рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии рефераты

Катя К. (подготовительная группа). Преобладающая форма обще­ния внеситуативно-познавательная. Девочка с радостью согласилась поучаствовать в эксперименте. Она сразу обратилась к игрушкам и долго (15 минут) с ними играла, однако в этой ситуации общения чув­ствовала себя очень скованно, мало говорила, причем все ее высказы­вания были ситуативными. Перейти к чтению книги она согласилась только после долгих уговоров, т.к. никак не могла расстаться с иг­рушками. Однако сразу почувствовала себя свободнее, хотя не совсем  комфортно. Говорила девочка в этой ситуации общения больше. Она рассказала экспериментатору после чтения книги о колокольчиках, где растут колокольчики, что они вянут, если их сорвать, но на вопро­сы взрослого отвечала неохотно, односложно. На предложение побе­седовать она согласилась. Во время беседы чувствовала себя очень комфортно, много говорила, но многие ее высказывания были ситуа­тивны. Ничего об экспериментаторе она узнать не захотела., а стала рассказывать о себе, своей маме, бабушке. Беседа длилась 6 минут, после чего девочка выразила желание вернуться в группу. Та же кар­тина наблюдалась в повторных опытах.

Таким образом, у испытуемых экспериментальной группы повы­сился уровень коммуникативной деятельности. У большинства из них появилось стремление к познавательным контактам, интерес к книге, а деловое общение отступило на второй план; т.е. у детей ведущей стала внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. После занятий формирующего эксперимента все испытуемые прояви­ли способность к внеситуативно-личностному общению, однако бесе­ды на личностные темы они, как правило, поддерживают с трудом.

У участников же контрольной группы в основном сохранилось преобладание деловых контактов, на фоне которых общение со взрослым происходило для них проще и естественнее. Они обычно пренебрегали познавательными контактами и лишь немногие согла­шались вступить в беседу на личностные темы. Это значит , что до­минирующей для большинства из них осталась ситуативно-деловая форма общения со взрослым. И лишь у некоторых дошкольников с ЗПР без специального обучения к 7 годам начинает преобладать вне­ситуативно-познавательная форма общения со взрослым.

Следовательно, данными экспериментов по диагностике форм об­щения на 3, контрольном, этапе были подтверждены наши предполо­жения о том, что уровень коммуникативной деятельности детей с ЗПР можно повысить, упражняя их в общении на специально организо­ванных занятиях, моделирующих внеситуативные (внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную) формы общения со взрослым.

На заключительном этапе нашей работы снова были проведены наблюдения за испытуемыми для выявления у них ведущих средств общения. Они по-прежнему пользовались в основном речевыми и экспрессивно-мимическими средствами, причем последние не стали сколько-нибудь разнообразнее и были в основном представлены улыбками и мимикой. Как и раньше все дети разговаривая со взрос­лым, редко на него смотрели. Отметим, что участники эксперимен­тальной группы больше пользовались различными средствами обще­ния, чаше прибегали к предметно-действенным средствам (прибли­жениям, удалениям, протягиваниям предметов). Основными средст­вами общения по прежнему остались речевые (12 детей) и экспрес­сивно-мимические (3 испытуемых).По сравнению с данными наблю­дений 1 этапа трое детей (2 из экспериментальной и 1 из контрольной групп) перешли от экспрессивно-мимических средств, которые явля­лись для них основными на исходном этапе, к речевым как ведущим средствам общения со взрослыми.

Таблица 9.

Ведущие средства общения со взрослыми у детей дошкольного возраста с ЗПР (n1 =8, n2 =7).

Группа                                  экспериментальная                    контрольная

Ведущие средства
общения                                  после               до               после              до
                                             обучения    обучения       обучения    обучения
                                               

Экспресивно-мимические        1                   3                     1                   2

Предметно-действенные          0                   0                     0                   0

Речевые                                      7                   5                     6                   5

Таким образом, большинству дошкольников с ЗПР, участвовавших в эксперименте, наиболее характерны речевые средства общения со взрослым, а формирующие эксперименты не оказали решающего влияния на изменение ведущих средств общения у детей из экспери­ментальной группы.

В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного влияния на формирование внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. По нашему мнению, в специальных дошкольных учреждениях необхо­димо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше. Формирование внеситуативных форм общения может осуще­ствляться как на специальных занятиях, так и вне их: во время игр, в уголке книги, в свободном общении детей с педагогами.

В ходе занятий учителям-дефектологам и воспитателям следует формировать у детей познавательные мотивы общения, вовлекать их в беседы на познавательные темы. Формирование интереса к книге, как источнику, содержащему множество интересных фактов, должно стать одной из главных задач, стоящих перед педагогами во время за­нятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим и чтения книг. Все это, по нашему мнению, будет способствовать возникновению реальной платформы для овладения детьми внеситуа­тивно-познавательной формой общения.

Следует также организовать специальные занятия, которые могли бы позволить детям общаться со взрослыми в рамках внеситуативно-личностной формы общения. Эта работа может быть включена, как составная часть , в занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтение книг, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Особенно удобно сочетать этот вид работы с дидактической иг­рой "Оцени поступок", направленной на нравственное воспитание дошкольников. Особое внимание во время таких занятий следует уде­лять преодолению ситуативности в контактах детей со взрослым. Для этого нужно постепенно переходить в беседах от простой констата­ции фактов к оценке и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких, как смелость, честность, дружба. Особой за­дачей перед взрослым во время бесед является согласование мнений педагога и детей.

Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностно­го, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой це­лью учителям-дефектологам и воспитателям следует поощрять лю­бую попытку ребенка рассказать о случаях, знакомых ему по книгам, фильмам, мультфильмам или из собственной жизни, сходных с обсу­ждаемыми. Дошкольники должны почувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их мнению прислушиваются.

