организуется таким образом, чтобы эти блага нам обеспечить. В результате
мы становимся и более счастливыми и более успешными.
4.Преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных
внутренних и внешних препятствий. Благодаря качественно проведенному коучингу,
внутренние блоки могут исчезнуть, а внешние блоки - быть преодолены. Это наиболее
эффективный путь.
5.Прояснение своих целей и сосредоточение на
приоритетах. Если ты четко знаешь, чего именно хочешь
от жизни, процесс получения этого становится гораздо проще. Хорошо определенные
цели и установки на будущее позволяют нам расслабиться и сосредоточиться на
том, что действительно важно именно сейчас.
Роль коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту определиться с
приоритетами и поддерживать в нем решимость добиться цели и ответственность за
ее достижение.
Коуч фокусируется на созидании, на достижении целей, на создании
результатов. Его клиент - человек, который хочет идти к своим целям. Коучинг
направлен из настоящего в будущее, прошлое при этом не рассматривается. Цели и
направление работы определяет клиент, а коуч сопровождает его на этом пути.
Для кого предназначен коучинг? Для всех, кто хочет сделать свою жизнь
счастливой и успешной, для всех - от высокостатусных предпринимателей до
матерей-одиночек. Коучинг начинается с вопроса: «Чего ты хочешь?». Если клиент
не определился с ответом, коуч поможет ему выяснить его истинные желания и
поддержит на пути обретения этой истины.
Коуч не учит своего клиента, как делать, он создает условия для того,
чтобы обучаемый понял самостоятельно, что ему надо делать, определил способы, с
помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный
(удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные
этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности клиента).
Собственно коучинг может рассматриваться и в качестве метода планирования
собственной жизни, управления ее изменениями и развитием. Целью в этом случае
является создание самого себя как личности с необходимыми, желаемыми качествами
и характеристиками в социальном, личностном, межличностном, материальном и
духовном аспектах.
Если вести речь о корпоративном коучинге, то первостепенной задачей коуча
является прояснение индивидуальных целей клиента, выяснение возможностей
«встраивания» их в цели организации и возможности достижения собственных целей
при условии работы в данной организации.
С помощью коучинга можно придать новую окраску личным целям работников,
связать достижение персональных целей и целей организации. Когда работники
начинают понимать, что они достигают своих целей здесь, на предприятии, они
начинают жить в организации, работать ради организации. Работая
ради организации, они работают ради себя. Перестают быть временщиками и
начинают работать на перспективу. Работать в этой организации для них может
стать честью и привилегией.
1.4 ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА.
1.4.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА.
Принцип осознанности и
ответственности.
Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ
осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей
необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом
самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные
техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга.
В процедуре коучинга гармонично сочетаются два
принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда
человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода
появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и
стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может
эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой
единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для
достижения конкретного результата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|