Реферат: Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов
Вторая процедура
связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-бальной шкалы с
помощью таблицы.
Перевод первичных оценок в
стандартные
Первичная
оценка |
Стандартная
оценка по шкалам |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
5 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
6 |
2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
2 |
4 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
1 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
2 |
5 |
7 |
7 |
3 |
4 |
5 |
2 |
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
3 |
6 |
8 |
7 |
4 |
4 |
6 |
3 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
3 |
7 |
8 |
8 |
5 |
5 |
7 |
4 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
8 |
9 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
6 |
7 |
8 |
6 |
10 |
8 |
9 |
8 |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
11 |
8 |
9 |
8 |
9 |
6 |
- |
- |
- |
8 |
9 |
8 |
8 |
12 |
8 |
9 |
9 |
- |
7 |
- |
- |
- |
9 |
9 |
9 |
9 |
13 |
9 |
9 |
9 |
- |
8 |
- |
- |
- |
9 |
- |
9 |
9 |
14 |
9 |
- |
9 |
- |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
9 |
15 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
16 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Полученные
значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола
нанесением условного обозначения в точке, соответствующей величине стандартной
оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим
графическое изображение профиля личности.
Ключ к тесту.
-
Шкала
I
– невротичность (17 вопросов).
Ответы “да”: 4, 5, 12, 15, 22,
26, 31, 41, 42, 57, 66, 72, 85, 86, 89, 105.
Ответы “нет”: 49.
-
Шкала
II – спонтанная агрессивность (13 вопросов).
Ответы
“да”: 32, 35, 45, 50, 64, 73, 77, 93, 97, 103, 112, 114.
Ответы
“нет”: 99.
-Шкала III – депрессивность
(14вопросов).
Ответы
“да”: 16, 24, 27, 28, 30, 40, 48, 56, 61, 74, 84, 87, 88, 100.
Ответы
“нет”: отсутствуют.
-Шкала IV –
раздражительность (11 вопросов).
Ответы
“да”: 6, 10, 58, 69, 76, 80, 82, 102, 104, 107, 110.
Ответы
“нет”: отсутствуют.
-Шкала V – общительность
(15 вопросов).
Ответы
“да”: 2, 19, 46, 52, 55, 94, 106.
Ответы
“нет”: 3, 8, 23, 53, 67, 71, 79, 113.
-Шкала VI – уравновешенность
(10вопросов).
Ответы
“да”: 14, 21, 29, 37, 38, 59, 91, 95, 108, 111.
Ответы
“нет”: отсутствуют.
-Шкала VII – реактивная
агрессивность (10 вопросов).
Ответы
“да”: 13, 17, 18, 36, 39, 43, 65, 75, 90, 98.
Ответы
“нет”: отсутствуют.
-Шкала VIII – застенчивость
(10 вопросов).
Ответы
“да”: 9, 11, 20, 47, 60, 70, 81, 83, 109.
Ответы
“нет”: 33.
-Шкала IX – открытость (13
вопросов).
Ответы
“да”: 7, 25, 34, 44, 51, 54, 62, 63, 68, 78, 92, 96, 101.
Ответы
“нет”: отсутствуют.
-Шкала X – экстраверсия –
интроверсия (12 вопросов).
Ответы
“да”: 2, 29, 46, 51, 55, 76, 93, 95, 106, 110.
Ответы
“нет”: 20, 87.
-Шкала XI – эмоциональная
лабильность (14 вопросов).
Ответы
“да”: 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85, 87, 88, 102, 112, 113.
Ответы
“нет”: 59.
-Шкала XII – маскулинизм –
феминизм (15 вопросов).
Ответы
“да”: 18, 29, 33, 50, 52, 58, 59, 65, 91, 104.
Ответы
“нет”: 16, 20, 31, 47, 84.
3. Метод диагностики
межличностных отношений
(адаптированный
вариант интерперсональной диагностики Т. Лири).