Так организация работы по развитию общения детей с интеллекту­альной недостаточностью будет способствовать успешному овладе­нию ими внеситуативными формами общения со взрослыми.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что внеситуативные (внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная) формы общения со взрослым могут быть сформированы у детей с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения.

На основе данных, полученных нами в ходе эксперимента, мы сде­лали ряд выводов о развитии коммуникативной деятельности у дошколь­ников с проблемами в интеллектуальном развитии.

По результатам эксперимента мы определили, что для большинст­ва детей с ЗПР в возрасте 5-7 лет наиболее характерной является си­туативно-деловая форма общения, т.е. общение со взрослым проще и естественнее для них происходит на фоне деловых контактов. Внеси­туативные формы общения у них развиты крайне слабо: они обычно пренебрегают познавательными контактами и беседами на личност­ные темы. Лишь у немногих дошкольников с ЗПР к 7 годам начинает преобладать внеситуативно-познавательная форма общения.

Проведение целенаправленной работы по формированию общения способствует повышению уровня коммуникативной деятельности у детей. Деловое общение у них уходит на второй план, появляется стремление к познавательным контактам, интерес к книге, т.е наиболее характерной становится внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. У всех детей проявилась способность к внеси­туативно-личностному общению. Гораздо разнообразнее стали у них и средства общения.

В связи с тем, что становление внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста является важным составным компонен­том готовности к школьному обучению (М.И.Лисина [31], Е.О. Смирнова [46]), в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта, по нашему мнению , необходимо проводить работу по формированию внеситуативно познавательной и внеситуативно-личностной форм общения со взрослыми.

Работа по развитию внеситуативных форм общения со взрослыми у детей с нарушением интеллекта должна проводиться совместно учителями дефектологами и воспитателями. Она может быть органи­зована:

1) на специальных занятиях на основе внеситуативных форм об­щения;

2) во время занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтения книг, сюжетно-ролевых, дидактических игр;

3) вне специальных занятий : во время свободного общения детей с педагогами, во время игр, в книжном уголке и т.п.

Работа по развитию коммуникативной деятельности должна осу­ществляться по следующим направлениям:

1. Формирование у детей с нарушением интеллекта познаватель­ных и личностных мотивов общения.

2. Предложение ситуативности в контактах со взрослыми.

3. Стимулирование активности дошкольников при общении со взрослыми.

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является фор­мирование у детей интереса к книге, как источнику, содержащему много нового и интересного.

Организована таким образом работа по формированию у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью внеси­туативных форм общения позволит им, по нашему мнению, успешно овладеть внеситуативным общением, что может повлиять на успеш­ность дальнейшего обучения не только в дошкольном учреждении, но и в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации || Дефектология 1987 г.№4

2. Авреева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец || М.1991 г.

3. Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968 г.

4. Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам || Новые исследования в психологии. 1978 г. №2.

5. Бюлер Ш., Тюдор Тарт.Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. || 1931 г.

6. Ветрова В.В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управления деятельностью || Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. 1981 г.

7. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей.

8. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. || М. 1982 г.

9. Выготский Л.С. Прблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития.1934 г.

10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960 г.

11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.|| М.1988 г.

12. Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте || Генетические  проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск 1985 г.

13. Годовикова Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под редакцией Лисиной М.И. М.1980 г.

14. Головина Ж.Н. Некоторые особенности общения со взрослым детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития || Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. Иркутск ИГПИ 1989 г.

15. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. М.1961 г.

16. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г.

17. Денисова М.П., Фигурин Н.Л. Ранние условные рефлексы у детей || Советская педиатрия. 1935 г. №6

18. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей || Общение и речь. М.1985 г.

19. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург.1998 г.

20. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников.М.1974

21. Коррекционное обучение, как основа личностного развития аномальных дошкольников (под редакцией Носковой Л.П.) М.1989 г.

22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.1991 г.

23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.

24. Кистяковская М.Ю. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребенка. М.1946 г.

25. Лалаева Р.И. Особенности логопедической работы с детьми страдающими задержкой психического развития ||  Логопедия. (Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н.) М.1998 г.

26. Леонтьев А.А. Деятельность и общение || Вопросы философии.1979 г.№1

27. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) М.1980 г.

28. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев.1987 г.

29. Лисина М.И. Особенности практически действенного общения со взрослыми у детей раннего возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР т.2. М.1968 г.

30. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.

31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.

32. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников || Психология формирования личности и проблемы обучения (Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В.) М.1980 г.

33. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л.) Минск 1985 г.

34. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. М.1975

35. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития || Дефектология. 1975 г.№6

36. Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. М.1963 г.

37. Мазитова Т.Х. Развитие дифференцированных  взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев || Вопросы психологии 1963 г.№6

38. Максаков А.И. Правильно ли говорит ребенок М.1988 г.

39. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.

40. Развитие общения у дошкольников (Под редакцией Запорожца А.В., Лисиной М.И.) М.1974 г.

41. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.1989 г.

42. Рузская А.Г. Поведение детей раннего и дошкольного возраста  в условиях речевых и неречевых воздействий взрослого || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. Т.2. М.1990 г.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1946 г.

44. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психологического развития. М.1990 г.

45. Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И.) Минск.1985

46. Смирнова Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым неэффективность обучения в дошкольном возрасте || Новые исследования в психологии. 1975 г. №1.

47. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.1991 г.

48. Ульянкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.1990 г.

49. Фомичева Т.Б. Логопедия. М.1989 г.

50. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г

51. Фрадкина Ф.И. Возникновение речи у ребенка || Учебные записки ЛГПИ т.XII 1955 г.

52. Харин С.С. Развитие форм общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И.) Минск 1985 г.

53. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.1960 г.

54. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.1989 г.

55. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7