рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов рефераты

         Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова его основная причина – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Решение данных проблем особенно важно, прежде всего,  для разработки мер по предупреждению выгорания.


      


                                   


                        Глава 2.   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

                                     2. 1 Гипотеза исследования

       Целью практической части данной работы является исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов, посредством исследования личностных и организационных факторов, инициирующих развитие данного синдрома.

              Гипотезой данного исследования послужили следующие предположения:

            - синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной  профессиональной деятельности педагога;

             - на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности.                                

                                      2. 2   Цели и задачи исследования

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявления  влияния на него организационных и личностных факторов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    1.  Диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов;

              2. Диагностика личностных особенностей педагогов;

              3. Анкетирование, с целью выявления влияния организационных                                      факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания;

4. Анализ влияния организационных и личностных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов.

                         2.3   Методики исследования

Для проведения данного исследования  были выбраны следующие методики:

1.   Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”.

Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1.   Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.

-     9 и менее баллов симптом не сложился;

-     10-15 баллов – складывающийся симптом;

-     16 и более баллов – симптом сложился.

2.   Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.

-     36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

-     37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

-     61 и более баллов – фаза сформировалась.

3.   Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в приложении N1.

4.   Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг,

Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”). Опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает “согласен” или “нет”. Опросник предназначен для диагностики таких личностных свойств как:  невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность (шк. II); депрессивность (шк. III); раздражительность (IV); общительность (шк. V); уравновешенность (шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII); застенчивость (шк. VIII); открытость (шк. IX); экстраверсия – интроверсия (шк. X); эмоциональная лабильность (шк. XI); маскулинизм – феминизм (шк. XII). Этот опросник предназначен для широкого круга испытуемых, возможно индивидуальное и групповое предъявление.

  Описание методики представлено в приложении N2.

5.    Метод диагностики межличностных отношений. (Адаптированный материал интерперсональной диагностики Т. Лири). Данная методика адаптирована Собчик Л.Н. и предназначена для диагностики структуры межличностных и внутриличностных отношений. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 16-ти вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного поведения разработан опросник, представляющий собой 128 простых характеристик, на которые испытуемые отвечают “да” или “нет”.  Данная методика выбрана мною, так как позволяет получить данные, как о личности испытуемого, так и об межличностных отношениях с окружающими. Описание методики представлено в приложении N3.

4.   Для исследования влияния организационных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания,  была составлена анкета. Анкета состоит из 14 вопросов, относящихся к организационной сфере. Анкета представлена в приложении N4.

                                             2.4  База исследования

    Исследование проводилось в двух детских садах и одной средней школе города Тюмени. Испытуемыми стали 40 педагогов с разным профессиональным стажем. Из них: 23 воспитателя и 17 учителей начальных классов.

   Тестирование испытуемых проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см. приложения). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее проведен корреляционный анализ результатов и подсчитаны коэффициенты корреляции Стьюдента по фазам симптома, а так же по личностным и организационным  факторам. На основе полученных данных мы попытались  проследить  зависимость влияния личностных и организационных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания.

2.5   Результаты исследования и их анализ

      В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов.  Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по  количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Таблица 1

I  фаза II  фаза III  фаза
Общий
Должность Стаж,лет 1 2 3 4 итог 5 6 7 8 итог 9 10 11 12 итог балл
I группа 1 воспитатель 10 20 10 10 21

61

2 10 10 20

42

7 3 7 18

35

138

2 воспитатель 12 7 10 11 5

33

26 5 21 15

67

10 12 10 13

45

145

3 воспитатель 30 24 13 13 28

78

5 3 25 10

43

9 10 7 18

44

165

4 воспитатель 15 17 10 22 5

54

20 27 27 25

99

21 23 18 8

70

223

5 воспитатель 25 25 10 8 18

61

2 12 28 25

67

10 13 25 30

78

206

6 воспитатель 4 мес 0,33 30 15 11 25

81

13 2 26 27

68

27 12 10 15

64

213

7 воспитатель 2 27 15 20 16

78

15 15 30 23

83

22 23 30 30

105

266

8 воспитатель 21 22 8 18 28

76

18 20 28 28

94

26 20 23 28

97

267

9 учитель 28 28 8 2 26

64

12 7 23 8

50

7 3 13 10

33

147

10 учитель 21 19 11 0 0

30

23 0 25 14

62

6 8 2 15

31

123

11 учитель 15 4 21 26 22

73

28 25 15 17

85

28 25 3 8

64

222

12 учитель 30 22 11 11 5

49

17 18 30 27

92

15 28 25 30

98

239

13 учитель 12 30 18 13 0

61

10 0 26 12

48

27 7 28 22

84

193

14 учитель 19 17 5 5 0

27

18 17 12 25

72

7 20 17 25

69

168

15 учитель 9 5 3 5 12

25

28 5 28 12

73

5 8 23 15

51

149

16 учитель 12 20 13 6 3

42

20 20 0 23

63

25 10 18 8

61

166

17 учитель 12 20 7 16 23

66

30 9 23 30

92

30 15 18 20

83

241

18 учитель 20 27 11 21 15

74

20 10 11 17

58

4 16 28 8

56

188

19 учитель 12 4 3 7 7

21

17 22 5 25

69

5 15 8 5

33

123

II группа 20 воспитатель 1 мес 0,083 15 6 21 3

45

10 2 2 7

21

5 3 13 5

26

92

21 воспитатель 3 17 0 6 5

28

15 7 8 15

45

2 3 10 4

19

92

22 воспитатель 34 24 0 6 0

30

5 12 28 5

50

3 13 8 10

34

114

23 воспитатель 21 3 10 6 3

22

15 5 17 12

49

7 5 0 5

17

88

24 воспитатель 17 18 8 6 7

39

5 18 0 6

29

10 8 0 13

31

99

25 воспитатель 22 17 13 13 10

53

7 2 20 7

36

10 3 13 15

41

130

26 воспитатель 8 10 11 11 28

60

8 14 15 7

44

0 13 0 3

16

120

27 воспитатель 20 6 10 28 8

52

15 12 8 2

37

2 5 8 8

23

112

28 воспитатель 25 20 11 7 8

46

19 0 21 12

52

12 5 7 25

49

147

29 воспитатель 8 21 6 10 8

45

10 7 5 28

50

17 11 10 13

51

146

30 воспитатель 30 9 8 27 13

57

8 7 18 17

50

15 8 10 10

43

150

31 учитель 13 8 10 20 11

49

10 7 13 10

40

7 0 8 13

28

117

32 учитель 6 12 0 8 10

30

13 10 15 15

53

5 11 8 15

39

122

III группа 33 учитель 16,5 2 0 0 6

8

0 5 0 0

5

0 3 0 3

6

19

34 учитель 30 5 3 5 2

15

3 10 2 15

30

2 8 5 3

18

63

35 учитель 4 7 0 5 8

20

7 7 0 12

26

0 8 0 0

8

54

36 учитель 10 7 8 7 11

33

5 5 5 17

32

10 3 13 3

29

94

37 воспитатель 4 мес 0,33 3 5 5 0

13

2 0 0 0

2

0 3 0 3

6

21

38 воспитатель 23 2 3 5 8

18

2 0 25 7

34

0 3 10 5

18

70

39 воспитатель 5 2 0 6 5

13

2 0 2 2

6

0 16 0 3

19

38

40 воспитатель 24 7 10 5 13

35

5 5 0 20

30

2 3 3 6

14

79

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10