Назначение
методики. Методика адаптирована Л.Н. Собчик и представляет собой подробное
изложение модифицированного варианта методики Т. Лири, предназначенного для
диагностики структуры межличностных и внутриличностных отношений.
Ход
обследования. Методика представляет собой набор лаконичных характеристик,
по которым испытуемый оценивает себя – свое актуальное “Я”. Это – образ
собственного “Я” на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой
порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрен
регистрационный лист (см. приложение), в нем испытуемый зачеркивает номера,
соответствующие тем характеристикам, которые он у себя находит, оставляя не
зачеркнутыми остальные.
Инструкция
испытуемому. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики.
Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему
представлению о себе. Если “да”, то перечеркните крестом соответствующую
порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если
“нет”, то не делайте никаких пометок. Итак, какой Вы человек?
Обработка
результатов. После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку
регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного
взаимодействия. Для этого используется “ключ”, с помощью которого выделяются
блоки по 16 номеров, формирующих 8 октантов методики. Количество перечеркнутых
испытуемым номеров в каждом блоке выносится на таблицу количественных
результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант
межличностных отношений.
Ключ к методике
I.
Властный
- лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8-ми включительно) выявляет
уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства
руководителя. При высоких показателях – нетерпимость к критике, переоценка
собственных возможностей (до 12-ти баллов), дидактический стиль высказываний,
императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12
баллов).
II.
Независимый
– доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного,
независимого, соперничающего (в пределах 8 баллов) до самодовольного,
нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над
окружающими, с тенденцией иметь собственное мнение, отличное от мнения
большинства, и занимать обособленную позицию в группе (12-16 баллов).
III.
Прямолинейный
– агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей выявляет
искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении
цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и
вспыльчивость (высокие баллы).
IV.
Недоверчивый
– скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и
неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый
модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму,
недовольством окружающими и подозрительностью при показателях 12 – 16 баллов.
V.
Покорно
– застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений как
скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При
высоких баллах – полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.
VI.
Зависимый
– послушный. При умеренных баллах – потребность в помощи, доверии со стороны
окружающих, в их признании. При высоких показателях – сверхконформность, полная
зависимость от мнения окружающих.
VII.
Сотрудничающий
– конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам,
стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным
отношениям с окружающими. Избыточность данного стиля проявляется компромиссным
поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к
окружающим, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
VIII.
Ответственно
– великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим,
развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность,
сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
4. Анкета
1. Какова продолжительность
вашего рабочего дня в часах?
2. Приходится ли вам
работать сверхурочно?
а) никогда;
б) иногда;
в) часто.
3. Сколько примерно
времени вы тратите на подготовку к новому рабочему дню?
4. Сколько детей в
вашем классе (группе)?
5. Есть ли среди ваших
воспитанников “трудные” дети? Если да, то сколько?
6. Каковы ваши
взаимоотношения с руководством?
а) чувствую
поддержку, одобрение;
б) нейтральные, нет
похвалы, но нет и нареканий;
в) ощущаю давление
и непонимание.
7. Получаете ли вы
дополнительное вознаграждение за добросовестно выполненную работу?
а) часто;
б) иногда;
в) никогда.
8. Каковы ваши
взаимоотношения с родителями учеников?
а) часто слышу
слова благодарности;
б) нейтральные,
ровные;
в) бывают
конфликты, жалобы руководству.
9. Как бы вы
определили уровень вашей заработной платы?
а) высокий;
б) средний;
в) низкий.
10.
Есть
ли у вас удовлетворение от выбранной вами профессии?
11.
Чувствуете
ли вы, что ваша профессия важна и значима в обществе?
12.
Бываете
ли вы на курсах повышения квалификации? Если да, то как часто?
13.
Приходится
ли вам выполнять работу не соответствующую вашей квалификации?
а) никогда;
б) иногда;
в) часто.
14. Бывает ли, что
ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?
|